Элективный курс "Источники великой Победы". 9-й класс
Пояснительная записка.
История является одним из важных предметов учебного плана общеобразовательных учреждений России. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества, передает его учащимся, выступая объединяющим элементом для всех гуманитарных дисциплин.
Цели и задачи элективного курса “Источники великой Победы” состоят в том, чтобы дать учащимся возможность глубже осознать:
1. Последствия Второй мировой войны для всего человечества;
2. Целостное представление об основных источниках победы советского народа;
3. Критически подходить к анализу различных точек зрения на источники великой Победы;
4. Определить собственную позицию к исторической реальности;
5. С войной надо бороться, пока она не началась;
6. Привить интерес к выбранному предмету;
7. Патриотизм и интернационализм советского народа в годы войны.
Элективный курс "Источники великой Победы". 9й класс
Пояснительная записка.
История является одним из важных предметов учебного плана общеобразовательных учреждений
России. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт
человечества, передает его учащимся, выступая объединяющим элементом для всех гуманитарных
дисциплин.
Цели и задачи элективного курса “Источники великой Победы” состоят в том, чтобы дать
учащимся возможность глубже осознать:
1. Последствия Второй мировой войны для всего человечества;
2. Целостное представление об основных источниках победы советского народа;
3. Критически подходить к анализу различных точек зрения на источники великой Победы;
4. Определить собственную позицию к исторической реальности;
5. С войной надо бороться, пока она не началась;
6. Привить интерес к выбранному предмету;
7. Патриотизм и интернационализм советского народа в годы войны.
Актуальность программы определяется те, что в современных учебниках по отечественной истории
данной проблеме почти не уделяется времени. Все меньше остается свидетелей той страшной
трагедии, а учащиеся должны знать правду о войне.
Отбор содержания следует следующим принципам:
а) доступность,
б) научность,
в) системность,
г) объективность,
д) целостность.
Необходимые ресурсы: исторические карты, схемы, исторические первоисточники, портреты
полководцев и Героев Советского Союза, материалы краеведческого музея и Поста № 1 “Огня вечной
Славы”, компьютерный кабинет, Интернет.
Методические рекомендации: программа рассчитана на 24 (это первая, вторая и третья четверти
при 1 часе в неделю). Формы и методы в проведении занятий: лекции, конференции, встречи с
ветеранами Отечественной войны и тружениками тыла. Игровые методы, урокидискуссии, уроки
практикумы, “круглые столы”, занятия у Огня вечной Славы.
Формы контроля: тестирование, написание эссе, творческие работы.
Конечный ЗУН учащихся.
Материал рассчитан на расширение и углубление базового комплекса.
Данный элективный курс позволит учащимся лучше усвоить внешнеполитическую деятельность СССР
и РФ после войны и на современном этапе; усвоить урок истории– с войной нужно бороться, пока она
не началась. Учащиеся получат навыки отстаивать различные точки зрения на ход войны, опираясь на
фактический материал. Уметь отличать ложные знания от реальной действительности по теме
“Великая Отечественная война”.
Программа элективного курса “Источники великой Победы” (9 класс, 24 часа).
Введение. ХХ век и мировая война. 1 ч.
Раздел I. 3 ч.
Кто сыграл решающую роль в Победе: подходы и оценки.
Тема 1. 1 ч.
Фальсификация истории Второй мировой войны и Великой Отечественной войны.
Тема 2. 2 ч.
В.Резун (псевдоним В.Суворов) – “Ледокол,”. Ф.Рузвельт, Р.Бучанан, Х. Болдуин, Р.Хейдерман, Керр,
Крейг – теории “решающих побед”, “великих компаний”, “арсенал демократии”.
Раздел II. 19 ч.
Источники великой Победы.
Тема 3. 4 ч.Массовый подвиг советского народа. Подвиги защитников Брестской крепости. Подвиги Панкратова,
А.Матросова, И.Лаара. Первый огненный таран. Подвиг панфиловцев. Оборона Москвы, Ленинграда,
Сталинграда, Севастополя, “Дорога жизни”.
Тема 4. 3 ч.
Партизанское движение. Ковпак, Сабуров, Медведев. Партизанские отряды в Карачае и Черкесии.
“Концерт”, “Рельсовая война”. Дима Юрченко. Крымхан Мижева. Наташа Василенко.
Тема 5. 2 ч.
Подпольное движение. К.Заслонов. “Молодая гвардия” в Краснодоне. Юные подпольщики
Ставрополья.
Тема 6. 2 ч.
Военное искусство: Г.К.Жуков. Разведка в годы войны.
Тема 7. 3 ч.
Тыл в годы войны. “Все для фронта, все для победы!”, “Работать не только за себя, но и за товарища,
ушедшего на фронт!”.
Тема 8. 2 ч.
Советская наука в годы войны. Достижения Советской военной техники.
Тема 9. 2 ч.
Кино. Литература. Музыка. Религия. Изобразительное искусство.
Тема 10. 1 ч.
Союзники в годы войны и их вклад в победу.
Итоговый урок. 1 ч.
Учебнотематический план элективного курса “Источники великой Победы” (24 часа).
№
п/п
Образовательный
продукт
Форма
проведения
Название темы
Количество часов
всего Лекция. Практика
1
Вводный урок. ХХ век
и мировая война.
1
1
Лекция.
Раздел I. Кто сыграл решающую роль в Победе: подходы и оценка. (3ч.)
Тема 1. (1 ч.)
2
Фальсификация
истории Второй
мировой и Великой
Отечественной войны.
Тема 2. (2 ч.)
34
Теории “решающих
побед”, “великих
компаний”, “арсенал
демократии”.
1
2
1
1
Лекция.
Конспект.
1
Лекция. ,
Работа с
документами
Тезисы.
Раздел II. Источники великой Победы. (19 ч.)
Тема 3. (4 ч.)
5
Начало Великой
Отечественной войны.
Защита Брестской
1
1
Лекция.крепости. Массовый
подвиг народа. Первый
огненный таран.
Подвиги Панкратова,
А.Матросова, И.Лаара
и других.
Подвиг панфиловцев.
“Велика Россия, а
отступать некуда
позади Москва”.
Оборона Севастополя,
Ленинграда. “Дорога
жизни”.
Сталинградская битва.
6
7
8
Тема 4. (3 ч.)
9
10
11
12
Партизанское
движение. Ковпак,
Медведев. “Концерт”.
“Рельсовая война”.
Партизаны Карачая и
Черкесии. Дима
Юрченко. Крымхан
Мижева и другие.
Встреча. с ветеранами
Великой Отечественной
войны.
Подпольное движение.
К.Заслонов.
13
“Молодая гвардия”.
Тема 6. (2 ч.)
14
Военное искусство в
годы войны.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
Роль разведки в победе.
1
Тема 7. (3 ч.)
16–
17
Тыл в годы войны. “Все
для фронта, все для
2
1
1
1
1
1
1
Конференция.
Тезисы.
Конспект., стихи,
рисунки.
Работа с
исторически
материалом
схема
Исторический
анализ
Тезисы.
Встреча.
Исторический
анализ.
Тезисы.
Работа с
исторически
материалом.
Исторический
анализ.
Игра “Я –
полководец”.
Собственное
решение научной
проблемы.
Лекция.
Тезисы.
1
“Круглый
стол”.
Исторический
анализ.победы!”
18
Встреча. с
тружениками тыла.
Тема 8. (2 ч.)
19
20
Советская наука в годы
войны.
Достижения Советской
военной техники.
Тема 9. (2 ч.)
21
22
Кино, музыка, религия,
изобразительное
искусство в годы
войны.
Конкурс песни,
рисунков, карикатур.
Тема 10. (1 ч.)
23
Вклад в победу
союзников.
24
Итоговый урок.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Встреча.
Лекция.
Конспект.
Конференция
Тезисы.
Конференция
Конспект.
Выставка
творчества
учащихся
Творческие работы.
Лекция.
Конспект.
1
Героическая
поверка.
Выставка
образовательного
продукта по курсу.