Элективный курс "Лингвистический анализ художественного текста"
Оценка 4.9

Элективный курс "Лингвистический анализ художественного текста"

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
русская литература +2
Взрослым
28.05.2018
Элективный курс "Лингвистический анализ художественного текста"
Элективный курс "Лингвистический анализ художественного текста" для учащихся профильных классов социально-гуманитарного профиля (10-11 классы). Нацелен на развитие филологического образования у учащихся профильных классов, содержит материалы по русскому языку и литературе. Состоит из подробного описания, тематического планирования, списка рекомендованной к использованию литературы.Элективный курс "Лингвистический анализ художественного текста" для учащихся профильных классов социально-гуманитарного профиля (10-11 классы).
Электив.doc
Программа утверждена решением                                                                                  внесена в городскую картотеку  Научно­методического совета НМИЦ,                                                                                        передового педагогического опыта  свидетельство от «22» мая    2007 года Е.Е.Лесникова Лингвистический анализ художественного текста Программа элективного курса для 10­11­х классов социально­ гуманитарного профиля Цели курса:  1) развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного  коммуникативно­мотивированного высказывания и навыков  оперирования информативным лингвистическим содержанием текстов  художественных произведений;      2)   развитие внимания к слову в текстах художественных произведений. Задачи курса: 1) систематизировать и обобщить знания учащихся по разделам русского  языка и функционировании единиц языка в текстах художественных  произведений; 2) научить анализировать смысловое содержание текстов через анализ  языковых единиц; 3) развить коммуникативные умения и навыки, необходимые для  овладения различными видами чтения и анализа текста; 4) научить создавать письменные высказывания – анализы текстов; 5) научить работать со словарями. Теоретическая основа курса: 1) понятие о тексте художественного произведения и его разноуровневой  лингвистической структуре; 2) тропы и языковые средства, их роль в понимании содержания и смысла  текста; 3) комплексный анализ художественного текста; анализ текста  лирических произведений; анализ эпизода; 4) анализ текста художественно­публицистического стиля речи. 1 Основные формы организации занятий: 1) лекция с элементами беседы; 2) семинары­практикумы; 3) самостоятельная исследовательская работа учащихся. Курс, рассчитанный на 17 часов: лекции – 4 часа, семинары­практикумы – 8 часов, самостоятельная работа – 5 часов. Курс, рассчитанный на 34 часа: лекции – 8 часов; семинары­практикумы – 16 часов; самостоятельная работа – 10 часов. Пояснительная записка Одной из главных задач обучения русскому языку является  формирование у учащихся умения лингвистически правильно воспринимать,  интерпретировать тексты различных стилей и жанров, в том числе и  художественные, и художественно­публицистические. Центральное место текста в системе гуманитарного образования  определяется его семиотическими свойствами и коммуникативными  функциями, то есть способностью текста содержать информацию разных  видов и передавать эту информацию. Только обучение интерпретации текста  художественных произведений на разных языковых уровнях поможет  учащимся овладеть комплексным подходом к изучению текста, развить  навыки восприятия и оценки текста. Курс рассчитан на старшие классы гуманитарного профиля. Является  логическим продолжением работы по русскому языку по программе под  редакцией М.М.Разумовской в среднем звене, углубляет знания учащихся,  работающих по  программе под редакцией Н.Г.Гольцовой в старшем звене.  Кроме того, курс позволит осуществить межпредметные связи русского языка и литературы. Развить у учащихся навыки углубленного анализа  художественного текста с точки зрения функционирования в нем языковых  единиц, умение работать с текстом, проводить исследовательскую работу в  привлечением различных источников. Актуальность практической части курса 2 определяется тем, что учащиеся отрабатывают навыки, необходимые для  сдачи итоговой аттестации в форме ЕГЭ как по русскому языку, так и по  литературе. Курс носит  теоретико­практический характер. Его содержание может  быть расширено с учетом подготовки учащихся, если нужно уделять больше  времени теоретическому курсу или отработке навыков анализа  функционирования языковых единиц в тексте. Допустимо также больше  внимания уделять анализу текста художественно­публицистического стиля.  Произведения для анализа могут быть выбраны и другие, с учетом  предпочтений учителя и учащихся. В зависимости от уровня подготовки класса предусмотрены  вариативные часы (17 или 34) на изучение курса. Содержание курса 1. Лекция. Особенности текста художественного стиля речи.  Особенности функционирования в тексте художественных  произведений языковых единиц разных уровней: фонетико­ фонологического, лексико­семантического, морфемно­ морфологического и синтаксического. Их роль для понимания  смысловой направленности текста. 2. Семинар­практикум. Фонетико­фонологический аспект в  поэзии Серебряного века. На примере произведений  А.А.Ахматовой, В.Я.Брюсова и др. Звукопись. Музыкальность.  Их роль для понимания содержания текстов. 3. Самостоятельная работа. Фонетико­фонологический анализ  произведений поэтов Серебряного века (по выбору  учащихся). 4. Лекция. Художественные средства языка. Тропы. Их  функционирование в текстах художественных произведений  XIX и XX веков. Виды тропов, их отличительные черты.  Понятие о роли тропов тексте  художественногопроизведения. 5. Семинар­практикум. Анализ тропов и особенностей их  функционирования в поэзии и прозе М.Ю.Лермонтова.  6. Семинар­практикум. Анализ тропов и сосбенностей их  функционирования в поэзии С.А.Есенина. 7. Самостоятельная работа. Анализ текста лирического  произведения с точки зрения функционирования тропов (по  выбору учащихся). 3 8. Лекция. Лексика ограниченного употребления (архаизмы,  историзмы, диалектизмы, неологизмы) на страницах  художественных произведений. Роль лексики ограниченного  употребления для создания исторической и бытовой  атмосферы в художественных  произведениях. Цель  употребления неологизмов и окказионализмов в  художественных текстах. 9. Практикум. Архаизмы и историзмы на страницах романа  А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Практическая работа с  этимологическими словарями, Словарем живого  великорусского языка В.И.Даля, Словарем языка  А.С.Пушкина. 10. Практикум. Неологизмы и окказионализмы в поэзии  В.В.Маяковского и С.А.Есенина.  11. Практикум. Диалектная лексика на страницах произведений  М.А.Шолохова. 12. Лекция.   Языковые средства выразительности и их  использование в текстах художественных и художественно­ публицистических произведений. Виды языковых средств  выразительности Экспрессивная и смысловая функция  языковых средств. 13. Практикум. Синтаксический аспект анализа художественных  произведений.Употребление разных синтаксических  конструкций, их экспрессивная функция в эпизодах  художественных произведений. На примере анализа эпизодов  произведения Л.Н.Толстого «Война и мир». 14. Самостоятельная работа. Анализ текста художественно­ публицистического произведения с точки зрения  использования в нем языковых средств выразительности (на  примере текстов для проведения ЕГЭ по русскому языку). 15. Практикум. Морфемно­морфологический аспект анализа  художественного произведения. Употребление слов разных  частей речи в поэтических текстах В.Я.Брюсова,  К.Д.Бальмонта. Свободное обращение с морфемным  составом слов в поэзии М.И.Цветаевой. 16, 17. Самостоятельная работа. Комплексный лингвистический  анализ текста (по выбору учащихся). Планирование курса Лекция Семинар­ Самостоятельная 4 практикум работа 1ч(2ч)  Фонетико­ фонологический  анализ произведений  поэтов Серебряного  века. 1ч(2ч)  Анализ текстов  лирических  произведений с точки  зрения  функционирования  тропов. 1ч(2ч)*  Особенности текста  художественного  стиля речи. 1ч(2ч)  Художественные  средства языка.  Тропы. 1ч(2ч) Лексика  ограниченного  употребления на  страницах  художественных  произведений. 1ч(2ч) Фонетико­ фонологический  аспект в поэзии  Серебряного века. 1ч(2ч)  Анализ тропов и  особенностей их  функционирования в  поэзии и прозе  М.Ю.Лермонтова 1ч(2ч)  Анализ тропов и  особенностей их  функционирования в  поэзии С.А.Есенина 1ч(2ч) Архаизмы и  историзмы в романе  А.С.Пушкина  «Евгений Онегин» 1ч(2ч) Неологизмы и  окказионализмы в  поэзии  В.В.Маяковского и  С.А.Есенина 1ч(2ч) Диалектизмы в  произведениях  М.А.Шолохова 5 1ч (2ч)  Языковые средства  выразительности и их использование в  текстах  художественных и  художественно­ публицистических  произведений. 1ч(2ч) Синтаксический  аспект анализа  текста  художественных  произведений. 1ч (2ч) Морфемно­ морфологический  аспект анализа  текста  художественных  произведений 1ч(2ч) Анализ текста  художественно­ публицистического  произведения с точки  зрения использования  в нем языковых  средств  выразительности 2ч (5ч) Комплексный  лингвистический  анализ текста                *В скобках указано количество часов на тему при работе 34­х часового курса. Литература А з а р о в а Н. М.  Текст. Пособие по русской литературе XIX века. – М.,  2000. Б а е в с к и й В. С.  История русской поэзии. – Смоленск, 1994. Г а г а е в Т. П.  Миры писателя в лингвостилистическом анализе. // Русский  язык в школе. – 2004. ­ №6. Г е й м б у х  Е. Ю.  Слово поэта и слово о поэте. // Русский язык в школе. –  2001. ­ №3. Г о р ш к о в А. И.  А.С.Пушкин в истории русского языка. – М., 2000. Г р я з н о в а  А. Т.  Такой разный Брюсов. // Русский язык в школе. – 2003. ­  №6. Г у л о в а  И. А.  «И все­таки узнают голос мой». Поэтическая фразеология в  лаборатории А.А.Ахматовой. // Русский язык в школе. – 1999. ­ №3. Д а л ь В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. ­   М., 2000. К а п л е н к о В. В.  Роль синтаксиса в организации текста. // Русский язык в  школе. – 2001. ­ №5. К о ж и н а М. Н.  Стилистика русского языка. – М., 1993. М а р к и н а  Е. Е.  К.Д.Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени». //  Русский язык в школе. – 2002. ­ №5. Н и к у л ь ц е в а  В. В.  Идентичные окказионализмы в творчестве  И.Северянина и В.Маяковского. // Русский язык в школе. – 2004. ­ №1. Н и к у л ь ц е в а  В. В.  «Лаконизм и энергия выражения». (Ранняя лирика  А.А.Ахматовой). // Русский язык в школе. – 2004. ­ №3. 6 Н и к у л ь ц е в а  В. В.  Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой  «Вчера еще в глаза глядел…».// Русский язык в школе. – 2000. ­ №3. Словарь языка Пушкина: В 4­х томах. – М., 1999­2000. С т е п а н о в А. В. Стиль Михаила Шолохова. // Русский язык в школе. –  2000. ­ №2. С т е п а н о в А.В.  «Герой нашего времени»: контаминация стилей. // Русский язык в школе. – 1999. ­ №5. Ф а т е е в а Н. А. Поэтика противоречий Марины Цветаевой. // Русский язык  в школе. – 2006. ­ №4. Х а в р у к  И. И. Диалектизмы в «Тихом Доне» М.А.Шолохова. // Русский  язык в школе. – 2001. ­ №5. Ш а н с к и й Н.М.  Художественный текст под лингвистическим  микроскопом. – М., 1987. Ш а н с к и й  Н. М.  Лингвистический анализ стихотворного текста. – М.,  2002. Ш а н с к и й  Н. М.  «Прощай, немытая Россия» М.Ю.Лермонтова. // Русский  язык в школе. – 2001. ­ №1. Ш а н с к и й  Н. М.  Этимологический словарь русского языка. – М., 1994. Ш е с т а к о в а Л. Л. Михаил Лермонтов в русской поэзии 20 века. // Русский язык в школе. – 2006. ­ №6. 7

Элективный курс "Лингвистический анализ художественного текста"

Элективный курс "Лингвистический анализ художественного текста"

Элективный курс "Лингвистический анализ художественного текста"

Элективный курс "Лингвистический анализ художественного текста"

Элективный курс "Лингвистический анализ художественного текста"

Элективный курс "Лингвистический анализ художественного текста"

Элективный курс "Лингвистический анализ художественного текста"

Элективный курс "Лингвистический анализ художественного текста"

Элективный курс "Лингвистический анализ художественного текста"

Элективный курс "Лингвистический анализ художественного текста"

Элективный курс "Лингвистический анализ художественного текста"

Элективный курс "Лингвистический анализ художественного текста"

Элективный курс "Лингвистический анализ художественного текста"

Элективный курс "Лингвистический анализ художественного текста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2018