Элективный курс "Лингвистический анализ художественного текста"

  • Разработки курсов
  • doc
  • 28.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Элективный курс "Лингвистический анализ художественного текста" для учащихся профильных классов социально-гуманитарного профиля (10-11 классы). Нацелен на развитие филологического образования у учащихся профильных классов, содержит материалы по русскому языку и литературе. Состоит из подробного описания, тематического планирования, списка рекомендованной к использованию литературы.Элективный курс "Лингвистический анализ художественного текста" для учащихся профильных классов социально-гуманитарного профиля (10-11 классы).
Иконка файла материала Электив.doc
Программа утверждена решением                                                                                  внесена в городскую картотеку  Научно­методического совета НМИЦ,                                                                                        передового педагогического опыта  свидетельство от «22» мая    2007 года Е.Е.Лесникова Лингвистический анализ художественного текста Программа элективного курса для 10­11­х классов социально­ гуманитарного профиля Цели курса:  1) развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного  коммуникативно­мотивированного высказывания и навыков  оперирования информативным лингвистическим содержанием текстов  художественных произведений;      2)   развитие внимания к слову в текстах художественных произведений. Задачи курса: 1) систематизировать и обобщить знания учащихся по разделам русского  языка и функционировании единиц языка в текстах художественных  произведений; 2) научить анализировать смысловое содержание текстов через анализ  языковых единиц; 3) развить коммуникативные умения и навыки, необходимые для  овладения различными видами чтения и анализа текста; 4) научить создавать письменные высказывания – анализы текстов; 5) научить работать со словарями. Теоретическая основа курса: 1) понятие о тексте художественного произведения и его разноуровневой  лингвистической структуре; 2) тропы и языковые средства, их роль в понимании содержания и смысла  текста; 3) комплексный анализ художественного текста; анализ текста  лирических произведений; анализ эпизода; 4) анализ текста художественно­публицистического стиля речи. 1Основные формы организации занятий: 1) лекция с элементами беседы; 2) семинары­практикумы; 3) самостоятельная исследовательская работа учащихся. Курс, рассчитанный на 17 часов: лекции – 4 часа, семинары­практикумы – 8 часов, самостоятельная работа – 5 часов. Курс, рассчитанный на 34 часа: лекции – 8 часов; семинары­практикумы – 16 часов; самостоятельная работа – 10 часов. Пояснительная записка Одной из главных задач обучения русскому языку является  формирование у учащихся умения лингвистически правильно воспринимать,  интерпретировать тексты различных стилей и жанров, в том числе и  художественные, и художественно­публицистические. Центральное место текста в системе гуманитарного образования  определяется его семиотическими свойствами и коммуникативными  функциями, то есть способностью текста содержать информацию разных  видов и передавать эту информацию. Только обучение интерпретации текста  художественных произведений на разных языковых уровнях поможет  учащимся овладеть комплексным подходом к изучению текста, развить  навыки восприятия и оценки текста. Курс рассчитан на старшие классы гуманитарного профиля. Является  логическим продолжением работы по русскому языку по программе под  редакцией М.М.Разумовской в среднем звене, углубляет знания учащихся,  работающих по  программе под редакцией Н.Г.Гольцовой в старшем звене.  Кроме того, курс позволит осуществить межпредметные связи русского языка и литературы. Развить у учащихся навыки углубленного анализа  художественного текста с точки зрения функционирования в нем языковых  единиц, умение работать с текстом, проводить исследовательскую работу в  привлечением различных источников. Актуальность практической части курса 2определяется тем, что учащиеся отрабатывают навыки, необходимые для  сдачи итоговой аттестации в форме ЕГЭ как по русскому языку, так и по  литературе. Курс носит  теоретико­практический характер. Его содержание может  быть расширено с учетом подготовки учащихся, если нужно уделять больше  времени теоретическому курсу или отработке навыков анализа  функционирования языковых единиц в тексте. Допустимо также больше  внимания уделять анализу текста художественно­публицистического стиля.  Произведения для анализа могут быть выбраны и другие, с учетом  предпочтений учителя и учащихся. В зависимости от уровня подготовки класса предусмотрены  вариативные часы (17 или 34) на изучение курса. Содержание курса 1. Лекция. Особенности текста художественного стиля речи.  Особенности функционирования в тексте художественных  произведений языковых единиц разных уровней: фонетико­ фонологического, лексико­семантического, морфемно­ морфологического и синтаксического. Их роль для понимания  смысловой направленности текста. 2. Семинар­практикум. Фонетико­фонологический аспект в  поэзии Серебряного века. На примере произведений  А.А.Ахматовой, В.Я.Брюсова и др. Звукопись. Музыкальность.  Их роль для понимания содержания текстов. 3. Самостоятельная работа. Фонетико­фонологический анализ  произведений поэтов Серебряного века (по выбору  учащихся). 4. Лекция. Художественные средства языка. Тропы. Их  функционирование в текстах художественных произведений  XIX и XX веков. Виды тропов, их отличительные черты.  Понятие о роли тропов тексте  художественногопроизведения. 5. Семинар­практикум. Анализ тропов и особенностей их  функционирования в поэзии и прозе М.Ю.Лермонтова.  6. Семинар­практикум. Анализ тропов и сосбенностей их  функционирования в поэзии С.А.Есенина. 7. Самостоятельная работа. Анализ текста лирического  произведения с точки зрения функционирования тропов (по  выбору учащихся). 38. Лекция. Лексика ограниченного употребления (архаизмы,  историзмы, диалектизмы, неологизмы) на страницах  художественных произведений. Роль лексики ограниченного  употребления для создания исторической и бытовой  атмосферы в художественных  произведениях. Цель  употребления неологизмов и окказионализмов в  художественных текстах. 9. Практикум. Архаизмы и историзмы на страницах романа  А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Практическая работа с  этимологическими словарями, Словарем живого  великорусского языка В.И.Даля, Словарем языка  А.С.Пушкина. 10. Практикум. Неологизмы и окказионализмы в поэзии  В.В.Маяковского и С.А.Есенина.  11. Практикум. Диалектная лексика на страницах произведений  М.А.Шолохова. 12. Лекция.   Языковые средства выразительности и их  использование в текстах художественных и художественно­ публицистических произведений. Виды языковых средств  выразительности Экспрессивная и смысловая функция  языковых средств. 13. Практикум. Синтаксический аспект анализа художественных  произведений.Употребление разных синтаксических  конструкций, их экспрессивная функция в эпизодах  художественных произведений. На примере анализа эпизодов  произведения Л.Н.Толстого «Война и мир». 14. Самостоятельная работа. Анализ текста художественно­ публицистического произведения с точки зрения  использования в нем языковых средств выразительности (на  примере текстов для проведения ЕГЭ по русскому языку). 15. Практикум. Морфемно­морфологический аспект анализа  художественного произведения. Употребление слов разных  частей речи в поэтических текстах В.Я.Брюсова,  К.Д.Бальмонта. Свободное обращение с морфемным  составом слов в поэзии М.И.Цветаевой. 16, 17. Самостоятельная работа. Комплексный лингвистический  анализ текста (по выбору учащихся). Планирование курса Лекция Семинар­ Самостоятельная 4практикум работа 1ч(2ч)  Фонетико­ фонологический  анализ произведений  поэтов Серебряного  века. 1ч(2ч)  Анализ текстов  лирических  произведений с точки  зрения  функционирования  тропов. 1ч(2ч)*  Особенности текста  художественного  стиля речи. 1ч(2ч)  Художественные  средства языка.  Тропы. 1ч(2ч) Лексика  ограниченного  употребления на  страницах  художественных  произведений. 1ч(2ч) Фонетико­ фонологический  аспект в поэзии  Серебряного века. 1ч(2ч)  Анализ тропов и  особенностей их  функционирования в  поэзии и прозе  М.Ю.Лермонтова 1ч(2ч)  Анализ тропов и  особенностей их  функционирования в  поэзии С.А.Есенина 1ч(2ч) Архаизмы и  историзмы в романе  А.С.Пушкина  «Евгений Онегин» 1ч(2ч) Неологизмы и  окказионализмы в  поэзии  В.В.Маяковского и  С.А.Есенина 1ч(2ч) Диалектизмы в  произведениях  М.А.Шолохова 51ч (2ч)  Языковые средства  выразительности и их использование в  текстах  художественных и  художественно­ публицистических  произведений. 1ч(2ч) Синтаксический  аспект анализа  текста  художественных  произведений. 1ч (2ч) Морфемно­ морфологический  аспект анализа  текста  художественных  произведений 1ч(2ч) Анализ текста  художественно­ публицистического  произведения с точки  зрения использования  в нем языковых  средств  выразительности 2ч (5ч) Комплексный  лингвистический  анализ текста                *В скобках указано количество часов на тему при работе 34­х часового курса. Литература А з а р о в а Н. М.  Текст. Пособие по русской литературе XIX века. – М.,  2000. Б а е в с к и й В. С.  История русской поэзии. – Смоленск, 1994. Г а г а е в Т. П.  Миры писателя в лингвостилистическом анализе. // Русский  язык в школе. – 2004. ­ №6. Г е й м б у х  Е. Ю.  Слово поэта и слово о поэте. // Русский язык в школе. –  2001. ­ №3. Г о р ш к о в А. И.  А.С.Пушкин в истории русского языка. – М., 2000. Г р я з н о в а  А. Т.  Такой разный Брюсов. // Русский язык в школе. – 2003. ­  №6. Г у л о в а  И. А.  «И все­таки узнают голос мой». Поэтическая фразеология в  лаборатории А.А.Ахматовой. // Русский язык в школе. – 1999. ­ №3. Д а л ь В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. ­   М., 2000. К а п л е н к о В. В.  Роль синтаксиса в организации текста. // Русский язык в  школе. – 2001. ­ №5. К о ж и н а М. Н.  Стилистика русского языка. – М., 1993. М а р к и н а  Е. Е.  К.Д.Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени». //  Русский язык в школе. – 2002. ­ №5. Н и к у л ь ц е в а  В. В.  Идентичные окказионализмы в творчестве  И.Северянина и В.Маяковского. // Русский язык в школе. – 2004. ­ №1. Н и к у л ь ц е в а  В. В.  «Лаконизм и энергия выражения». (Ранняя лирика  А.А.Ахматовой). // Русский язык в школе. – 2004. ­ №3. 6Н и к у л ь ц е в а  В. В.  Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой  «Вчера еще в глаза глядел…».// Русский язык в школе. – 2000. ­ №3. Словарь языка Пушкина: В 4­х томах. – М., 1999­2000. С т е п а н о в А. В. Стиль Михаила Шолохова. // Русский язык в школе. –  2000. ­ №2. С т е п а н о в А.В.  «Герой нашего времени»: контаминация стилей. // Русский язык в школе. – 1999. ­ №5. Ф а т е е в а Н. А. Поэтика противоречий Марины Цветаевой. // Русский язык  в школе. – 2006. ­ №4. Х а в р у к  И. И. Диалектизмы в «Тихом Доне» М.А.Шолохова. // Русский  язык в школе. – 2001. ­ №5. Ш а н с к и й Н.М.  Художественный текст под лингвистическим  микроскопом. – М., 1987. Ш а н с к и й  Н. М.  Лингвистический анализ стихотворного текста. – М.,  2002. Ш а н с к и й  Н. М.  «Прощай, немытая Россия» М.Ю.Лермонтова. // Русский  язык в школе. – 2001. ­ №1. Ш а н с к и й  Н. М.  Этимологический словарь русского языка. – М., 1994. Ш е с т а к о в а Л. Л. Михаил Лермонтов в русской поэзии 20 века. // Русский язык в школе. – 2006. ­ №6. 7