Элективный курс «Основы экономики»
Оценка 5

Элективный курс «Основы экономики»

Оценка 5
Образовательные программы +1
doc
обществознание
9 кл
03.05.2017
Элективный курс «Основы экономики»
В настоящее время в России наблюдается значительный интерес к более глубокому пониманию проблем экономической жизни. Благополучие людей, их обеспеченность всем необходимым зависят от состояния экономики, правильного ведения хозяйства. Всё наше существование связано с экономикой. Экономическая ситуация непрерывно меняется, особенно в России. Изменяются научные представления об экономических объектах, процессах; отношения и управление ими со стороны государства, общества, предприятий, граждан. Экономика – это не только хозяйство, но и наука о хозяйстве, наука не менее точная, чем физика, химия или математика. Экономическая наука необъятна, поэтому данный курс сконцентрирован на вопросах, объясняющих, как устроена современная экономика, та, в которой господствует покупатель, а не продавец, в которой дефицит товаров сменился их изобилием. Главной задачей данной учебной программы является ознакомление школьников с основами рыночной экономики, включая некоторые вопросы экономической теории, общественного производства, собственности, макро- и микроэкономики. Специфика данной программы – ориентация на развитие экономической эрудиции. Простые и важные знания, научные представления об экономике помогут понять экономические явления. Программа предназначена для учащихся 9-х классов, и включает в себя предпрофильную подготовку.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ДЛЯ 9 КЛАССОВ.doc
0 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время в России наблюдается значительный интерес к более глубокому пониманию проблем экономической жизни. Благополучие людей, их   обеспеченность   всем   необходимым   зависят   от   состояния   экономики, правильного   ведения   хозяйства.   Всё   наше   существование   связано   с экономикой.   Экономическая   ситуация   непрерывно   меняется,   особенно   в России.   Изменяются   научные   представления   об   экономических   объектах, процессах; отношения и управление ими со стороны государства, общества, предприятий, граждан. Экономика – это не только хозяйство, но и наука о хозяйстве, наука не менее   точная,   чем   физика,   химия   или   математика.   Экономическая   наука необъятна,   поэтому   данный     курс   сконцентрирован   на   вопросах, объясняющих,   как   устроена   современная   экономика,   та,   в   которой господствует покупатель, а не продавец, в которой дефицит товаров сменился их изобилием. Главной   задачей   данной   учебной   программы   является   ознакомление школьников с основами рыночной экономики, включая  некоторые вопросы экономической теории, общественного производства, собственности, макро­ и микроэкономики. Специфика данной программы – ориентация на развитие экономической эрудиции. Простые и важные знания, научные   представления об экономике помогут понять экономические явления. Программа предназначена для учащихся 9­х классов, и включает в себя предпрофильную подготовку. 1 ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ПО КУРСУ «ЭКОНОМИКА» (элективный курс) В результате изучения курса «Экономика» (элективный курс) ученики должны ЗНАТЬ:  что представляют собой экономические закономерности, их специфические отличия от законов физического мира;  основные категории экономической теории и конкретной экономики   (собственность,   труд,   стоимость,   товар,   себестоимость,   цена, деньги,   прибыль,   финансы,   отрасли   народного   хозяйства,   оплата   труда, занятость,   производство,   распределение,   обмен,   потребление,   предприятие, предпринимательство, конкуренция, рынок, инвестиции, потребности, уровень и качество жизни, спрос и предложение, валюта);  основные понятия и термины (валовой национальный продукт, заработная   плата,   рентабельность,   безработица,   производительность   труда, бюджет,   налоги,   банки,   кредит,   биржи,   ценные   бумаги,   фирма,   бизнес, маркетинг, менеджмент, пошлины, инфляция, индексация, конвертируемость, доход, тариф, реклама, лицензирование;  природу и сущность экономических процессов производства, распределения, обмена, обращения, потребления и накопления и виды связей, взаимодействий и отношений, возникающих в ходе этих процессов;  принципиальные особенности, общность и различие экономики рыночного и нерыночного типа;  главные экономические зависимости;  структуру, организацию деятельности предприятия, сущность и 2 содержание производственной деятельности предприятия, его хозяйственные и   финансовые   связи,   формирование   и   распределение   денежных   доходов предприятия, представление о технологии производства;  элементарные сведения о семейной экономике, доходах и расходах семьи, семейном и потребительском бюджете;  как складываются валютные операции, международная торговля. УМЕТЬ:  применять основные категории, понятия, формулы в практической деятельности для анализа экономической ситуации;  рассчитывать основные экономические показатели (выручку от реализации продукта, прибыль, себестоимость продукции на основе издержек производства,   прогнозную   цену   реализуемой   продукции,   исходя   из себестоимости   и   нормы   прибыли)   на   основе   имеющейся   информации   о деятельности предприятия, фирмы, предпринимателя;  воспринимать содержание экономической информации, излагаемой   в   популярной   экономической   литературе,   проводимой   в статистических отчетах и справочниках, используемой в средствах массовой информации (телевидение, радио, газеты);  формировать собственную позицию в отношении экономической политики,   проводимой   государством,   вырабатывать   свою   точку   зрения   по поводу экономических явлений и процессов. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №№ 1 2 Наименование разделов Основные понятия в экономике Факторы современного производства Кол­во часов 4 4 3 4 5 6 3 Экономические отношения в обществе Рынок Микроэкономика: показатели, экономический  рост, нестабильность Экономика и производство Зачет ИТОГО 8 6 6 4 2 34 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение Значимость   экономики   в   жизни   каждого   человека.   Структура   курса. Учебно­методическое обеспечение. РАЗДЕЛ 1. Основные понятия в экономике В результате изучения ученик должен: Иметь представление:  о роли и сущности экономики;  об эволюции развития экономической мысли;  о процессе общественного производства; Знать: Уметь:  сущность экономики;  предмет изучения экономической науки;  методы экономического исследования;  функции экономической науки;  основные этапы развития экономической мысли;  стадии общественного производства;  основные вопросы экономики. 4  применять   методы   экономического   исследования   при   изучении экономических дисциплин;  проследить эволюцию экономической мысли;  определить место экономики в ряду общественных наук. Содержание курса Сущность   экономики.   Предмет,   метод,   функции   экономики. Меркантилизм.   Классицизм.   Марксизм.   Экономика.   Воспроизводство. Производство.   Обмен.   Распределение.   Потребление.   Основные   вопросы экономики: что, кто, как, для кого производить. Самостоятельная работа.  Работа с конспектом. Работа с учебной и периодической литературой. Контрольные вопросы. Практические занятия. Работа с тестами разной степени сложности. РАЗДЕЛ 2. Факторы современного производства В результате изучения ученик должен: Иметь представление:  о ключевых элементах процесса производства;  об основных видах ресурсов;  о доходах от использования ресурсов;  о производственных возможностях общества; Знать:  сущность процесса производства;  основные факторы процесса производства;  виды экономических ресурсов;  виды доходов от использования ресурсов; 5  виды потребностей;  понятие альтернативной стоимости;  понятие производственных возможностей;  закон возвышающихся человеческих потребностей; Уметь:  соотнести ресурсы и доходы от их использования;  определить альтернативные издержки;  графически отобразить производственные возможности общества. Содержание курса Производство.   Факторы   производства:   труд,   земля,   капитал,   трудовые, предпринимательская   способность. материальные.   Доходы:   зарплата,   рента,   процент,   прибыль.   Потребности:   природные,   Ресурсы: физические, человеческих потребностей.   духовные,   интеллектуальные.   Закон   возвышающихся Самостоятельная работа.  Работа с конспектом. Работа с учебной и периодической литературой. Контрольные вопросы. Практические занятия. Работа с тестами разной степени сложности. РАЗДЕЛ 3. Экономические отношения в обществе В результате изучения ученик должен: Иметь представление:  о формах хозяйствования;  о категории собственности;  об основных формах организации бизнеса;  о типах экономических систем; Знать: 6  о товарно­денежных отношениях в обществе;  особенности натурального и товарного хозяйства;  собственность и ее формы, типы,  базовые организационные формы бизнеса;  сущность рыночной, командной и смешанной экономики;  категории: товар, цена, деньги;  виды денег и их функции;  особенности розничной и оптовой торговли;  понятие денежной массы и ее структуру;  сущность кредита, его формы и виды; Уметь:  охарактеризовать хозяйствования;   натуральную   и   товарную   формы  определить отношения собственности4  дать   сравнительную   характеристику   предприятиям,   имеющим различные формы собственности;  определить   достоинства   и   недостатки   различных   типов экономических систем;  рассчитать количество денег в обращении;  охарактеризовать банковскую систему России. Содержание курса Натуральное   хозяйство.   Товарное   хозяйство.   Товар.   Цена.   Деньги. Функции денег. Виды денег. Денежная масса. Уравнение Фишера. Структура денежной массы. Собственность. Отношение собственности. Типы и формы собственности.   Базовые   организационно­правовые   формы   предприятий: корпорация   (АО),   партнерство   (товарищество),   единоличное   предприятие, 7 унитарное   предприятие.  Рыночная   экономика.  Административно­командная экономика.  Смешанная   экономика.  Оптовая   торговля.  Розничная   торговля. Кредит:   виды,   формы,   функции.   Банки.   Банковская   система.   Виды банковских операций. Самостоятельная   работа.  Работа   с   учебной   и   периодической литературой. Контрольные вопросы. Практические занятия. Работа с тестами разной степени сложности. РАЗДЕЛ 4. Рынок В результате изучения ученик должен: Иметь представление:  о рынке и его функциях в экономике;  о сущности конкуренции;  о механизме функционирования рынка; Знать:  о рынке и его функции;  виды рынка;  структуру и инфраструктуру рынка;  сущность, виды и типы конкуренции;  методы конкурентной борьбы;  сущность монополии и ее виды;  роль и значимость антимонопольного законодательства;  понятие спроса и предложения;  законы спроса и предложения;  понятие эластичности спроса и предложения;  типы эластичности 8 Уметь:  охарактеризовать механизм рыночного регулирования;  определить значимость конкуренции в рыночной экономике;  рассчитывать коэффициент эластичности спроса и предложения товара и определять тип эластичности;  прослеживать   экономические   взаимосвязи   в   системе   цен   на различные виды товаров;  графически   изображать   зависимость   цены   и   спроса,   цены   и предложения. Содержание курса Рынок.   Функции   рынка.   Виды   рынка.   Рыночная   цена.   Спрос. Предложение. Структура рынка   инфраструктура. Конкуренция. Факторы и предпосылки   развития   конкуренции.   Виды   и   типы   конкуренции.   Методы конкуренции.   Монополии   и   ее   виды.   Антимонопольное   законодательство. Модели (типы) рынка. Закон спроса. Закон предложения. Эластичность. Типы эластичности.  Коэффициент  эластичности.  Факторы, влияющие  на  спрос  и предложение. Самостоятельная работа. Работа с учебной и периодической  литературой. Контрольные вопросы. Практические занятия. Работа с тестами разной степени сложности. РАЗДЕЛ 5. Макроэкономика: показатели, экономический рост, нестабильность. В результате изучения ученик должен: Иметь представление: 9  о национальной экономике и показателях ее характеризующих;  о мировой экономике;  о экономическом росте и нестабильности экономического  развития;  о инфляции и безработице, как фактах экономической  нестабильности;  о роли государства в макроэкономических процессах; Знать:  систему национальных счетов и методы их определения;  сущность, типы. Показатели экономического роста;  закономерность циклического развития экономических процессов, фазы экономического цикла;  источники и издержки экономического роста;  сущность, причины, виды, последствия безработицы;  понятие полной занятости;  закон Оукена;  сущность, причины, виды, типы инфляции;  причины и последствия инфляции;  способы макроэкономического регулирования и формы;  понятие и формы МЭО;  сущность мировой торговли и МВР; Уметь:  рассчитывать ВНП (ВВП, ЧНП, НД) реальный и номинальный;  определить экономический рост в обществе и охарактеризовать  его;  рассчитать уровень безработицы и определить степень ее  негативных последствий на общество; 10  рассчитать уровень инфляции и определить ее влияние на уровень  жизни;  определить взаимосвязь безработицы и инфляции;  охарактеризовать экономические отношения между странами. Содержание курса Национальная   экономика.   Цели   национальной   экономики.   Валовой национальный продукт. Валовой внутренний продукт. Национальный доход. Номинальный,   реальный   продукт.   Мировая   экономика.   Международные экономические отношения. МРТ. Формы МЭО. Мировая торговля. Валюта. Валютные отношения. Валютный курс. Виды валют. Самостоятельная работа.  Работа с конспектом. Работа с учебной и периодической литературой. Контрольные вопросы. Практические занятия. Работа с тестами разной степени сложности. РАЗДЕЛ 6. Экономика и производство В результате изучения ученик должен: Иметь представление:  о   роли   производства   в   экономике   и   о   предприятии,   как   его главном звене;  о роли малого бизнеса в экономике;  о показателях характеризующих деятельность предприятий; Знать:  отраслевую   и   региональную   структуру   общественного производства;  понятие юридического лица; 11  экономические показатели деятельности предприятий;  понятие основного и оборотного капитала;  сущность и структуру производства;  суть цены, как экономической категории;  систему цен;  понятие дохода и прибыли и принципы их формирования; Уметь:  охарактеризовать общественное производство;  определить роль предприятия в экономике;  рассчитать валовые, средние издержки;  определить доход и прибыль предприятия;  дать сравнительную характеристику доходности предприятий. Содержание курса Производство – источник благ. Структура производства. Предприятие – основное звено хозяйственной системы. Малые предприятия. Экономические показатели.   Основной   и   оборотный   капитал.   Издержки   производства   и   их структура.   Цена:   виды,   методы   формирования.   Доход.   Прибыль.   Виды прибыли. Рентабельность. Самостоятельная работа.  Работа с конспектом. Работа с учебной и периодической литературой. Контрольные вопросы. Практические занятия. Работа с тестами разной степени сложности. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 12 Основные понятия в экономике 1. Сущность экономики. 2. Роль экономики в жизни человека. 3. Экономика, как наука. 4. Функции экономики. 5. Методы экономического исследования. 6. Этапы развития экономической мысли. 7. Общественное воспроизводство и его стадии. 8. Главные вопросы экономики. Факторы современного производства 9. Производство. 10.Ресурсы и факторы производства. 11.Плата за факторы производства и доходы от их использования. 12.Производственные возможности общества. 13.Вмененные издержки. Экономические отношения в обществе 14.Натуральное и товарное хозяйство. 15.Собственность и ее формы. 16.Основные формы организации предприятий. 17.Рыночная экономика. 18.Командная экономика. 19.Смешанная экономика. 20.Деньги: сущность, виды, функции. 21.Оптовая и розничная торговля. 22.Денежная масса. 23.Кредит: формы и виды. 24.Банки и их функции. Рынок 25.Рынок: сущность, функции. 26.Виды рынка. 27.Цена: сущность, виды. 28.Спрос и предложение на рынке. 29.Эластичность спроса и предложения. 30.Конкуренция: сущность, виды, типы. 31.Монополия на рынке. 13 . Макроэкономика: показатели, экономический рост, нестабильность 32.Национальная экономика. 33.Система национальных счетов. 34.Методы определения ВНП. 35.Экономический рост и его типы. 36.Экономический цикл и его структура. 37.Инфляция: сущность, виды, типы, причины, последствия. 38.Безработица: причины, виды, последствия. 39.Взаимосвязь инфляции и безработицы. 40.Международные экономические  отношения. 41.Мировая торговля. 42.Международные валютные отношения. Экономика и производство 43.Структура экономики, как хозяйственной системы. 44.Понятие юридического лица. 45.Малый бизнес в экономике. 46.Основной и оборотный капитал предприятия. 47.Экономические показатели. 48.Издержки производства. 49.Цена: методы формирования. 50.Доход и прибыль. СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гражданский Кодекс РФ. – М.: Проспект, 2001 2. Автономов Ю.В. и др. Экономика и право. Методические рекомендации по использованию учебников на базовом и профильном уровне  обучения. ­  М.: Изд. «Вита Пресс» 2004г. – 126с. 3. Акимов Д.В. и др. Задания по экономике: от простых до олимпиадных.  Пособие для 10­11 классов ­ М.: Изд.»Вита Пресс», 2008.­317с. 4. Благодатин А. Финансовый словарь. – М.: Инфра­М., 1999. ­112с. 14 5. Добронын А.И., Журавлев Р.П. Общая экономическая теория. – СПб.:  Питер, 2001. ­312с. 6. Журавлева Г.П. Вводный курс по экономической теории. – М.: Инфра­ М., 1997. ­212с. 7. Казаков А.П.Школьнику о рыночной экономике. – М.: изд.  «Менеджер»1995. ­ 206 8. Казаков А.П. Экономика. – М.: Финансы и статистика, 1998. ­ 326с. 9. Кайзер Ф.Й. и др. Методика преподавания экономических дисциплин.  Книга для учителя. – М.: Изд. «Вита Пресс» 2007г. – 168с. 10.Куликов Л.М. Основы экономических знаний. – М.: Финансы и  статистика, 1998. ­267с. 11.Лавренова Е.Б. Сборник заданий по экономике для подготовке к ЕГЭ. ­  М.: Изд. «Вита Пресс» 2011г. – 200с. 12.Линьков А.Я. ­Экономика. Практикум для учащихся, по редакцией. ­  М.:Изд.»Вита Пресс», 2001.­110с. 13.Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10­11 классов. ­  М.: Изд. «Вита Пресс» 2006г. – 270с. 14.Лебедев О.Т. Основы экономики. – СПб.: М и М, 1997. –211с. 15.Лебедев О.Т. Практикум по основам экономики. – СПб.: М и М, 1998.  ­98с. 16.Любимов Л. И др. Принципы экономики.­ М.: Изд. «Вита Пресс» 1995г.  – 272с. 17.Равичев С. И др. Сборник тестовых заданий по экономике. ­ М.: Изд.  «Вита Пресс» 2004г. – 127с. 18.Райзберг Б.А. Основы экономики. – М.: Инфра­М, 2001. ­207с. 19.Саквицкая Е.В. и др. Уроки экономики в школе. В двух книгах ­  М.:Изд.»Вита Пресс», 2008.­448с. 15 20.Сенгагов В.К. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Проспект,  1999. ­326с. 21.Сергеев И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика,  2002. ­304с. 22.Соколова С.Р. Основы экономики. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002.  ­128с. 23.Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс, пособие для 10­ 11 классов. ­ М.:Изд.»Вита Пресс», 1995.­153с. 16 Календарно­тематический план по предмету: «Экономика» (элективный курс) Преподаватель: Калачева О.А. Количество часов по предмету:  34 Составлен в соответствии с программой, утвержденной  заседанием методическим Советом, 16.10.2006 г. Рассмотрен на заседании методического Совета и рекомендован к  применению Протокол № 86 от  «    16     »  октября    2006 г. Председатель методического Совета…………….. Е.Ю. Колодина № урока наименование раздела или  темы кол­ во часов межпредметн ая связь формы и методы  урока нагля дные пособ ия задание  для учеников I. Основные понятия в 1/2 3/4 5/6 7/8 экономике Роль и сущность экономики. Эволюция экономической  мысли Общественное производство. Три главных вопроса  экономики. II. Факторы современного производства Факторы производства и  доходы от их использования 2 2 2 17 Социология, обществознани е Комбинированный, Схема таблиц а рассказ, объяснение Конспект Социология, обществознани е Комбинированный урок, рассказ,  опрос, пояснение Схема Конспект Обществознан ие Комбинированный, Схема Конспект рассказ,  объяснение, опрос, Производственные возможности 2 Математика Комбинированный Графи к Конспект опрос, объяснение, беседа III. Экономические  отношения в обществе 9/10 11/12 Собственность и базовые  формы предприятий Типы экономических систем 13/14 Деньги в экономике 15/16 Кредит и банки IY. Рынок 17/18 Рынок: функции, виды 19/20 Спрос и предложение 21/22 Конкуренция и монополия 2 2 2 2 2 2 2 18 Право Комбинированный Схема Конспект Обществознан ие История Обществознан ие Обществознан ие беседа, объяснение, опрос Комбинированный Табли ца Конспект Рассказ, пояснение, опрос Комбинированный, Схема Конспект лекция, опрос Комбинированный, Схема Конспект рассказ, опрос Основы маркетинга Основы  маркетинг Комбинированный, лекция, опрос Комбинированный, схема Конспект графи ки Конспект рассказ,  объяснение, опрос Обществознан ие История Комбинированный, схема Конспект Беседа, пояснение, 19 опрос Y. Макроэкономика:  показатели, рост, нестабильность 23/24 Национальная экономика: цели, 2 История, показатели 25/26 Экономический рост.  Безработица и инфляция. 27/28 Мировая экономика МЭО (международные экономические отношения) YI. Экономика и производство 29/30 Предприятие – основное звено в экономике 31/32 Экономические показатели 2 2 2 2 Обществознан ие Обществознан ие Обществознан ие Комбинированный,  опрос пояснение, рассказ схема Конспект Комбинированный, лекция, опрос графи к Конспект Комбинированный, Схема Конспект рассказ, опрос Предпринимат ель­ ство Комбинированный, Конспект лекция, опрос Предпринимат Комбинированный, Табли Конспект деятельности предприятия 33/34 Зачетный урок ИТОГО 2 34 20 ель­ ство ца , повторен ие подготов ка к зачету рассказ,  объяснение, опрос Урок­игра (урок выявления и оценки знаний) 21 ПЛАНЫ УРОКОВ План урока Урок № 1/2 Тема урока  экономической мысли. Цель урока Роль и сущность экономики. Эволюция  Формировать представления о знании и сущности  экономики как науки 1. Познакомить с понятием «экономика» в современном мире. 2. Определить место «экономика» в ряду общественных наук и структур  экономических наук. 3. Дать представление о предмете, функциях и методах исследования  экономики 4. Проследить этапы развития экономической мысли. 5. Развивать умение мыслить логически и обобщать информацию. 6. Воспитывать экономическую культуру. Методы:  Информационно­рецептивные;  Репродуктивные. ХОД УРОКА 1. Вводная часть Введение в предмет: значимость экономики. Структура и объем курса.  Учебно­методическое обеспечение. 2. Основная часть Актуализация опорных знаний. ПЛАН 1. Сущность экономики 2. Место экономики в ряду общественных наук 3. Система экономических наук 4. Предмет экономики 5. Функции экономии 6. Методы экономического исследования 7. Этапы развития экономической мысли 22 3. Заключительная часть Ответы на вопросы Закрепление нового материала. Вопросы 1. Какое происхождение имеет слово «экономика»? 2. Что означает «экономика» в современном мире? 3. Какие экономические науки вам известны? 4. Что изучает экономика? 5. Для чего изучают экономику? 6. Какие методы используют для изучения экономики? 7. Какие этапы в развитии экономической мысли вам известны? Домашнее задание 1. Конспект по теме. 2. сообщения об ученых – основоположниках направлений в развитии  экономической мысли (Т. Манн, А. де Монкретьен, Ф. Кенэ, А.Р.Ж.  Тюрго, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Ф. Энгельс, Дж. Милль, А. Пигу, А. Маршалл, Дж.М. Кейнс) 3. Схема «Предмет, метод, функции экономики» План урока Урок № 3/4 Тема урока  экономики Цель урока Общественное производство. Главные вопросы  Формировать представления об общественном  производстве, его стадиях и проблемах. 1. Закрепить знания о сущности экономики, ее росте и эволюции 2. Расширить кругозор студентов в области истории развития  экономической мысли. 3. Дать представление о процессе общественного производства и его  стадиях 4. Познакомиться с главными вопросами экономики 5. Развивать познавательную деятельность, способность анализировать  информацию 6. Воспитывать экономическую культуру и культуру общения 23 Методы:  Репродуктивные;  Поисковые;  Информационно­рецептивные. ХОД УРОКА 1. Вводная часть Объявить тему и цель занятий. 2. Основная часть а) Опрос Проверка схем. Устный опрос. Вопросы 1. Сущность экономики 2. Структура экономических наук 3. Предмет экономики 4. Функции экономики 5. Методы экономического исследования 6. Этапы развития экономической мысли. Сообщения об основоположниках направлений экономической мысли. б) Актуализация опорных знаний в) Новый материал ПЛАН 1. Общественное производство: сущность, стадии, виды 2.Главные вопросы экономики. 3. Заключительная часть Закрепление нового материала. Вопросы 1. Что такое общественное производство (воспроизводство) 24 2. Какие стадии общественного производства вам известны? 3. Что такое производство? 4. Что такое распределение? 5. Что такое обмен? 6. Что такое потребление? 7. Какие вопросы решает экономика? Домашнее задание 1. Конспект по теме 2. Повторить тему «Роль и сущность экономики. Эволюция экономической  мысли» 3.Заполнить таблицу «Обобщенная характеристика  этапов развития  экономической науки» План урока Урок № 5/6 Тема урока  Цель урока Факторы производства и доходы от их использования Формировать представления о факторах производства как составляющих экономики и доходах в экономике 1. Закрепить знания об общественном производстве и главных вопросах  экономики 2. Познакомиться с основными факторами современного производства 3. Определить основные виды доходов от использования факторов  производства 4. Развивать умение мыслить, обобщать и систематизировать информацию. 5. Воспитывать экономическую культуру и культуру общения Методы:  Репродуктивные;  Информационно­рецептивные. ХОД УРОКА 1. Вводная часть Объявить тему и цель занятий. 2. Основная часть 25 а) Опрос Проверка таблиц. Тест по теме «Роль и сущность экономики» Устный опрос. Вопросы 1.Общественное производство и его основные стадии 2. Общественное производство и его виды 3. Главные вопросы экономики б) Актуализация опорных знаний в) Новый материал ПЛАН 1. Производство и потребление 2.Основные факторы процесса производства. 3. Доходы от использования факторов производства 3. Заключительная Закрепление нового материала. Вопросы 1. Что такое производство? 2. Какие виды потребностей вам известны? 3. Назовите основные факторы процесса производства. 4. Что такое земля? 5. Что такое капитал? 6. Что такое труд? 7. Какие виды доходов в экономике вам известны? 8. Какой вид дохода получает предприниматель? Домашнее задание 1. Конспект по теме 2. Повторить тему «Общественное производство», 3.Схема «Хозяйственные связи моей семьи». План урока Урок № 7/8 26 Тема урока  Цель урока Производственные возможности общества Формировать знания о производственных  . 1. Закрепить знания о факторах производства и доходах от их  возможностях общества использования 2. Определить понятия» производственные возможности общества»,  «вмененные издержки» 3. Познакомиться с законом возрастающих вмененных издержек 4. Формировать умения графического изображения производственных  возможностей общества и расчета вмененных издержек 5. Развивать мышление, аналитические и математические способности 6. Воспитывать экономическую культуру Методы:  Эвристическая беседа;  Репродуктивные. ХОД УРОКА 1. Вводная часть Объявить тему и цель занятий. 2. Основная часть а) Опрос Проверка схем. Экспресс – опрос по теме «Общественное производство» Устный опрос. Вопросы 1. Производство и потребление 2. Основные факторы процесса производства 3. Доходы от использования факторов производства б) Актуализация опорных знаний в) Новый материал ПЛАН 27 1. Производственные возможности общества 2.Вмененные издержки (Рассмотрение материала на примере) 3. Заключительная часть Закрепление нового материала. Вопросы 1. Что такое ПВО? 2. Что отображает граница ПВО? 3. Может ли осуществляться производство в точках за границей ПВО? 4. Что такое вмененные издержки? 5. Как рассчитать вмененные издержки производства товары? 6. О чем гласит закон возрастающих вмененных издержек? 7. Чем обусловлен рост вмененных издержек? Домашнее задание 1. Конспект по теме, 2. Повторение темы «Факторы производства», 3.Решение задач 4. Схема «Факторы производства и доходы от их использования» План урока Урок № 9/10 Тема урока  Цель урока Собственность и базовые формы предприятий Формировать знания об экономической сущности и  роли собственности в хозяйственной жизни общества 1. Закрепить знания по теме «Производственные возможности общества» 2. Определить категорию «собственность» и отношения ее составляющие 3. Познакомить студентов с основными факторами собственности 4. Дать представление о базовых формах предприятий в экономике 5. Развивать математическое, аналитическое мышление и умение  объяснять окружающие процессы с экономической точки зрения 6. Воспитывать экономическую культуру и умение отстаивать свою точку  зрения 28 Методы:  Репродуктивные;  Информационно­рецептивные;  Проблемные. ХОД УРОКА 1. Вводная часть Объявить тему и цель занятий. 2. Основная часть а) Опрос Проверка схем и задач. Тестирование по теме «Факторы производства» Устный опрос Вопросы 1. Производственные возможности 2. Вмененные издержки 3. Графическое изображение границы ПВО б) Актуализация опорных знаний в) Новый материал ПЛАН 1. Собственность и отношения ее составляющие 2.Формы собственности 3. Базовые формы предприятий 3. Заключительная часть Закрепление нового материала. Вопросы 1. Что такое собственность? 29 2. Какие отношения включают в себя отношения собственности? 3. Что такое экономическая реализация собственности? 4. Какие основные формы собственности вам известны? 5. Что такое приватизация и национализация? 6. Какие формы организации бизнеса вам известны? 7. Какие форма распространена в условиях на? Домашнее задание 1. Конспект по теме, 2. Повторить тему «Производственные возможности общества», 3.Составить схему «Собственность: сущность, формы, предприятия» 4. Ответить на вопросы. План урока Урок № 11/12 Тема урока  Цель урока Типы экономических систем Формировать представления о типах экономических  систем и их основных характеристиках 1. Дать представление о достоинствах и недостатках каждого типа  экономических систем 2. Научить характеризовать рыночную, централизованную и смешанную  экономику 3. Развивать умение анализировать и делать выводы, мыслить логично и  конкретно 4. Воспитывать реальное восприятие окружающей действительности и  экономическую культуру Методы:  Репродуктивные;  Информационно­рецептивные. ХОД УРОКА 1. Вводная часть Объявить тему и цель занятий. 2. Основная часть а) Опрос 30 Проверка схем и ответов на вопросы. Решение задач по теме «ПВО» (самостоятельные работы) Фронтальный опрос Вопросы 1.Что такое собственность? 2. Какие отношения собственности вы знаете? 3. Чем различаются личная и частная собственность? 4.Что такое частная собственность? 5. Приведите пример предприятий находящихся в частной собственности в  нашем районе 6. Что такое общественная собственость? 7.Приведите пример предприятий находящихся в общественной  собственности в нашем районе. 8. Что такое приватизация? 9. Что такое национализация? 10. Какие формы предприятий вам известны? 11. Какая форма предприятий преобладает в районе? . б) Актуализация знаний в) Новый материал ПЛАН 1. Централизованная экономика 2.Рыночная экономика 3.Смешанная экономика 3. Заключительная часть Закрепление нового материала. Вопросы 1. Какие типы экономических систем вам известны? 2. Какой тип экономики развивался в России с 1917 года? 3. Основные черты командной экономики 4. Какой тип экономике в районе сейчас. 5. Приведите пример стран мира с рыночной экономикой. 6. Чем характеризуется смешанная экономика? Домашнее задание 1. Конспект по теме, 31 2. Повторить тему «Собственность», 3.Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика основных типов  экономических систем» План урока Урок № 13/14 Тема урока  Цель урока Деньги в экономике Формировать знания о деньгах и их роли в  экономическом развитии общества 1. Познакомить студентов с историей развития денег. 2. Расширить представление студентов о деньгах их значимости в  хозяйственной жизни общества. 3. Определить понятие денежной массы. 4. Научить рассчитывать объем денежной массы. 5. Развивать представление о системе товарно­денежных отношений в  обществе 6. Воспитывать реальное восприятие окружающей действительности,  умение наблюдать и делать выводы по наблюдениям. Методы:  Репродуктивные;  Информационно­рецептивные;  Развивающие. ХОД УРОКА 1. Вводная часть Объявить тему и цель занятий. 2. Основная часть а) Опрос Проверка таблицы. Тест по теме «Собственность». Экспресс­ опрос по теме «Типы экономических систем». б) Актуализация опорных знаний в) Новый материал ПЛАН 1.История возникновения денег. 2.Сущность и функции денег. 32 3.Виды денег. 4. Денежная масса и денежное обращение. 5. Денежные агрегаты. 3. Заключительная часть Закрепление нового материала. Вопросы 1. Для чего нужны деньги человеку? 2. Какие виды денег вам известны? 3. Какая форма денег становится все более распространенной в современных  расчетных операциях? 4. Что такое ликвидность денег? 5. Что такое денежная масса? 6. Чем отличаются полноценные деньги от неполноценных? . Домашнее задание 1. Конспект по теме, 2. Повторить тему «Типы экономических систем 3.Решение задач. План урока Урок № 15/16 Тема урока  Цель урока экономике. Кредиты и банки Формировать знания о кредитах и банках и их роли в  1. Познакомить студентов с сущностью кредита и кредитных отношений 2. Определить место банков в кредитных отношениях 3. Дать разъяснение о функциях банков в экономике. 4. Развивать познавательную деятельность и умение логически мыслить, а  также математические способности. 5. Воспитывать экономическую культуру и навыки самостоятельной  ответственной деятельности. 33 Методы:  Репродуктивные;  Развивающие;  Эвристические. ХОД УРОКА 1. Вводная часть Объявить тему и цель занятий. 2. Основная часть а) Опрос студентов Проверка домашнего задания. Устный опрос Вопросы 1.История возникновения денег. 2. Сущность и функции денег. 3. Виды денег. 4.Денежная масса и денежное обращение. 5. Денежные агрегаты. б) Актуализация опорных знаний в) Новый материал ПЛАН 1. Кредит: сущность, виды, значение 2.Банки и их роль в экономике. 3. Заключительная часть Закрепление нового материала. Вопросы 1. Что такое кредит? 2. В чем состоит сущность кредитных отношений? 3. Какие виды кредита вам известны 4. Как называют учреждения, занимающиеся кредитованием физических и  юридических лиц? 5. Какие услуги оказывают банки кроме кредитования? 6. Какие банковские учреждения есть в нашем районе? . 34 Домашнее задание 1. Конспект по теме, 2. Повторить тему «Деньги в экономике», 3.Подготовить кредитную историю своей семьи. 4. Ответить на вопросы. План урока Урок № 17/18 Тема урока  Цель урока Рынок: сущность, виды. Формировать знания о сущности, видах и значимости  рынка в системе хозяйствования 1. Познакомить студентов с сущностью и значимостью рынка. 2. Определить основные виды рынка. 3. Расширить представления о рыночных отношениях. 4. Развивать умение характеризировать различные виды рынка, давать их  сравнительную характеристику. . 5. Воспитывать умение анализировать и обобщать информацию,  поддерживать беседу и формировать свое мнение. Методы:  Репродуктивные;  Информационно­рецептивные;  Развивающие. ХОД УРОКА 1. Вводная часть Объявить тему и цель занятий. 2. Основная часть а) Опрос Проверка ответов на вопросы. Проверить творческое задание (кредитную историю семьи). Тест по теме «Деньги». Устный опрос Вопросы 1.Кредит: сущность, виды. 2. Значение кредита. 3. Банки и их роль в экономике. 35 б) Актуализация опорных знаний в) Новый материал ПЛАН 1. Рынок: сущность, функции, механизм саморегулирования. 2.Виды рынка 3. Заключительная часть Закрепление нового материала. Вопросы 1. Что такое рынок? 2. Какие виды рынка вам известны? 3. Как называют рынок, где мы приобретаем товары повседневного спроса? 4. В чем заключается посредническая функция рынка? 5. Какие слагаемые включает механизм рыночного саморегулирования? Домашнее задание 1. Конспект по теме, 2. Повторить тему «Кредит и банки», 3.Составить схему «Рынок: сущность, функции, виды, механизм  саморегулирования» 4.Охарактеризовать рынок продажи какого­либо товара в районе по всем  возможным признакам. План урока Урок № 19/20 Тема урока  Цель урока Спрос и предложение. Формировать знания о спросе и предложении, как  слагаемых механизма саморегулирования рынка. 1. Познакомить студентов с закономерностями воздействия спроса и  предложения на рыночную цену товара. 2. Дать представление об эластичности спроса и предложения и ее типах. 3. Научить рассчитывать коэффициент эластичности 4. Научить графически отображать спрос и предложение. 5. Развивать умение мыслить логично и конкретно. 6. Воспитывать культуру общения и экономическую культуру. 36 Методы:  Информационно­рецептивные;  Репродуктивные;  Эвристический. ХОД УРОКА 1. Вводная часть Объявить тему и цель занятий. 2. Основная часть а) Опрос Проверить схему. Тест по теме «Кредит и банки». Устный опрос Вопросы 1.Рынок: сущность, функции, механизм саморегулирования. 2. Виды рынка. б) Актуализация опорных знаний в) Новый материал ПЛАН 1. Спрос и предложение на рынке. 2.Рыночное равновесие. 3. Типы эластичности. 4. Взаимосвязи в системе цен. . 3. Заключительная часть Закрепление нового материала. Вопросы 1. Что такое спрос? 2. Что такое предложение? 3. Что такое рыночное равновесие? 4. Что характеризует эластичность? 5. Приведите пример товаров имеющих: . . 37  единичную эластичность;  эластичный спрос;  неэластичный спрос Домашнее задание 1. Конспект по теме, 2. Повторить тему «Рынок», 3.Задачи. План урока Урок № 21/22 Тема урока  Цель урока Конкуренция и монополия Формировать знания о механизме конкуренции на  рынке, а также о роли монополии. 1. Познакомить студентов с понятием, типами и видами конкуренции. 2. Дать представление о механизме принятия экономических решений в  ходе развития конкуренции на рынке. 3. Определить значимость, сущности и виды монополии. 4. Развивать логическое мышление, умение анализировать информацию. 5. Воспитывать наблюдательность. Методы:  Информационно­рецептивные;  Репродуктивные; ХОД УРОКА 1. Вводная часть Объявить тему и цель занятий. 2. Основная часть а) Опрос Проверка задач. Тест по теме «Рынок». Фронтальный опрос Вопросы 1.Что такое спрос? 38 2. Что такое предложение? 3. Сформулируйте закон спроса. 4. Сформулируйте закон предложения. 5. Каково влияние спроса на цену товара? 6. Как влияет рост цены на предложение товара? 7. Что такое равновесие на рынке? 8. Когда возникает дефицит? 9. Когда возникает затоваривание? 10. Что такое равновесная  цена? 11. Что такое эластичность спроса? 12. Что такое эластичность предложения? 13. Как рассчитать показатель эластичности? 14. Какие типы эластичности спроса вам известны? 15. Для каких товаров характерен неэластичный спрос? 16. Для каких товаров характерен эластичный спрос? 17. Когда возникает единичная эластичность? 18. Какие взаимосвязи в системе цен на товары вам известны? 19. Какие дополняющие товары вам известны? 20. Что такое «эффект дополнения»? 21..Какие замещающие товары вам известны? 22. Что такое «эффект замещения»? 23. В чем суть «эффекта дохода»? б) Актуализация опорных знаний в) Новый материал ПЛАН 1. Сущность, виды, типы конкуренции. 2. Монополия на рынке: сущность, виды. . 3. Заключительная часть Закрепление нового материала. Вопросы 1. Что такое конкуренция? 2. В чем суть ценовой конкуренции? 3. В чем суть конкуренции покупателей 4. Охарактеризуйте совершенную конкуренцию 5. Что подразумевают под несовершенной конкуренцией? 6. Что такое монополия на рынке? 39 7. В чем отличие открытой и закрытой монополии? Домашнее задание 1. Конспект по теме, 2. Повторить тему «Спрос и предложение», 3.Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика основных типов рынка» План урока Урок № 23/24 Тема урока  Цель урока Национальная экономика: цели, показатели. Формировать знания о национальном хозяйстве и  показателях его характеризующих. . 1. Определить цели функционирования национальной экономики. 2. Познакомить с показателями, характеризующими национальное  . хозяйство? 3. Дать представление о цикличности развития национального хозяйства. 4. Научить рассчитывать ВНП реальный и номинальный. 5. Научить характеризовать фазы экономического цикла. 6. Развивать математические способности, а также способности  . анализировать. 7. Воспитывать умение мыслить логически. . . Методы:  Информационно­рецептивные;  Репродуктивные;  Эвристическая беседа. ХОД УРОКА 1. Вводная часть Объявить тему и цель занятий. 2. Основная часть а) Опрос Проверка таблицы. Самостоятельная работа – решение задач. Устный опрос 40 Вопросы 1.Конкуренция: сущность, виды. 2. Конкуренция: типы и их характеристика. 3. Монополия: сущность, виды. 4. Влияние монополии на экономику. 5. Антимонопольное законодательство. б) Актуализация опорных знаний в) Новый материал ПЛАН 1. Национальная экономика: сущность, цели. 2. Показатели национальной экономики. 3. Цикличность развития экономики. . 3. Заключительная часть Закрепление нового материала. Вопросы 1. Что такое  национальная экономика? 2.Какие показатели характеризуют национальное хозяйство? 3. Что такое ВНП? 4.Какими способами можно определить ВНП? 5. Что такое экономический цикл? : 6. Какую структуру имеет экономический цикл? 7. В какой фазе цикла экономика процветает? Домашнее задание 1. Конспект по теме, учебник 2. Повторить тему «Конкуренция и монополия», 3.Решение задач План урока Урок № 25/26 Тема урока  Экономический рост. Безработица и инфляция . Цель урока 41 Формировать знания об экономическом росте и об  безработицы и ВНП. . основных проявления макроэкономической нестабильности . 1. Определить сущность экономического роста, его типы. 2. Познакомить со способами исчисления экономического роста. 3. Дать представление об инфляции, ее типах и видах. 4. Определить суть безработицы, ее виды и влияние на ВНП. 5. Научить определять математическую зависимость между уровнем  . 6. Развивать математические способности, умение мыслить логически. 7. Воспитывать экономическую культуру. Методы:  Эвристические;  Репродуктивные. ХОД УРОКА 1. Вводная часть Объявить тему и цель занятий. 2. Основная часть а) Опрос Проверка задач. Тест по теме «Конкуренция и монополия». Устный опрос Вопросы 1. Национальная экономика: сущность, цели. 2. Показатели национальной экономики. 3. Методы расчета, ВНП. 4. Цикличность развития экономики. . б) Актуализация опорных знаний в) Новый материал ПЛАН 1. Экономический рост. 2. Инфляция. 3. Безработица. 4. Государственное макроэкономическое регулирование. . 3. Заключительная часть Закрепление нового материала. 42 Вопросы 1. Что такое  рост экономики? 2.Чем различаются интенсивный и экстенсивный типы экономического роста? 3. Какие показатели характеризуют рост экономики? 4.Что такое инфляция? 5.Как растут цены при галопирующей инфляции? 6. Что такое безработица? 7. Что подразумевает скрытая безработица? Домашнее задание 1. Конспект по теме 2. Повторить тему «Национальная экономика», 3.Задачи. План урока Урок № 27/28 Тема урока  отношения. Цель урока Мировая экономика. Международные экономические  Формировать представление о мировом хозяйстве и  основных формах международных экономических отношений. 1. Познакомить студентов с понятием «мировая экономика», формами  мировых отношений. . . 2. Определить сущность мировой торговли. 3. Дать представление о мировых валютных отношениях. 4. Познакомить с сущностью и видами СЭЗ (свободных экономических  . . зон). 5. Развивать логическое мышление. 6. Воспитывать экономическую культуру. . Методы:  Информационно­рецептивные;  Репродуктивные. ХОД УРОКА 43 1. Вводная часть Объявить тему и цель занятий. 2. Основная часть а) Опрос Проверка домашних задач. Решение задач по теме «Национальная экономика». Устный опрос. Вопросы 1. Экономический рост. 2. Инфляция. 3. Безработица. 4. Государственное макроэкономическое регулирование. . б) Актуализация опорных знаний в) Новый материал ПЛАН 1. Мировое хозяйство и формы МЭО. 2. Мировая торговля. 3. Мировые валютные отношения. 4. Свободные экономические зоны. . 3. Заключительная часть Закрепление нового материала. Вопросы 1. Что такое  мировая экономика? 2.Какие формы МЭО вам известны? 3. Что такое мировая торговля? 4.Что лежит в основе мировой торговли? 5.Как называют деньги обслуживающие мировой оборот товаров? 6. Что такое курс валют? 7. Зачем основывают СЭЗ? Домашнее задание 1. Конспект по теме, учебник 2. Повторить тему «Экономический рост», 3.Схема «Мировая экономика: основные формы МЭО». 44 План урока Урок № 29/30 Тема урока  Цель урока Предприятие – основное звено в экономике . Формировать представление о предприятии – как  основном субъекте экономических отношений в обществе. 1. Определить значимость и структуру производства 2. Познакомить с сущностью, целями и видами предприятий. 3. Дать представление о сущности и значимости малого бизнеса в  общественном производстве. . 4. Уметь давать характеристику разным предприятиям. 5. Развивать умение логически мыслить, анализировать. 6. Воспитывать наблюдательность, экономическую культуру. . . . Методы:  Эвристические;  Информационно­рецептивные;  Репродуктивные. ХОД УРОКА 1. Вводная часть Объявить тему и цель занятий. 2. Основная часть а) Опрос Проверка схем. Решение задач по теме «Экономический рост». Устный опрос Вопросы 1.  Мировая экономика и формы МЭО вам известны? 2. Мировая торговля. 3 .Мировые валютные отношения. 4.Свободные экономические зоны. б) Актуализация опорных знаний в) Новый материал ПЛАН 45 1. Производство – источник экономических благ. 2. Предприятие – звено экономики. 3. Малый бизнес и его роль в экономике. . 3. Заключительная часть Закрепление нового материала. Вопросы 1. Какие отрасли производственной сферы вам известны? 2.Какие отрасли непроизводственной сферы вам известны? 3. Что такое предприятие? 4.Цели создания предприятия? 5.Какова роль малого бизнеса в развитии экономике? 6. Какие характеристики имеют МП? Домашнее задание 1. Конспект по теме, учебник 2. Повторить тему «Экономический рост», 3.Охарактеризовать любое предприятие на местном рынке. План урока Урок № 31/32 Тема урока  Цель урока Экономические показатели деятельности предприятия Формировать знания о показателях характеризующих  деятельность предприятия. 1. Определить понятие издержек, цены, дохода, прибыли и рентабельности 2. Формировать представление о взаимосвязи экономических показателей. 3. Познакомить с методами расчета цены и прибыли. 4. Развивать математические способности и логическое мышление. 5. Воспитывать наблюдательность, экономическую культуру. Методы:  Репродуктивные  Информационно­рецептивные; ХОД УРОКА 1. Вводная часть Объявить тему и цель занятий. 2. Основная часть 46 а) Опрос Проверка домашнего задания. Устный опрос. Вопросы 1. Производство – источник экономических благ. 2. Предприятие – звено экономики. 3. Малый бизнес. б) Актуализация опорных знаний . в) Новый материал ПЛАН 1. Понятие и сущность экономических показателей. 2. Издержки производства и их структуры 3. Цена и ее виды. 4. Доход, прибыль, рентабельность. . 3. Заключительная часть Закрепление нового материала. Вопросы 1. Что такое показатель? 2.Какие показатели, характеризующие деятельность предприятия вам  известны? 3. Что такое цена? 4.Какие виды цен вам известны? 5.Что такое издержки? 6. Что такое прибыль? 7. Что такое рентабельность? Домашнее задание 1. Конспект по теме, учебник 2. Повторение, подготовка к зачетному занятию. План урока Урок № 33/34 Тема урока  Путешествие по океану «Экономика» Цель урока 47 Выявить степень реальных знаний, полученных в ходе  изучения курса «Экономика» Задачи: 7. Научить учеников свободно ориентироваться в экономических  терминах и понятиях . 8. Развить умение применять теоретические знания, полученные в ходе  изучения курса при решении практических экономических ситуаций. 9. Воспитывать у школьников культуру общения, коммуникативные  способности. Тип урока: Урок обобщения знаний. Методы и приемы:  Словесно­проблемный метод;  Метод апперцепции;  Метод мотивации учебно­познавательной деятельности. ХОД УРОКА 4. Вводная часть Объявление темы и цели занятия, а также формы проведения  урока. Ознакомление студентов с правилами и ходом конкурса. ПРАВИЛА 1) Конкурс состоит из 6 этапов (туров):  Экономическая разминка;  Верно /неверно;  Экономические заморочки;  Ты – мне, я – тебе;  Графический;  Экономические ассоциации. 2) Первый этап (тур) позволит выяснить степень ориентации учеников в  экономических терминах. Ученикам  будет предложено экономические  термины, которые они должны дать определение. За каждый правильный  ответ, как в этом туре, так и в других (кроме 3 и 5) дается 1 балл. Второй этап будет представлять собой тест типа «Верно/неверно». Ученикам будут предложены утверждения экономического характера, с которым они  должны либо согласиться, либо нет. 48 Третий тур определит умение учеников ориентироваться в практических  экономических ситуация. (Верное и обоснованное решение каждой ситуации  оценивается в 5 баллов). Четвертый тур позволит ученикам проявить общественную, индивидуальную смекалку и знания. Здесь школьники должен задать друг другу вопросы на  знание экономики, подготовленные заранее. Пятый тур предполагает проверку умения мыслить логически и увязывать  информацию. Ученикам предлагается вычертить схему по предложенным  темам. Данный этап оценивается по 10 балльной системе. Шестой тур конкурс капитанов. Капитанам команд предлагается в течение 2­ х минут написать понятия и термины, которые ассоциируются с  предложенной темой. Затем команде также дается возможность проявить  свои знания и представления по данной теме. Совпадение одной ассоциации  капитана и команды – 1 балл. Для проведения конкурса требуется разделиться на 4 команды и выбрать  капитана. Правильные ответы от команд будут приниматься только после того, как  поднята рука студента. В ходе игры разрешается советоваться. Все участники будут оценены. Из числа школьников выбирают помощников преподавателя, которые будут  вести учет баллов по итогам туров игры. 5. Основная часть Тур 1. Экономическая разминка. (9 мин.) Экономические термины. 1. Экономика 2. Потребность 3. Средства производства 4. Труд 5. Капитал 6. Земля 7. Интеллектуальные потребности 8. Духовные потребности 9. Дилер 10.Рынок 11.Рыночная экономика 12.Спрос 13.Предложение 14.Закон спроса 49 15.Закон предложения 16.Валюта 17.Курс валюты 18.Мировая торговля 19.Рыночное равновесие 20.Издержки общие 21.Предельные издержки 22.Экономический смысл рационального  поведения фирмы 23.Основные проблемы экономики 24.Альтернативные издержки Тур 2. Верно /неверно (9 мин.) Утверждения. 1. Редкость ресурсов объясняется безграничностью материальных  потребностей людей. (В) 2. Монополист не может влиять на цену товара, который он продает. (В) 3. На монополистическом рынке действует большое количество  продавцов. (В) 4. Для того, чтобы влиять на цену своего товара, производитель должен  дифференцировать его. (В) 5. Монополия, как и рынок совершенной конкуренции, редко встречается  в современной экономике в чистом виде. (В) 6. Монополист может увеличить свою прибыль, устанавливая на свой  товар разные цены на разных рынках. (В) 7. На рынке совершенной конкуренции фирмы предлагают более  разнообразные товары, чем на рынке монополистической конкуренции.  (Н) 8. Бумажные деньги – неполноценные деньги. (В) 9. Деньги – это товар, выделившийся из мира других товаров на роль  всеобщего эквивалента. (В) 10.Вексель – это одна из форм безбумажных денежных расчетов. (В) 11.Чем меньше заменителей имеет продукт, тем более эластичен спрос на  него. (Н) 12.Взаимозаменяемые товары характеризуются прямым соотношением  между ценами. (В) 13.Если доходы покупателей растут, то потребление хлеба увеличится. (Н) 14.Объем спроса товаров первой необходимости резко возрастет, если  цены на них несколько снизятся. (Н) 15.Спрос на предметы роскоши более эластичен, чем спрос на товары  первой необходимости. 16.Денежная масса – это все деньги имеющиеся у потребителей. (Н) 17.Кредит – это деньги, взятые в долг на определенных условиях. (В) 50 18.Центральный банк – это «банк для всех» (В) 19.Дефицит на рынке – это, когда спрос меньше предложения. (Н) 20.Безработица – это ситуация на рынке труда, когда спрос на рабочую  силу меньше предложения. (В) Тур 3. «Экономические заморочки». (12 мин.) 1. У Вас имеется 50 млн. наличными, а у Вашего друга – загородный дом  оцениваемый в 50 млн. Чье имущество обладает большей ликвидностью. Всегда ли более ликвидный способ хранения имущества более  рационален? 2. Знаменитый шотландец Джон Ло, которого часто называют «отцом  современных кредитных денег», считал, что изобилие денег в стране –  основа экономического процветания (причем он говорил именно о  бумажных деньгах), что, увеличивая выпуск денег, банк увеличивает  богатство. В начале ХYII в. он попробовал внедрить свои идеи во  Франции. Как Вы думаете, как это повлияло на развитие экономики  этой страны? 3. Рост цен на хлеб в России в 1992 году не привел к уменьшению спроса  на этот товар. Более того, спрос на него даже повысился. Является ли  это опровержением закона падающего спроса? Как этот факт можно  объяснить? 4. В экономической теории известен так называемый парадокс Смита. Вот  его суть: вода гораздо полезнее алмазов. Почему же алмазы стоят  дорого, а вода имеет малую стоимость? Как вы можете это объяснить? 5. Рассчитайте потери ВНП, если естественный уровень безработицы 4%,  фактический уровень безработицы 8,2%, а объем ВНП 15000 ден.ед. 6. Рассчитайте реальный ВНП, если номинальный ВНП 8000 ден.ед., а  дефлятор ВНП 142%. 7. Рассчитайте уровень безработицы, если экономически активное  население 423 чел., а число занятых – 373 чел. 8. Рассчитайте коэффициент эластичности и определите тип эластичности спроса на товар, если Цена, руб. Величина спроса, шт 200 1100 232 987 Тур 4. «Ты – мне, я – тебе».  (10 мин.) Команды задают друг другу по 3 – 5 вопросов, которые они заранее  подготовили. Тур 5. «Графический».  (12 мин.) Темы: 1. Деньги 2. Банки и кредит 51 3. Рынок 4. Инфляция Тур 6. «Экономические ассоциации» (конкур капитанов). (12 мин.) Темы: 1. Факторы производства и доходы от их использования 2. Мировая экономика 3. Национальная экономика 4. Спрос и предложение 6. Заключительная часть 1. Подведение итогов конкурсов 2. Оценка работы учеников в течение конкурса. Объявить оценки. 3. Выводы по уроку.

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»

Элективный курс «Основы экономики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2017