Элективный курс по биологии" Основные вопросы биологии"
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
биология
10 кл—11 кл
07.02.2019
Элективный курс по биологии" Основные вопросы биологии"предназначен для обучающихся 10-11 класса. Программа направлена на обобщение и углубленное изучение предмета.Рассматривает как теоретические вопросы по основным разделам, так и решение биологических задач по цитологии, генетике, экологической направленности. Программой предусмотрена подготовка к итоговой аттестации по биологии
электив .биология 10-11кл..docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На уроках биологии в 10 11 классе недостаточное количество часов отведено для
тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при
проведении факультатива особое внимание целесообразно уделить повторению и
закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний
из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования:
о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях
строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а так же
вопросов экологии, онтогенеза, селекции, клеточной, эволюционной, хромосомной
теорий, вопросов антропогенеза, Кроме того, при изучении соответствующих разделов
следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами,
рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы.
Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при
подготовке к ЕГЭ следует обратить внимание на закрепление материала, который
ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и
превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов,
протекающих в организме человека; способы видообразования; определение
движущих сил и результатов эволюции, путей и направлений эволюционного процесса,
ароморфозы у конкретных групп организмов; особенности митоза и мейоза,
фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоценоза и агроценоза, характеристика классов
покрытосеменных растений, позвоночных животных.
Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений
обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и
изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе,
последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать единство и эволюцию
органического мира, взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и
окружающей среды;
выявлять причинноследственные связи в природе;
формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий,
законов, закономерностей.
В ходе факультативных занятий следует уделять большое внимание
формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей,
исследовательской), формированию у учащихся умений работать с текстом,
рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных
источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно
излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Курс рассчитан на учащихся 1011 классов. Занятия проводятся 1 раз в
неделю по 1 часу. Курс рассчитан на два года, всего 70 часов (36 часов в 10 кл. и
34 часа в 11 кл).
В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение
промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в
виде выполнения демонстрационных вариантов ЕГЭ за текущий и прошедший год. повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые
Итого, полный курс включает 70 часов, из них 47 часов теории и 11 часов
практики (из них в 10 кл – 31час теории и 5 практики и в 11 кл – 28 часов теории и 6
часов практики).
Цель: углубить, расширить и систематизировать базовые знания учащихся
о живых организмах, биологических процессах и явлениях.
Задачи:
на заключительном этапе общего биологического образования;
извлекать и анализировать информацию из различных источников;
при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами,
научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;
клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем
и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии,
питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,
наследственность и изменчивость,
регуляция жизнедеятельности организма,
раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
нервной деятельности и поведения;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной
картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство,
общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления
отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной
деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического
разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от
состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления
наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в
организме;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки,
органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового
растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных
отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей
местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы,
опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде
определять принадлежность биологических объектов к определенной
обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,
организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на
основе сравнения;
систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды,
факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах,
влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в
тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в
биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в
различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с
использованием информационных технологий);
Содержание
10 класс
Тема 1. «Биология как наука. Методы научного познания» (1ч.)
Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы.
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Биологические термины и понятия. Уровневая организация и эволюция. Основные
уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно
видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки
биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен
веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие,
воспроизведение, эволюция
Тема 2. «Клетка как биологическая система» (22ч.)
Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании
современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное
строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства
живой природы
Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика
клеток растений, животных, бактерий, грибов.
Химический состав клетки. Макро и микроэлементы. Взаимосвязь строения и
функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот,
углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в
клетке и организме человека.
Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки –
основа ее целостности. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых
организмов. Энергетический обмен и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии
энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь.
Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.
Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства.
Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.
Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и
размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и
половые клетки.
Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических
клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных.
Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и
митоза
Лабораторные работы: №1 «Денатурация белка», № 2 «Влияние температуры на
активность фермента», №3 «Изучение клеток растений и животных под
микроскопом», № 4 «Фотосинтез и дыхание», №5 «Митоз в клетках корней лука».
Тема 3. «Организм как биологическая система» (13ч.)
Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы,
гетеротрофы, аэробы, анаэробы. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы.
Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и
различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и
позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.
Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное
развитие организмов. Причины нарушения развития организмов.
Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.
Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория
наследственности. Современные представления о гене и геноме.
установленные Г.
Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности
наследования,
их цитологические основы
(моно и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование
признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков,
сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика
человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач.
Составление схем скрещивания.
Менделем,
Закономерности изменчивости.
(модификационная)
изменчивость.
Наследственная изменчивость: мутационная,
комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни
организмов и в эволюцию.
Ненаследственная
Норма реакции.
Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины,
профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на
генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление
источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных
последствий их влияния на собственный организм. Решение биологических задач.
Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие
селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений;
закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их
генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы
выращивания культурных растений и домашних животных.
Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование.
11 класс
Тема 1. «Система и многообразие органического мира» (14ч.)
Основныесистематические(таксономические) категории, их соподчинённость.
Многообразиеорганизмов.Одноклеточныеимногоклеточные,автотрофыи
гетеротрофы,аэробыи анаэробы.
Вирусы неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения
вирусных заболеваний.
Царство Бактерии, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе.
Бактерии возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика
заболеваний, вызываемых бактериями.
Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и
размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений).
Распознавание (на рисунках) органов растений. Многообразие растений. Основные
отделы растений. Водоросли, их строение, разнообразие и роль в природе. Мхи,
папоротникообразные, голосеменные, их строение, разнообразие и роль в природе.
Покрытосеменные растения. Однодольные и двудольные, их основные семейства. Роль
растений в природе и жизни человека.
Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование
грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и
ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и
жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.
Царство животных.
Одноклеточные и многоклеточные животные.
Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности
строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека.
Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни
человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.
Лабораторные работы: №1: «Ткани высших растений» .
Тема 2. «Организм человека и его здоровье» (9ч.)
Предмет
анатомии,
физиологии
изучения
и
гигиены
человека. Ткани. Распознавание (на рисунках) тканей, органов и систем органов.
Опорнодвигательная система, ее строение и функционирование. Первая помощь
при травмах.
Строение и работа дыхательной системы. Газообмен в легких и
тканях.. Заболевания органов дыхания.
Внутренняя среда организма человека. Кровь и кровообращение. Группы крови.
Переливание крови. Иммунитет. Первая помощь при кровотечениях.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как
основа его целостности, связи со средой. Нервная и эндокринная системы. Высшая
нервная деятельность. Особенности психики человека. Рефлекторная теория
поведения. Врожденные и приобретенные формы поведения. Сон, его значение.
Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Мочевыделительная система и кожа. Их строение, работа и гигиена.
Анализаторы, их роль в организме. Строение и функции.
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
Половая система человека Размножение и развитие человека. Репродуктивное
здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ
на развитие зародыша человека.
Личная и общественная
жизни.
Профилактика инфекционных
бактериальных,
грибковых, вызываемых животными).
приемы
оказания первой помощи. Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья
человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарногигиенических норм
и правил здорового образа жизни.
здоровый образ
(вирусных,
Предупреждение травматизма,
заболеваний
гигиена,
Лабораторные работы:
№ 2 «Изучение тканей организма человека»,
№ 3 «Микроскопическое строение кости»,
№ 4 «Влияние физической нагрузки на частоту сердечных сокращений
человека»,
№ 5 «Влияние кофе на электрокардиограмму человека»
Тема 3. «Эволюция живой природы» (5ч.)
Вид,
его критерии.
Популяция – структурная единица вида и
элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов.
Способы видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа
устойчивости биосферы.
Развитие эволюционных идей.
Значение эволюционной теории Ч.
Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора,
виды борьбы
эволюции.
Элементарные факторы эволюции.
Роль
эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины
мира.
Исследования С.С. Четверикова.
Синтетическая
существование.
теория
за
Доказательства
эволюции
живой
природы.
Результаты
эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов.
Макроэволюция.
Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И.
Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация,
дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения
жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение
живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе
органического мира. Гипотезы происхождения человека современного вида. Движущие
силы и этапы эволюции человека.
их генетическое
родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к
ней человека
Человеческие расы,
«Экосистемы и присущие им закономерности» (6ч.)
Среды
организмов.
обитания
Экологические
абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Их значение.
факторы: Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты,
Трофические уровни.
их роль. Видовая и пространственная структуры экосистемы.
Цепи и сети питания,
Правила
экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей
питания).
их звенья.
(биогеоценозов).
Разнообразие экосистем
Саморазвитие и смена
экосистем. Устойчивость
Биологическое
экосистем.
разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития
экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах
под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы,
основные отличия
от природных экосистем.
динамика
и
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое
вещество,
Особенности распределения биомассы на
Земле. Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере, роль в
нем организмов разных царств. Эволюция биосферы
его функции.
Лабораторные работы: № 6 «Влияние температуры на брожение дрожжей»
Календарнотематическое планирование в 10 классе.
Название темы
Лабораторные и практические
работы,тестирование.
Тема 1. «Биология как наука. Методы научного познания» (1ч.)
1
2
3
4
5
6
7
Введение. Биология – наука о жизни.
Разделы биологии.
Тема 2. «Клетка как биологическая система» (22ч)
Клеточная теория
Неорганические вещества в клетке
Органические вещества в клетке.
Выполнение лабораторных
работ №1 «Денатурация белка»,№2
«Влияние температуры на
активность фермента» и описание
результатов, соблюдение правил
ТБ
Решение задач на определение состава
нуклеиновых кислот
Многообразие клеток живых организмов
Выполнение лабораторной работы №3 «Изучение клеток
растений и животных под
микроскопом» и описание
результатов, соблюдение правил
ТБ
Решение биологических задач.
Выполнение лабораторной
работы № 4 «Фотосинтез и
дыхание» и описание результатов,
соблюдение правил ТБ
Выполнение лабораторной
работы №5 «Митоз в клетках
корней лука» и описание
результатов, соблюдение правил
ТБ.
8
9
10
11
12
Эукариотическая клетка. Органоиды
цитоплазмы.
Хромосомы, их строение и функции.
Соматические и половые клетки.
П рокариотическая клетка
Метаболизм: энергетический и пластический
обмен
Решение задач на определение числа
молекул веществ, участвующих в
катаболизме
13
Фотосинтез и хемосинтез .
14
15
16
17
18
19
20
Биосинтез белка и нуклеиновых кислот
Решение задач на определение состава
нуклеиновых кислот
Решение задач на определение длины и
массы гена, массы белка
Жизненный цикл клетки
Сходство и отличие митоза и мейоза
Развитие половых клеток у растений и
животных.
Решение задач на определение
числа молекул веществ, участвующих в процессе деления клетки
Сравнительная характеристика клеток
растений, животных, бактерий, грибов.
Решение задач по цитологии на применение
знаний в новой ситуации
21
22
23
Обобщение по теме
Решение тестовых заданий по теме
«Клетка как биологическая
система»
Тема 3. «Организм как биологическая система» (13ч)
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Разнообразие организмов: одноклеточные и
многоклеточные, автотрофы и гетеротрофы
Размножение, способы размножения
Онтогенез, присущие ему закономерности
Генетика. Современные представления о
гене и геноме.
Закономерности наследственности, их
цитологические основы .
Решение биологических задач.
Решение генетических задач. Составление
схем скрещивания.
Решение генетических задач. Составление
схем скрещивания.
Изменчивость признаков у
организмов. Вредное влияние мутагенов.
Наследственные болезни.
Решение генетических задач и тестовых
заданий по теме Закономерности
наследственности
Селекция, ее задачи и практическое
значение
Биотехнология, клеточная и генная
инженерия, клонирование 3536 Обобщение.
(Решение демонстрационного
варианта ЕГЭ текущего года. )
Календарнотематическое планирование в 11 классе.
Название темы
Лабораторные и практические
работы,тестирование.
Тема 1. «Система и многообразие органического мира» (14ч.)
Систематика. Основные таксономические
категории. Вирусы.
Царство бактерии
Царство растений. Растительные ткани и
органы.
Выполнение лабораторной работы №1:
«Ткани высших растений» и описание
результатов, соблюдение правил ТБ.
Водоросли. Мхи. Папоротникообразные.
Голосеменные. Покрытосеменные
растения.
Семейства однодольных и двудольных
растений.
Царство грибы. Лишайники.
Царство животные. Основные признаки,
классификация.
Одноклеточные животные.
Тип Кишечнополостные. Типы Плоские,
Круглые и Кольчатые черви.Тип
Моллюски.
Решение тестовых заданий по темам
Многообразие форм жизни, Низшие
организмы, Растения .
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тип Членистоногие (ракообразные .
паукообразные и насекомые) 11
12
13
14
Тип Хордовые. Класс Рыбы. Тип
Хордовые. Класс Земноводные.
Тип Хордовые. Класс
Пресмыкающиеся.Тип Хордовые. Класс
Птицы.
Тип Хордовые. Класс Млекопитающие.
Обобщение по теме «Система и
многообразие органического мира»
Решение тестовых заданий по темам
Беспозвоночные, Позвоночные
животные .
Тема 2. «Организм человека и его здоровье» (9ч.)
15
Место человека в органическом мире.
Ткани.
16
Опорнодвигательная система.
17
Кровообращение
и лимфообращение. Дыхательная
системы.
Беседа, выполнение лабораторной
работы №2 «Изучение тканей
организма человека» и описание
результатов, соблюдение правил ТБ.
Беседа, работа с
таблицами, выполнение
лабораторной работы №3 «Микроскоп
и ческое строение кости» и описание
результатов, соблюдение правил ТБ,
Выполнение лабораторной
работы №4 «Влияние физической
нагрузки на частоту сердечных
сокращений человека» и № 5
«Влияние кофе на
электрокардиограмму человека и
описание результатов, соблюдение
правил ТБ
18
19
Пищеварительная и мочевыделительная
система. Кожа.
Нервная система. Высшая нервная
деятельность.
Эндокринная система. Обмен веществ и
превращение энергии в организме
человека. Витамины 20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Половая система. Репродуктивное
здоровье человека.
Анализаторы.
Организм человека как биологическая
система.
Обобщение по теме «Организм человека и
его здоровье»
Тема 3. «Эволюция живой природы» (5ч.)
Решение тестовых заданий по
темам Ткани, органы, системы органов
и внутренняя среда человека
Теории происхождения жизни
на Земле. Эволюционная теория Ч.
Дарвина.
Формы естественного отбора. Пути
приспособления организмов к среде
обитания.
Микроэволюция. Макроэволюция.
Направления и пути эволюции.
Видообразование как
результат микроэколюции
п
Основные закономерности эволюции.
Движущие силы и этапы эволюции
человека.
«Экосистемы и присущие им закономерности» (6ч.)
Среды обитания
организмов. Экологические факторы
Выполнение лабораторной работы №6
«Влияние температуры на брожение
дрожжей» и описание результатов,
соблюдение правил
Законы организации
экосистем. Биогеоценоз, его компоненты
и структура
31
Законы биологической продуктивности. Цепи питания.
Сравнение природных экосистем
и агроценозов. Изменения в экосистемах
Биосфера – глобальная
экосистема. Современные экологические
проблемы и пути их решения
Обобщение по теме «Экосистемы и
присущие им закономерности»
Решение заданий в формате ЕГЭ
32
33
34
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
1. Биология ЕГЭ – 2016г.
Вступительные испытания./ А.А.Кириленко, С.И.Колесников. – РостовнаДону.
«Легион», 2009.
2. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек/ В.Н.
Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2003
3.ЕГЭ 2018. Биология: тренировочные задания/ Г.И. Ларнер. – М.: Эксмо, 2011.
4. Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки.
/Г.И.Лернер – М.Просвещение. ЭКСМО, 2005.
5. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику
А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 1011
классы». М.: Издво «Экзамен», 2006. – 286 с.
6. Настольная книга учителя биологии/ Авт.сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.М:
ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002.158
с. Ловкова Т.А. Н.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс.:
7. Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2018.
8. Шалапенок Е.С. , Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии.М.: Рольф, 2001.
384 с
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Учебники
1. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 кл. И.Н. Пономарева,
Щ.А. Корнилова, В.С. Кучменко «ВентанаГраф»: 2010
2. «Биология. Животные» 7 кл.В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко
«ВентанаГраф»: 2010 3. «Биология. Человек» 8 кл. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «ВентанаГраф», 2010
4. «Основы общей биологии» 9 кл. И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова, О.А.
Элективный курс по биологии" Основные вопросы биологии"
Элективный курс по биологии" Основные вопросы биологии"
Элективный курс по биологии" Основные вопросы биологии"
Элективный курс по биологии" Основные вопросы биологии"
Элективный курс по биологии" Основные вопросы биологии"
Элективный курс по биологии" Основные вопросы биологии"
Элективный курс по биологии" Основные вопросы биологии"
Элективный курс по биологии" Основные вопросы биологии"
Элективный курс по биологии" Основные вопросы биологии"
Элективный курс по биологии" Основные вопросы биологии"
Элективный курс по биологии" Основные вопросы биологии"
Элективный курс по биологии" Основные вопросы биологии"
Элективный курс по биологии" Основные вопросы биологии"
Элективный курс по биологии" Основные вопросы биологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.