Элективный курс по литературе для учащихся 8- го класса "Из истории рассказа"
Оценка 4.8

Элективный курс по литературе для учащихся 8- го класса "Из истории рассказа"

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
русская литература
8 кл
05.01.2017
Элективный курс по литературе для учащихся 8- го класса "Из истории рассказа"
Программа элективного курса для учащихся 8 -х классов направлена на решение проблем, связанных с предпрофильной подготовкой по литературе. Актуальность и важность программы элективного курса «Из истории рассказа» не вызывает сомнений, так как она содействует созданию условий для реализации обучающимися своих интересов и способностей. Данный курс открывает новые возможности для углубления содержания литературного образования и становления личности учащихся. Автором предложен вариант построения курса, в котором проблема жанровой специфики является одной из ведущих. Форма организации рецензируемого элективного курса помогает ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.Элективный курс "Из истории рассказа"
эл. курс, 8 класс.docx

                                           Остапенко Л.А., кафедра преподавания русского языка и литературы АПК и ППРО, Москва

 

Из истории рассказа

Пояснительная записка

 

«Из истории рассказа » - это предметно ориентированный (пробный) курс по выбору, основная задача которого -  дать обучающемуся возможность  реализовать свой интерес к выбранному предмету (литературе). Данный курс предназначен для учащихся 8 классов и  направлен на преодоление проблем, связанных непосредственно с предпрофильной подготовкой по литературе. Основная из них   - осознание определенной  необходимости углубления литературных знаний, но вместе с тем и  необходимость учета возрастных особенностей восьмиклассников:

·        учащиеся данного возраста не ориентированы на чтение, и как одно из следствий этого – неразвитость мышления, низкий культурный уровень;

·        восьмиклассники не чувствуют, что в данном классе на уроках литературы идет обобщение ранее изученного в  V VII классах теоретического материала, воспринимают его как новый, незнакомый до сих пор круг вопросов;

·        восьмиклассники противоречиво соединяют в себе черты уходящего отрочества и ранней юности, что выражается и в их поведении, и в оценках, очень часто литературоведчески безграмотных, беспомощных, а порой абсолютно неверных, далеких от позиции автора произведения.

Решая задачу повышения предметной компетентности, курс обобщает знания  восьмиклассников о специфике русского рассказа, развивает умения использовать теоретико-литературные понятия при анализе художественных текстов, способствует совершенствованию грамотности чтения как способности к использованию приобретаемых умений при подобном чтении для своей дальнейшей жизни, для своего роста в выбранной профессии.

Все это дает возможность для развития умений и навыков в следующих основных сферах:

·        познавательной (развитие общеучебных навыков: анализировать, осмысливать авторский текст, сопоставлять и т. д.);

·        коммуникативной (воспринимать на слух литературные произведения, осмысленно читать, выполнять творческие работы, и т. д.)

·        ценностно-ориентированной (формулировать собственное отношение к  художественным произведениям и т. д.);

·        в эстетической сфере (понимать образную природу литературы как явления словесного искусства - у  восьмиклассников наблюдаются все еще заметные следы  «наивного реализма», что мешает им понимать условность в литературе).

В программу данного курса включены рассказы разных эпох. Рассказ – это наиболее адекватная форма передачи всей многосложности жизни. К этому не пригоден никакой другой жанр. Жанр рассказа является жанром, таящим неисчерпаемые воспитательные возможности. Чтобы правильно прочесть рассказ, надо уметь проникать вглубь художественных образов, видеть их во взаимосвязи, ощущать целостность произведения, чувствовать емкость детали, отвечать на творчество писателя читательским творчеством.  Искусство чтения художественной литературы развивается на примере чтения рассказов.

Нами предложен  вариант построения курса, в котором проблема жанровой специфики является одной из ведущих,  в связи с чем путь движения жанра рассказа предстает в виде «ломаной линии» - от рассказа «чистой формы» к рассказам синтезирующей структуры (очерковый рассказ, рассказ – зарисовка, рассказ – притча и др.). Программа предусматривает изучение конкретных произведений конкретных авторов. Основным методическим приемом является сопоставление художественных текстов. В 8 классе сопоставление как логическая операция используется по-новому: объектом сопоставления становятся типы культур, реальность и ее отражение, герои и прототипы, отзывы критиков – то есть, сопоставление выходит за рамки литературного текста.

Цель курса:

ü формирование  у учащихся целостного представления о развитии жанра рассказа в России  в процессе его становления и развитие у  учащихся навыков самостоятельной и интерпретационной работы с художественным текстом.

            Задачи курса:

1)углубить и расширить знания учащихся по литературе;

2) развивать навыки сопоставительного анализа;

3) обобщить теоретико-литературные знания учащихся, полученных ими в V- VII классах;

4) развивать у учащихся навыки самостоятельной и аналитической работы;

5) развивать коммуникативные и речевые умения и навыки;

6) совершенствовать технику чтения обучающихся.

              Успех занятий зависит от формы организации труда школьников.  Дадим краткую характеристику  предполагаемых заданий, ориентированных на развитие основных общеучебных умений (сопоставление, анализ, синтез, обобщение,  формулировка выводов и т.д.):

ü сопоставление текстов (отдельных образов и мотивов, с постепенным углублением анализа, с размышлением о развитии художественного познания действительности, о своеобразии стилей разных авторов – И. Бунина и В. Шукшина, И. Бунина и Г. Паустовского и др.)

ü экспертиза, т. е. оценка литературного явления, самостоятельная разработка учащимися инструментов для анализа и оценки, формулировка и презентация своего решения;

ü выразительное чтение текста (литературный монтаж, конкурс на лучшего рассказчика);

ü комментирование текста (сообщение кратких сведений о времени, обстоятельствах написания рассказа, творческая история произведения);

ü выделение концепта (подбор эпиграфа, сочинение рассказа по эпиграфу);

ü применение наглядных пособий,  использование мультимедийного проектора, ресурсов Интернет;

ü аналитическая беседа (сначала это выявление и осмысление отдельных деталей и компонентов произведения, далее – рассмотрение произведения в аспекте жанра с расширением объема работы, выполняемых учениками, с привлечением черновых вариантов текста, в конце курса – анализ рассказа, целиком подготовленный учащимися);

ü сообщения и доклады;

ü работа над критической и публицистической статьей.

Формы контроля уровня достижения учащихся

Формой контроля уровня достижения учащихся является  итоговая зачетная работа в виде тестирования. Этот вид тестирования напрямую соотносится с государственной итоговой аттестацией по литературе в новой форме в 9 классе и единым государственным экзаменом в 11 классе. В связи с этим данный курс по выбору не может игнорировать задачу подготовки к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ по литературе.

Предполагаемый тест состоит из 17 заданий и состоит из 2 частей: Часть 1  и Часть 2.

Часть 1 содержит 3 задания, позволяющие проверить умения извлекать информацию из прослушанного текста.

Часть 2 содержит  14 заданий, позволяющих  проверить умение извлекать информацию из прочитанного текста, а также умение  сопоставлять  информацию, представленную в разных формах.

Текущий контроль

Основной задачей курса является развитие творческого потенциала учащихся, их познавательной активности.  В связи с этим перспективной является накопительная оценка достижений в виде портфолио. Критерии оценки могут быть обсуждены учащимися под руководством педагога:

·        самооценка ( ответ на три вопроса:  что я узнал?,  что я умею делать?, что я сделал?);

·        участие в конкурсе рассказчика;

·        оценка за зачетный тест;

·        оформление антологии рассказов (возможно виртуальной);

·        финальная оценка, позволяющая получить зачет за курс.

Приведенная тематика занятий примерна и может изменяться с учетом конкретных условий работы учителя, особенностей ближайшего окружения общеобразовательного учебного заведения, интересов учащихся и учителя

Учебно-тематический план

Темы

Количество часов

Тема 1. История жанра рассказа

2

Тема 2. Жанровые признаки рассказа. Сопоставление рассказов со сказанием, сказкой.

1

Тема 3. Рассказ и новелла

1

Тема 4. Особая роль события рассказывания. Образ рассказчика.

1

Тема 5. Жанровые разновидности рассказа: святочный рассказ

2

Тема 6. Жанровые разновидности рассказа: пасхальный  рассказ

1

Тема 7. Жанровые разновидности рассказа: юмористический рассказ

1

Тема 8. Жанровые разновидности рассказа: лирический рассказ

2

Тема 9. Жанровые разновидности рассказа: фантастический рассказ

1

Тема 10. Жанровые разновидности рассказа: рассказ – характер

2

Тема 11. Жанровые разновидности рассказа: детективный  рассказ

1

Тема 12. Зачетное занятие

2

Всего

17 часов

 

Содержание программы

Тема 1. История жанра рассказа (2ч)

Истоки рассказа на этапе развития древнерусской литературы  после жития и сказания.  Элементы рассказа в «Повести о Петре и Февронии» (XIVв.) – четкий динамичный сюжет, живые характеры, занимательность. Бытовая история -  « Повесть о Фроле Скобееве». Становление русского рассказа в творчестве Н. Новикова, М. Чулкова, М. Попова, Н. Карамзина.   «Повести Белкина» А.С. Пушкина – классический русский рассказ. Физиологический очерк 40-х годов. Рассказы И. С. Тургенева. Рассказы А.П. Чехова, И.А. Бунина. Советские рассказы 20-х, 30-х, 40-х годов XX века: поиски новых эпических форм. 50-е годы – слияние рассказа с очерком. 60-е, 70-е годы – новый расцвет жанра – «деревенская» проза (В. Шукшин), лирическая, молодежно-исповедальная, новеллистика. Рассказы XXI века – новые имена.

Общеучебные и предметные навыки и умения по теме 1:устанавливать причинно-следственные связи между рассказами разных эпох и разных авторов; соотносить их с традициями определенной культурной эпохи; развивать навык обобщения; развивать навык составления продуктивного высказывания (сообщение, требующее освещения нескольких текстов).

 

Тема 2. Жанровые признаки рассказа. Сопоставление рассказа со сказанием, сказкой (1 час)

Народная сказка « Три копейки». Основа поэтики сказки – установка на вымысел; обрисовка характера сказочного «дурачка».

Н. С. Лесков, сказка  «Маланья – голова баранья», рассказ Н.С. Лескова «Дурачок»,  «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» - произведения о силе христианской любви. Фантастическое воплощение темы в сказке. Продолжение традиции русского «сказительного» творчества, отличающееся глубоким и подробным описанием происходящих событий в сказании. Историческая конкретность и отсутствие фантастики в рассказе. Жанровые особенности рассказа: изображение действительной жизни; раскрытие через художественное событие характера главных героев; выявление основного идейного содержания через характеры персонажей; наличие одного-двух главных персонажей; важная роль различных описаний: портрет, пейзаж, интерьер; особая роль речи, высказываний действующих лиц; особенность авторской речи, носителем которой выступает образ автора.

Общеучебные и предметные навыки и умения по теме 2:уметь вычитывать тексты и анализировать их с точки зрения жанра; развивать навык сопоставления текстов разных жанров, подчиненных одной теме или проблеме: образ христианского юродивого и мученика в народной сказке, литературной сказке, рассказе и древнерусском сказании.

 

Тема 3. Рассказ и новелла(1 час)

Компоненты сюжета в рассказе и новелле. Роль описаний в рассказе и новелле. Конфликт, способы его разрешения.

Рассказ В.М. Шукшина « Далекие зимние вечера» - отчетливое выражение позиции автора,  отношения писателя к изображаемому, полное слияние с миром детства, оценка описываемым событиям в рассказе.

Новелла В. М. Шукшина « Охота жить» - необычайный, неординарный, напряженный сюжет; неожиданность развязки, обращенность к деятельной стороне человеческого бытия.

Общеучебные и предметные навыки и умения по теме 3:развивать навык сопоставления на основе теоретико-литературного материала (новелла и рассказ), закрепить навык применения выявленных при сопоставлении понятий при анализе художественных текстов и в личной речевой практике.

 

Тема 4. Особая роль события рассказывания. Образ рассказчика (1 час)

Образ рассказчика  и автор - повествователь.

Повествователь (рассказчик) – особый художественный образ, созданный  писателем. Две основные повествовательные формы – повествование от первого и от третьего лица. Речевая манера повествователя (рассказчика).

Вымышленный рассказчик, тип как характер в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина.

Ю. Коваль «Колобок» -  повествование от первого лица -  усиление иллюзии достоверности рассказываемого и акцентирование внимания на образе рассказчика ( нетождественность автора  с повествователем)

Повествование от третьего лица в рассказе  Ю. Коваля  «Стожок»  – большая свобода в ведении рассказа, эстетически нейтральная форма.

Нейтральное  повествование  в рассказах А.П. Чехова (сближение автора с повествователем).

Ярко выраженная речевая манера с элементами экспрессивной стилистики и своеобразным синтаксисом в рассказах В. Шукшина («Сапожки»)

Общеучебные и предметные навыки и умения по теме 4: развивать навык владения терминами (образ рассказчика (повествователя) и образ автора; позиция автора), уметь составлять полную словарную статью с целью получать, осмысливать и грамотно излагать в связной речи теоретический материал; учиться анализировать тексты, содержащие план автора и персонажа, моделировать вопросы на выяснение позиции автора.

 

Тема 5. Жанровые разновидности рассказа: святочный рассказ (2 часа)

Традиции святочного рассказа в описании счастливых перемен в жизни накануне Рождества и Нового года. Н.С. Лесков -  теоретик жанра. «Христос в гостях у мужика» - переосмысление мотива рождественского чуда, ориентация на истинность происшествия и реальность действующих лиц.

«Святочные рассказы» И. Рогалевой – возрождение традиции. Традиционность, преемственность, новое звучание рассказов «Подарок для бабушки», «Баба Катя и Батон», «Продавец газет», «Теплый дом». Христианское душевное устроение в общей эмоциональной атмосфере рассказов (любовь, милосердие, сострадание, упование на Бога в житейских ситуациях).

Общеучебные и предметные навыки и умения по теме 5:развивать умение видеть проблему текста, видеть в главной проблеме как можно больше возможных сторон и связей; понять точку зрения автора, принять ее или отказаться; высказать личную точку зрения автора по проблеме.

 

Тема 6. Жанровые разновидности рассказа: пасхальный  рассказ(1час)

Родоначальник жанра – А. С. Хомяков.  Ф.М. Достоевский «Мужик Марей» - одно их высших проявлений жанра пасхального рассказа. Л.Н. Андреев «Баргамот и Гараська» - восстановление человека, простая история о возможности пробуждения в каждом человеке достоинства и доброты. Жанровые особенности: приуроченность времени действия к Пасхальному циклу праздников и «душеспасительное» содержание.

Общеучебные и предметные навыки и умения по теме 6: развивать навык извлечения информации из прослушанного текста; развивать навык сопоставления: общее и различие в святочном и пасхальном рассказе (фиксация результатов в таблице).

 

Тема 7. Жанровые разновидности рассказа: юмористический рассказ (1 час)

Приемы создания комического: неправдоподобная завязка, неожиданный поворот развития действия, введение смешных подробностей, преувеличений и т.д.

А.П. Чехов « Смерть чиновника» - комическое противоречие между ничтожностью факта и его оценкой чиновником.

Тэффи « Выслужился» -  комический эффект в неожиданной  завязке, непредвиденном повороте  в развитии действия, в несоответствии действий главного героя сложившейся ситуации.

Общеучебные и предметные навыки и умения по теме 7: развивать навык сопоставления способов достижения комического эффекта в юмористическом рассказе и юмористическом рисунке; развивать умение  использовать приемы создания комического в собственных рассказах; продолжать заполнять таблицу, отражающую особенности рассказов разных видов.

 

Тема 8. Жанровые разновидности рассказа: лирический рассказ(2 часа)

И. А. Бунин « Подснежник», К.Г. Паустовский  «Во глубине России» - ослабленная сюжетность, акцент на внутреннее состояние, настроение героя. Пейзаж – сфера прекрасного, в соответствии с которой рельефнее выявляются характеры действующих лиц.

Общеучебные и предметные навыки и умения по теме 8: выделять информацию об И.А. Бунине и К.Г. Паустовском из статей литературоведческой энциклопедии, обобщать выделенную информацию, обозначив главное (жанровые особенности их рассказов), составлять свою справку  в двух - трех предложениях о художественных особенностях рассказов  И. А. Бунина и К.Г. Паустовского. Продолжать фиксировать жанровые особенности лирических рассказов в сводную таблицу.

Тема 9. Жанровые разновидности рассказа: фантастический рассказ(1 час)

С. Лукьяненко «Мой папа -  антибиотик» - рассказ – фэнтези. Особенности жанра: высокая степень условности, вымышленный сюжет, реальная человеческая жизнь в нереальном мире фантастики. Истоки фантастики. Научная фантастика: вероятностная модель будущего, в том числе и негативного.

Общеучебные и предметные навыки и умения по теме 9: уметь самостоятельно пользоваться различными источниками при составлении сообщения на литературоведческую тему (жанровые особенности фантастического рассказа), развивать навык сопоставления (фантастический рассказ и рассказ – фэнтези в XIX, XXI веке). Продолжать заполнять сводную таблицу.

 

Тема 10. Жанровые разновидности рассказа: рассказ – характер(2 часа)

В.М. Шукшинтончайший мастер характеров. « Стенька Разин», «Гринька Малюгин», « Классный водитель», « В профиль и анфас», « Упорный», «Сураз» - рассказы – характеры. Тип героя данных рассказов (портрет, образ жизни, отношение к людям) выявляет общность рассказов разных лет.  Близость характера героя характеру самого художника.  Артистическое начало, творческая неуемность, творческое горение, постоянный и мучительный поиск себя – удел героев и автора. Жанровые особенности:  характер в центре, острая жизненная ситуация, авторское раздумье, эмоция повествователя, драматургичность.

Общеучебные и предметные навыки и умения по теме 10: развивать навык обобщения (сгруппировать героев Шукшина по их отношению к жизни); анализировать литературный материал с целью выявления авторской позиции (в каких рассказах непосредственно звучит авторский голос, в каких рассказах народный приговор наиболее полно выражает авторскую позицию?); развивать навык  сопоставления  рассказов писателя и фильмов В.М. Шукшина,  двух вариантов рассказа « Сураз»; закрепить навык различных видов пересказа; развивать умение писать отзыв о кинематографических работах писателя, включая элементы анализа.   Продолжать заполнять таблицу, отражающую особенности рассказов разных видов.

 

Тема 11. Жанровые разновидности рассказа: детективный  рассказ(1 час)

Схематичность, полнота фактов, обыденность обстановки, стереотипность поведения персонажей – основные особенности детективного жанра. А.П. Чехов « Шведская спичка» - уголовный рассказ. Устойчивая пара характеров, необходимых для детективного жанра  -  Следователь Николай Ермолаевич  Чубиков и помощник Дюковский. Структура уголовного рассказа. Ирония в изображении событий.

М. Москвина « Не наступите на жука. Неспешный детектив» - иронический тон повествования, приключенческий сюжет. События в восприятии подростка.

Общеучебные и предметные навыки и умения по теме 11:целостно анализировать текст; работать над сводной таблицей; развивать навык сопоставления русских и зарубежных детективных рассказов.

 

Тема 12. Зачетное занятие(2 часа)

Тестовая работа. Подведение итогов.

Список литературы

1.     Антонов С. Я читаю рассказ / Из бесед с молодыми писателями. – М., 1973.

2.     Заморий Т. Современный русский рассказ. – Киев, 1968.

3.     Крамов И. В зеркале рассказа. – М., 1986.

4.     Нинов А. Современный русский рассказ / Из наблюдений над русской прозой ( 1956 – 1966). – Л., 1969.

5.     Ульяшов П.С. Этот неумирающий жанр ( Современный советский рассказ) – М.: Знание, 1987. – 112с. ( Нар. ун-т Фак. литературы  и искусства)


 

6.    

Остапенко Л.А., кафедра преподавания русского языка и литературы

Остапенко Л.А., кафедра преподавания русского языка и литературы

В программу данного курса включены рассказы разных эпох

В программу данного курса включены рассказы разных эпох

Успех занятий зависит от формы организации труда школьников

Успех занятий зависит от формы организации труда школьников

Предполагаемый тест состоит из 17 заданий и состоит из 2 частей:

Предполагаемый тест состоит из 17 заданий и состоит из 2 частей:

Тема 11. Жанровые разновидности рассказа: детективный рассказ 1

Тема 11. Жанровые разновидности рассказа: детективный рассказ 1

Общеучебные и предметные навыки и умения по теме 2 : уметь вычитывать тексты и анализировать их с точки зрения жанра; развивать навык сопоставления текстов разных…

Общеучебные и предметные навыки и умения по теме 2 : уметь вычитывать тексты и анализировать их с точки зрения жанра; развивать навык сопоставления текстов разных…

Общеучебные и предметные навыки и умения по теме 4: развивать навык владения терминами (образ рассказчика (повествователя) и образ автора; позиция автора), уметь составлять полную словарную…

Общеучебные и предметные навыки и умения по теме 4: развивать навык владения терминами (образ рассказчика (повествователя) и образ автора; позиция автора), уметь составлять полную словарную…

Приемы создания комического: неправдоподобная завязка, неожиданный поворот развития действия, введение смешных подробностей, преувеличений и т

Приемы создания комического: неправдоподобная завязка, неожиданный поворот развития действия, введение смешных подробностей, преувеличений и т

XIX , XXI веке). Продолжать заполнять сводную таблицу

XIX , XXI веке). Продолжать заполнять сводную таблицу

Тема 12. Зачетное занятие(2 часа)

Тема 12. Зачетное занятие(2 часа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.