Элективный курс по математике "Логические задачи и математические игры" (5 класс)
Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
математика
5 кл
22.01.2018
В данный материал является авторской программой элективного курса для учащихся 5 классов. Так ученики очень любят математические игры я провожу спецкурсы с игровыми технологиями. В пятых классах это одни игры, а в 6 классах другие игры. Эти курсы очень увлекательные и дети ходят с удовольствием.
Рабочая программаЭл курса 5кл.docx
Элективного курса " Логические задачи и математические игры"
Рабочая программа
5 класс
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность школьников это совокупность всех видов деятельности
учащихся, в которых решение задач воспитания достигается более успешно. Внеурочная
работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся, имеет
выраженную воспитательную и социальнопедагогическую направленность.
Основными документами, на основании которых составлена программа по
внеурочной деятельности «Математические игры», являются:
• Федеральный государственный стандарт основного общего образования;
• Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821
10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях»;
• Основная общеобразовательная программа МОБУ ФТЛ;
• Локальные акты МОБУ ФТЛ, обеспечивающие реализацию внеурочной
деятельности в рамках федерального государственного стандарта.
Программа базируется на игровом и системнодеятельностном подходе, который
создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний,
умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Данная программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5 классов
и направлена на формирование методологических качеств учащихся (умение поставить
цель и организовать ее достижение), а так же креативных качеств (вдохновенность¸
гибкость ума, критичность, наличие своего мнения) и коммуникативных качеств,
обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами
окружающего мира и воспринимать его информацию. В ходе решения системы задач у
пятиклассников могут быть сформированы следующие способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось,
почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
моделировать (представлять способ действия в виде моделисхемы, выделяя все
существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи и игр, отстаивать свою
позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).
Актуальность данной программы обусловлена ее методологической значимостью:
пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать
свои интеллектуальные возможности и пространственное воображение. Программа позволяет пятиклассникам ознакомиться со многими важнейшими вопросами
математики на данном этапе обучения. Решение математических задач, связанных с
логическим мышлением, усилит интерес учащихся к познавательной деятельности, будет
способствовать общему интеллектуальному развитию.
Необходимым условием реализации данной программы является стремление развить у
учащихся умение самостоятельно работать, ИКТкомпетенции, а так же совершенствовать
у детей навыки отстаивания собственной позиции по определенному вопросу.
Цели: развитие пространственного воображения и логического мышления с помощью
решения различных математических задач и математических игр
Задачи:
• Формировать потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям.
•
Развить познавательный интерес.
• Способствовать развитию умения создавать абстрактные геометрические фигуры
исходя из опыта наблюдений.
• Содействовать воспитанию активности личности,
нормативного поведения в социуме.
культуры общения и
Форма организации: электив для учащихся 5 классов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение года. Всего – 35 часов.
Подготовка к занятию предусматривает поиск необходимой недостающей информации в
энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, в СМИ и т.
д. Источником нужной информации могут быть и взрослые: родители, увлеченные люди, а
так же старшие учащиеся.
Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения программы включают следующие направления:
регулятивных,
учебную и общепользовательскую ИКТ
формирование универсальных учебных действий (личностных,
коммуникативных,
компетентность учащихся, опыт проектной деятельности, навыки работы с информацией.
познавательных),
Личностные результаты:
•
готовность и способность учащихся к саморазвитию;
• мотивация деятельности;
•
•
самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и
находить выходы из спорных ситуаций; •
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная
отзывчивость.
Метапредметные результаты:
•
развитие умений находить в различных источниках информацию, необходимую для
решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме;
• формирование умения видеть геометрическую задачу в окружающей жизни;
•
развитие понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать
в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
•
•
•
развитие умения анализировать задачу и использовать схематическую запись
условия;
развитие пространственных представлений и изобразительных умений,
приобретение навыков геометрических построений;
совершенствование вычислительных навыков;
Достичь панируемых результатов помогут педагогические технологии,
.
использующие методы активного обучения. Примером таких технологий являются игровые
технологии.
Воспитательный эффект достигается по двум уровням взаимодействия – связь ученика с
учителем и взаимодействие школьников между собой на уровне группы кружка.
Реализация программы способствует достижению следующих результатов:
В сфере личностных универсальных учебных действий у детей будут сформированы
умения оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых
норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые
можно оценить как хорошие или плохие; умения самостоятельно определять и высказывать
самые простые для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми
типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и
задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся выдвигать
гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами,
специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной
информации об объектах.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся
планировать и координировать совместную деятельностью (согласование и координация
деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер,
подчиненный).
Тематическое планирование
№
Тема
Количество
часов
Дата
Удивительный мир чисел.
1
2
3
4
5
6,7
8,9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Вводное занятие
История развития математики: Как люди
научились считать?
Системы счисления
Магические квадраты
Числовые головоломки
Задачи на переливание
Задачи на взвешивание
Текстовые задачи
Логические задачи
Решение задач с конца
Старинные истории и задачи
Математические игры, выигрышные ситуации
Поиск закономерности
Геометрические задачи
Лабиринты
Задачи на разрезание
Задачи на перекраивание
Геометрические головоломки со спичками
Геометрия на клетчатой бумаге
Пентамино
Математические развлечения
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 2021 Математик тяжеловес
2225 Математическая карусель
2631 Математический бой
3133 Математическая регата
3435
Итоги. Заключительное занятие
2
4
6
3
2
Литература.
1. И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева. Наглядная геометрия. Москва. ООО «Дрофа» ,2014
2. И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. Задачи на смекалку. Москва. «Просвещение»,2013
3. Депман И.Я. Рассказы о математике. Саратов: ОАО «Издательство «Лицей».
6. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика 511 классы. – Волгоград: «Учитель», 2010.
8. Кучер Т.В., Шипарева Г.А. – Сборник программ элективных курсов (авторские
программы учителей гимназии). – М.: Перспектива, 2012.
9. Норманн Уиллис. Занимательные логические задачи. – М.: АСТ: Астрель, 2012.
10. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. – М.: «Издательство Русанова», 2011.
11. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 58 классы. М.: Айриспресс, 2007.
12. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 56 классы. –
М.: Издво НЦ ЭНАС, 2007.
13. Гарднер, М. Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки /
М. Гарднер; сокр. пер. с англ. В.С. Бермана; под ред. Г.Е. Шилова. – М.: Наука, 1987.
Интернетресурсы
• Математика: учеб.метод.газ. – М.: ИД»Первое сентября»,1999, 2003, 2004. –
Режим доступа: http://mat.1september.ru
• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа:
www.schoolcollection.edu.ru
• Методика игровой педагогики. Режим доступа: http://summercamp.ru
Элективный курс по математике "Логические задачи и математические игры" (5 класс)
Элективный курс по математике "Логические задачи и математические игры" (5 класс)
Элективный курс по математике "Логические задачи и математические игры" (5 класс)
Элективный курс по математике "Логические задачи и математические игры" (5 класс)
Элективный курс по математике "Логические задачи и математические игры" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.