Элективный курс по русскому языку(9 класс)
Оценка 4.8

Элективный курс по русскому языку(9 класс)

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
русский язык
9 кл
17.01.2017
Элективный курс по русскому языку(9 класс)
Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Культура речи» (17 часов) и «Стили речи» (17 часов).Изучение данного курса поможет школьникам: -Сделать свою речь содержательной, информативно насыщенной, но немногословной, одновременно точной и ясной. - побудить их к размышлению над собственной речью, привить навыки культуры словообразования.
элективный курс.docx
Коноплинский филиал МБОУ Павловской средней школы Утверждаю Директор школы _________/Емельян цева Л.И./ Прика з по школе№ От «_____»________2013г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО Элективному курсу «Культура речи» 9класс 2015 -2016учебный год Рабочую программу составила учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории Берлинская Парасковия Васильевна   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса рассчитана на 17 часов (0,5 ч.)   Проводимая в России модернизация образования обуславливает поиск новых педагогических   идей   и   технологий,   отвечающих   основным   задачам подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе. В первую очередь эти изменения коснулись пересмотра содержания образования при переходе к профильной школе в старшем звене. Для этого необходимо в ­9­х классах начать   предпрофильную   подготовку   учащихся.   Одним   из   решений   этой проблемы считается введение элективного курса   «Культуры речи».    Знание родного языка – это важнейшее условие формирования личности человека. Изучение культуры речи необходимо в общеобразовательной школе, потому   что   это   показатель   культуры,   интеллекта,   духовных   ценностей.   К тому   же   знание   этого   предмета   необходимо   при   сдаче   Единого государственного экзамена.   образования, Изучение   курса   «   культуры   речи»   необходимо   для   завершения лингвистического в общеобразовательной   школе.   Этот   предмет   углубляет   лингвистическую подготовку, воспитывает культурно­ценностное отношение к русскому языку, учит разумному применению его стилистических возможностей в различных сферах общения. получаемого   учащимися     Не всегда человек, пишущий без ошибок, может чётко и ясно устно выразить свои мысли. Культура речи помогает сделать речь ярче, богаче. Речь должна   быть   правильной,   ясной   и   простой,   точной   и   логичной, информационно   насыщенной   и   разнообразной   в   плане   употребления выразительных средств. Русский язык считается одним из самых сложных, но и самых красивых, содержит огромный словарный запас. Задача состоит в возможности передачи самой сложной мысли, использовании всех возможностей языка, в умении им пользоваться.   Курс   «Основы   культуры   речи»   позволит   изучить   способы использования   выразительных   возможностей   русского   языка,   поможет овладеть его богатством, значительно повысить культуру речи. Введение данного курса поможет преодолеть сложности в общении и пополнить   знания   учащихся.   Характер   рассматриваемых   вопросов предполагает использование активных форм обучения – лекций, семинаров, практикумов, что имеет большое значение для интеллектуального развития школьников. Данная элективная программа рассчитана на 17часов   Изучение данного курса поможет школьникам: ­Сделать   свою   речь   содержательной,   информативно   насыщенной,   но немногословной, одновременно точной и ясной, ­Разбираться во всём многообразии значений слов, ­Уметь строить свою речь без употребления диалектизмов, жаргонизмов, ­Разбираться   в   многообразии   стилей,   понимать   стилистически   окрашенную лексику, не использовать канцеляризмы, речевые штампы, ­Работать   над   правильностью   речи,   лексической   сочетаемостью,   уметь работать с вариантными формами различных частей речи, ­Отрабатывать литературное произношение, знать, что такое орфоэпия, стили произношения, особенности произношения иностранных слов, ­Работать над образностью, благозвучием, логичностью речи. Задача  данного  курса состоит  в том,  чтобы  внести  свой  вклад  в  развитие общей культуры, и прежде всего культуры мышления, общения, речи. Введение данного курса должно способствовать: ­Качественному повышению уровня речевой культуры; ­Формированию   коммуникативной   компетенции   (организация   речевой деятельности языковыми средствами и способами, адекватными ситуациями общения); ­Расширению культурного уровня. Обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства; Формированию умений оценивать речевое поведение. Содержание данного курса обеспечит выполнение функций: информирующей, обучающей, развивающей, справочной. Распределение данного материала осуществляется на основе целостности и концентричности, что предполагает наращивание, углубление и расширение знаний и умений в общем объёме курса. Обучение   культуре   речи   основывается   на   развитии   самостоятельности мышления,   индивидуального   творчества.   Становление   диалектического, критического   мышления,   сопровождающее   изучение   эталонов   и   образцов, поможет  избежать   слепого   копирования,  будет  способствовать   реализации индивидуальных возможностей. Ведущими формами работы являются: ­Слушание и сжатое конспектирование 30­минутной лекции по курсу; ­Анализ прослушанной лекции, уточняющие и разъясняющие вопросы к ней; ­Работа словообразовательными, орфографическими словарями; ­Упражнения   по   технике   речи,   выразительное   чтение   художественных произведений, произнесение собственных высказываний; ­Поэтапный анализ текста разных жанров и видов; Ситуативные игры, имитирующие различные жизненные ситуации публичного речевого мышления. синонимическими, антонимическими, толковыми,       с Образность­   как   одно   из   качеств   хорошей   речи.   Создание Содержание программы Тема 1.  Критерии хорошей речи. Содержательность речи. Многословие.  Тема   2.   Точность   и   ясность   речи.   Точность   словоупотребления.   Точность словоизменения и формообразования. Ясность синтаксических конструкций. Тема  3.   Богатство   речи.  Многообразие  значений  слова.  Игра  слов.  Слова, близкие по значению. Контрастные слова. Созвучные слова. Стилистические возможности словообразования. Стилистическое использование частей речи: существительных,   прилагательных,   числительных,   местоимений,   глаголов. Многообразие синтаксических конструкций. Тема 4.  Чистота речи. Стилистическая оценка диалектизмов. Стилистическая оценка жаргонизмов. Стилистическая оценка заимствованных слов. Тема   5.   художественного образа различными средствами.  Тема 6.Изобразительные средства языка.      Тема 7.Эпитеты, сравнения. Метафора. Метонимия –источник образности. Тема 8.Эфимизмы­источник юмора.   Тема 9 Олицетворение.Синекдоха.Перифраза. Тема 10.Живость.Эмоциональность, выразительность речи. Тема 11.Анафора и эпифора. Тема 12.Параллелизм, антитеза, оксюморон. Тема 13.Градация. Инверсия, Тема14.  Благозвучие речи. Создание красоты звучания речи.   Тема 15.практические занятия.(работа с текстом) Тема 16. Практические занятия(работа с текстом) Тема 17. Заключительный урок.                    Календарно­тематическое планирование 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Критерии хорошей речи.  Точность и ясность речи. Богатство речи. Чистота речи Образность –одно из качеств хорошей речи Изобразительные средства языка Эпитеты, сравнения, метафора. Эфимизмы – источник юмора. Олицетворение. Синекдоха. Перифраза. Живость. Эмоциональность. Выразительность  речи. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Анафора и эпифора. Параллелизм, антитеза, оксюморон. Градация. Инверсия. Благозвучие речи. Практическое занятие. Работа с текстом. Практическое заятие. Работа с текстом Заключительное занятие. Защита рефератов. Коноплинский филиал МБОУ Павловской средней школы Утверждаю Директор школы _________/Емельян цева Л.И./ Прика з по школе№ От «_____»________2013г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО Элективному курсу «Стили речи» 9класс 2015 -2016учебный год Рабочую программу составила учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории Берлинская Парасковия Васильевна   Пояснительная записка Курс «Стили речи» имеет предметно­ориентационный характер. Программа  предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль  обучения в старших классах.    При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли,  раскрыть самые глубокие чувства. Не случайно язык называют одним из  удивительнейших орудий в руках человека. Но служить человеку он будет  лишь тогда, когда тот сможет им пользоваться умело, узнает его секреты,  овладеет им как мастер. И чем больше мы осознаём богатство и величие русского языка, тем  требовательнее становимся к своей речи, тем острее ощущаем необходимость  совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его  порче, наконец, глубже изучать этот язык, чтоб проникнуть в его тайны,  лучше познать его природу. Всегда полезно задуматься о том, как сделать  свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств. Цель элективного курса «Стили речи» – реализовать интересы учащихся к  предмету на лучших образцах художественного слова, побудить их к размышлению над собственной речью, привить навыки культуры  словообразования. Кроме того, содержание данного курса направлено на создание  ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора  гуманитарного профиля обучения. Программа подготовлена на основе содержательного материала, который  заставит учащихся вспомнить некоторые разделы, изученные на уроках  русского языка. Курс «Стили речи» предполагает решение следующих задач:       открыть учащимся новые аспекты в изучении родной речи; расширить их знания в области русского языка; сделать речь учеников богаче и выразительнее, научив умело выбирать  языковые средства; помочь слушателям повысить речевую культуру; доказать необходимость дальнейшего совершенствования своей устной  и письменной речи; предоставить возможность подготовиться к ЕГЭ по данному предмету. Курс рассчитан на 17 часов   Занятия складываются из теоретической и  практической частей. Программа легко адаптируется к уровню обученности  школьников, допускает увеличения или уменьшения количества часов. Динамика интереса к курсу фиксируется с помощью анкетирования на первом и последнем занятии, собеседований в процессе работы после выполнения  каждого вида творческих работ. Степень усвоения материала легко контролируется, поскольку  предусмотрено достаточное количество творческих заданий, работа в  группах, рецензирование предложенных учителем текстов. Изучение курса начинается с входной диагностики, завершается  реферативной работой и тестированием. Результаты творческой деятельности могут войти в «портфолио» учащихся. Содержание программы 1. Стилистические ресурсы русского языка (1 час). Вводное занятие.   2.  Разговорный стиль речи.  (1 час) 3.Научный стиль.(1час) 4.Официально­деловой.(1 час) 5.    Публицистический стиль (особенности, жанры, сферы употребления (1час)   6.художественный   стиль   (особенности,   жанры,   сферы   употребления) (1час) 7.Стилистическое использование имен существительных.(1 час) 8. Стилистическое использование имен прилагательных.(1час) 9.Местоимения.(1час) 10.Стилистическое использование глаголов.(1час) 11.Стилистичекские функции омонимов, синонимов, антонимов) (1час) Семантические и стилистические синонимы. Использование лексических  синонимов – одна из сложнейших проблем стилистики («муки слова»). .  Стилистическое использование омонимов. Омонимические рифмы. Омофония – неисчерпаемый источник каламбуров. 12. Стилистическое использование историзмов, архаизмов, неологизмов(1 час). Историзмы, их роль в исторических произведениях. Фонетические, словообразовательные и семантические архаизмы.  Стилистическая оценка неологизмов. Лексические и семантические  неологизмы.   13.Стилистическое использование фразеологизмов. 14. Стилистически грамотное построение предложений (1 час). «Велосипед разбил трамвай». (Порядок слов в предложении.) «Можно ли  оплатить за проезд»? (Управление). «Круглый сирота – круглая сирота».  (Согласование определений.) «В кружке занима..тся пять учеников».    Творческая работа. 15.Согласование сказуемого с подлежащим. 16.Стилистика предложений с однородными членами. 17. Итоговая работа (тестирование) – 1 час. Учебно­тематический план  Контрольное тестирование 1. В каком слове произносится звук «Т»? а) территория, б) тенденция, в) тест, г) ателье 2. В каком слове ударение падает на последний слог? а) инструмент, б) феномен, в) принят, г) понят. 3. Укажите ошибку в образовании формы слова: а) консервов, б) в двух тысяч первом году, в) семеро смелых, г) лечащий врач. 4. Укажите предложение с грамматической ошибкой. а) Хор исполнял «Калинку». б) Все, кто работал на заводе, отдыхали в санатории. в) Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамены. г) Один из студентов был удостоен Ломоносовской премии. 5. Выберите грамматически верное продолжение предложения. Путешествуя на велосипеде, а) развиваются мышцы ног и спины. б) требуется немалая выносливость. в) вы получаете большое удовольствие. г) у меня сломалась фара. 6. Значение какого слова определено неверно? а) Адресат – лицо, отправляющее письмо. б) Аминь – заключительное слово христианских молитв. в) Дезинформировать – сообщать искажённые, ложные сведения. г) Импорт – вывоз товара из страны с целью продажи. 7. Укажите верное утверждение. Унылая пора, очей очарованье. В данном предложении используется а) метафора, б) оксюморон, в) гипербола, г) олицетворение. 8. Какое из данных слов является синонимом к слову невыразимый? а) невидный, б) безвкусный, в) неизъяснимый, г) непонятный, д) необычный. 9. Какое из данных слов является антонимом к слову страдание? а) печаль, б) румяный, в) смятение, г) блаженство, д) гармония. 10. Какое слово имеет омонимы? а) ствол, б) идиллия, в) брак, г) линейка, д) давление. 11. Укажите лишнее слово в ряду синонимов: а) невежественный, б) небрежный, в) непросвещённый, г) необразованный. 12. Какое слово является устаревшим? а) священник, б) кочевник, в) нигилист, г) бражник. 13. Укажите многозначное слово: а) свежий, б) непоседа, в) запретный, г) отдых. 14. Какое слово имеет омоним: а) холодный, б) разведка, в) номер, г) нота. ОТВЕТЫ: 1а, 2а, 3б, 4в, 5б, 6г, 7б, 8в, 9г, 10в, 11б, 12г, 13а, 14г. Список литературы Учебные пособия для учащихся 1. 2. 1. 2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М.,  «Просвещение», 2001.  Александров В.Н., Александрова О.И., Соловьёва Т.В. Единый  государственный экзамен. Русский язык. Справочные материалы,  контрольно­тренировочные упражнения, создание текста. 2­е издание,  переработанное и исправленное. – Челябинск, Взгляд, 2006. Методические пособия для учителя Белякова Л.Ф. Русский зык и культура речи. – М., «Просвещение»,  2004. Балаев А.А. Активные методы обучения.­ М., Профиздат, 1995. 3. 4. 5. 6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М.,  «Просвещение», 2001. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М., «Просвещение», 2002. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.,  «Просвещение», 2003. Обернихина Г.А., Потёмкина Т.В. Хоть и заглядывал я встарь в  Академический словарь. Программа элективного курса. – М.,  «Просвещение», 2004. 7.  Обернихина Г.А. Развитие речи учащихся старших классов. Тексты для устных рассказов, диктантов, изложений. Литературные места России и  ближнего зарубежья. ­ М. Классика стиль, 2005. 8. 9.  Прутченков А.С. Учим и учимся, играя.­ М., МПА, 2002. Русова Н.Ю. Как писать изложения, сочинения, диктант, Н.Новгород,  Деком, 2000. 10. Сочинение: секреты успеха, сост. М.Н. Мещерякова. – М., Мегатон,  1998. 11. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 2004. 12. Чертов В.Ф. Семинарские занятия по русской литературе XIX века. –  М., 2000. 13. Яшина Е. Урок – игра: 50 игровых сюжетов в помощь учителю.  (Методическое пособие­практикум.) – Челябинск, ЧОИУУ, 1992. 14. Тесты для централизованного тестирования. Русский язык. М.,  «Просвещение», 2009.

Элективный курс по русскому языку(9 класс)

Элективный курс по русскому языку(9 класс)

Элективный курс по русскому языку(9 класс)

Элективный курс по русскому языку(9 класс)

Элективный курс по русскому языку(9 класс)

Элективный курс по русскому языку(9 класс)

Элективный курс по русскому языку(9 класс)

Элективный курс по русскому языку(9 класс)

Элективный курс по русскому языку(9 класс)

Элективный курс по русскому языку(9 класс)

Элективный курс по русскому языку(9 класс)

Элективный курс по русскому языку(9 класс)

Элективный курс по русскому языку(9 класс)

Элективный курс по русскому языку(9 класс)

Элективный курс по русскому языку(9 класс)

Элективный курс по русскому языку(9 класс)

Элективный курс по русскому языку(9 класс)

Элективный курс по русскому языку(9 класс)

Элективный курс по русскому языку(9 класс)

Элективный курс по русскому языку(9 класс)

Элективный курс по русскому языку(9 класс)

Элективный курс по русскому языку(9 класс)

Элективный курс по русскому языку(9 класс)

Элективный курс по русскому языку(9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017