Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»
Оценка 4.7

Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
русская литература +1
9 кл
27.03.2019
Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»
Элективный курс русского языка «Учимся писать сочинение- рассуждение» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой коммуникативной компетенции и её практическая реализация при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Задачи изучения элективного курса: углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
электив.doc
Министерство образования РФ   МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» имени Героя Советского Союза Н.И.Бореева    Рассмотрена на  заседании МО протокол №  1  от Согласовано  заместитель директора  по УВР  ______ М.В.Люманова Утвержден  приказом директора от    №   __________Е.С.Парамонова «Учимся писать сочинение­ рассуждение» Элективный курс  по  русскому языку в 9  классе Учебник  –   Корчагина Е.В. Русский язык: Сочинение: 9­й класс. – М., 2009.   1 час в неделю (17 часов , 1 полугодие)                                                                                                                                                                                                                                                         Учитель: 2016­2017 учебный год                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Элективный курс русского языка   «Учимся  писать сочинение­ рассуждение» предназначен для обучающихся 9 класса.    Цель  изучения   курса   –   формирование   языковой     коммуникативной   что компетенции   и   её   практическая   реализация   при   подготовке   к   ГИА,   соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5­9   классах   основной   школы   ­   овладение   всеми   видами   речевой   деятельности   и основами   культуры   устной   и   письменной   речи,   базовыми   умениями   и   навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.  Задачи изучения элективного курса:   углубление знаний о рассуждении ­ основном коммуникативном виде текста;   применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Данная   рабочая   программа   отвечает   требованиям   федерального   компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.   Достижение   указанной   выше   цели   и   задач   осуществляется   в   процессе формирования   ключевых   компетенций   ­   языковой   и   лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.    Механизм формирования  лингворечевой компетенции:    использование   основных   видов   чтения   (ознакомительно­изучающего, ознакомительно­реферативного   и   др.)   в   зависимости   от   коммуникативной задачи;   извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;  создание сочинения­рассуждения по данному тексту;  редактирование собственного текста;  применение   в   практике   речевого   общения   основных   норм   современного русского   языка,   использование   в   собственной   речевой   практике синонимических ресурсов русского языка;  соблюдение в практике письма основных норм языка;  использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста. В   основу   программы   положена   идея   личностно   ориентированного   и когнитивно­коммуникативного (сознательно­коммуникативного) обучения русскому языку.   деятельностного подхода к изучению русского языка в  9 классе.     Таким   образом,     программа   создает   условия   для   реализации Направленность   курса   на   интенсивное   речевое   и   интеллектуальное   развитие создаёт   условия   для   реализации   надпредметной   функции,   которую   русский   язык выполняет в системе школьного образования.   В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой   у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и   развиваются   следующие   общеучебные   умения:   коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.        Курс  рассчитан  на  17  часов.   Контроль  знаний   осуществляется   по   итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.            Для   изучения   элективного   курса   используется   пособие   Симаковой   Е.С. (Симакова Е.С. Русский язык: Сочинение: 9­й кл. – М., 2009).                                   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1.  Спецификация  третьей части экзаменационной работы Третья   часть   экзаменационной   работы   –   сочинение­рассуждение   на лингвистическую тему, содержащее аргументацию, включающую примеры из исходного   текста.   Связь   с   языковой   теорией,   смыслом   и   назначением языковых единиц, спецификой их функционирования в конкретных текстах. Понятие о лингвистике. Классификация лингвистических понятий в русском языке. Обучающиеся должны знать:   основные правила работы с текстом  что такое лингвистика   классификацию лингвистических понятий в русском языке.           Обучающиеся должны уметь:   приводить  необходимые   примеры   лингвистических  явлений   к предложенной в задании цитате  Тема 2.  Понятийно­справочный аппарат Терминология   формулировок   творческого   задания:   текст,   тема, основная мысль; типы текста (повествование, описание, рассуждение); типы рассуждения   (индуктивное   и   дедуктивное);   доказательства   в   рассуждении; типы аргументации; композиция текста; логические и фактические ошибки. Основные   способы   определения     лингвистических   явлений.  Лексические   и грамматические явления Обучающиеся должны знать:   понятийно­справочный аппарат.   основные способы определения  лингвистических явлений Обучающиеся должны уметь:   различать понятия, связанные с анализом и построением текста.  правильно определять  лингвистические явления  различать лексические и грамматические явления         Тема 3. Классификация грамматических и речевых ошибок Нарушение   норм   словообразования,   словоизменения,   построения словосочетания   и   предложения.   Ошибки   в   структуре   слова,   в   структуре словосочетания, в структуре предложения. Нарушение   речевых   норм.   Употребление   слов   в   несвойственном   ему значении,   несоответствие   слова   стилю   текста,   нарушение   лексической сочетаемости,   плеоназм,   тавтология,   смешение   паронимов,   нарушение структуры фразеологизма. Обучающиеся   должны   знать:  виды   грамматических   и   речевых ошибок, а также нормы словоупотребления. Обучающиеся   должны   уметь:   соблюдать   нормы   построения языковых единиц и нормы словоупотребления. Контроль знаний: тренировочные упражнения.             Тема 4. Построение сочинения­рассуждения Сочинение­рассуждение   на   лингвистическую   тему.   Разработка содержания.   Подбор   обоснования   лингвистического   положения.   Подбор примеров для обоснования  лингвистического положения. Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста. Обучающиеся   должны   уметь:  подбирать   примеры   для обоснования    лингвистического   положения;правильно   оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении. Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН Тема Кол­во  часов Тема 1. Спецификация  третьей  части экзаменационной работы Тема 2.  Понятийно­справочный  аппарат   Тема 3. Классификация  грамматических и речевых  ошибок Тема 4. Построение сочинения­  рассуждения Тема 5. Построение сочинения­ 2 3 2 3 6 Формы контроля Текущий контроль Текущий контроль  Текущий контроль –  тренировочные упражнения Текущий контроль –  тренировочные упражнения Практическая работа №1 рассуждения Итоговое занятие Итого: ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 17 часов 1 Практическая работа №2                           В результате изучения элективного курса  русского языка « » ученик должен знать/понимать  основные правила работы с текстом;   что такое лингвистика   классификацию лингвистических понятий в русском языке  правильно определять  лингвистические явления  различать лексические и грамматические явления  основные средства выразительности;   основные сведения по стилистике русского языка;   орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;                       уметь  различать средства выразительности;   находить в тексте средства выразительности;   анализировать текст с точки зрения средств выразительности;  определять стилистическую принадлежность слов и выражений;  работать со стилистическими синонимами;  использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;  использовать   знания   по   синтаксису   и   пунктуации     при   анализе предложенного текста;  приводить   необходимые   примеры   лингвистических   явлений   к предложенной в задании цитате                                                использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  осознания   русского   языка   как   духовной,   нравственной   и   культурной ценности народа;    совершенствования коммуникативных способностей;   развития способностей, интеллектуальных самостоятельной   деятельности, самореализации, человеческой деятельности.   навыков   использования   языка   для   самовыражения   в   различных   областях   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  1. Федеральный компонент государственного стандарта  основного  среднего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5. 2. Корчагина Е.В. Русский язык:  Сочинение: 9­й кл. – М., 2009.   3. Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по  русскому языку в старших классах средней школы.­ М., 2005. 4. ГИА – 2010: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9­ый кл.:  Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения  государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.­сост.  И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. – М., АСТ,2011.                         Министерство образования РФ   МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» имени Героя Советского Союза Н.И.Бореева Рассмотрена на  заседании МО протокол № 1  от 27.08.2015 Согласовано  заместитель директора  по УВР  ______ М.В.Люманова Утвержден  приказом директора от     №  __________Е.С.Парамонова                    КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО   РУССКОМУ ЯЗЫКУ  «Учимся  писать сочинение­рассуждение» в  9 «А» классе  Учебник –  Корчагина Е.В. Русский язык: Сочинение: 9­й кл. – М., 2009.   1 час в неделю (17 часов , 1 полугодие) УЧИТЕЛЬ: Чеканова О.А.                                     2016­2017УЧЕБНЫЙ ГОД Учебник –  Корчагина Е.В. Русский язык: Сочинение: 9­й класс. – М., 2009.    Практические работы ­  2 №   п/п Виды  контроля Тема урока Кол­ во  часов Дата  по  плану Факти чески  провед ено   1 1 лингвистических   Понятийно­справочный Первое полугодие Тема 1. Спецификация  третьей части экзаменационной работы    Анализ критериев части С15.1.,15.2,15.3. Понятие о лингвистике.    Классификация понятий в русском языке. Тема   2. аппарат  Основные способы определения   лингвистических явлений Лексические и грамматические явления  Обобщение   знаний   о   лексике   и грамматике Тема   3.  Критерии   оценивания творческой работы  Критерии   оценивания   творческой 1 1 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Текущий  контроль Текущий  контроль 13 Пр.р  14 15 Текущий  контроль 16 Пр.р        4.    сочинения­   упражнения   построения   упражнения Классификация   Построение   сочинения­ работы С15.1,15.2,15.3 Критерии оценивания грамотности Тема грамматических и речевых ошибок Нарушение   норм   словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения Нарушение речевых норм Тренировочные по определению грамматических и речевых ошибок Тема   5. рассуждения Схема рассуждения на лингвистическую тему  Тренировочные по подготовке   к   выполнению   заданий уровняС15.1.,15.2,15.3Определение грамматических и лексических явлений в исходном тексте. Практическая работа №1. Написание  сочинения­рассуждения по  высказыванию русского  филолога Л. В.  Успенского: «Один словарный состав  без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение  грамматики, он получает величайшее  значение».  Анализ   сочинения­рассуждения   на лингвистическую   тему.   Работа   над ошибками.   Редактирование   текстов сочинений.   по Тренировочные подготовке   к   выполнению   заданий уровняС15.2.,15.3Нахождение изобразительно­выразительных средств в предложенном для анализа тексте Практическая работа №2. Написание  сочинения­рассуждения по  высказыванию  современного лингвиста  Г. Я. Солганика: «Художник мыслит    упражнения     1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 образами, он рисует, показывает,  изображает. В этом и заключается  специфика языка художественной  литературы». Итоговое занятие 17 Итого: 1 17  часов

Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»

Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»

Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»

Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»

Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»

Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»

Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»

Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»

Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»

Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»

Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»

Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»

Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»

Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»

Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»

Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»

Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»

Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2019