Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
русская литература +1
9 кл
27.03.2019
Элективный курс русского языка «Учимся писать сочинение- рассуждение» предназначен для обучающихся 9 класса.
Цель изучения курса – формирование языковой коммуникативной компетенции и её практическая реализация при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Задачи изучения элективного курса:
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
электив.doc
Министерство образования РФ
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
имени Героя Советского Союза Н.И.Бореева
Рассмотрена на
заседании МО
протокол № 1
от
Согласовано
заместитель директора
по УВР
______ М.В.Люманова
Утвержден
приказом директора
от №
__________Е.С.Парамонова
«Учимся писать сочинение рассуждение»
Элективный курс
по русскому языку
в 9 классе
Учебник – Корчагина Е.В. Русский язык: Сочинение: 9й класс. – М.,
2009.
1 час в неделю (17 часов , 1 полугодие)
Учитель: 20162017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс русского языка «Учимся писать сочинение рассуждение»
предназначен для обучающихся 9 класса.
Цель изучения курса – формирование языковой
коммуникативной
что
компетенции и её практическая реализация при подготовке к ГИА,
соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в
59 классах основной школы овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях
общения.
Задачи изучения элективного курса:
углубление знаний о рассуждении основном коммуникативном виде текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента
государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе
формирования ключевых компетенций языковой и лингвистической
(языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
использование основных видов чтения (ознакомительноизучающего,
ознакомительнореферативного и др.) в зависимости от коммуникативной
задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе
представленных в электронном виде;
создание сочинениярассуждения по данному тексту;
редактирование собственного текста;
применение в практике речевого общения основных норм современного
русского языка, использование в собственной речевой практике
синонимических ресурсов русского языка;
соблюдение в практике письма основных норм языка;
использование в практике основных приёмов информационной переработки
устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и
когнитивнокоммуникативного (сознательнокоммуникативного) обучения русскому языку.
деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Таким образом,
программа создает условия для реализации
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие
создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык
выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной
программой у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются
и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные,
интеллектуальные, информационные, организационные.
Курс рассчитан на 17 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам
изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к
ГИА – основной результат изучения данного курса.
Для изучения элективного курса используется пособие Симаковой Е.С.
(Симакова Е.С. Русский язык: Сочинение: 9й кл. – М., 2009).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Спецификация третьей части экзаменационной работы
Третья часть экзаменационной работы – сочинениерассуждение на
лингвистическую тему, содержащее аргументацию, включающую примеры из
исходного текста. Связь с языковой теорией, смыслом и назначением
языковых единиц, спецификой их функционирования в конкретных текстах.
Понятие о лингвистике. Классификация лингвистических понятий в русском
языке.
Обучающиеся должны знать:
основные правила работы с текстом
что такое лингвистика
классификацию лингвистических понятий в русском языке.
Обучающиеся должны уметь:
приводить необходимые примеры лингвистических явлений к
предложенной в задании цитате
Тема 2. Понятийносправочный аппарат
Терминология формулировок творческого задания: текст, тема,
основная мысль; типы текста (повествование, описание, рассуждение); типы
рассуждения (индуктивное и дедуктивное); доказательства в рассуждении;
типы аргументации; композиция текста; логические и фактические ошибки.
Основные способы определения лингвистических явлений. Лексические и
грамматические явления
Обучающиеся должны знать:
понятийносправочный аппарат.
основные способы определения лингвистических явлений
Обучающиеся должны уметь:
различать понятия, связанные с анализом и построением текста. правильно определять лингвистические явления
различать лексические и грамматические явления
Тема 3. Классификация грамматических и речевых ошибок
Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения
словосочетания и предложения. Ошибки в структуре слова, в структуре
словосочетания, в структуре предложения.
Нарушение речевых норм. Употребление слов в несвойственном ему
значении, несоответствие слова стилю текста, нарушение лексической
сочетаемости, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, нарушение
структуры фразеологизма.
Обучающиеся должны знать: виды грамматических и речевых
ошибок, а также нормы словоупотребления.
Обучающиеся должны уметь: соблюдать нормы построения
языковых единиц и нормы словоупотребления.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 4. Построение сочинениярассуждения
Сочинениерассуждение на лингвистическую тему.
Разработка
содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор
примеров для обоснования лингвистического положения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на
лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь:
подбирать примеры для
обоснования лингвистического положения;правильно оформлять
сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема
Колво
часов
Тема 1. Спецификация третьей
части экзаменационной работы
Тема 2. Понятийносправочный
аппарат
Тема 3. Классификация
грамматических и речевых
ошибок
Тема 4. Построение сочинения
рассуждения
Тема 5. Построение сочинения
2
3
2
3
6
Формы контроля
Текущий контроль
Текущий контроль
Текущий контроль –
тренировочные упражнения
Текущий контроль –
тренировочные упражнения
Практическая работа №1 рассуждения
Итоговое занятие
Итого:
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
17 часов
1
Практическая работа №2
В результате изучения элективного курса русского языка « » ученик должен
знать/понимать
основные правила работы с текстом;
что такое лингвистика
классификацию лингвистических понятий в русском языке
правильно определять лингвистические явления
различать лексические и грамматические явления
основные средства выразительности;
основные сведения по стилистике русского языка;
орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;
уметь
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами;
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
использовать знания по синтаксису и пунктуации
при анализе
предложенного текста;
приводить необходимые примеры лингвистических явлений к
предложенной в задании цитате
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной
ценности народа;
совершенствования коммуникативных способностей;
развития
способностей,
интеллектуальных
самостоятельной деятельности,
самореализации,
человеческой деятельности.
навыков
использования языка для
самовыражения в различных областях
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного
среднего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.
2. Корчагина Е.В. Русский язык: Сочинение: 9й кл. – М., 2009.
3. Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по
русскому языку в старших классах средней школы. М., 2005.
4. ГИА – 2010: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9ый кл.:
Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения
государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.сост.
И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. – М., АСТ,2011.
Министерство образования РФ
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
имени Героя Советского Союза Н.И.Бореева
Рассмотрена на
заседании МО
протокол № 1
от 27.08.2015
Согласовано
заместитель директора
по УВР
______ М.В.Люманова
Утвержден
приказом директора
от №
__________Е.С.Парамонова
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Учимся писать сочинениерассуждение»
в 9 «А» классе
Учебник – Корчагина Е.В. Русский язык: Сочинение: 9й кл. – М., 2009.
1 час в неделю (17 часов , 1 полугодие) УЧИТЕЛЬ: Чеканова О.А.
20162017УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебник – Корчагина Е.В. Русский язык: Сочинение: 9й класс. – М., 2009.
Практические работы 2
№
п/п
Виды
контроля
Тема урока
Кол
во
часов
Дата
по
плану
Факти
чески
провед
ено
1
1
лингвистических
Понятийносправочный
Первое полугодие
Тема 1. Спецификация третьей части
экзаменационной работы
Анализ критериев части С15.1.,15.2,15.3.
Понятие о лингвистике.
Классификация
понятий в русском языке.
Тема 2.
аппарат
Основные способы определения
лингвистических явлений
Лексические и грамматические явления
Обобщение знаний о лексике и
грамматике
Тема 3. Критерии оценивания
творческой работы
Критерии оценивания творческой 1
1
1
1
1
2
3
4
5
6 7
8
9
10
11
12
Текущий
контроль
Текущий
контроль
13 Пр.р
14
15
Текущий
контроль
16 Пр.р
4.
сочинения
упражнения
построения
упражнения
Классификация
Построение сочинения
работы С15.1,15.2,15.3
Критерии оценивания грамотности
Тема
грамматических и речевых ошибок
Нарушение норм словообразования,
словоизменения,
построения
словосочетания и предложения
Нарушение речевых норм
Тренировочные
по
определению грамматических и речевых
ошибок
Тема 5.
рассуждения
Схема
рассуждения на лингвистическую тему
Тренировочные
по
подготовке к выполнению заданий
уровняС15.1.,15.2,15.3Определение
грамматических и лексических явлений
в исходном тексте.
Практическая работа №1. Написание
сочинениярассуждения по
высказыванию русского филолога Л. В.
Успенского: «Один словарный состав
без грамматики ещё не составляет языка.
Лишь поступив в распоряжение
грамматики, он получает величайшее
значение».
Анализ сочинениярассуждения на
лингвистическую тему. Работа над
ошибками.
Редактирование текстов
сочинений.
по
Тренировочные
подготовке к выполнению заданий
уровняС15.2.,15.3Нахождение
изобразительновыразительных средств в
предложенном для анализа тексте
Практическая работа №2. Написание
сочинениярассуждения по
высказыванию современного лингвиста
Г. Я. Солганика: «Художник мыслит
упражнения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 образами, он рисует, показывает,
изображает. В этом и заключается
специфика языка художественной
литературы».
Итоговое занятие
17
Итого:
1
17
часов
Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»
Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»
Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»
Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»
Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»
Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»
Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»
Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»
Элективный курс по русскому языку «Учимся писать сочинение-рассуждение»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.