ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Введение в ЕГЭ (русский язык)» может быть использован
в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 10-11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.
Программа элективного курса рассчитана на два года: 10-й класс – 34 часа в неделю, 11 класс – 34 часа в неделю; всего 68 часов (решением педсовета школы
учебный год для 10-11 классов составляет 34 недели).
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения,
обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ и др.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.
Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности. Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
программного материала элективного курса «Введение в ЕГЭ (русский язык)»
10-11 классы ( 68 час.)
№№ занят. |
Дата провед. |
Тема занятия |
к-во час. |
форма занятия /соответствие зада- ниям ЕГЭ |
Нагляд- ность
|
|
|
|
10 класс – 34 часа |
|
|
|
|
1 |
|
Введение. Нормативные и методические документы ЕГЭ Особенности ЕГЭ по русскому языку |
1 |
лекция |
|
|
2 |
|
Спецификация, кодификатор и демонстрационная версия экзаменационной работы. |
1 |
практикум |
|
|
3 |
|
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. |
1 |
лекция практикум |
|
|
4 |
|
Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. |
2 |
работа с тестами
|
|
|
5-6 |
|
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Речевые ошибки на лексическом уровне. |
2 |
практикум |
|
|
7 |
|
Предупреждение речевых ошибок на лексическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по орфоэпии и лексике. |
1 |
самост.работа |
|
|
8-9 |
|
Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе. |
2 |
работа с тестами |
|
|
10 |
|
Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи. |
1 |
практикум |
|
|
11 |
|
Морфологический анализ слов разных частей речи. |
1 |
исслед.работа
|
|
|
12 |
|
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии. |
1 |
самост.работа
|
|
|
13 |
|
Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. |
1 |
практикум |
|
|
14 |
|
Правописание корней и приставок. |
1 |
практикум |
|
|
15 |
|
Правописание личных окончаний глаголов и суф-фиксов причастий настоящего времени. |
1 |
исслед.работа
|
|
|
16 |
|
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –НН-). |
1 |
тренинг
|
|
|
17 |
|
Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ. |
1 |
работа с тестами |
|
|
18 |
|
Слитное, дефисное и раздельное написание омони-мичных слов и сочетаний слов. |
1 |
исслед.работа |
|
|
19 |
|
Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности. |
1 |
самост.работа |
|
|
20-21 |
|
Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов. |
2 |
тренинг |
|
|
22 |
|
Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. |
1 |
практикум |
|
|
23 |
|
Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. |
1 |
практикум |
|
|
24 |
|
Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом) |
1 |
тренинг |
|
|
25 |
|
Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. |
1 |
практикум |
|
|
26 |
|
Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную. |
1 |
практикум
|
|
|
27 |
|
Синтаксическая синонимия. Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы»/ |
1 |
самост.работа |
|
|
28-29 |
|
Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения) |
2 |
работа с тестами |
|
|
30 |
|
Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения |
1 |
работа с тестами
|
|
|
31 |
|
Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях |
1 |
практикум
|
|
|
32 |
|
Знаки препинания в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью |
1 |
работа с тестами
|
|
|
33-34 |
|
Итоговая зачетная работа по тестам А1-А26, В1-В7 (с само- и взаимопроверкой по окончании работы) |
2 |
|
|
|
|
|
11 класс- 34 часа |
|
|
|
|
1 |
|
Повторение (орфоэпические, лексические, морфологические нормы) |
1 |
тренинг |
|
|
2 |
|
Повторение трудных тем орфографии |
1 |
тренинг |
|
|
3 |
|
Повторение трудных тем синтаксиса |
1 |
тренинг
|
|
|
4 |
|
Микротекст (структура, смысловая и композиции- оная целостность текста). Логико-смысловые отношения между частями текста. |
1 |
работа / текст |
|
|
5 |
|
Основная и дополнительная информация текста. Информационная обработка текста. |
1 |
исслед.работа |
|
|
6 |
|
Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические). |
1 |
работа / текст |
|
|
7 |
|
Функционально-смысловые типы речи, их отличи-тельные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте. |
1 |
практикум. |
|
|
8-9 |
|
Функциональные стили, их специфика. Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента. |
2 |
практикум |
|
|
10 |
|
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора) |
1 |
мини-исслед. |
|
|
11 |
|
Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония и др.) Умение находить их в тексте. |
1 |
мини-исслед. |
|
|
12 |
|
Стилистические фигуры, их роль в тексте. |
1 |
|
|
|
13 |
|
Тренировочно-диагностическая работа по теме «Микротекст» |
1 |
|
|
|
14 |
|
Коммуникативный уровень выполнения экзаме-национной работы. Требования к письменной работе выпускника ( критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность) |
1 |
лекция практикум |
|
|
15 |
|
Исходные тексты, их жанровое многообразие. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Анализ исходного текста. |
1 |
работа / текст |
|
|
16 |
|
Формулировка проблем исходного текста. Проблематика текстов предыдущих лет. Варианты формулировок проблемы. Анализ текстов и проблем лучших экзаменационных работ прошлых лет. |
1 |
практикум |
|
|
17 |
|
Проблема и её комментарий. Способы комментария проблемы, его письменное оформление. |
1 |
мини-сочин. К2 |
|
|
18 |
|
Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника. |
1 |
мини-сочин. К3 |
|
|
19 |
|
Аргументация собственного мнения по проблеме. Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма. |
1 |
мини-сочин. К4, К11 |
|
|
20-21 |
|
Анализ письменных работ выпускников предыду-щих лет с точки зрения правильности и убедитель-ности приводимых аргументов. |
2 |
исслед.работа
|
|
|
22 |
|
Смысловая цельность, речевая связность и после-довательность изложения письменной работы |
1 |
практикум
|
|
|
23 |
|
Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки. |
1 |
практикум |
|
|
24-25 |
|
Тренировочно-диагностическая работа (написание сочинения) |
2 |
сочинение
|
|
|
26 |
|
Анализ и редактирование своих работ |
1 |
самост.работа |
|
|
27-28 |
|
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Подготовка к репетиционному ЕГЭ. |
2 |
тренинг |
|
|
29-32 |
|
Итоговая зачетная работа в форме репетиционного ЕГЭ |
4 |
|
|
|
33 |
|
Анализ (самоанализ) итоговых зачетных работ |
1 |
|
|
|
34 |
|
Психологическая подготовка к ЕГЭ («Я справлюсь с работой на ….. баллов») - письменная работа с аргументацией уверенности. |
1 |
психологич. практикум, мини-сочинение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература для учителя
1. Методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».
2. ЕГЭ-2016. Русский язык. ГиА, ЕГЭ. Нормы оценки знаний. А.Ю.Бисеров. изд. «Эксмо»,
2013 г. В книге помещён «Свод правил русской орфографии и пунктуации (1956 г.)».
3. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации.
4. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь.
5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».
Литература для учащихся
1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним. Приложение 1
«Методического анализа содержания и результатов ЕГЭ …»: 2015, 2016 гг.
3. Образцы сочинений, получивших по оценке экспертов наибольшее количество баллов.
Приложение 2 «Методического анализа содержания и результатов ЕГЭ …»: 2015, 2016гг.
4. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».
5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др.
6. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания».
7. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания».
Учебно – методическое обеспечени
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.