Данный элективный курс "Русская речь" для обучающихся 7 класса, составлен с целью проявления интереса к изучению русского языка, богатству и культуре речи. Практические занятия делают изучение курса особенно интересным, ведь ребенок только на практике более прочно освоит полученные знания. Профориентация: журналистика, филология.
Русский язык чрезвычайно богат, гибок, живописен для
выражения простых, естественных понятий… Русский
язык один из богатейших языков в мире, в этом нет
никакого сомнения.
В.Г.Белинский.
ознакомиться с теоретическими
основами культуры речи и стилистики;
расширить знания о вариативности норм
в их соотнесении с функциональными
стилями и типами речи;
осознать личную ответственность за
собственное речевое поведение и за
состояние речевой культуры общества.
точность речи
логичность
чистота
выразительность
богатство – разнообразие речи
уместность речи
Планы к
творческим
работам
Отзывы
Изложения на
свободную тему
Олимпиада
Тест
Практические
работы
Сочинение на
свободную тему
Осложненное
списывание
рецензии
Изложение с
творческим
заданием
Тематический план
№
Наименование разделов, тем
История учения о культуре речи.
Основы культуры речи.
Стилистика.
Речь устная и письменная.
Текст.
Основные способы и средства связи
предложений в тексте.
Композиционные формы
сочинений.
Сочинения в газетных жанрах.
Повторение.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Итого:
Количество часов
Всего Лекц Прак.
1
1
5
3
1
3
3
2
1
2
1
1
2
1
1
6
5
1
26
2
1
9
4
4
1
17
Изложение
с творческим заданием
форма итогового контроля, которая проводится после
изучения темы.
14
Примеры проведения итогового контроля
знаний, умений и навыков.
Контрольная работа по теме "Стили речи"
I Теоретическая часть
1. Перечислите стили речи, относимые к книжным стилям.
1. Перечислите стили речи, относимые к книжным стилям.
2. Охарактеризуйте языковые особенности научного, официальноделового,
2. Охарактеризуйте языковые особенности научного, официальноделового,
публицистического, художественного стиля (по выбору).
публицистического, художественного стиля (по выбору).
3. Назовите жанры публицистического стиля. Охарактеризуйте один из них.
3. Назовите жанры публицистического стиля. Охарактеризуйте один из них.
4. Назовите известные вам виды деловых бумаг.
4. Назовите известные вам виды деловых бумаг.
Отредактируйте примеры из школьных письменных
работ.
Лермонтов в своем стихотворении яростно набросился на
самодержавие.
Мать раздавала листовки рабочим, которые лежали в корзине.
Этот пушкинский шикарный вальс, написанный композитором
Сергеем Прокофьевым, взволновал меня ужасно..
Крестьяне скинули с себя предрассудки былого: из темных крестьян
выросли светлые личности.
2. Отредактируйте текст.
Заявление.
Уважаемый начальник милиции!
Обращаюсь к вам со следующей
просьбой: выдайте, пожалуйста,
мне новый паспорт, потому что я
его потерял. Заранее благодарен.
Петров Сергей.
II Практическая часть.
1. Распределите слова на группы в соответствии с их
стилевой принадлежностью:
(публицистический, официально-деловой,
художественный, научный стиль):
реформаторский,
реформаторский,
очи,
очи,
лабораторный,
лабораторный,
указать,
указать,
наперсница,
наперсница,
синтез,
синтез,
заверить,
заверить,
вверенный,
вверенный,
анализ,
анализ,
ходатайство,
ходатайство,
витязь,
витязь,
публичный,
публичный,
доверенность,
доверенность,
фиксировать,
фиксировать,
благолепие,
благолепие,
морфема,
морфема,
властные структуры,
властные структуры,
логарифм,
логарифм,
изумрудноголубой.
изумрудноголубой.
Такая форма работы как
осложненное списывание
с творческим заданием успешно решает вопросы закрепления
навыков правописания и формирования умений составлять
собственные высказывания
Язык народа есть цельное органическое его создание,
вырастающее во всех своих народных особенностях из
какогото одного, таинственного, гдето в глубине
народного духа запрятанного зерна.
К.Д.Ушинский.
Проводится в конце года
Профильный уровень
16