Элективный курс "Живое обществознание"
Оценка 4.9

Элективный курс "Живое обществознание"

Оценка 4.9
Аудио +3
docx
обществознание
9 кл
05.06.2017
Элективный курс "Живое обществознание"
Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов и направлен на подготовку к итоговому экзамену, а так же имеет практическую направленность решения жизненных ситуаций. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы. Кроме того, курс позволяет расширить понимание практической направленности обществознания.
Элективный курс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное уреждение  «Николаевская средняя школа» Элективный курс «Живое обществознание» Для 9­х классов. Автор: учитель истрии и обществознания  Скрипникова Виктория Борисовна Камчатский край, Елизовский район, с.Николаевка. Пояснительная записка. Актуальность:   Данный элективный курс  предназначен для подготовки обучающихся  9­х классов   к   итоговым   экзаменам   в   новой   форме.   Необходимость   данного   курса обуславливается   больим   количество   обучающихся,   выбирающих   обществознание   в качестве экзамена по выбору и одновременно небольшое количество учебных часов в год (1 урок в неделю). Занятия   ориентированы на   повторение, систематизацию и углубленное изучение   курса   обществознания   основной   средней   школы,   а   также   на   подготовку обучающихся 9­х  классов к экзаменам. Кроме того, курс позволяет расширить понимание практической направленности обществознания.  Курс расчитан на 33 часа (из расчета 1 час в неделю). Практические работы  в рамках курса включают следующие формы:     работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета); критическое   восприятие   и   осмысление   разнородной   социальной   информации, отражающей   различные   подходы,   интерпретации   социальных   явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; анализ явлений и событий, происходящих в современном мире; решение   проблемных,   логических,   творческих   задач,   отражающих   актуальные проблемы современности; анализ жизненных ситуацийю                             Требования к уровню подготовки выпускников Знать и понимать  биологическую, социальную и культурную сущность человека;   место и роль человека в системе общественных отношений;   закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; основные социальные институты и процессы; необходимость   регулирования   общественных   отношений,   сущность   социальных норм;    механизмы правового регулирования общественных отношений;  особенности социально­гуманитарного познания. Уметь       характеризовать с   научных   позиций   основные   социальные   объекты   (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества; анализировать актуальную   информацию   о   социальных   объектах,   выявляя   их общие   черты   и   различия;   устанавливать   соответствия   между   существенными чертами   и   признаками   изученных   социальных   явлений   и   обществоведческими терминами и понятиями; объяснять причинно­следственные связи изученных социальных объектов; раскрывать   на   примерах изученные   теоретические   положения   и   понятия социально­экономических   и   гуманитарных   наук   (приводить   примеры   различных социальных явлений); осуществлять   поиск социальной   информации,   представленной   в   различных знаковых   системах   (текст,   схема,   таблица,   диаграмма,   аудиовизуальный   ряд); извлекать   из   неадаптированных   оригинальных   текстов   (правовых,   научно­ популярных,   публицистических   и   др.)   знания   по   заданным   темам; систематизировать,   анализировать   и   обобщать   неупорядоченную   социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; сравнивать социальные   объекты,   выявляя   их   общие   черты   и   различия; устанавливать   соответствия   между   существенными   чертами   и   признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы; оценивать действия   субъектов   социальной   жизни,   включая   личность,   группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;  формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;  подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;  применять социально­экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.       Использовать приобретенные знания и умения для  самостоятельного   поиска   социальной   информации,   необходимой   для   принятия собственных   решений;   критического   восприятия   информации,   получаемой   в межличностном   общении   и   массовой   коммуникации   (особенно   источников Интернет: отличия фейка от факта); решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности; прогнозирование возможных последствий определенных социальных действий; оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права. Срок реализации:_1год. Количество часов: 34 часа. Формы организации занятий:  групповая в сочетании с индивидуальной Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 1 учебный час Формы       и   методы   обучения:   лекции,   лабораторные   работы,   практические   занятия,    дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, работа с интернет­источниками. Средства:   схемы;   таблицы;   диаграммы;   алгоритмы;   опорные   конспекты;   решение ситуативных задач, тесты. Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения): к окончанию года обучения обучающиеся должны: знать:  ­  социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;  ­ сущность общества как формы совместной деятельности людей;  ­ характерные признаки основных сфер жизни общества;  ­ содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;  ­   существенные   признаки   понятий,   характерные   черты   социального   объекта   или определять понятие на основе его ключевого признака  ­ термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;  ­ характерные черты социального объекта, элементы его описания; уметь: классифицировать,   интерпретировать   имеющуюся   социальную ­ сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;  ­   приводить   уместные   в   заданном   контексте   примеры   социальных   явлений,   объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами   ­ осуществлять поиск социальной информации в различных источниках  ­     оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;  ­   анализировать, информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;  ­   применять   знания   о   характерных   чертах,   признаках   понятий   и   явлений,   социальных объектах   определенного   класса,   осуществляя   выбор   необходимых   позиций   из предложенного списка; ­ оценивать  различные  суждения  о социальных  объектах  с  точки  зрения  общественных наук;  ­   анализировать, информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;  ­   применять   знания   о   характерных   чертах,   признаках   понятий   и   явлений,   социальных объектах   определенного   класса,   осуществляя   выбор   необходимых   позиций   из предложенного списка;  ­   применять   социально­гуманитарные   знания   в   процессе   решения   познавательных   и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;  ­ формулировать на основе приобретенных социально­гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;  ­ оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. ­работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет; ­овладение навыками компьютерных технологий; ­решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.   классифицировать,   интерпретировать   имеющуюся   социальную В   результате   прохождения   курса   «Живое   обществознание»   у   обучающихся формируются следующие умения: Рефлексивные:  ­ соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;  ­ определять основания и способы своих и чужих действий;  ­ определять способы видения мира другими людьми; Логические:  ­ сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно­конкретного к абстрактному; ­ оперировать с абстракциями различной степени сложности;  ­ выдвигать гипотезы; Текстовые:  ­ уметь освещать материал логически, последовательно; ­ при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение; Коммуникативные:  ­ определять основания чужой точки зрения; ­ вести дискуссию;  ­ проявлять толерантность; Тематическое планирование. № Наименование темы Количество Форма проведения Дата Дата 1 Осбенности   проведение ОГЭ в текущем году часов 1 Лекция элементами беседы   с план факт Раздел I. Современное общество 2. Общество   и   социальные взаимодействия Глобальные человечества   проблемы 3. Раздел II. Экономика 4. Экономические системы и их особенности 5. 6. 7.     спроса отношения. и Рыночные Закон   предложения. Призводство   –   основа экономики Зачем нам инфляция? Раздел III. Социология 8.  Общество и личность 9. Согласие и конфликт как формы   взаимодействия людей в обществе 10. Социальный контроль 11. Девиантное поведение Раздел IV. Политология 12. Государство: признаки, функции 13. Формы правления   понятие, 14. Политические режимы 15. Административно­ территориальное устройство 16. Правовое   государство   и гражданское общество.  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Лекция Семинар с Практическое занятие   (работа   с документами) Работа   графической информацией Мини­лекция, беседа Лабораторное занятие   экономических задач) (решение Поисковая   работа (рабта с понятиями) Тренинговое занятие   (выходы   из конфликтных ситуаций) Групповая   работа (Социальные нормы,   социальные санкции) Практическое занятие с   учебных Защита презентаций Работа   документами Рабта   с  QR­кодами (поиск информации), отличие   фейка   от факта Составление   схем на   основе   текста   и мини­лекции Мини­лекция элементами беседы   с 17. Как   устроена   власть   в 18. нашей стране? «Все   на   выборы!»   ­   а зачем? Раздел V. Право 19. Понятие и признаки права 20. Источники права 21. Конституция РФ 22. Права   и   обязанности граждан 23. Административное   право: виды   административных правонарушений и взысканий   24. Гражданское право   25. Трудовое право (отношения   работника   и работодателя) Семейное   право   (брак   и 26. брачный   договор,   детско­ – родительские отношения) 27. 28. Несовершеннолетние   и преступность 29. Правовые   основы 30. – 31. 32. социального обеспечения Решение задач   практических Вопросы   современного законодательства 33. Итоговое обобщение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 Рабта   с   текстом Конституции РФ Составление   схемы на   основе   текста   и мини­лекции Лекция  Защита презентаций по группам Работа   с   текстом Конституции РФ Мини­лекция       с Работа выдержками из Административного кодекса РФ, решение практических задач с Работа из выдержками ГКРФ, решение практических задач Лабораторное занятие       Семинар Дискуссия Занятие­игра Практикум Дискуссия Беседа Содержание курса. Введение. Особенности проведение ОГЭ в текущем году.  Раздел   I.   Современное   общество.  Влияние   хозяйственной   деятельности   человека   на окружающую   природу.   Прогрессирующий   процесс   загрязнения   окружающей   среды. Экологические   кризисы   в   прошлом   человечества.   Особенности   современного экологического   кризиса.   Есть   ли   пределы   хозяйственной   деятельности   человека?   Пути выхода   из   экологического   кризиса.   Природа   —   источник   прекрасного.   Природа   и нравственность.   Значение   личного   участия   каждого   человека   в   охране   окружающей среды.Глобальные проблемы человечества и пути их решения.  Раздел II. Экономика.  Экономические системы и их особенности.  Рыночная экономика. деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Цена товара. Факторы производства. Прибыль. Издержки   производства.   Предприятие.  Причины   инфляции   и   ее   последствия.   Выды инфляции.  Раздел   III.   Социология.  Отличие   человека   от   других   живых   существ.   Природное   и общественное   в   человеке.   Мышление   и   речь   —   специфические   свойства   человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, ее виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учет — условие   гуманного   отношения   к   людям.   Возможности   человека:   физические   и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей. Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: кто   я?   Зачем   я?   Что   будет   после   меня?   Жизнь   и   смерть.   Смысл   жизни.  Социальная структура. Социальные группы и общности. Проблемы социального равенства. Социальные роли.   Социальный   статус.   Социальный   конфликт   и   пути   его   разрешения.  Социальный контроль. Отклоняющееся поведение. Деликвентное поведение. Раздел IV. Политология. Определение политической системы общества. Общие признаки государства.   Понятие   и   значение   суверенитета.   Внешние   и   внутренние   функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и   сущность   республики.   Сочетание   законодательной   и   исполнительной   ветвей   власти. Основные   разновидности   республики:   парламентская,   президентская   и   смешанная (полупрезидентская). Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба   за   его   учреждение.   Виды  административно­ территориального   устройства.Два   значения   гражданского   общества.   Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его   происхождение.   Борьба   за   гражданские   права.   Понятие   о   правовом   государстве   и история   его   становления.   Признаки   правового   государства.   Черты   тоталитарного государства.  Закондательная,   исполнительная   и   судебная   власть   РФ.   Голосование   как форма   участия   граждан   в   политической   жизни   страны.   Составные   части   процедуры голосования.   Активность   электората.   Политические   предпочтения   людей.   Электорат политических   партий   России.   Конкуренция   политических   партий   за   электорат.   Роль референдума в политической жизни.   Структура   парламента. Раздел  IV.   Право.  Функции   и   сущность   права.   Представление   о   юридической ответственности.   Права   и   обязанности.   Понятие   о   естественных   правах   и   гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм.   Основные   отрасли   права.   Иерархия   нормативно­правовых   актов.  Разнообразие источников   права.   Источники   права   в   нашей   стране.  Конституция   как   основной   закон государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав.   Характеристика   личных   прав.   Содержание   политических   и   гражданских   прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы   реализации   и   защиты   прав   человека   и   гражданина   в   РФ.   Виды административных   правонарушений   и   взысканий.   Административные   правоотношения. Административное   правонарушение.   Виды   административных   наказаний.   Гражданское право.   Право   собственности.   Основные   виды   гражданско­правовых   договоров.   Права потребителей;  основания   возникновения   трудовых   отношений;   стороны   трудовых отношений; рабочее время и время отдыха. Решать практические задачи.   Роль труда в жизни человека. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Работник и работодатель. Предпринимательство.     Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение   и   расторжение   брака.   Условия   расторжения   брака.   Взаимные   обязанности родителей   и   детей.   Понятие   о   правоспособности.   Органы   опеки   и   попечительства. Классификация   прав   и   свобод   ребенка.  Формы   совершения   преступления:   действие   и бездействие.   Три   признака   преступления.   Умысел   или   неосторожность   как   формы выражения   вины.   Соучастники   преступления   и   преступная   организация.   Причины совершения   преступления.   Ответственность.   Понятие   административного   проступка. Субъекты   применения   взысканий.   Разнообразие   мер   воздействия.   Представление   о гражданском   правонарушении.   Нарушения   трудовой   дисциплины.   Материальная ответственность.   Принцип   презумпции   невиновности.   Дознание   и   следствие.   Основные виды   наказания.   Лишение   свободы   и   меры   воспитательного   воздействия.  Социальные права. Жилищные правоотношения. Литература для учителя 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Певцова  Е.А. Право. М.: Русское слово, 2001. Элиасберг Н.И. Изучаем законы Российской Федерации. – СП.: Союз, 2004. Певцова Е.А. Мир права вокруг нас. – М., 2004. Гутников   А.Б   .,   Пронькин   В.Н.   Живое   право.   Методические   материалы   для преподавателя к тому 1. СПб., 2001. Гутников А.Б ., Пронькин В.Н. Живое право. Учебные плакаты « Правила работы в малых   группах»,   «   Правила   проведения   мозгового   штурма»,   «ПОПС   –   ФОРМУЛА», «Этапы анализа казуса». СП, 2002. Графский С.И. Всеобщая история права и государства. М., 2000. Зер Х. Восстановительное правосудие : новый взгляд на преступление и наказание ( Пер. с англ.) Под ред. Л.М. Карнозовой. М., 2000. Элиасберг Н.И. . Живое право. Интерактивный курс практического права. Учеб. программа к тому 1. Программа курса « Введение в право. Государ­ственное право». СП., 2002. Преподавание истории в школе. 1998 , №8­9 Литература для учащихся 1. Певцова Е.А.Основы правовых знаний. Практикум.­ М., 2001 год. 2. Конституция РФ. 3. Всеобщая декларация  прав человека. 4. Мельникова Э,Ю, Толковый юридический словарь школьника : Пособие для 7 – 11 кл. М., , 2000. 5. Права человека в свободной стране. Учебное пособие по обществознанию для 8 – 9 кл. общеобразоват. школы ( Сост. Н.И.Элиасберг. СП, 2004. 6. Гутников А.Б ., Пронькин В.Н.  Живое право. Занимательная энциклопедия практического   права.   Книга   для   ученика.   Т.1:   учеб.   пособие   для   8   –   11 кл.СП, 2000. 7. Кодекс РФ об административных правонарушениях. М., 2002 г. 8. Уголовный кодекс РФ. М., 2002 год. 9. Мушинский В.О. Азбука гражданина. Учебник для основной школы,        3­е изд., переработанное. М, 1997 год

Элективный курс "Живое обществознание"

Элективный курс "Живое обществознание"

Элективный курс "Живое обществознание"

Элективный курс "Живое обществознание"

Элективный курс "Живое обществознание"

Элективный курс "Живое обществознание"

Элективный курс "Живое обществознание"

Элективный курс "Живое обществознание"

Элективный курс "Живое обществознание"

Элективный курс "Живое обществознание"

Элективный курс "Живое обществознание"

Элективный курс "Живое обществознание"

Элективный курс "Живое обществознание"

Элективный курс "Живое обществознание"

Элективный курс "Живое обществознание"

Элективный курс "Живое обществознание"

Элективный курс "Живое обществознание"

Элективный курс "Живое обществознание"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2017