Тема урока: “Электрический ток в металлах. Действие электрического тока”
Электрический ток в металлах представляет собой упорядоченное движение свободных электронов.
Наличие электрического тока в проводниках можно определить по действиям, которые ток производит: нагреванию проводников, выделению веществ, входящих в состав электролита, на опущенных в раствор электродах; созданию вокруг проводников магнитного поля.
Показ роли физического эксперимента и физической теории в изучении физических явлений.
План урока:
1. Организационный момент (1 мин.).
2. Актуализация знаний (5мин.).
3. Передача учащимся новых знаний (22 мин.).
4. Организация многократного выполнения деятельности учащимися, указанной в цели по развитию (10 мин.).
5. Контроль (2 мин.).
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Запишем тему сегодняшнего урока:
“Электрический ток в металлах. Действие электрического тока”.
Также запишите домашнее задание: параграфы 34, 35, 36.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Как называют частицу с самым малым зарядом?
Ученики: электрон.
Учитель: Как образуются положительные и отрицательные ионы?
Ученики: Атом, потерявший один или несколько электронов, уже не является нейтральным, а будет иметь положительный заряд. Его называют положительным ионом. Если лишний электрон присоединяется к нейтральному атому, атом приобретает отрицательный заряд и становится отрицательным ионом.
Учитель: Напомню, что в твердом состоянии металлы имеют кристаллическое строение.
Можете ли вы нарисовать на доске кристаллическую решетку металла?
В узлах кристаллической решетки металла расположены положительные ионы, а в пространстве между ними движутся свободные электроны.
Какие электроны называют свободными?
Ученики: Свободные электроны – это электроны, достаточно удаленные от ядра, которые могут покинуть свое место (орбиталь) и свободно двигаться между атомами.
Учитель: Чему равен по абсолютной величине отрицательный заряд всех свободных электронов в металле?
Ученики: Положительному заряду всех ионов.
Учитель: Известно, что металлы являются хорошими проводниками.
Как вы думаете, почему в обычных условиях металл электрически нейтрален?
Ученики: Свободные электроны движутся беспорядочно.
Учитель: Как вы думаете, что произойдет с беспорядочно движущимися электронами, если в металле создать электрическое поле?
Ученики: Электроны начнут двигаться упорядоченно.
Учитель: Свободные электроны начнут двигаться направленно под действием электрических сил. Беспорядочное движение при этом сохраняется, подобно тому, как сохраняется беспорядочное движение в стайке мошкары, когда под действием ветра она перемещается в одном направлении. Давайте посмотрим движение электронов в кристаллическом проводнике.
Используется фрагмент анимации “Движение электронов в кристаллическом проводнике”.
Так возникает в проводнике электрический ток.
Запишем: электрический ток в металлах представляет собой упорядоченное движение свободных электронов.
3. Передача учащимся новых знаний.
Учитель: Мы не можем видеть движущиеся в металлическом проводнике электроны.
А как мы можем определить наличие тока в цепи?
Ученики: измерить ток амперметром или включить в цепь лампочку.
Учитель: Если у нас в цепи имеются только источник тока, ключ и проводник, то, как мы сможем определить наличие тока в цепи?
Ученики выдвигают версии.
Учитель: О наличии электрического тока в цепи мы можем судить лишь по различным явлениям, которые вызывает электрический ток. Некоторые из этих действий легко наблюдать на опыте.
Опыт №1.
Учитель: Присоединим к полюсам источника никелиновую проволоку. Посмотрите, проволока нагревается и слегка провисает. Ее можно раскалить докрасна. Например, в электрических лампах тонкая вольфрамовая проволочка нагревается током до яркого свечения. Даже после отключения тока лампочка остается теплой.
Интересно, а как можно назвать данное действие электрического тока?
Ученики: Тепловое действие электрического тока.
Учитель: Давайте рассмотрим тепловое действие тока на молекулярном уровне.
Используется анимация “Движение электронов в кристаллическом проводнике”.
Давайте проведем другой опыт.
Опыт №2.
Учитель: Соберем цепь, состоящую из источника тока, ключа, лампочки, также присоединим два электрода, опущенные в раствор медного купороса.
Мы знаем, чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой, т.е. состоять только из проводников электричества.
Как вам кажется два электрода, опущенные в раствор медного купороса, являются проводниками электричества?
Ученики: Да, электроды, опущенные в раствор медного купороса, являются проводниками электричества.
Учитель: Как определить, что электроды, опущенные в раствор медного купороса, являются проводниками электричества?
Ученики: Нужно замкнуть цепь, и, если лампочка загорится, значит, цепь замкнута.
Учитель: Верно. Можно сказать, что лампочка служит индикатором.
Давайте проверим наше предположение (производится опыт).
Учитель: Действительно, лампочка горит. Значит, ток в цепи есть.
Объясните, почему ток в цепи есть, а электроды не соединены проводником между собой?
Ученики делают свои предположения.
Учитель: Чтобы получить ответ на этот вопрос, давайте посмотрим мультимедийный опыт.
Используется анимация “Движение ионов и электронов при электролизе”.
Учитель: В данном опыте мы наблюдали химическое действие тока. Об этом более подробно вы узнаете в старших классах.
Давайте проведем еще один опыт.
Опыт №3.
Медный провод, покрытый изоляционным материалом, намотаем на железный гвоздь. Концы провода соединим с источником тока. Замкнем цепь. Поднесем к обмотанному гвоздю металлические скрепки. Посмотрите, металлические скрепки притянулись к обмотанному гвоздю. Скажите, чем в данном случае служит металлический гвоздь, если он притягивает металлические предметы?
Ученики: Металлический гвоздь служит магнитом.
Учитель: Верно. Вокруг проводника с током возникает магнитное поле. И как же можно назвать действие тока в данном случае?
Ученики: Магнитное действие тока.
4. Организация многократного выполнения деятельности учащимися, указанной в цели по развитию.
Учитель: Проверьте на основании опыта, что вокруг проводника с током создается магнитное поле. Для этого используйте электрическую цепь, состоящую из источника тока, проводника, ключа и магнитной стрелки. Магнитную стрелку установите параллельно проводнику.
Убедитесь в существовании магнитного действия тока, используя анимацию “Рамка с током вблизи провода”.
Покажите химическое действие тока, используя растворы сахара и соли.
Докажите, что электрический ток в металлах представляет собой упорядоченное движение свободных электронов, используя для этого анимацию “Движение электронов в кристаллическом проводнике”. Придумайте к этой анимации несколько вопросов, которые вы зададите своим одноклассникам.
5. Контроль.
1) Продолжите фразу: Электрический ток в металлах - …….
2) Наличие электрического тока в проводниках можно определить по действиям, которые ток производит. Перечислите их, используя данную картинку. Используется картинка “Действия тока”.
3) Посмотрите видеофрагмент и объясните, какое действие тока показано в опыте.
Используется видеофрагмент “Удлинение проволоки за счет нагревания при пропускании тока”.
Учитель: Спасибо за урок. До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.