Издавна Крым и его история интересовали людей. В древнегреческих мифах и трудах древнегреческих географов и историков немало места уделено опи-саниюТаврики – Тавриды. Так в древности греки на-зывали Крымский полуостров. В древнегреческих мифах говорится о том, что у Гелиоса - бога солнца было два сына, один из которых Персей – стал ца-
рём Тавриды, а другой - Эет - царём Колхиды (при-брежная часть Северного Кавказа), обладателем Зо-лотого руна, за которым отправились в поход арго-навты во главе с Ясоном. Охраняли Золотое руно тавры и их священные огнедышащие быки.
Крымский полуостров один из южных полуост-ровов Европы. С запада и юга полуостров омывают воды Чёрного моря, с востока и северо-востока – Азовского моря, которое соединяется Керченским проливом с Чёрным морем. Уникальность Крыма заключается в том, что здесь располагается неско-лько природно-климатических районов или под-зон: северная (степная), предгорная, горная, южно-бережная и керченская. Редкое сочетание несколь-ких форм рельефа и разнообразие климата на срав-нительно малой территории придают Крыму осо-бую неповторимость.
Первобытные стоянки в Крыму.
Благоприятные природно-климатические усло-вия Таврики способствовали заселению полуост-рова уже в глубокой древности. В горном и предгорном районах были необходимые условия для жизни древнейших людей: мягкий и тёплый климат, большое количество сухих пещер, на-личие источников воды, богатая растительность и животный мир.
Археологами обнаружено большое количество стоянок древних людей. Учёные установили, что первобытные люди появились на полуострове более 300 тыс. лет тому назад. Найденные кости животных говорят о том, что эти люди охотились на мамонтов, антилоп, оленей, зубров и других животных. Большинство стоянок древнейшего человека находятся в юго-западном и юго-восточном районах Крыма.. Они располагались на склонах гор, защищённых от холодных ветров, вблизи источников и рек, рядом с залежами кремния. Человек того времени уже овладел огнём и умел поддерживать его длительное время.
Киммерийцы.
Древнейшим народом, известным исто-рикам, который проживал в Крыму были киммерийцы. Они проживали на полу-острове приблизительно в XV – VII веках до нашей эры. Первое упоминание о них находится в поэмах Гомера «Одиссея» и «Илиада». Под-тверждение этому мы находим и в трудах греческого историка Геродота.
К началу I тысячелетия киммерийцы от оседлости перешли к кочевому ското-водству. Свидетельством их обитания являются захоронения в курганах. В IX – VIII веках до н.э. киммерийцы овладели секретом получения железа из болотной руды. У них получило распространение цельножелезное оружие. Киммерийский легковооружённый воин имел при себе меч (акинак) или кинжал, реже бронзовый топорик.
Все воины были вооружены слож-ным луком. Киммерийский лук от-личался прекрасными боевыми ка-чествами и являлся самым мощ-ным оружием того времени. По своим достоинствам он не уступал скифскому луку. Защитных дос-пехов киммерийские воины не имели. Над могилами было при-нято ставить памятные каменные стелы (изваяние без головы).
Из исторических источников из-вестно, что киммерийцы были во-инственным народом, разгромили войско урартского царя Русу I, вое-вали против других государств и народов.
По преданию, при появлении скифов в Крыму киммерийцы, опасаясь грозного врага, отступили через Кавказ, вдоль восточного побережья Чёрного моря в Азию.
Тавры.
О происхождении названия Таврида среди учёных существует две версии. Греки в древности именовали Крымские горы Тафрос. Поэтому жи-телей гор стали называть таврами. Вторая версия утверждает, что жители горного Крыма занимались в древности скотоводством, особенно разведением быков – по-гречески таврос. Отсюда и название местных жителей.
Трудно сказать, как называли себя сами тавры. Историки древности приводят отдельные назва-ния таврских племён: арихи, синхи, напеи. Культура тавров появилась как бы внезапно в IX - VIII вв. до н.э.
По утверждению Геродота тавры занимали всю прибрежную и горную часть Крыма, примерно от современных Евпатории до Феодосии. Их сосе-дями были царские скифы, которые занимали степную часть, предгорья и Керченский полуостров. Наиболее развитое племя тавров проживало в районе Инкермана (вблизи Севастополя). Селились тавры в пещерах и гротах.
Скотоводство у тавров ещё не отделилось от земледелия. Они выращивали пшеницу, ячмень, го-рох и другие культуры. Скотоводство и земледелие дополняли друг друга. Тавры прибрежных районов занимались рыболовством и сбором моллюсков. Ре-месло у тавров носило примитивный характер. Им было известно гончарство, ткачество, прядение, обработка кожи, камня, дерева и кости. Обмен товарами был развит слабо.
По описанию древних историков тавры имели не только свирепые обычаи, но и были мужественными в бою. Вступая в сражение, они перекапывали дороги в тылу, чтобы не было возможности для отступления. Тавры хоронили вместе с вождями рода их предан-нейших друзей и в знак траура отрезали себе часть уха.
Скифы.
Скифией древнейшие историки называли обшир-ную территорию в Причерноморье. Становление ски-фского племенного союза происходило в VIII- VII вв. до н.э., когда они одержав победу над киммерийцами заняли Таврику и Северное Причерноморье. Царские скифы заняли Таврику. Скифы-пахари и скифы-кочев-ники расселились в Причерноморье.
Основное занятие скифов, скотоводство, позво-ляло значительной части мужского населения посвящать себя военному делу. Это способ-ствовало созданию огромной армии, вооружён-ной железным оружием (акинаки – короткие мечи) и знаменитыми скифскими луками. Вели-колепные наездники скифы были приспособле-ны для ведения войн далеко от своих стоянок.
Скифское войско совершило поход на юг, где находились богатые государства Закавказья и Передней Азии - Урарту, Манна, Лидия, Мидия, Ассирия. Поход в Переднюю Азию продолжал-ся от 20 до 60 лет. За это время скифское войско достигает Египта и Палестины. Однако потерпев поражение от усилившихся Мидии и Новова-вилонского царства, скифы вынуждены были в VI в. до н.э. вернуться в степи Предкавказья и Причерноморья.
О пребывании скифов на территории Таврики красноречиво свидетельствуют курганы. Самые ранние скифские погребения относятся к се-редине VII в. до н.э. Они открыты археологами недалеко от Керчи.
Война скифов с персами.
Создав огромную империю персидский царь Да-рий I стал готовиться к войне против греков. Но он не хотел иметь в тылу непокорённые воинст-венные племена скифов. Около 514 г. до н.э. войско Дария I вторглось в пределы Скифии, что-бы покорить скифов и сделать их своими данни-ками. Скифы обратились за помощью к соседним народам, но те отказались им помочь, боясь усиления могущества скифов. Не имея доста-точно сил, скифы применили тактику отступления и заманивания противника в глубь страны. На своём пути они уничтожали траву, засыпали ко-лодцы и источники. От преследования скифов силы персидского войска истощались и тогда Дарий I послал к скифскому царю Инданфирсу своего гонца с предложением прекратить отступ-ление и начать битву, или признав себя слабым, покориться и стать его данником. В ответ скифы послали персидскому царю символические ос-корбительные «дары»: птицу, мышь, лягушку и пять стрел.
Не добившись своего Дарий I вынужден был покинуть Скифию.
Общественный строй скифов.
В IV в. до н.э. власть над всеми скифскими племе-нами сосредоточилась в руках одного царя – Атея. Цар-ские скифы считали себя «лучшими и самыми многочи-сленными». Остальные племена зависели от царских скифов и платили им дань.
Основу скифского общества составляла малая инди-видуальная семья, собственностью которой были скот и домашнее имущество. Но семьи были разными. Бога-тые семьи имели большие стада. Много было и бедных семей, которые не могли самостоятельно заниматься кочевым скотоводством, из-за малого количества скота.
Во главе скифов стояли цари и родовые старейшины, которые во время войны возглавляли воинские отря-ды. Власть царей была наследственной. Царский род считался божественного происхождения. Цари исполня-ли и судебные функции. Неповиновение приказу царя каралось смертью. У царя была личная дружина, со-стоявшая из лучших воинов. Власть царя ограничи-валась народным собранием – «советом скифов». Совет Скифов был законодательным органом и мог от-странить царя от власти и назначить нового, но из числа членов царского рода.
Быт, обычаи и хозяйство скифов.
Кочевой образ жизни и военная организация скиф-ского общества наложили отпечаток на все стороны жи-зни скифов. Оружие было неизменным спутником каж-дого мужчины, а нередко и женщин. С детства каждый скиф был неразлучен с конём. У скифов выше всего це-нились воинская доблесть и мужество в бою, предан-ность народу и друзьям. По числу убитых противников скиф получал свою долю военной добычи и почётную чашу вина. Нередко чаши делали из черепов убитых противников. Дружба у скифов скреплялась особым обрядом побратимства.
У скифов был сложный погребальный обряд, хорошо известный по описанию Геродота и по многочисленным раскопкам курганов. Забальзамированного покойника возили по многочисленной родне и по подвластным территориям в течение сорока дней. Затем тело хорони-ли в кургане. Один из богатейших курганов Куль-Оба находится на Керченском полуострове. В знак скорби скифы обрезали волосы и наносили себе увечья.
Скифы вели счёт родства по мужской линии. Старшие сыновья получали свою долю имущества ещё при жиз-ни главы семьи. Наследником отцовского хозяйства ста-новился младший сын.
Женщины занимали в семье подчинённое положе-ние. Их жизнь была посвящена домашним занятиям и обслуживанию семьи. Однако многие скифянки вла-дели оружием.
Военнопленных скифы превращали в рабов и прода-вали грекам. Рабы использовались на различных ра-ботах по уходу за скотом и тяжёлых хозяйственных работах.
Скот имел огромное значение, так как был основ-ным средством существования. Основу кочевого ско-товодства составляло коневодство. В состав стада вхо-дил крупнорогатый скот, овцы и небольшое количе-ство коз. Скифские лошади были малорослыми, од-нако отличались резвостью и выносливостью. Скифы кочевали большими группами. Скот круглый год со-держался на подножном корму. Жилищами кочевым скифам служили кибитки, расположенные на повоз-ках с четырьмя или шестью колёсами. Войлочное по-крытие хорошо предохраняло от холода, дождя и зноя. Кибитки предназначались для женщин и детей.
Одежды, обувь, предметы домашнего обихода из-готавливались женщинами из кожи, шкур, войлока и шерсти.
Одежда скифов состояла из коротких кожаных (мехом внутрь) кафтанов, кожаных штанов или шерс-тяных шаровар. На ногах они носили полусапожки, пе-ревязанные у щиколотки. Остроконечные войлочные башлыки хорошо защищали голову. Одежда украша-лась вышивкой, а парадная одежда богатых скифов – золотыми украшениями.
Посуда преимущественно была деревянной и ме-таллической. Металлические бытовые предметы ук-рашались изображениями фигурок или частей тела животных, птиц, рыб. Этот вид искусства получил на-звание скифского звериного стиля. Эти изображения играли роль амулетов-оберегов.
Хотя у скифов существовали оружейные, литейные, кузнечные, ювелирные и другие мастерские, но ре-месло носило характер домашнего производства. У скифов были развиты торговля и обмен как внутри племён, так и с другими народами. Огромное значе-ние имели торговые связи с населением Кавказа и с греческим миром. Из Скифии вывозили скот, хлеб, мёд, воск, кожу, огромное количество рабов. Ввозили в Скифию вино и оливковое масло, ткани, изделия греческих ремёсел.
Религия скифов.
Религиозные верования скифов возникли на ранних этапах развития скифского этноса. Рели-гия скифов впитала в себя верования своих пра-родителей, соседних народов, религию Греции и Передней Азии. Являясь язычниками они обо-жествляли силы природы. В отличие от языче-ских верований других народов главным боже-ством было женское божество – Табити, богиня домашнего очага. В Табити воплощалось пред-ставление о семейном и родовом единстве. Клятва «божеством царского очага» считалась величайшей клятвой скифов.
Папай (Зевс) считался прародителем скифов. В переводе с иранского его имя означало «защит-ник», «отец». Согласно легенде о происхожде-нии скифов Папай и дочь реки Борисфена ста-ли родителями первого скифа – Таргитая.
Апи (Гея) олицетворяла влажную землю и в пе-реводе с иранского означает «вода» (река). Бра-чный союз Папая и Апи – это союз неба и земли.
Табити, Папай, Апи возглавляли пантеон скиф-ских божеств.
Табити
Папай
Гойтосир (Аполлон) считался у скифов хра-нителем скота, победителем чудовищ, луч-ником и волшебником. Предполагают, что он был божеством солнца. Его призывали в свидетели при заключении договоров. Нару-шившего условия договора, Гойтосир пора-жал стрелами своего солнечного лука или насылал на него безумие.
Аргимпаса (Афродита Урания), т.е. Небе-сная считалась заступницей и покровите-льницей человеческого рода и была одна из самых почитаемых богинь. Она считалась владычицей умерших, великим божеством жизни и смерти. Арей (Арес) – бог войны. Кровавый культ этого божества играл осо-бенно важную роль в жизни скифов, т.к. ве-лика была роль войны и военного сословия в скифском обществе. Из всех богов только Аресу скифы воздвигали святилища. В честь Ареса ежегодно проводились празднества. У скифов, как и у других индоиранских наро-дов, существовало много жрецов. Это была обособленная социальная группа, которая занимала довольно высокое положение.
Гойтосир
Аргимпаса
Падение Великой Скифии и Малая Скифия.
Наивысшего расцвета и могущества Скифия достигла в правление царя Атея в IV в. до н.э. О могуществе Атея сви-детельствует чеканка монет с его именем и описания дре-вних авторов. В 339 г. до н.э. произошло сражение между скифами и македонским войском во главе с царём Филип-пом II. Скифы потерпели поражение. В сражении погиб и царь Атей. Однако могущество скифов сохранилось. В 311г. До н.э. скифы разгромили македонцев, полностью унич-тожив 30 тысячное войско, вторгшееся в Скифию, во главе с наместником Александра Македонского Запирионом.
На рубеже IV – III веков резко изменились погодно-кли-матические условия, что приводило к частым засухам и уху-дшению травяного покрова в степи. В это же время к гра-ницам Скифии подходят многочисленные кочевые племена савроматов (сарматов). Несмотря на упорное сопротив-ление, скифы вынуждены были оставить огромные терри-тории. История Великой Скифии закончилась. Вытесненные из огромных пространств скифы вынуждены были посели-ться на небольшой территории Таврики. Они постепенно превратились в оседлых земледельцев и скотоводов, живу-щих в постоянных долговременных поселениях. Прежде всего они осваивают земли в речных долинах рек Альма, Западный Булганак, Кача, Зуя, Бель-бек, Салгир и др.
В этот период на территории Таврики появляются по-стоянные поселения и укрепления.
В III в. до н.э. на перекрёстке древних торговых путей в долине реки Салгир (на месте современного Сим-ферополя) скифы основывают значительный укреп-лённый пункт, который становится столицей Малой Скифии. В греческих письменных источниках этот го-род именовался Неаполисом – по-гречески «новый го-род». Город торговал в основном с Грецией. Основным соперником Неаполя Скифского был Херсонес – само-стоятельное греческое государство, стремившиеся со-средоточить в своих руках всю торговлю скифским хле-бом. Между скифами и Херсонесом шли постоянные войны. Наибольшего расцвета Малая Скифия достигает во II в.до н.э., в годы правления царя Скилура. В это время скифское царство на востоке граничило с Бос-порским царством; на юге – доходило до предгорий Крыма, населённого таврами; на севере - включало области Нижнего Днепра; на западе – захватило Кер-кинитиду и другие греческие укреплённые пункты. Постоянные войны с Херсонесом, которому помогали греки, римляне, сарматы ослабило Скифское царство. В 275 г. его разрушили готы. Окончательно Неаполь Скифский разорили гунны.
Скилур
Сарматы (савроматы).
Соседями скифов сарматы стали да-вно. Когда в III веке до н.э. Великая Скифия переживала глубокий кризис, сарматы становятся господствующей силой в Причерноморье. Геродот отме-чал родство сарматов со скифами, ссы-лаясь на близость их языка. Он приво-дит легенду об амазонках, от брака ко-торых со скифами якобы произошли сарматы.
Древнегреческий миф об амазонках был основан на том факте, что савро-матские женщины действительно езди-ли верхом, охотились и участвовали в войнах. Воинственность сарматских же-нщин объяснялась тем, что когда муж-чины уходили в длительные военные походы, женщины сами охраняли ста-да скота и хозяйство. Для этого они со-здавали специальные отряды. Племе-на, входившие в сарматский союз, но-сили названия: арсы, сираки, роксола-ны, языги, аланы и др.
Сарматы занимались коневодством. К IV в. до н.э. у них появляется желез-ное оружие. Сарматы объединяются в племенные союзы и стремятся расши-рить пастбищную территорию. Часть ко-чующих в степях Приазовья сарматов проникла во II в нашей эры в Таврику. Здесь они столкнулись со скифами и греческими причерноморскими госу-дарствами и городами.
С середины III века н.э. в причер-номорских степях с северо-запада появ-ляются готы. В союз с ними вступают кочевые племена, в том числе и аланы. Готы совершали сокрушительные набе-ги на причерноморские города, разорив большинство из них. В IV в. на готов обрушиваются новые кочевники – гунны. Двигаясь на запад на земли Римской империи, гунны увлекли часть аланов. Другая часть аланов осталась в Таврике.
Хозяйство и быт сарматов.
В степях Северного Причерно-морья сарматы занимались ко-чевым скотоводством. Сарматы разводили крупный рогатый скот, овец и мелкую породу ло-шадей. Дополнительным про-мыслом была охота, в которой принимали участие мужчины и женщины. Жилищем для сарма-тов служили кибитки, накрытые войлоком и поставленные на по-возки. Основной пищей были мясо, сыр и молоко. Мужская одежда мало чем отличалась от скифской. Однако у них рас-пространён был плащ, скреп-лённый на плече фибулой. Же-нщины носили длинную одежду, а также длинные шаровары. Одежда и обувь украшались бу-сами, диадемами, ожерельями,
серьгами, браслетами и т.п.
У сарматов существовало домашнее ре-месло: кузнечное, бронзолитейное, коже-венное, деревоотделочное и др. Женщи-ны занимались ткачеством, вышиванием, изготовлением войлочных и глиняных изделий.
Большое значение в жизни сарматов имели войны, которые велись за пастбища и с целью захвата добычи. Воины были вооружены луками и короткими мечами. Во II-IV вв. получает распространение ко-льчуга и круглый плетёный из прутьев щит. Решающую роль у сарматов играл конный бой. В бою сарматы использовали длин-ные копья, дротики, арканы.
Сарматы вели оживлённую торговлю, особенно с греками. Они продавали рабов, шкуры и другие товары кочевников. Греки привозили одежду, вино, украшения и др. изделия.
Постоянные войны усилили власть вож-дя, вокруг которого группировалась воен-ная дружина. Сильны были у сарматов пережитки матриархата.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.