Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы
Оценка 4.8

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
русская литература +1
Взрослым
03.11.2018
Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы
ИКТ и ЭОР в преподавании русского языка и литературы помогают совершенствованию практических умений, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к занятиям словесности, активизирует познавательную деятельность студентов и развивает творческий потенциал. В данной работе рассматриваются пути повышения у студентов интереса к занятиям русского языка и литературы путём использования ИКТ-технологий, электронных образовательных ресурсов.В данной работе рассматриваются пути повышения у студентов интереса к занятиям русского языка и литературы путём использования ИКТ-технологий, электронных образовательных ресурсов.
методическая разработка.doc
Тема: «Информационные компьютерные технологии и электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы» Содержание Введение …………………………………………………………………….3 стр. Глава 1. ИКТ, ЭОР в образовательном процессе, их преимущества……. 5 стр. Глава 2. Повышение у студентов интереса к учебным занятиям русского языка и   литературы   путём   использования   ИКТ­технологий     и   электронных образовательных ресурсов   ………………………………………………13 стр. Заключение………………………………………………………………….22 стр. Список использованной литературы ……………………………………..25 стр. Приложение. 2                                                       Введение  Объективной   необходимостью   в   условиях   современного   образования становится   создание   инновационной   модели   общего   среднего   образования, сочетающей лучшие традиции российской и мировой образовательных систем. Сегодня   образование   должно   обеспечить   формирование   политической культуры   демократической   России   –   подготовку   поколения   свободных, критически   мыслящих,   уверенных   в   себе   людей;   достижение   передовых позиций   в   глобальной   экономической   конкуренции;   изменение   социальной структуры   общества   в   пользу   среднего   класса;   укрепление   национальной безопасности и реализацию конституционных прав граждан. Исходя из новой стратегии,   изменились   образовательные   запросы   семьи,   общества   и государства.  Новой   целью   образования   теперь   является   воспитание, социально­педагогическая   поддержка высоконравственного,   ответственного,   становления   и   развития   творческого,   инициативного, компетентного   гражданина   России.   Достижение   этой   цели   невозможно   без широкого внедрения ИКТ­технологий во все сферы жизни. С   изобретением   компьютера,   а   также   после   создания   всемирной компьютерной   сети   Интернет   многие   стороны   человеческой   жизни качественно изменились. Эти изменения коснулись также и образования. В большинстве   случаев   процесс   подготовки   занятий   в   современных   учебных заведениях   осуществляется   с   помощью   информационных   технологий,   с использованием   ЭОР.   В   наше   время   компьютерные   технологии   часто являются   незаменимыми   во   время   проведения   занятий,   так   как   дают возможность оживить учебное занятие, вызвать интерес к дисциплине. Применение информационных технологий, использование электронных образовательных   ресурсов   в   преподавании   русского   языка   и   литературы   позволяет способствует   совершенствованию   практических   умений, эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к занятиям                                                        3 словесности,   активизирует   познавательную   деятельность   студентов   и развивает творческий потенциал. Целью работы стало повышение у студентов интереса к занятиям  русского языка   и   литературы   путём   использования   ИКТ­технологий,   электронных образовательных ресурсов. Для  достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить   существующую   психолого­педагогическую   литературу   по данной проблеме. 2. Выявить условия, средства и способы, способствующие повышению у студентов интереса к занятиям русского языка и литературы. 3. Проанализировать использованные в работе педагогические технологии, позволяющие   формировать   у   студентов   устойчивый   интерес   к   занятиям русского языка и литературы. . 4 Глава 1. ИКТ, ЭОР в образовательном процессе, их преимущества  «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно   реальной   действительности   сокращается   с   невероятной быстротой», ­ сказал ещё в начале XX века писатель­реалист  М. Горький. Эти слова   классика   звучат   необыкновенно   актуально   сейчас,   когда   развитие техники идёт семимильными шагами. Развиваются   технологии   –   изменяются   и   требования,   предъявляемые   к содержанию учебного процесса. В настоящее время преподаватели должны не столько   давать   знания,   сколько   учить   студентов   учиться,   самостоятельно находить источники пополнения знаний.  Учебник долгие годы был главным источником   знаний   для   подрастающего   поколения,   основным   средством   и сценарием обучения, хранителем содержания образования. Но в настоящее время   печатная   продукция   сдаёт   свои   позиции.   На   её   место   приходят информационные технологии, позволяющие человеку получить несоизмеримо больше информации по интересующей его проблеме. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных   технологий,   которые   не   только   облегчают   доступ   к информации, но и позволяют по­новому построить образовательную систему. Внедрение   новых   информационных   технологий   в   учебный   процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп учебного занятия, увеличить   объем   самостоятельной   и   индивидуальной   работы   студента. Сегодня,   чтобы   процесс   обучения   был   полноценным,   необходимо,   чтобы каждый преподаватель мог подготовить и провести занятие с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать занятие более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.  Использование ИКТ на занятиях русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность студентов, активизировать внимание, повышает                                                            5 творческий   потенциал   личности.   Построение   схем,   таблиц,   презентаций позволяет   экономить   время,   более   эстетично   оформить   материал. Использование   кроссвордов,   различных занимательных   заданий,   тестов   воспитывают   интерес   к   учебному   занятию,   иллюстраций,   рисунков, делают его увлекательнее. Внедрение     ЭОР   на   занятиях   позволяет   использовать   разнообразный иллюстративно­информационный материал. Причем материал могут находить и сами студенты в Интернете и на дисках (Например, очень богатый материал содержится   на   диске   «Виртуальная   школа   Кирилла   и   Мефодия»).   Таким образом,   формируется   информативная   компетенция   студентов. Использование интерактивных тестов помогает не только экономить время преподавателя, но и дает возможность студентам самим оценить свои знания, свои возможности.  Применение   мультипликации   и   анимации   разнообразят   занятия, активизируют   студентов.   Интересно   звучит   на   занятии   лекция   с использованием   мультимедиа   проектора,   когда   текст   сопровождается  демонстрацией   студентом   красочных   схем,   для   пояснения   используются различные   звуки   и  анимация (но при  этом нужно  помнить, что  излишняя анимация мешает восприятию), быстрые ссылки на ранее изученный материал. Важно   продумать,   где   и   как   целесообразно   использовать   информационные технологии на занятии. Современное учебное занятие выгодно отличается от занятия, где главными инструментами преподавателя были мел и тряпка.  Но для того чтобы сделать   преподаватель   должен   владеть   современными его   интересным, образовательными технологиями и средствами обучения.  В настоящее время создано множество  различных коллекций цифровых образовательных   ресурсов,   включающих   специально   разработанные   наборы разнообразных   ЦОР,   тематические   коллекции,   инструменты,   программные средства для организации учебного процесса. Эти коллекции постоянно                                                              6   пополняются   учебными   и   методическими   материалами,   помогающими  преподавателю использовать современные  методы обучения.  Использование ЭОР повышает  наглядность, интерактивность.  Это анимированные рисунки и иллюстрации;   интерактивные   определения,   правила,   таблицы,   учебные тексты; электронные задания, тесты, словари и справочники.   Остановимся     на   тех   ресурсах,   которые   чаще   всего   используются   на занятии. Это,   например,  презентации.  Использовать   их   можно   и   при   объяснении  нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и здоровьесберегающих  физминуток. В презентацию можно вставить всё, что нужно для разных этапов учебной деятельности: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным. Анимации  и  иллюстрации  применяются при объяснении нового материала: эти   ресурсы   наглядно   демонстрируют   учебный   материал,   позволяют наблюдать   различные   явления   языка.   Также   данные   ресурсы   можно использовать   для   организации   творческой   работы   (составить   рассказ   на основе картины, например). На   занятиях   обобщения   и   повторения   целесообразно   использовать интерактивные  таблицы, схемы; они помогают систематизировать изученный материал.   Впрочем,   можно   их   использовать   и   при   объяснении   нового материала.    С   помощью   таблиц   студенты   учатся   анализировать   языковые явления,   делать   выводы   и   обобщения,   схематично   представлять   языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму.   В   электронные   таблицы   обладают   повышенной отличие   от   печатных   наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать  в течение всего периода   изучения   какой­либо   многоуровневые, содержащие полную информацию по какому­либо разделу    так   как   таблицы   бывают темы,                                                       7 (например, «Местоимения» или «Имя существительное»).      На этапах повторения и закрепления материала большую роль играют  интерактивные тесты. Преимущество электронных тестов в высокой степени интерактивности: и контролируют уровень знаний, и в случае необходимости помогают вспомнить правило.  Сегодня   очень   много   внимания   уделяют   использованию   информационных технологий в  СПО. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Задача преподавателя  теперь заключается не только в том, чтобы дать  знания, но и в том, чтобы научить своих студентов искать их и осваивать   самостоятельно.   Умение   обрабатывать   информацию   на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим ИКТ помогают преподавателю  в достижении этой цели.  Что же подразумевают под собой ИКТ? Во­первых,   это   технологии,   позволяющие   искать,   обрабатывать   и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета, использование ЭОР. Во­вторых,   это   использование   самого   компьютера,   самых   разных  программ. Применение   информационных   технологий  на   занятиях   необходимо, и мотивировано это тем, что они  позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на занятии;   способствуют совершенствованию практических умений  студентов;  позволяют индивидуализировать процесс обучения;  повышают интерес к занятиям русского языка и литературы;  активизируют познавательную деятельность студентов;  развивают творческий потенциал студентов;                                                  8  осовременивают учебное занятие.  Компьютер   может   использоваться  на всех   этапах   обучения:   при объяснении   нового   материала;   закреплении;   повторении;   контроле   знаний, умений . При этом для студента   он выполняет  различные функции: преподавателя, рабочего   инструмента,   объекта   обучения,   сотрудничающего   коллектива, игровой среды. В функции преподавателя компьютер представляет источник учебной   информации   (частично   или   полностью   заменяющий   преподавателя и книгу);   наглядное   пособие   (качественно   нового   уровня   с возможностями мультимедиа   и телекоммуникаций);   индивидуальное   информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля. Основные   направления   использования   компьютерных   технологий   и электронных образовательных ресурсов на занятиях:  визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);  интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);  тренажёр;  контроль за умениями, навыками студента;  самостоятельная поисковая, творческая работа студента. Применение ИКТ­технологий и ЭОР помогает на занятиях русского языка и   литературы   стимулировать   познавательную   деятельность   студентов,   что достигается   путем   участия   студента   в   создании   презентаций   по   новому материалу,   самостоятельному   изучению дополнительного   материала   и   составление   презентаций   —   опорных   подготовке   докладов, конспектов, при закреплении материала на занятии; способствует глубокому пониманию   изучаемого   материала   через   моделирование   основных   учебных ситуаций;   визуализирует   учебный   материал;   интегрирует   смежные дисциплины: историю, мировую художественную культуру, музыку;                                                          9 повышает мотивацию учения студентов   и вызывает устойчивый интерес к изучаемым предметам; делает разнообразнее формы представления учебного материала,   домашнего   задания,   заданий   для   самостоятельной   работы; стимулирует воображение студента ; способствует развитию  творческого подхода при выполнении учебных заданий. Современное   учебное   занятие   по   литературе   невозможен   без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает преподавателю управлять потоком ассоциаций, будить   воображение   студентов,   стимулировать   их   творческую   активность. Конкретно­наглядная основа занятия делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед преподавателем всегда стоит проблема раздаточного материала. Эту   проблему   помогают   решить   компьютерные   информационные технологии   и   электронные   образовательные   ресурсы,   которые   дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного   (набор   слайдов­иллюстраций,   снабженных   необходимыми материала, комментариями   для   работы   на   занятии),   создать   сайт   и   таким   образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на занятиях литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ   разных   художников   к   одному   и   тому   же   произведению.   Студенты   фотографиями, на занятии   не только   познакомятся   с портретами, иллюстрациями, аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывают на экскурсии в музее.   но и просмотрят   отрывки   из фильмов,   прослушают Подготовка к такому занятию становится творческим процессом, а                                                            10 зрелищность,   яркость,   новизна   компьютерных   элементов   занятия,   в сочетании с другими методическими приемами делают занятие необычным, увлекательным и запоминающимся. Компьютер, конечно, не может на занятии литературы заменить живое слово преподавателя, изучение художественного произведения, творческого общения,   но   может   стать   хорошим   помощником.   Например,   в   качестве тренажёра при  контроле за знаниями и умениями студентов. Такой тестовый   с помощью   компьютера контроль  при формировании   знаний   и   умений   предполагает   возможность   быстрее   и объективнее,   чем   при   традиционном способе, выявить  знание и незнание студентов. Данный способ  организации учебного   процесса   удобен   и прост   для   оценивания   в современной   системе обработке информации. Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют  решить ряд проблем:  повысить интерес студентов к дисциплине;      повысить успеваемость и качество знаний студентов ;   сэкономить время на опрос студентов;   дают   возможность   студентам   самостоятельно   заниматься   не   только на занятиях, но и в домашних условиях;   помогают и преподавателю повысить уровень своих знаний. Незаменимы ИКТ­технологии и электронные образовательные ресурсы при самостоятельной поисковой, творческой работе студентов, так как дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала студентов. Преподаватель может научить студентов  грамотно использовать компьютер, показать, что это не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом   наставничестве   педагога   подросток   научится   среди   обилия информации   в   Интернете   находить   нужную,   научится   обрабатывать   эту информацию, что является наиболее важной задачей. Преподаватель русского языка и литературы уже сталкивается с тем, что студенты приносят                                                            11 аккуратно  переписанные  с сайтов  сочинения, бездумно  и  совершенно  без усилий   перепечатанные   доклады   и   рефераты.   Есть   ли   польза   в   такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать преподаватель, чтобы подобная работа все же приносила   пользу?  Создать   необходимость   обработать   найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п. Самое   элементарное   применение   компьютера   ребятами   – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление   сборников,   создание   компьютерных   рисунков.   Студенты оформляют   свои   доклады,   рефераты   с помощью   компьютера,   делают   сами рисунки,   схемы,   помогают   делать   тесты,   пособия   по литературе, дидактический   материал. Надо отметить,  что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным.   Кроме   этого,   использование   компьютерных,   информационных технологий на занятиях русского языка и литературы позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии знания в практической деятельности. Этот союз приятен и   преподавателям информатики и информационных технологий. Таким   образом,   использование   ИКТ   и   ЭОР   на   занятиях   значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную   атмосферу   на   занятии,   заинтересованность   студентов     в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих студентов.                                                       12 Глава 2. Повышение   у   студентов   интереса   к   занятиям   русского   языка   и литературы   путём   использования   ИКТ­технологий     и   электронных образовательных ресурсов.         Я   применяю   компьютерные   технологии   как   «проникающие»   при подготовке   и   проведении   учебных   занятий,   во   внеклассной   работе   по русскому   языку   и   литературе,   в   методической   и   воспитательной   работе. Владение компьютером оказывает  мне существенную помощь в работе над  Курс   литературы,   наряду   с   другими   учебными самообразованием. предметами,   содействует   решению   комплекса   воспитательных   задач: развитию   гармоничной   личности,   воспитанию   гражданина,   патриота   своего Отечества. Основная цель изучения литературы  — формирование умений: ∙ читать;  ∙ комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; ∙ создавать собственный текст. Чтение,   комментарии,   анализ   и   интерпретация   —   неотъемлемые   части всякой   знаковой   деятельности.   Развитие   указанных   умений,   овладение   заложенных   в возможными   алгоритмами   постижения   смыслов, художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), а затем и создание собственного текста, представление собственных оценок и суждений по поводу прочитанного необходимы студентам  для последующей успешной самореализации в любой сфере деятельности    ЭОР   позволяет   мне   готовить   к   занятиям   разные     материалы: тесты, разноуровневые   задания,   стихотворения   и   прозу   для   анализа   и сопоставительного   анализа,   проекты,   исследования,   рефераты,   доклады, небольшие сообщения, буклеты, презентации.                                                              13 На   данный   момент   в   моей   методической   копилке   есть   презентации   к занятиям   и   внеклассным   мероприятиям   по   литературе,   построенные   с использованием   компьютерной   техники,   созданные   в   программе   Microsoft Power Point. Для эффективного использования данного электронного пособия достаточно наличие в кабинете ПК и мультимедийный проектора. Одним из очевидных   достоинств   мультимедийного   урока   является  усиление наглядности,   что   очень   важно   на   занятиях   литературы.  Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint.  Она  приводит к целому ряду положительных эффектов: обогащает урок эмоциональной окрашенностью;  психологически облегчает процесс усвоения;  возбуждает живой интерес к предмету познания;  расширяет общий кругозор студента;  повышает производительность труда  преподавателя и студента на занятии.  Работа   с   программой  Microsoft  Publisher    позволяет   получить   реальный продукт   своей   деятельности   в   виде   газеты,   журнала,   книжки­малышки, буклета и т.д. Она используется для    оформления результатов групповой работы  выпуска газеты, информационного листка  Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет   создать   банк   наглядных   и   дидактических   материалов, критических статей, рефератов и т.д.   Прослушивание   художественной  литературы в электронном варианте выручает тогда, когда студенты не могут найти нужные произведения в                                                                                                                    14 библиотеках или просто им легче слушать, чем читать.  Современные технологии, как известно, позволяют успешно использовать в мультимедийном   учебном   занятии   фрагменты   видеофильмов,   презентации, выходы в Интернет. Учебные   занятия   разработаны   мною   на   основе   технологий   личностно ­ориентированного   образования,   интерактивных,   игровых   технологий.   По организационным формам их можно отнести как к индивидуальным, так и групповым. На   занятии   литературы   ИКТ   позволяют   открыть   активный познавательный   потенциал   студентов,   дают   им   возможность   всесторонней подготовки   к   непрерывному   процессу   образования.   Привнесение информационных   технологий   в   среду   занятия   обогащает   его   трофику (звуковую, визуальную, эмоциональную, интеллектуальную, духовную). Кроме   творчества, того,   создаёт   стихии   заинтересованности,   поиска, воспроизводства   знаний,   а   также   стихию   доброжелательности,   в   которой студент   и   преподаватель   выступают   в   качестве   партнёров.  Компьютер   на занятии   литературы   не   дань   моде,   а   жизненно   необходимое   средство обучения. Очень часто в свои занятия по  литературе я вставляю видеоролики из электронных   учебников,   музыкальные   произведения,   созданные   на   слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Так под музыкальное сопровождение проходят мои занятия по творчеству С.А. Есенина, А. Фета, Ф.И.Тютчева.      Не секрет, что в наше время студенты не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на занятии                                                                                                                      15 нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же   можно   использовать   и   сопоставить   с   авторским   текстом,   тем   самым включить   в   анализ   литературного   произведения   даже   слабоуспевающих студентов, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Так, студенты в полном объеме просмотрели дома фильм Сергея Бондарчука « Война и мир» и новую версию этого фильма, совместный проект ­ Франция и Россия. Позже на занятии их обсуждение вылилось в бурную недостатках.  дискуссию достоинствах их и   об         В течение нескольких лет я создаю домашнюю видеотеку, её материалы часто используя на учебных занятиях по литературе.             В системе   образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми  предметами и качество образования в целом.  Основные цели изучения русского языка : ∙ формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; ∙ формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе; ∙   обогащение   словарного   запаса   и   грамматического   строя   речи,   овладение культурой   устной   и   письменной   речи,   видами   речевой   деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения; ∙   овладение   важнейшими   общепредметными   умениями   и   универсальными способами   деятельности   (извлечение   информации   из   лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста). Указанные   цели   реализуются   на   основе   личностно­   ориентированного   и деятельностного   подходов   к   обучению   и   воспитанию   в   процессе   развития мыслительной и речевой деятельности студента, формирования                                                            16 лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой  компетенций. Задача   словесника   –   сделать   каждое   занятие   привлекательным   и   по­ настоящему   современным.   Надо   научить   студентов   бережно,   умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью родного языка особенно   в   наше   время,   когда   так   бурно   развиваются   наука   и   техника,   а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая все сферы жизнедеятельности   человека:   промышленность,   экономику,   политику, культуру и, конечно, образование.  Если   еще   недавно   преподаватель   регулировал   процесс   получения студентами знаний в форме готовых ответов на вопросы из печатной учебной продукции   (количество   которой   было   ограничено),   то   теперь   он   является своеобразным   посредником   между   множеством   разнообразных информационных источников и студентами, и это его положение с каждым годом становится все сложнее и сложнее.  Имея компьютер, преподаватель имеет   неограниченные   возможности   в изготовлении   печатных   материалов к каждому занятию, учитывая все особенности групп и даже индивидуальные особенности   отдельных   студентов.   Для   своих   занятий   я печатаю   тестовые задания,   карточки —   задания,   вопросы   к олимпиаде   и так   далее. Эффективность   занятия   в случае   использования   печатных   материалов, розданных студентам, повышается вдвое: за занятие можно не только изучить новый   материал,   но также   закрепить его,   отработать   практические   навыки. Хорошее   занятие   невозможно   представить   без   хорошо   сформулированной темы,   постановки   его   целей   и задач,   планирования   этапов,   а также   цели на каждом отдельном этапе занятия. Обычно для этого используется классная доска,   на которой   выписываются   все   необходимые   термины,   составляются таблицы   и схемы.   Теперь   у нас   есть   прекрасная   возможность   заранее подготовить   весь   необходимый   материал,   расположить   его   в нужной последовательности и поместить на слайды. На слайдах  17 мы можем, например, разместить иллюстрации, которые заменят нам старые   я   использую таблицы.  При   объяснении   нового   материала   на занятии     портреты, предметные   коллекции   видеофрагменты,   видео­экскурсии),   таблицы   и схемы,   проектируя   их   фотографии, (иллюстрации, на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я   комментирую   информацию,   появляющуюся   на экране,   по   необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами. Не   менее   интересно   проходят   «разминки»   на   занятиях   русского   языка   и литературы   с   использованием   видеофрагментов   для   написания ассоциативного ряда. Работа с презентациями создаёт предпосылки к индивидуализации обучения, что в свою очередь, предполагает появление новых форм взаимодействия студента и   обучаемого   в   учебном   процессе.   Компьютер   может   влиять   на   мотивацию студента,   раскрывая   практическую   значимость   изучаемого   материала, предоставляя   возможность   испробовать   умственные   силы   и   проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы, ­ всё это способствует формированию положительного отношения к учёбе. Курс   русского   языка   в старших   классах(1,2   курсы)   направлен   на работу с текстом —   готовым,   классическим,   составленным   самими   студентами. В работе   над   текстом   соединяются   в единый   комплекс   образовательные, практические и воспитательные задачи.   ИГА по русскому языку составлено таким образом, что позволяет проверить сформированность   у выпускников   СПО всех 3­х   компетенций,   то есть содержанием   ИГА   является   весь   курс   русского   языка.   Каждый   студент должен   ответить   на вопросы   по всем   разделам   курса,   изучаемого   с 5 по 11 классы. Дополнительные занятия (консультации)  позволяют 18 повторить,   а порою   заполнить   пробелы   в знаниях   по определённым   темам. На консультациях   проводятся   также   занятия   на компьютерах   при   работе с диском « 1С репетитор по русскому языку». К развивающим   формам   обучения,   способствующим   самостоятельной активной   познавательной   деятельности   каждого   студента,   можно   отнести занятия в сочетании с компьютерными технологиями, которые проявляются в следующих   видах   работы:   работа   индивидуальная,   в паре,   «свободная работа», игра, где знания добываются самостоятельно. Например, задания по орфографии отличаются большим разнообразием. Помимо   работы   с компьютером,   с рабочей   тетрадью, с пособиями для самостоятельной работы, в план включаются также задания   с учебником, для индивидуальной и парной работы, задания по развитию речи. Компьютер фактически  играет  роль «  электронного  преподавателя».  Машина, работая по заданной программе, осуществляет индивидуальный контроль за уровнем сформированности   орфографических   навыков   у конкретного   студента. Можно предложить следующие задания: Задание 1: выявляет уровень сформированности орфографических навыков по теме: вставьте   пропущенные   буквы   (посв..тить   рассказ   сыну,   посв..тить фонариком и т. д.) Задание 2: предполагает контроль за умением дифференцировать орфографические правила   с одним   и тем же   опознавательным   признаком   орфограммы: безударные гласные, проверяемые ударением, и непроверяемые безударные гласные   (например,   вставьте   пропущенные   буквы,   указывая   номер правила:1)   безударные   гласные   корня,   проверяемые   удареием;2) непроверяемые гласные —  сл...зать с крыши, б...гут по дороге)                                                   19 Задание 3: направлено на выявление умения обнаруживать орфограмму. Сложность упражнения в том, что отсутствуют пропущенные буквы, указывающие на орфограмму.        В   последнее   время   невозможно   представить   профессиональную   деятельность любого преподавателя  без ИКТ­технологий, а с недавних пор и баз   применения   ЭОР.   Мне   это   необходимо   в   своей   педагогической деятельности для:    ­ планирования учебного материала и учебных занятий,        ­ подготовки печатных материалов к занятиям (использовалось приложение Microsoft Word);  ­ обработки результатов проверочных и контрольных работ (использовалось приложение  Microsoft   Word,   в   частности   диаграмма  Microsoft  Graph  97,   а также электронные таблицы Microsoft Excel).  В последнее время использование мною информационных технологий при  обучении русскому языку и литературе значительно расширилось. Кроме   перечисленных   выше   вариантов   использования   информационных технологий,  я в  своей работе использую: стандартные программные модули, входящие в состав программно­методического комплекса ;  ­   программно­методический   комплекс   «Учебный   тренажёр. Централизованное тестирование»; ­   компьютер,   мультимедийный   проектор   для   подготовки   фрагментов занятий и учебных презентаций по русскому языку и литературе ; ­   электронные   учебники   по   русскому   языку,   компьютерные   программы­ репетиторы на CD­дисках, например, «Русский язык. Программа­тренажёр» ; ­   справочные   ресурсы   Интернета:   сайты   российских   библиотек,   сайты энциклопедических изданий по русскому языку, литературе, культуре,  различные информационные персональные сайты учителей­словесников; 20  проектную   деятельность   студентов,   создание   ими   компьютерных презентаций, электронных докладов ;  творческую деятельность слушателей и выпускников. Опираясь   на   современные   требования   к   занятию,   стараюсь реализовывать на практике воспитание, социально­педагогическую поддержку становления и  развития высоконравственного, ответственного, творческого,   инициативного, компетентного гражданина России. Этому способствует   применение на уроках ИКТ­технологий и ЭОР.     Хочется отметить, что ЭОР можно использовать на всех этапах занятия и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности преподавателя: преподаватель перестает быть просто "репродуктором"  знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же,   повышает   его   творческую   активность,   но   и   требует   высокого   уровня методической подготовленности. 21                                               Заключение. Современный   преподаватель   русского   языка   и   литературы   должен уметь   работать   с   новыми   средствами   обучения   хотя   бы   ради   того,   чтобы обеспечить   одно   из   главнейших   прав   студента   –   право   на   качественное образование.   При     этом   следует   твердо   усвоить,   что   информационно­ образовательные   ресурсы   не   должны   заменять   педагогических   технологий. Они   призваны   оптимизировать   затраты   педагога,   разгрузить   его   и   помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на   непростые   вопросы   любознательных   студентов   и,   наоборот,   пытаться расшевелить   пассивных.   И,   конечно,   учить   ребят   видеть   красоту   слова, красоту   окружающего   мира,   воспитывать   гражданина,   востребованную личность.  Таким образом, использование ИКТ и ЭОР на учебных занятиях и во внеклассной   деятельности   даёт   высокие   результаты:   развивает   творческие, исследовательские   способности   студентов,   повышает   их   активность, способствует   интенсификации   образовательного   процесса,   более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, активизирует   познавательную   деятельность   студентов,   повышает   интерес   к предмету, развивает у них  логическое мышление. Я думаю, что мои студенты смогут   овладеть   всеми   ключевыми   компетенциями   студента языковой, (коммуникативной, исследовательской),   что   позволит   им   не   только   успешно   выдержать   культуроведческой,   информационной, выпускные   экзамены,   но   и   стать   востребованными   специалистами,   занять достойное место в обществе.                Развитие   информационных   технологий   привело   к   появлению электронных средств, не только поставляющих знания, но и предлагающих механизмы   ее   освоения   и   контролирующих   результаты   обучения.   В   новой модели образования компьютер не только вычислительная машина, но                                                        22 необходимый элемент целостной структуры учебной деятельности,  коммуникационное   устройство,   обеспечивающее   взаимодействие   всех субъектов   образовательного   процесса,   открывающее   новые   педагогические возможности   использования   новых   источников   информации,   локальных   и глобальных компьютерных сетей. Компьютер,   конечно,   не   заменит   преподавателя,   но   позволит   процесс   обучения, индивидуализировать контролировать   деятельность   каждого,   активизировать   творческие   и   и   дифференцировать познавательные   способности   студентов,   оптимизировать   учебный   процесс, значительно   увеличить   темп   работы.   Это   приводит   к   росту   качественной успеваемости   по   русскому   языку   и   литературе   и   сохраняет   устойчивый интерес к предметам на протяжении всех лет изучения. Следует   также   помнить,   что   применение   информационных   технологий   в учебном процессе по русскому языку и литературе станет эффективным, если будет   обеспечена   их   органическая   связь   и   сочетаемость   с   традиционными методами и приемами обучения. Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в   том   числе   и   компьютерных,   или,   как   принято   сейчас   называть, информационно­коммуникационных.   Действительно,   использование   ИКТ   на занятиях разных учебных дисциплин дает возможность воздействовать на три канала   восприятия   человека:   визуальный,   аудиальный,   кинестетический,   а значит,   способствует   эффективному   усвоению   учебному   материала. Увеличивается   объем   материала   за   счет   экономии   времени.   Расширяются возможности   применения   дифференцированного   подхода   в   обучении, осуществляются   межпредметные   связи.   Но,   пожалуй,   самое   главное преимущество   использования   ИКТ   на   занятии   –   повышение   мотивации обучения,   создание   положительного   настроя,   активизация   самостоятельной деятельности студента.                                                       23                                В   заключении   хочу   отметить,   что   использование   ИКТ   на   каждом занятии, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить преподавателя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе   с   имеющимися   в   распоряжении   преподавателя   другими   Необходимо   научиться   использовать методическими   средствами.   компьютерную Девизом   каждого   преподавателя   сегодня   пусть   станут   слова   Эмиля   Золя, продуктивно.     поддержку касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…» . 24                            Список использованной литературы 1.  Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. ­ М.: 2010. 2.  Власкин А. А., Сенцова  Т. М. Автоматизированная  система  обучения   международной   конференции русскому   языку. "Информационные технологии в образовании” ("ИТО­2015”)   Материалы   VI 3.  Левитес   Д.   Г.,   Практика   обучения:   современные   образовательные технологии./ Книга для учителя. ­ Мурманск, 2016г.  4.  Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. Дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа­Пресс, 2012г. 5.  Русский язык. Компьютерные технологии в обучении русскому языку. ­М., 2014 6.  Селевко Г. К., Современные образовательные технологии. ­ М., Народное образование, 2015г. 7. Фундаментальное  ядро   содержания   общего   образования:   проект   /   под ред.   В.   В.   Козлова,   А.   М.   Кондакова.   ­   М.:   Просвещение,   2012г.   ­   48с. (Стандарты второго поколения). 8.  Ширинкина   М.А.   Компьютерное   обеспечение   гуманитарного образования: информационные технологии в обучении русскому языку: метод пособие. Пермь:  Пермский государственный университет, 2011г. 25

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы

Электронные образовательные ресурсы в деятельности преподавателя русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2018