Чумаченко Марина Федоровна
учитель начальных классов
МАОУ «Ягринская гимназия»
г. Северодвинск
Элементы театральной педагогики как средство формирования и развития творческих способностей обучающихся
Точка удивления, мизансцена, предлагаемые обстоятельства…
Оказывается, эти термины из мира театра позволяют сделать школьное образование увлекательным и человечным.
Дошкольное детство насыщено игрой. В первые годы школьной жизни многие способности ребенка, которые расцвели в творческих играх, не находят дальнейшего развития в учебной деятельности.
Требованиям ФГОС к личностным результатам обучения как нельзя лучше отвечают формы работы театральной педагогики.
На помощь учителю приходит театр в рамках проекта «Театральный класс».
ЦЕЛЬ занятий - гармоничное развитие личности ребенка средствами театрального искусства.
«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир».
(Светлана Ивановна Мерзлякова, программа «Волшебный мир театра»).
Развивающий потенциал театрализованной игры огромен.
Мир театра в рамках урочной и внеурочной деятельности способствует постижению явлений окружающего мира через погружение и проживание в образах, дает целостное представление о человеке, его роли в жизни общества, отношениях с окружающим миром, о деятельности, его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах.
Ориентирами являются следующие принципы:
Принцип событийности, когда реальный мир заменяется миром театральным, позволяющим «прожить» новое, неизведанное.
Принцип личного творческого действия.
Принцип импровизации.
Занятия театральным искусством обеспечивают комплексное развитие личности обучающегося:
Учащиеся овладевают коммуникативными навыками и навыками эффективного взаимодействия. Театр создаёт пространство для неформального общения, наполненного общечеловеческими ценностями.
Применение методов и приемов театральной педагогики оправдано не только во внеурочной деятельности, но и на уроках. Так, обучающиеся могут примерять роли исторических деятелей и литературных героев, представителей разных профессий и даже представителей животного и растительного мира, передавая голосом, мимикой, движениями их особенности.
Использование элементов театральной педагогики помогает сделать процесс обучения привлекательным и интересным.
Театральная педагогика не является «волшебной палочкой», которая решит все проблемы: нашёл «точку удивления» на уроке — и сразу выросла мотивация, наладилась эмоциональная атмосфера и проявилась творческая инициатива. Системное и осмысленное обращение к театральным практикам, к личной импровизации, к художественному образу способно превратить школьную жизнь в пространство интеллектуальных и эмоциональных открытий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.