Урок по физике. 7 класс
Урок изучения нового материала.
Разработала: учитель физики
Борисова Анастасия Евгеньевна
МБОУ «СОШ № 28»-г. Кемерово.
Тема урока « Вес тела»
Образовательная цель урока: получить учащихся, знающих следующие понятия: вес тела – сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес; вес – векторная физическая величина: она имеет числовое значение, направление и точку приложения; при графическом изображении вектора веса его начало помещают к опоре или подвесу и направляют вниз.
Цель по развитию: получить учащихся, умеющих определять вес тела, обозначать графически данную силу и находить её на схемах среди других сил.
Воспитательная цель: воспитание устойчивого интереса к предмету и науке через познание окружающего мира.
Задачи урока: продолжить формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное, развивать мотивацию изучения физики; формировать умения объяснять физические явления в природе, технике, быту
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- Начнём урок с того, что вспомнили с вами некоторые физические величины и термины, с которыми познакомились ранее.
1) Что такое сила упругости?( сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное состояние);
2)Перечислите известные вам виды деформации? (Растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг, кручение).
3) Как соотносятся силы упругости и силы, вызывающие деформации? ( Эти силы равны друг другу, противоположно направлены и приложены к разным телам).
3. Изучение нового материала.
Сила тяжести действует на тело со стороны Земли, а на опору со стороны тела действует другая сила, которая называется вес.
Запишите:
Вес – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес, поре) находясь относительно подвеса или опоры в неподвижном состоянии.
Для тела, который покоится на неподвижном относительно Земли подвесе (опоре), вес тела равен силе тяжести.
Буквенное обозначение: Р
Формула. Р = F тяж
Вес тела это скалярная величина, сила тяжести всегда направлена вертикально вниз, значит и вес тела тоже, так как эта сила возникает вследствие притяжения к Земле
- Проведем опыт. Положим на стол полиэтиленовый пакет с водой. Мы видим, что пакет деформировался. Следовательно, можно сделать вывод: стол действует на тело. Но нам хорошо известно из пройденного, что тела взаимодействуют, следовательно, тело тоже действует на стол.
Вопрос: С какой силой тело действует на стол? Эта сила и называется - весом тела.
- То есть вес – это сила. Как вы думаете, почему тело давит на стол? (вследствие притяжения Земли).
- А если тело не положить, а подвесить, будет ли оно деформировать подвес? (да)
Давайте проведем небольшой опыт. Возьмем динамометр и подвесим к нему гирьку массой 102 г. В состоянии покоя ее вес равен 1 Н. И действительно, если гирька будет неподвижно висеть на крючке динамометра, то он покажет именно 1 Н. Но если же динамометр качать вверх-вниз или влево - вправо, то он покажет, что вес гири стал другим. На рисунке, например, он равен 4 Н. Масса тел и сила тяжести при этом не менялись.
Итак, многочисленные опыты показывают, что вес тела равен действующей на него силе тяжести, когда тело и его опора (подвес) покоятся или движутся вместе равномерно и прямолинейно, и не действует архимедова сила. Эта фраза, как говорят в физике, описывает границы применимости формулы Р = Fтяж.
Заметим также, что числовые значения веса и силы тяжести могут быть равны, однако точки их приложения всегда различны. Сила тяжести всегда приложена к самому телу, а его вес – к подвесу или опоре.
[ P ] = [ 1 Ньютон ] = [ 1 H ]
Динамометр – прибор для измерения веса тела.
Точкой приложения веса тела является – точка соприкосновения тела и опоры, тела и подвеса.
Представьте, что вы едите на скоростном лифте или качаетесь больших качелях. При движении вниз из верхней точки вы чувствуете, что ваше давление на опору уменьшается. Если же ускорение опоры положительно (лифт или качели поднимаются вверх), вас сильнее прижимает к опоре. Если же ускорение лифта будет направлено вниз и равно по модулю ускорению свободного падения (лифт свободно падает), то сила реакции опоры станет равной нулю. В этом случае пол лифта перестанет давить на лежащее на нем тело. И, согласно третьему зону Ньютона тело не будет давить на пол лифта, совершая вместе с ним свободное падение. Вес тела станет равным нулю. Такое состояние называют состоянием невесомости.
Вот мы кладем книгу на руку - она нам кажется тяжелой, мы
скажем "у нее большой вес". Вес - это то давление, которое чувствует
наша рука, преграждая книге путь к Земле. Мы уберем руку - книга упадет на пол.
Пока она будет падать - веса у нее не будет, ведь она не давит ни на какую
опору и не подвешена ни на какой веревке. А когда книга упадет на пол, она
опять станет весить. Потому что частицы книги станут упираться в пол, который
загораживает книге путь к центру Земли. В тот момент, когда книга падала, она
была в невесомости!
Невесомость можно даже зафиксировать точным прибором в домашних условиях.
Попробуй сделать дома. Я говорю об обычных пружинных весах. Возьмите весы,
подвесьте на них какой-то груз и поднимите его на вытянутой руке как можно
выше. Смотрите на стрелочку и резко опустите руку с грузом вниз, имитируя его
падение. Вы увидите, что стрелочка на весах поднялась вверх, к нулю, фиксируя,
что вес груза при падении уменьшился.
Тот же эксперимент можно сделать с обычными напольными
весами. Встаньте на весы и запомните свой вес. А теперь присядьте. В момент
приседания весы будут показывать меньший вес, чем в начале. Потому что хотя
ноги и продолжали давить на опору и создавать вес, часть тела летела вниз со
скоростью, равной ускорению свободного падения. И эта часть ничего не весила.
Поэтому мы стали легче ровно на это значение. Состояние невесомости можно
ощутить и в момент прыжка.
В условиях Земли невесомость можно почувствовать только на несколько секунд.
4. Закрепление и первичная проверка знаний.
- А, теперь узнав, все о весе тела, давайте, сравним три величины: силу тяжести, вес тела и массу. Сравнение будем проводить по плану изучения физической величины.
СИЛА ТЯЖЕСТИ
ВЕС ТЕЛА
МАССА
Точка приложения – центр тела.
Точка приложения – точка соединения тела и опоры, тела и подвеса.
Теперь порешаем задачи, в таблице приведены формулы, которые помогут нам при решении
Название величины |
Обозначение |
Единицы измерения |
Формула |
Масса |
m |
кг |
m = F / g |
Вес тела |
P |
H |
P = m *g |
Сила тяжести |
Fтяж |
H |
Fтяж = mg |
Задача 1.
Масса шара 400 г. Вычислите вес шара и силу тяжести, действующую на него.
Задача 2. Какой вес имеет вода объемом 3 дм3?
5. Итог урока.
6. Рефлексия.
7. Задание на дом.
1. Записи в тетради.
2. Сравнительная таблица силы тяжести, веса тела и массы.
3. Придумать свои примеры, где в обыденной жизни мы можем испытать, ощутить на себе состояние невесомости.
4. В учебнике параграф 37, стр. 168 упр. 5
Литература:
Мастропас З.П., Синдеев Ю.Г. Физика. Методика и практика преподавания. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.
Кульневич С.В. Не совсем обычный урок. - В.: Издательство «Учитель»,
2002.
А.В. Грачев, В.А. Погожев, А.В. Селиверстов Физика 7 класс Вентара –Граф, 2013.
Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике 7 – 9 классы. - М.: Школьная пресса, 2003.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.