Элементы статистики и теории вероятности. Подготовка к ЕГЭ
Оценка 4.9
Педсоветы
doc
математика
10 кл—11 кл
16.11.2018
В настоящее время элементы статистики и теории вероятностей включены в государственный стандарт основной школы. Решение комбинаторных задач способствует развитию логического мышления, расширению кругозора, формированию математической культуры учащихся, возможности использования математических методов и технологий статистической обработки в различных исследованиях.
Теория вероятности – очень сложный предмет, если рассматривать отдельно.
Но на ЕГЭ надо знать только самые основные понятия теории вероятностей. Если дети их будете понимать, то и задача покажется лёгкой.
Элементы статистики и теории вероятности.Подготовка кЕГЭ.doc
В настоящее время элементы статистики и теории вероятностей включены в
государственный стандарт основной школы. Решение комбинаторных задач
способствует развитию логического мышления, расширению кругозора,
формированию математической культуры учащихся, возможности
использования математических методов и технологий статистической
обработки в различных исследованиях.
Теория вероятности – очень сложный предмет, если рассматривать отдельно.
Но на ЕГЭ надо знать только самые основные понятия теории вероятностей.
Если дети их будете понимать, то и задача покажется лёгкой.
1. Случайное событие (СС) это событие, которое либо произойдёт, либо
нет.
В жизни мы постоянно сталкиваемся со случайными событиями.
Примеры:
Вы купили лотерейный билет. Он либо выигрышный, либо нет.
Случайное событие выигрыш. Оно может произойти, а может и нет.
Вы подбросили монету. Выпадение орла случайное событие.
Выпадение решки тоже случайное событие.
Студент сдаёт экзамен. Выпадение определённого билета – случайное
событие. Сдаст или не сдаст тоже случайное событие.
и т.д.
2. Каждое случайное событие (СС) иметь свою вероятность произойти
(сбыться, реализоваться).
Каждый, думаю, понимает интуитивно, что такое вероятность. Одно событие
может произойти со 100%ой вероятностью, другое почти с нулевой и т.д.
Примеры:
Вероятность восхода солнца рано утром = 100%,
Вероятность выпадения восьмёрки на игральной кости (кубике) = 0%,
т.к. 8рки нет на кубике. А вероятность, что изделие бракованное – может принимать любое
значение (от 0 до 1). Это зависит от условий. Вот такие вероятности и
будем находить в дальнейшем.
3. Испытание – любое действие, которое может привести к одному или
нескольким результатам.
4. Исход конечный результат испытания. Значит испытание может иметь
один или несколько исходов.
Например:
Бросаете монету – это испытание. Исходы – орёл, решка.
Подбросили кубик (иногда называют игральной костью) – это
испытание. Выпасть может 1, 2, 3, 4, 5 или 6 – это исходы.
5. Благоприятный исход желаемый исход.
Примеры:
Бросаете монету. Хочу, чтобы выпала решка, => благоприятный исход
= выпала решка. Значит выпадение орла – неблагоприятный исход.
Сдаю экзамен. Из 20 билетов 10 знаю на отлично, 5 на хорошо, 3 на
удовлетворительно и 2 не знаю. Хочу сдать на хорошо. Тогда
благоприятный исход = сдать на хорошо. А какова вероятность сдать на
хорошо? Ответ: 5/20=1/4. Почему? Подробности ниже.
Какова же связь между этими понятиями?
ЗАПОМНИ: Эта формула называется классической формулой вероятности или
классическим определением вероятности. Где:
1. Р(А) вероятность события А.
2. m – число (количество) благоприятных исходов,
3. n – число (количество) всех исходов.
4. ПРАВИЛО: Вероятность всегда равна от 0 до 1. Ни меньше, ни
больше!
Рассмотрим тот же пример:
Сдаю экзамен. Из 20 билетов 10 знаю на отлично, 5 на хорошо, 3 на
удовлетворительно и 2 не знаю. Хочу сдать на хорошо. Тогда благоприятный
исход = сдать на хорошо. А какова вероятность сдать на хорошо?
Решение:
1. m = 5.
2. n =20.
3. Значит Р(А) = 5/20 = 0,25.
4. Аналогично, можно найти вероятность сдать экзамен на отлично: Р(А1)
= 10/20 = 0,5.
1. вероятность сдать экзамен на удовлетворительно: Р(А2) = 3/20 =
0,15.
2. вероятность не сдать экзамен: Р(А3) = 2/20 = 0,1. Заметьте, ответы представлены в десятичной дроби, потому что в
бланках ЕГЭ, надо писать в десятичном виде (если не указано иное).
Классическая формула вероятности – самая главная и основная. Но бывают
затруднения в нахождении n и m.
В этом случае надо знать элементы комбинаторики.
1. Теорема о перемножении шансов:
Пусть множество А состоит из k
элементов, а множество B — из m элементов, тогда можно образовать
ровно km пар, взяв первый элемент из множества A, а второй — из
множества B.
т.е. если первый элемент можно выбрать k способами, а второй
элемент — m способами, то пару элементов можно выбрать km
способами.
Примеры:
1. При подбрасывании трёх монет возможно 2∙2∙2=8 различных
результатов. Т.к. первая монета принимает 2 результата (орел или
решка), вторая тоже два, и третья также два результата.
2. бросая дважды игральную кость, получим 6∙6=36 различных
результатов. Объяснить самостоятельно.
2. Выборы шариков из урны (или кубиков из ящика, или карточек из
коробки, или книг с полки, или изделий из партии, или номер при жеребьёвке
и т.д.):
Есть урна (ящик), содержащая n пронумерованных объектов (шаров). Мы
выбираем из этой урны k шаров;
результатом выбора является набор из k шаров. Нас интересует, сколькими
способами можно выбрать k шаров из n, или сколько различных
результатов может получиться? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ, пока мы не определимся:
а) с тем, как организован выбор: можно ли шары возвращать в урну, и
б) с тем, что понимается под различными результатами выбора: учитывается
или нет порядок.
Рассмотрим следующие возможные способы выбора:
1) Выбор с возвращением: каждый вынутый шар возвращается в урну,
каждый следующий шар выбирается из полной урны. Таким образом, в
полученном наборе из k шаров могут встречаться одни и те же.
1.1) Выбор с учётом порядка: например, при выборе трёх шаров из 5,
лежащих в урне, наборы (1, 5, 2) и (2, 5, 1) различны, если порядок
учитывается.
1.2) Выбор без учёта порядка: т.е. наборы, отличающиеся лишь порядком
следования номеров, считаются одинаковыми. Например, наборы (1, 5, 2) и (2,
5, 1) не различаются и образуют один и тот же результат выбора, если порядок
не учитывается.
2) Выбор без возвращения: вынутые шары в урну не возвращаются, и в
полученном наборе не могут встречаться одни и те же шары.
2.1) Выбор с учётом порядка: например, при выборе трёх шаров из 5,
лежащих в урне, наборы (1, 5, 2) и (2, 5, 1) различны, если порядок
учитывается.
2.2) Выбор без учёта порядка: т.е. наборы, отличающиеся лишь порядком
следования номеров, считаются одинаковыми. Например, наборы (1, 5, 2) и (2,
5, 1) не различаются и образуют один и тот же результат выбора, если порядок
не учитывается.
Шпаргалка: Символ
n! ( называется факториал
произведения: 1 ∙ 2 ∙ 3 ∙ … ∙ ( n – 1 ) ∙n .
)
– сокращённая
запись
Подробнее о шпаргалке:
Размещением k элементов из n (из n элементов по k) называются соединения,
которые можно образовать из n элементов, собирая в каждое соединение по k
элементов, при этом соединения могут отличаться друг от друга как самими
элементами, так и порядком их расположения.
Перестановка: возьмём n различных элементов: a1 , a2 , a3 , …, an . Будем
переставлять их всеми возможными способами, сохраняя их количество и
меняя лишь порядок их расположения.Каждая из полученных таким образом
комбинаций называется перестановкой. Общее количество перестановок из
n элементов обозначается Pn . Это число равно произведению всех целых
чисел от 1 до n. Сочетание без повторений: число способов выбрать m элементов из n
различных элементов (m≤n) без упорядочения.
Сочетание с повторениями: число способов разместить m одинаковых
элементов (предметов) в n ячейках (ящиках).
А сейчас давайте рассмотрим решение некоторых задач:
1. В секции айкидо занимаются 10 юношей и 4 девушки. Из них два юноши и
одна девушка имеют 1 дан. Для проведения спаррингов во время
тренировки жеребьевкой выбираются 1 юноша и 1 девушка. Какова
вероятность, что оба выбранных спортсмена будут иметь первый дан?
2/10*1/4=1/20=0,05
2. В шестом классе учатся 28 человек. Из них 6 учащихся занимаются
плаванием, а 4 учащихся фехтованием, причем 3 занимаются и
плаванием, и фехтованием одновременно. Какова вероятность, что
случайным образом выбранный шестиклассник из этого класса
занимается плаванием или фехтованием.
6+43=7 7/28=1/4=0,25
3. Найдите вероятность выпадения четного числа очков при подбрасывании
игрального кубика.
Общее число исходов6
Число благоприятных исходов3 (2,4,6)
3/6=0,5
4. Подбрасываются две монеты. Найдите вероятность того, что на обеих
выпадает герб.
Общее число исходов4
Число благоприятных исходов1
1/4=0,25 5. Из пяти отрезков, длины которых равны 2,3,5,10 и 12 см, наугад
выбирается один. Найдите вероятность того, что длина этого отрезка
окажется более 5 см.
Общее число исходов5
Число благоприятных исходов2
2/5=0,4
6. В ящике находится 10 одинаковых по форме шаров, среди которых
имеются 5 белых, 3 черных и 2 зеленых. Найдите вероятность того, что
вынутый наугад шар не окажется зеленым.
5+3=8
8/10=0,8
7. В ящике находится 20 одинаковых по форме шаров, среди которых
имеются 2 синих, 5 белых, 9 красных и 4 зеленых. Найдите вероятность
того, что вынутый наугад шар окажется белым или красным.
5+9=14
14/20=0,7
8. Подбрасывают два игральных кубика. Найдите вероятность того, что
сумма выпавших очков окажется равной 4. Ответ, используя правило
округления представьте в виде десятичной дроби, содержащей три
значащие цифры.
Общее число исходов36
Число благоприятных исходов3
3/36=1/12=0,0833 9. В сборнике билетов по биологии всего 25 билетов, в двух из них
встречается вопрос о грибах. На экзамене школьнику достаётся один
случайно выбранный билет. Найдите вероятность того, что в этом билете
не будет вопроса о грибах.
252=23
23/25=92/100=0,92
10. На тарелке лежат пирожки, одинаковые на вид: 4 с мясом, 8 с капустой и
3 с вишней. Петя наугад выбирает один пирожок. Найдите вероятность
того, что пирожок окажется с вишней.
4+8+3=15
3/15=1/5=0,2
11. Доля брака в производстве процессоров составляет 0,05%. С какой
вероятностью процессор только что купленного компьютера окажется
исправным?
0,05%=0,0005
10,0005=0,9995
12. Из слова ЭКЗАМЕН случайным образом выбирается одна буква. Какова
вероятность того, что она окажется гласной?
Общее число исходов7
Число благоприятных исходов3
3/7
13. Подбрасывают два кубика, какова вероятность, что оба числа окажутся
меньше 5?
Общее число исходов36 Число благоприятных исходов16
11 12 13 14
21 22 23 24
31 32 33 34
41 42 43 44
16/36=4/9
14. В ящике 3 красных и 3 синих шара. Из него, не глядя, вытаскивают друг
за другом два шара. Какова вероятность, что они буду одного цвета?
Общее число исходов 6*5=30
Число благоприятных исходов6*2=12
12/30=2/5=0,4
или
После того как вытащили 1 шар, второй того же цвета можно
вытащить с вероятностью 2/5
15.Карточка с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 перемешивают и выкладывают в ряд.
Какова вероятность, что получится четное число?
Последняя цифра должна быть четной, находим вероятность
выпадения четной цифры
2/5
16. Буквы слова АКТЕР перемешивают и случайным образом выкладывают в
ряд. С какой вероятностью при этом получится слово ТЕРКА.
Общее число исходов 5*4*3*2=120
Число благоприятных исходов1
1/120 17. Буквы слова Кубик перемешивают и случайным образом выкладывают в
ряд. С какой вероятностью получится это же самое слово?
Общее число исходов 5*4*3*2=120
Число благоприятных исходов2
так как две буквы К.
2/120=1/60
18. Два человека садятся в электричку, в которой 8 вагонов. С какой
вероятностью они окажутся в разных вагонах, если каждый из них
выбирает вагон случайным образом?
Пусть первый человек уже сел в один вагон, значит вероятность,
того что второй сядет в другой вагон 7/8.
19. Одновременно бросают 3 монеты. С какой вероятностью выпадет хотя
бы один орел?
ООО ООР ОРО ОРР РОО РОР РРО РРР
Общее число исходов8
Число благоприятных исходов7
7/8
Элементы статистики и теории вероятности. Подготовка к ЕГЭ
Элементы статистики и теории вероятности. Подготовка к ЕГЭ
Элементы статистики и теории вероятности. Подготовка к ЕГЭ
Элементы статистики и теории вероятности. Подготовка к ЕГЭ
Элементы статистики и теории вероятности. Подготовка к ЕГЭ
Элементы статистики и теории вероятности. Подготовка к ЕГЭ
Элементы статистики и теории вероятности. Подготовка к ЕГЭ
Элементы статистики и теории вероятности. Подготовка к ЕГЭ
Элементы статистики и теории вероятности. Подготовка к ЕГЭ
Элементы статистики и теории вероятности. Подготовка к ЕГЭ
Элементы статистики и теории вероятности. Подготовка к ЕГЭ
Элементы статистики и теории вероятности. Подготовка к ЕГЭ
Элементы статистики и теории вероятности. Подготовка к ЕГЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.