Сценарий урока открытия нового знания
на основе системно-деятельностного подхода обучения.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Дисциплина: Информатика и ИКТ
Группа:
Тема занятия:
Цели занятия
методическая:
- отработка использования занятия «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода.
дидактическая:
- рассмотреть понятие …, использование … на практике, систематизировать и углубить школьные знания об архитектуре современных компьютеров, назначении аппаратных средств;
воспитательная:
- поддерживать интерес к учебе, воспитывать организованность, самостоятельность и уверенность в своих силах
Вид занятия: занятие «открытия» нового знания
1 Организационная часть:
1.1 Приветствие
1.2 Проверка присутствия и готовности к занятию.
2 Знакомство студентов с темой и учебными целями занятия.
- Синквейн со скрытой первой строкой. Студенты решают вопрос: «Что это?»
- Кроссворд, ребус (картинки связаны с темой), облако слов
3 Мотивирование к учебной деятельности
«Кто попробует утверждать, что мы знаем все, что может быть познано?»
Галилео Галилей
Данный этап предполагает осознанное вхождение в пространство учебной деятельности на занятии. Краткосрочная Сократовская беседа: о …, связь с будущей профессией, перспективы изучения.
- актуализируются требования со стороны учебной деятельности (“надо”)
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”)
- устанавливаются тематические рамки (“могу”).
4 Актуализация опорных знаний студентов:
Проблемно-поисковый опрос, мозговой штурм. На данном этапе организуется подготовка и мотивация к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществлению и фиксация индивидуального затруднения.
Комментарии к ответам преподавателя и студентов, оценка: оригинально, молодец, полный ответ, можно дополнить и др.
5 Изучение нового материала: (эвристическая беседа, решение проблемы, организация поисковой деятельности, показ практического значения данной темы, активизация творческой деятельности)
Проблема: Какую роль в нашей жизни играют …, что способствует внедрению, реализации?
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит преподаватель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов, обсуждаются различные варианты, предложенные обучающимися, выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково.
6 Закрепление нового материала:
- фронтальный блиц–опрос для контроля усвоения основных терминов, понятий (с комментированием )
- первичное закрепление в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
- самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – индивидуальная форма работы:
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого обучающегося ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
7 Итоги занятия:
7.1 Выводы по изучению темы студентами – прием «Рефлексия» На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение фиксируется степень достижения цели, и намечаются дальнейшие задачи деятельности.
7.2 Замечания о степени усвоения материала студентами.
В ходе занятия формировали:
- умение использовать ранее полученные теоретические знания;
- умение думать, выделять главное, анализировать, рационально запоминать;
- умение раскрывать свои творческие способности;
- умение общаться, выражать свои мысли.
8 Домашнее задание: [1] Глава 2; [2] Раздел 1.
Для самоконтроля – отвечать на контрольные вопросы главы.
Задание для самостоятельной работы: проектная деятельность индивидуальная или групповая.
« Ничто так не продвигает вперед пытливый ум, как самостоятельное исследование»
Р. Фейман
Реализация технологии системно-деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
- Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает содержание и формы своей учебной деятельности, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
- Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с
учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
- Принцип минимакса – возможность освоения содержания образования на максимальном уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
- Принцип психологической комфортности – предполагает создание в школе и на уроках
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
- Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение собственного опыта творческой деятельности,
-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.