Сегодня мы будем говорить о детях, но через состояние родителей, а именно их эмоциональное выгорание.
У нас социально не одобряется родительская беспомощность. И даже если кто-то из родителей находится уже на первой или второй стадии эмоционального выгорания, то он, скорее слышит в свой адрес: «Да ладно, соберись, тряпка!»
Однако, если не оказать своевременную помощь и поддержку родителю, то это может негативно сказаться на всей семье.
Важно понимать, что родитель нуждается в помощи и поддержке, и самое главное — в признании того, что он имеет право быть уставшим, раздражённым и не знать, как поступить в той или иной ситуации.
2. Стадии эмоционального выгорания:
– Стадия напряжения (стеническая, стадия выдерживания)
На этой стадии человек уже испытывает усталость, ему тяжело, но он справляется. Справляется благодаря чувству долга, берёт себя в руки, осознавая, что другим людям ещё хуже, чем ему, и что он должен выполнять свою работу, поскольку сам этого хотел. Призывы к совести, чувству долга и ответственности.
Эта стадия может длиться довольно долго, и в это время человек хочет отдохнуть — взять выходной или поехать в отпуск. Если у него есть такая возможность, это помогает, и он возвращается к работе в нормальном состоянии.
Отдых на этой стадии помогает, и это благополучное состояние. Основная эмоция этой стадии — раздражение.
Но никто не застрахован от дополнительных стрессов (болезнь, проблемы на работе, в личной жизни и т. д.), и тогда стадия выдерживания сменяется стадией невыдерживания, «больше не могу». Если не добавить ресурсов, то человек переходит на вторую стадию.
– Стадия сопротивления (астеническая)
На этой стадии происходит нервное истощение, неврастения, «больше не могу», «сил больше нет». В этом состоянии любая задача — новая или требующая включения и дополнительных усилий — вызывает чувство отчаяния.
Если в этой стадии вам предлагают на работе заняться новым проектом, вы начинаете сразу впадаете в отчаяние. Представьте, что скажет мать на этой стадии своему сыну, если он подойдёт к ней с вопросами о школьных проблемах.
Основные эмоции, а точнее состояние — апатия, это когда «руки опускаются», ниего не хочется, частые слёзы.
Сильно ухудшается здоровье, падает иммунитет, можно легко заболеть. Ухудшается физическое состояние, всё трудно, ничего не радует, ребёнок не радует, умиления нет, удовольствия нет от общения с ребёнком.
Одно из самых неприятных последствий — проблема со сном. На этой второй стадии человек падает как мёртвый, не помнит, как отключился, или может долго не засыпать, он всё гоняет в голове события дня, какие-то разговоры. Всё время хочется спать, а когда время спать, то заснуть не удаётся. Тяжёлый сон.
А может к вечеру наступит перевозбуждение, и вроде как можно лечь спать, а спать невозможно. И мы сидим в интернете, смотрим кино, прибираемся по дому. Это состояние само по себе всё больше ухудшает ситуацию.
Количество сна — главный параметр, обеспечивающий личную безопасность. От природы мамы более терпимы к недосыпанию, но всё имеет свои пределы. Если регулярно спать по 5–6 часов, то через какое-то время наступит нервное истощение, начинаются проблемы с едой — либо вовсе забываешь поесть, либо кидаешь в себя сладкое и мучное как в топку для поддержания сил.
Итогом этой стадии является состояние, когда человек ничего не хочет, ничего его не радует. Всё, что раньше приносило удовольствие, теперь либо раздражает, либо не вызывает былых эмоций.
– Третья стадия — истощение (стадия деформации)
Это состояние, когда психика больше не вывозит, астения мучительна по переживаниям, и со временем психика включает защиту «Это не ты плохая, это они плохие».
Родители начинают думать, что это ребёнок во всем виноват, общение с ним становится контролирующим, унижающим, агрессивным.
Это парадокс большинства наших психологических консультаций. Когда родитель приводит ребёнка в кабинет психологу и просит «что-то с ним сделать», хотя невооружённым взглядом видно, что «делать что-то» нужно именно с родителем или со всеми.
Надо понимать, что выгорание не случается враз. Это не грипп, когда утром подхватил вирус, вечером подскочила температура. Это состояние накапливается постепенно. И надо понимать, что выйти из него быстро не получится.
3. Последствия для общения с ребенком:
1. Когнитивные искажение – например, фундаментальная ошибка атрибуции или «искажение переноса», представляет собой склонность людей объяснять поведение других их личностными качествами, игнорируя саму ситуацию. (например, ребенок не сделал уроки, потому что он ленивый, неспособный и т.д.), и при этом переоценивать роль ситуационных факторов в своём поведении и недооценивать свой личностный аспект (я не сдал отчет, начальство сжало сроки и т.д.)
2. Супружеские проблемы (конфликты при детях, нарушения ролей). Очень много материала существует по этой теме и многим известна английская пословица («Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас»).
3. Агрессия (вербальная и физическая) – агрессия всегда разрушает человека и причиняет ему боль, агрессия всегда вызывает желание защититься (реакция «борись или беги»). Ребенок либо ломается и становится слабым (убегает) либо агрессивным (борется).
4. Вина и низкая самооценка – инцидент (когда вы наорали на ребенка, например) прошел, а переживания идут, самооценка падает. Ребенок чувствует неуверенность, начинает тревожиться, начинает хуже себя вести, капризничать, агрессировать.
Это лишь некоторые примеры последствий, но на самом деле их множество и каждый раз они могут быть разными, но они обязательно будут.
Потому, что мы можем дать ребенку только, то, что имеем сами – не больше и не меньше. Если вы полны сил и энергии, у вас хорошее настроение, то и все трудности на вашем пути вы легко сможете перевести из проблем в задачи.
(например, ребенок не собранный, не организованный – создать вместе режим дня и соблюдать ритуалы, поручать ему больше самостоятельных заданий, не торопить, чаще хвалить, снизить свои ожидания относительно ребенка, что-то почитать по этой теме, посетить психолога, и т.д. или проблема нет сил, все надоело – а задача – найти способы справится со своим эмоциональным выгоранием). Но все это возможно только если у нас есть силы, как тут не вспомнить инструкцию по аварийным ситуациям в самолете. Потому что выгоревшая, истощенный родитель не сможет справляться с родительскими обязанностями.
4. Способы профилактики эмоционального выгорания
1. Одним из ключевых аспектов профилактики эмоционального выгорания является поиск ресурсов (на первой стадии). Важно уделять себе внимание и использовать все доступные средства для улучшения физического и эмоционального состояния. Это могут быть прогулки, хобби, баня, массаж и другие приятные занятия.
Следует помнить, что химические стимуляторы, такие как чай, кофе или алкоголь, не являются надежными способами восстановления сил. Для поддержания здоровья и хорошего самочувствия необходимо правильно питаться, регулярно гулять и обращаться за помощью к специалистам — психологам, психотерапевтам или неврологам.
2. Поддержка близких играет важную роль в профилактике эмоционального выгорания. Важно научиться просить о помощи и принимать её. Это особенно важно для родителей, которые заботятся о детях. Никакие материальные блага не могут заменить любящих и заботливых родителей.
Хорошая семья — это та, где люди стараются поддержать и позаботиться друг о друге. Вы можете просто обнять близкого человека и сказать: «Да, я понимаю, как ты устал, давай я помогу тебе отдохнуть».
3. Важно осознавать важность своего состояния и подавать детям пример внимательного отношения к себе. Дети многое запоминают и считывают бессознательно. Если мы пренебрегаем своими потребностями и не заботимся о себе, то и дети будут воспринимать это как норму.
Обеспечьте себе полноценный 7–8-часовой сон. Человек должен высыпаться хотя бы 2–3 раза в неделю.
Детям необходимо видеть, что мы внимательны к своим потребностям и заботимся о себе. Радость и удовольствие должны быть частью нашей жизни — это её естественная составляющая.
4. Важно «сбросить балласты» — все лишние задачи и обязанности. Важно заниматься собой в первую очередь и не испытывать чувство вины за это. Позвольте себе иногда сделать дела не идеально, на 4 или 3, а не исключительно всегда на 5 с плюсом
5. Важно работать над своими детскими травмами и быть готовым обратиться за поддержкой. Помните, что детские травмы могут оказывать влияние на нашу жизнь. Поэтому так важно исцелить своего внутреннего ребенка и стать любящим родителем в первую очередь самому себе.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.