Эмоциональная регуляция поведения и деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Из опыта работы Центра содействия семейному воспитанию.
Оценка 4.9

Эмоциональная регуляция поведения и деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Из опыта работы Центра содействия семейному воспитанию.

Оценка 4.9
Особые потребности
docx
Междисциплинарный 3
Все классы
22.03.2024
Эмоциональная регуляция поведения и деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Из опыта работы Центра содействия семейному воспитанию.
Материалы статьи содержат отсыл к опыту работы с непростой категорией воспитанников, воспитанников с опытом депривации и травматических переживаний. А также описаны современные условия воспитания и содержания воспитанников в ЦССВ
Развитие эмоционального интеллекта воспитанников ЦССВ.docx

Эмоциональная регуляция поведения и деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Из опыта работы Центра содействия семейному воспитанию.

Ботова Ольга Александровна,

педагог-психолог  ГБУ ЦССВ «Наш дом»

ДСЗН города Москвы

 

На современном этапе развития психолого-педагогической науки и практики пристальный интерес вызывают процессы развития эмоционального интеллекта детей школьного возраста. Однако объективная реальность и опыт работы с подростками свидетельствуют о том, что духовная и эмоциональная составляющие развития личности ребенка школьного возраста выхолощены из образовательной парадигмы их жизнедеятельности. При этом чрезмерное внимание к интеллектуальному развитию в ущерб эмоциональному и физическому, способствует ухудшению не только способностей к обучению в целом, но и ослабляет состояние здоровья современного школьника. Однако, внимание к эмоциональному компоненту деятельности ребенка школьного возраста со стороны взрослых нередко уделяется лишь тогда, когда ребёнок становится проблемным как в обучении, так и в поведении.

По данным современной науки и практики известно, что умение понимать и принимать свои эмоции, эмоции других людей, быть ответственным за выражение своих эмоций в обществе позволяет ребёнку конструктивно разрешать многие трудности, связанные как с его обучением, так и с его развитием. В практике работы особое значение приобретают особенности эмоционального и аффективного развития школьников в том числе школьников с ограниченными возможностями здоровья и имеющих нарушение интеллектуального развития.

Так, по данным ряда исследований (Л.С. Выготский, А.Д. Виноградова, С.Я. Рубинштейн, Н.Г. Морозова, М.Г. Царидзе, Н.Л. Коломинский и др.) специфика интеллектуального недоразвития, определяющая незрелость личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью, проявляется и своеобразием эмоциональной сферы.

Чувства детей с нарушениями интеллекта незрелы, недостаточно дифференцированы. Практически отсутствуют оттенки переживаний. Диапазон чувств невелик. Переживания примитивны, полюсны: либо только удовольствие, либо неудовольствие.

Эмоции таких детей часто бывают неадекватными, непропорциональными воздействиям внешнего мира по своей динамике. У одних наблюдаются чрезмерная лёгкость и поверхностность переживаний серьёзных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому. У других – чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественному поводу.

В большинстве случаев прослеживается большое влияние эгоцентрических эмоций на оценочные суждения как проявление личностной незрелости школьников с интеллектуальным недоразвитием. Они высоко оценивают лишь тех, кто приятен, или то, что доставляет удовольствие. У таких детей с трудом формируются высшие чувства: гностические, нравственные, эстетические и  др.

Многие эмоции и чувства настолько связаны с умственной деятельностью, что не существуют вне этой деятельности. Поэтому любое нарушение умственной деятельности ребёнка приводит к тому, что определённый набор положительных чувств (доверие, уверенность в себе, чувство безопасности) либо отсутствует, либо весьма слабо развиты. Наряду с этим некоторые отрицательные эмоции и чувства, обусловленные особенностями высшей нервной деятельности умственно отсталого ребенка, наоборот, доминируют, определяя во многом характер его поведения и коммуникации.

Включенное наблюдение и анализ характера эмоционального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с интеллектуальным недоразвитием, явно показывают взаимосвязь между явлениями депривации и особенностями их интеллектуального и эмоционально-волевого развития.

Депривация – термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в переводе с английского – deprivation – означает «утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей» (Энциклопедический словарь медицинских терминов, 1982-1984). Говоря о депривации, обычно имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, который имеет место быть в результате отделения человека от необходимых ему источников удовлетворения. Рассматривают сенсорную, социальную, когнитивную, эмоциональную виды депривации. У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно выделить две причины возникновения эмоциональной депривации:

- эмоциональная депривация возникает задолго до поступления ребёнка в учреждение; тогда причины депривации – отсутствие родительской заботы, материнского тепла, а порой, элементарных общечеловеческих норм общения и ухода;

 - эмоциональная депривация возникает уже в той среде, куда попадает ребёнок; тогда причинами могут выступать – «закрытый» тип учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором удовлетворяются преимущественно потребности в заботе, уходе и воспитании (в рамках таких государственных услуг, как содержание и воспитание). Такие условия изначально определяют специфику эмоциональных связей с взрослыми, со сверстниками, с социальным окружением, что заключается в скудности, нестабильности и ограниченности эмоциональных контактов.

Согласно сформулированному  Выготским  Л.С. понятию «структуры дефекта», а также определению умственной отсталости - нарушения эмоционально-волевой сферы являются неотъемлемой частью общего психического недоразвития.

И если долгое время считалось, что эти нарушения являются вторичным дефектом, а основное внимание уделялось интеллектуальной составляющей, то в настоящее время многие специалисты рассматривают эмоциональную сферу умственно отсталого ребенка как достаточно ресурсную для реабилитационных и коррекционно-развивающих мероприятий.

Особое значение приобретает работа с эмоционально-волевой сферой детей и подростков с интеллектуальным недоразвитием в периоды возрастных кризисов. Так, в подростковом возрасте, когда основной дефект усугубляется свойственными этому возрасту поведенческими реакциями и усиленным проявлением акцентуаций характера, актуально целенаправленное воздействие на личность ребенка с интеллектуальной недостаточностью, посредством индивидуальных и групповых занятий, направленных на формирование эмоциональной регуляции поведения и деятельности воспитанников. Особое значение приобретают такие знания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Актуальность и практическая значимость такой работы определяется, по нашему мнению, тем, что эмоции переживаются как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие, способствует обеспечению целесообразного поведения.

В этой связи, реализуя одну из важнейших задач воспитательной работы, научить воспитанника, имеющего мощный опыт депривации и травматических переживаний, адекватно общаться и взаимодействовать с окружающим его миром, контролируя и регулируя свое поведение и деятельность. Не менее важное значение приобретает способность сохранять экологию коммуникации, научиться строить отношения в коллективе взрослых и сверстников учреждения, как модели окружающего мира.

Естественно, работа по данному направлению включена и реализуется во всех видах жизнедеятельности воспитанников Центра: и в режимные моменты, и на воспитательных часах, и во время подготовки домашних заданий, а также во время прогулок, общественно-полезного труда и организованного реабилитационного досуга. Однако, целевым образом работа по формированию эмоциональной регуляции поведения и деятельности воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, строится в условиях специально организованных тематических занятий, например, «Мир чувств и эмоций», «Как распознать эмоцию», «Твоё имя», «Познай себя», «Я – наблюдатель» и др.

Использование материала программ «Волшебный мир эмоций» Грабенко Т.Н., «Воспитание толерантности» Николаевой Е.И., «Я – подросток. Мир эмоций» Микляевой А., теоретического и практико-ориентированного материала журналов «Психология», «Психология на каждый день» и др., позволяет разрабатывать, успешно апробировать и адаптировать авторские игры, упражнения и задания. 

Так, в условиях современной реорганизации учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей мероприятия, посвященные развитию программ семейного жизнеустройства воспитанников, например, «День открытых дверей», проводятся в формате мастер-классов с использованием заданий и упражнений на актуализацию и развитие эмоционального интеллекта детей и подростков. В ЦССВ «Наш дом» на мастер-классе «Познай себя», подготовленном вместе с воспитанниками для «Дня открытых дверей» было рассказано гостям и кандидатам в приемные родители о различных способах снятия эмоционального напряжения и показаны упражнения, помогающие улучшить настроение, снять стресс, профилактировать аффективные поведенческие реакции. Другой мастер-класс «Раз словечко, два словечко – будет песенка» был полностью посвящен музыке и музыкальным играм, которые являются одним из способов снятия эмоционального напряжения, настроя на позитивное настроение, организации свободного времени и организованного досуга. Интересно было наблюдать, как быстро нашли общий язык воспитанники и гости, как дружно и непринуждённо общались и играли, поддерживая эмоционально насыщенную позитивную коммуникацию.

Развитию эмоционального интеллекта способствуют так же и разнообразные экскурсии, посещения музеев, театров и другие выездные мероприятия. Несмотря на то, что все организованные экскурсии носят познавательный характер, расширяют кругозор, способствуют организации восприятия и произвольного внимания, уместным структурным компонентом таких мероприятий является эмоциональная рефлексия, которая происходит во время обсуждений и анализа новых впечатлений воспитанников с педагогами по принципу: «С какими чувствами уходим с мероприятия» и «Что было наиболее важным».

Наряду с групповыми формами работы по формированию эмоционально-волевой сферы воспитанников и развитию их эмоционального интеллекта, особое место занимают индивидуальные беседы с детьми. Такое общение способствует установлению доверительного контакта между воспитателем и ребенком, помогает лучше донести до воспитанника важность идеи доброжелательного конструктивного диалога с людьми, обеспечивает опору для формирования базового доверия к миру. Очевидно, что дети, оставшиеся без попечения родителей, не отличаются доверием к людям и миру, они нуждаются в особом профессиональном попечительском отношении к ним.

Следует отметить, что актуальность работы по формированию навыков эмоциональной регуляции поведения и деятельности в условиях семейных групп возрастает, поскольку:

- по-новому организована жизнедеятельность воспитанников и по составу групп (разновозрастные, девочки и мальчики, братья и сестры, с разным интеллектуальным статусом и группой здоровья), и по концептуальному принципу (профилактика социальной исключенности и содействие семейному воспитанию);

 

- по-новому организовано жизненное пространство детей в группах (это большие пятикомнатные квартиры с двумя санузлами, кладовой, где предусмотрена личная территория и возможность побыть одному (комнаты для детей по два-три человека), и ответственность за чистоту и порядок своего места жительства);

- по-новому выстроена модель проживания воспитанников в семейных группах с четкой и прозрачной иерархией во взаимоотношениях (главный взрослый – воспитатель; помощник воспитателя; воспитанники, распределяющие ответственность в группе в зависимости от возраста и возможностей здоровья);

- процесс принятия пищи в семейной группе организации приближен к семейному (воспитанники кушают вместе в гостиной квартиры, много готовят сами в сотрудничестве с воспитателем, обязаны поддерживать порядок и следить за сохранностью продуктов, и др.);

- ситуация образования вынесена во вне (дети коллективно посещают образовательное учреждение, а в условиях семейной группы обязаны выполнять домашнее задание под руководством воспитателя или с помощью специалистов);

- изменяется и позиция воспитателя, которая максимально приближена к  фигуре значимого взрослого, способного, с одной стороны, принять ребенка с его особенностями развития и поведения, понять и выслушать его, эмоционально зафиксировать заслуженный успех, адекватно прореагировать и присоединиться к ребенку в переживаниях неудачи, а с другой - пожурить за нарушение порядка и общепринятых правил поведения и общежития, правильно сориентировать в конкретной ситуации.

Попечительская, психологически обоснованная помощь воспитателя (главного для ребенка взрослого) должна состоять в умении создавать правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще.

В этой связи возникает необходимость в новых индивидуальных видах деятельности в сотрудничестве с воспитателем, ориентированных на потребности воспитанников и учитывающие их интересы. Из опыта работы, наиболее востребованными для детей являются, например, кулинарные занятия, художественно-творческая деятельность, целенаправленное социальное взаимодействие с волонтерами, организованный досуг по интересам воспитанников семейной группы (спортивные мероприятия, мероприятия художественной самодеятельности, ручной труд, техническое творчество), выполнение индивидуальных поручений (по принципу «ответственного за комнатные цветы в семейной группе»). Такой подход способствует уменьшению конфликтности в группе, формированию благоприятного микроклимата в коллективе, повышению ответственности и самостоятельности воспитанников, развитию индивидуальности, коммуникативных навыков, а также социокультурной реабилитации и профилактике социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ребенок, растущий в условиях социальной организации, помимо прочих дефектов развития имеет ряд коммуникативных трудностей. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны – ребенок одновременно добивается внимания и отторгает его, нередко переходя на агрессию или пассивное отчуждения. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

В заключении хочется отметить, что развитие эмоционального интеллекта воспитанников Центра содействия семейному воспитанию, в том числе воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью посредством целенаправленного взаимодействия со значимым взрослым (воспитателем) является важным моментом в организации воспитательного процесса, так как вырабатывает умение регулировать свои эмоции и, соответственно, поведение. Это, безусловно, поможет личности в дальнейшей социализации и самостоятельной жизни.

Грейс Крайг в труде «Психология развития» (2000) указывает на то, что детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться управлять широким спектром своих эмоций и чувств. Кроме того, дети должны находить собственные способы разрешения противоречий, возникающих в процессе развития. Им нужно научиться действовать, сознавая свою зависимость от других, и устанавливать отношения с людьми, обладающими властью над ними. Вместе с тем им необходимо поступать, следуя чувству независимости или автономии – сильному побуждению действовать самостоятельно, занимать господствующее положение в своём материальном и социальном мире, быть компетентным и добиваться успеха.

 

Используемая литература:

1.                 Белопольская Н. Такие неформатные дети… - М., 2007.

2.                 Бриш К.Х. Терапия нарушений привязанности. От теории к практике. – М., 2014.

3.                 Бриш К.Х. Теория привязанности и воспитание счастливых людей. – М., 2014.

4.                 Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста. – СПб. – М., 2004.

5.                 Дольто Ф. На стороне ребенка - Екатеринбург, 2013.

6.                 Дольто Ф. На стороне подростка - Екатеринбург, 2013.

7.                 Захарова Ю. А. Энциклопедия детских проблем - Ростов-на Дону, 2011.

8.                 Ингерлейб М.Б. Особенные дети. Что нужно знать родителям и педагогам о проблемах особенных детей - М., 2010

9.                 Повышение социальной компетентности детей и подростков. Фильмотека - М., Генезис, 2007

10.             Прихожан А.М., Толстых Н.Н. – Психология сиротства. 2-е издание. – Питер - 2005.


 

11.           

Эмоциональная регуляция поведения и деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья

Эмоциональная регуляция поведения и деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья

Чувства детей с нарушениями интеллекта незрелы, недостаточно дифференцированы

Чувства детей с нарушениями интеллекта незрелы, недостаточно дифференцированы

Депривация – термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в переводе с английского – deprivation – означает «утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных…

Депривация – термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в переводе с английского – deprivation – означает «утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных…

Особое значение приобретает работа с эмоционально-волевой сферой детей и подростков с интеллектуальным недоразвитием в периоды возрастных кризисов

Особое значение приобретает работа с эмоционально-волевой сферой детей и подростков с интеллектуальным недоразвитием в периоды возрастных кризисов

Мир чувств и эмоций», «Как распознать эмоцию», «Твоё имя», «Познай себя», «Я – наблюдатель» и др

Мир чувств и эмоций», «Как распознать эмоцию», «Твоё имя», «Познай себя», «Я – наблюдатель» и др

Развитию эмоционального интеллекта способствуют так же и разнообразные экскурсии, посещения музеев, театров и другие выездные мероприятия

Развитию эмоционального интеллекта способствуют так же и разнообразные экскурсии, посещения музеев, театров и другие выездные мероприятия

Попечительская, психологически обоснованная помощь воспитателя (главного для ребенка взрослого) должна состоять в умении создавать правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства,…

Попечительская, психологически обоснованная помощь воспитателя (главного для ребенка взрослого) должна состоять в умении создавать правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства,…

Из опыта работы, наиболее востребованными для детей являются, например, кулинарные занятия, художественно-творческая деятельность, целенаправленное социальное взаимодействие с волонтерами, организованный досуг по интересам воспитанников семейной группы…

Из опыта работы, наиболее востребованными для детей являются, например, кулинарные занятия, художественно-творческая деятельность, целенаправленное социальное взаимодействие с волонтерами, организованный досуг по интересам воспитанников семейной группы…

Грейс Крайг в труде «Психология развития» (2000) указывает на то, что детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться управлять широким спектром своих эмоций и чувств

Грейс Крайг в труде «Психология развития» (2000) указывает на то, что детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться управлять широким спектром своих эмоций и чувств
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024