"Эмоциональное сближение"

  • Работа с родителями
  • Особые потребности
  • doc
  • 19.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал содержит подробные конспекты занятий и упражнений, направленных на эмоциональное сближение родителей с детьми. Все самое необходимое для проведения данных упражнений , в том числе и подготовка необходимых материалов, а также цели (для чего проводится данное упражнение) и анализ (подведение итогов) уже проведенного мероприятия.
Иконка файла материала ЭМОЦ. СБЛИЖЕНИЕ.doc
Занятие № 1 1. Упражнение «Давайте поздороваемся». Цель: снятие психоэмоционального напряжения, создать эмоциональный  настрой на дальнейшую работу. Материалы: не требуются. Содержание: все участники встают в круг. Ведущий предлагает  поздороваться как можно с большим количеством участников разными  способами: словами, улыбкой, ладонью, коленом, спиной и др. Анализ: впечатления, эмоции. 2. Упражнение «Знакомство друг за друга». Цель: познакомить участников семинара друг с другом.  Материалы: не требуются. Содержание: родитель и ребенок представляют друг друга участникам  семинара: называют имя и все что хотят рассказать дополнительно (можно  назвать возраст, профессию, где учится, описать некоторые особенности  характера и т.д.). Оформление бейджиков. Анализ: трудно ли было представляться за родителя или ребенка?  3. Упражнение «Хрустальный шар». Цель: определить эмоциональный настрой группы на начало тренинга,  установление контакта между участниками. Материалы: коробочка с хрустальным шаром. Содержание: из волшебной коробочки ведущий достает хрустальный шар. Он просит участников, передавая его по кругу, рассказать о том, как они себя  чувствуют. Анализ: трудно ли было говорить о своих чувствах.  4. Упражнение «Совместный рисунок». Цель: актуализировать опыт сотрудничества между родителями и детьми. Материалы: листы белой бумаги, цветные карандаши.Содержание: родитель и ребенок сидят рядом. Перед ними лежит чистый  лист белой бумаги, ориентированный горизонтально, и пачка цветных  карандашей (или фломастеров). Ведущий дает следующую инструкцию: «Я  попрошу вас нарисовать картинку. Рисовать необходимо молча, не  разговаривая друг с другом. Каждый из вас будет рисовать только одним  карандашом или фломастером, который выберет сейчас».  Далее психолог предлагает родителю и ребенку выбрать по одному  карандашу. После этого еще раз напоминает о том, что рисовать необходимо  молча, и предлагает начать работу. Психологу следует обратить внимание на следующие моменты: кто какой  карандаш выбрал; кто первым взял карандаш; был ли выбор, сделанный  каждым из участников, полностью самостоятельным; кто первым начал  рисунок; кто первым закончил рисунок; как и кем было принято решение об  общем окончании работы; были ли паузы при выполнении задания у родителя  или ребенка; как поделили пространство на бумаге, между рисующими; было  ли невербальное взаимодействие между родителем и ребенком. Анализ: После того как задание выполнено, и участники закончили рисовать,  психолог просит рассказать каждую пару о том, что изображено на рисунке,  не обращаясь ни к кому конкретно: «Расскажите, пожалуйста, что нарисовано  на вашем рисунке?» При этом важно проследить за тем, кто больше говорит, как начинается  рассказ: по инициативе самого рассказчика или партнер его просит,  заставляет, подталкивает. Важно отмечать моменты диалога в процессе  рассказа, моменты согласия (несогласия), а также вносятся ли дополнения в  рассказ, кем и какого рода. 5. Упражнение «Слепой и поводырь». Цель: способствовать развитию чувства доверия между родителями и детьми. Материалы: стулья. Содержание: участвую пары «родитель­ребенок». Один из участников пары  закрывает глаза. Он «слепой». Второй будет водящим. «Поводырь» бережно  берет «слепого» за плечи и водит очень аккуратно, так, чтобы «слепой»  ничего не задел и не ударился. Затем родители и дети меняются местами.  Каждый участник должен побывать в обеих ролях.Анализ: участники возвращаются в круг и рассказывают о том, что пережили, что чувствовали, в роли кого им было комфортнее.  6. Упражнение «Конкурс хвастунов». Цель: развивать позитивное восприятие у родителей и детей по отношению  друг к другу.  Материалы: не требуются. Содержание: сейчас мы с вами проведем необычный конкурс: конкурс  «хвастунов». Чем или кем мы будем хвастаться? Сначала соседом справа  (родитель хвалит ребенка), а затем соседом слева (ребенок хвалит родителя).  Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается.  Выигрывает та пара, которая лучше всех похвалит друг друга. После того, как упражнение будет закончено, сами участники определяют лучшую пару  хвастунов.  Анализ: кому, что понравилось больше: рассказывать­хвастаться о родителе  (ребенке) или слушать, как о нем рассказывают. Ведущий подводит  участников к тому, что надо говорить друг другу больше положительных  слов, хвалить друг друга как можно чаще.  7. Упражнение “»Зеркало». Цель: способствовать достижению понимания на визуальном уровне в паре  «родитель­ребенок». Материалы: не требуются. Содержание: родители и дети в парах повторяют движения, мимику, позу и  т.п. своего партнера. Анализ: трудно или легко было справиться с заданием. 8. Упражнение «Семейный герб». Цель: содействовать сплочению родителей и детей, дать им  сконцентрироваться на главном и общем, что они ценят в жизни. Материалы: краски, кисти, стаканчики для воды.Содержание: ведущий рассказывает участникам о том, что с давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые в  лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи.  Участникам в парах «родитель – ребенок» предлагается нарисовать свой герб. Это не обязательно должно быть что­то конкретное, может быть сочетание  цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и т.д. Анализ: все рисунки выкладываются в центр круга, на полу и ведущий  предлагает каждому рассказать про свой герб, что он символизирует.  Ведущий спрашивает участников об их чувствах во время рассказа о своем  гербе. 9. Упражнение «Я дарю тебе это сердце, потому что ...». Цель: способствовать позитивному отношению друг к другу, развитию  чувства поддержки в паре «родитель­ребенок». Материалы: шаблон  «сердечко», ручки. Содержание: участники на шаблоне «сердечко» заканчивают фразу «Я дарю  тебе это сердце, потому что ...». Когда все участники будут готовы, они  должны вернуться  на свои места, где и происходит процесс дарения сердечек в паре «родитель­ребенок». Родитель дарит ребенку сердечко, произносит  написанную на нем фразу. И наоборот. Анализ: трудно ли было закончить фразу и произнести ее вслух; что было  труднее: дописать или произнести. 10. Упражнение «Впечатления и пожелания». Цель: подвести итог занятия. Материалы: не требуются. Содержание: наша сегодняшняя встреча подходит к концу, и хотелось бы  услышать от вас, что вам сегодня больше всего понравилось, с какими  чувствами вы сегодня уйдете домой. Участники делятся своими  впечатлениями, а также желают друг другу что­нибудь приятное. Занятие № 21. Упражнение «Приветствие». Цель: приветствие друг друга и заряд положительными эмоциями. Материалы: не требуются. Содержание: сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга как  европейцы, японцы и африканцы. Европейцы пожимают руку, японцы  кланяются, африканцы трутся ногами. Анализ: какие были ощущения? 2. Разогрев «Шеренга». Цель: напомнить участникам имена друг друга, сплочение группы, закрепить  знакомство участников друг с другом. Материалы: не требуются. Содержание: сначала участники по кругу называют свои имена. Затем,  ведущий предлагает встать тем, чьих имен больше всего, далее  встают  следующие, чьих имен чуть меньше и т.д., пока не выйдут  все участники.  После этого ведущий предлагает участникам встать и построиться в шеренгу  по цвету волос, начиная с самого светлого, затем – по росту. Когда участники  только расслабятся, ведущий предлагает им задание построиться в шеренгу  по начальной букве имени, не разговаривая между собой, т.е. в полной  тишине. После того, как участники построятся, ведущий проверяет: каждый  участник, начиная с первого, говорит свое имя вслух. Участники садятся и  оформляют бейджики. Анализ: какие были ощущения и что чувствуете сейчас? 3. Игра «Найди сходство». Цель: выразить отношение к своей семье, осознание и принятие своего  отношения. Материалы: мешочек с разными предметами.Содержание: каждая пара «родитель­ребенок» по кругу достает из мешочка  (на ощупь) предмет и определяет, чем  данный предмет может напомнить его семью. Обязательно высказывается  каждый член пары, т.е. и родитель и ребенок. Анализ: трудно ли было найти в фигурке то, что напоминает семью? 4. Игра «Прогулка с компасом». Цель: способствовать развитию чувства доверия между родителями и детьми. Материалы: стулья. Содержание: в каждой паре один человек «турист» (ведомый), а второй –  «компас» (ведущий). «Турист» закрывает (или ему завязывают) глаза, а  «компас» становится сзади него и кладет ему руки на плечи. Задача «туриста» – передвигаться по комнате (можно расставить стулья, как на полосе  препятствий), задача «компаса» – направлять его движение. Затем родители и  дети меняются местами. Каждый участник должен побывать в обеих ролях. Анализ: участники возвращаются в круг и рассказывают о том, что пережили, что чувствовали, в роли кого им было комфортнее.  5. Упражнение «Булавка». Цель: способствовать достижению понимания на телесном уровне в паре  «родитель­ребенок». Материалы: булавки по количеству пар. Содержание: на одежде ребенка прячется булавка и родитель должен ее  найти, ощупывая ребенка с закрытыми глазами. Затем участники меняются  местами.  Анализ: трудно ли было справиться с заданием. 6. Упражнение «Два зеркала».Цель: способствовать осознанию родителями и детьми тех моментов,  которые радуют и огорчают в общении друг с другом. Материалы: листы с изображением двух зеркал, карандаши, фломастеры,  краски, кисти, стаканчики с водой. Содержание: на листе изображены 2 зеркала. Представьте, что в одном из  них отражается то, что вас огорчает, когда вы общаетесь с ребенком (с мамой  или папой), а в другом – то, что вас радует. Изобразите это. Анализ: каждый участник пары рассказывает о том изображении, о котором  хочется. Вопрос ведущего после того, как выскажутся все участники: «Узнали ли вы что­то новое друг о друге?» 7. Игра «Фигуры». Цель: развитие способности сотрудничать друг с другом. Материалы: веревки, связанные в кольцо. Содержание: каждый участник игры берется за веревку, связанную в кольцо;  задача – с закрытыми глазами, переговариваясь, построить из этой веревки  некую фигуру. Сначала ведущий дает задание построить более простую,  геометрическую фигуру: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник. Когда  участники справляются, дается задание построить более сложную,  требующую согласования внутренних образов – дерево (какое дерево:  лиственное, елку?); собаку и т.д. Более сложный вариант игры: игроки  закрывают глаза и не могут  переговариваться. Анализ: трудно ли было справиться с заданием. 8. Упражнение «Футболка с надписью». Цель: предоставить ребенку и родителю возможность совместного решения  поставленной задачи; создать условия для определения жизненного кредо  семьи, семейных установок и семейных ценностей. Материалы: футболки, вырезанные из листа формата А3 по количеству пар  участников, карандаши, фломастеры, краски, кисти, стаканчики с водой.Содержание: задание выполняется в парах «родитель­ребенок». Инструкция  ведущего: «Вам предложили принять участие в семейном конкурсе «Моя  семья». Участниками команды являются члены вашей семьи. На футболках, в  которые вы будете одеты, необходимо сделать надпись, отражающую  жизненное кредо вашей семьи. Сейчас вашей семье необходимо оформить  макет футболки, т.е. изображение так, как она будет выглядеть на  соревнованиях». Анализ: каждая семейная диада знакомит других участников со своим  макетом. Рассказывает о том, что у них получилось. Нравится ли каждому  члену пары «родитель­ребенок»  то, что у них получилось. Может быть что­ то хотели изменить. Главное, чтобы оба участника пары приняли то, что у них  получилось изобразить. 9. Упражнение «Здорово, что мы вместе ...». Цель: способствовать эмоциональному сближению детей и родителей. Материалы: бланки с незаконченными предложениями, ручки.  Содержание: каждый участник составляет 5 предложений, адресованных  своему родителю или ребенку, которые должны начинаться  такими словами:  «Здорово, что мы вместе ...». Далее каждый озвучивает на группу то, что он  написал.  Анализ: насколько легко было выполнить задание; трудно ли было закончить  предложения и произнести их вслух. Что было труднее: дописать или  произнести. 10. Рефлексия. Цель: развитие способности сотрудничать друг с другом; выразить отношение к своей семье, осознание и принятие своего отношения. Эмоциональное  сближение детей и родителей. Материалы: не требуются. Содержание: обмен впечатлениями, чувствами и мыслями о проведенных  занятиях. Дальнейшие планы и мечты.