Данный материал содержит подробные конспекты занятий и упражнений, направленных на эмоциональное сближение родителей с детьми. Все самое необходимое для проведения данных упражнений , в том числе и подготовка необходимых материалов, а также цели (для чего проводится данное упражнение) и анализ (подведение итогов) уже проведенного мероприятия.
ЭМОЦ. СБЛИЖЕНИЕ.doc
Занятие № 1
1. Упражнение «Давайте поздороваемся».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, создать эмоциональный
настрой на дальнейшую работу.
Материалы: не требуются.
Содержание: все участники встают в круг. Ведущий предлагает
поздороваться как можно с большим количеством участников разными
способами: словами, улыбкой, ладонью, коленом, спиной и др.
Анализ: впечатления, эмоции.
2. Упражнение «Знакомство друг за друга».
Цель: познакомить участников семинара друг с другом.
Материалы: не требуются.
Содержание: родитель и ребенок представляют друг друга участникам
семинара: называют имя и все что хотят рассказать дополнительно (можно
назвать возраст, профессию, где учится, описать некоторые особенности
характера и т.д.). Оформление бейджиков.
Анализ: трудно ли было представляться за родителя или ребенка?
3. Упражнение «Хрустальный шар».
Цель: определить эмоциональный настрой группы на начало тренинга,
установление контакта между участниками.
Материалы: коробочка с хрустальным шаром.
Содержание: из волшебной коробочки ведущий достает хрустальный шар. Он
просит участников, передавая его по кругу, рассказать о том, как они себя
чувствуют.
Анализ: трудно ли было говорить о своих чувствах.
4. Упражнение «Совместный рисунок».
Цель: актуализировать опыт сотрудничества между родителями и детьми.
Материалы: листы белой бумаги, цветные карандаши. Содержание: родитель и ребенок сидят рядом. Перед ними лежит чистый
лист белой бумаги, ориентированный горизонтально, и пачка цветных
карандашей (или фломастеров). Ведущий дает следующую инструкцию: «Я
попрошу вас нарисовать картинку. Рисовать необходимо молча, не
разговаривая друг с другом. Каждый из вас будет рисовать только одним
карандашом или фломастером, который выберет сейчас».
Далее психолог предлагает родителю и ребенку выбрать по одному
карандашу. После этого еще раз напоминает о том, что рисовать необходимо
молча, и предлагает начать работу.
Психологу следует обратить внимание на следующие моменты: кто какой
карандаш выбрал; кто первым взял карандаш; был ли выбор, сделанный
каждым из участников, полностью самостоятельным; кто первым начал
рисунок; кто первым закончил рисунок; как и кем было принято решение об
общем окончании работы; были ли паузы при выполнении задания у родителя
или ребенка; как поделили пространство на бумаге, между рисующими; было
ли невербальное взаимодействие между родителем и ребенком.
Анализ: После того как задание выполнено, и участники закончили рисовать,
психолог просит рассказать каждую пару о том, что изображено на рисунке,
не обращаясь ни к кому конкретно: «Расскажите, пожалуйста, что нарисовано
на вашем рисунке?»
При этом важно проследить за тем, кто больше говорит, как начинается
рассказ: по инициативе самого рассказчика или партнер его просит,
заставляет, подталкивает. Важно отмечать моменты диалога в процессе
рассказа, моменты согласия (несогласия), а также вносятся ли дополнения в
рассказ, кем и какого рода.
5. Упражнение «Слепой и поводырь».
Цель: способствовать развитию чувства доверия между родителями и детьми.
Материалы: стулья.
Содержание: участвую пары «родительребенок». Один из участников пары
закрывает глаза. Он «слепой». Второй будет водящим. «Поводырь» бережно
берет «слепого» за плечи и водит очень аккуратно, так, чтобы «слепой»
ничего не задел и не ударился. Затем родители и дети меняются местами.
Каждый участник должен побывать в обеих ролях. Анализ: участники возвращаются в круг и рассказывают о том, что пережили,
что чувствовали, в роли кого им было комфортнее.
6. Упражнение «Конкурс хвастунов».
Цель: развивать позитивное восприятие у родителей и детей по отношению
друг к другу.
Материалы: не требуются.
Содержание: сейчас мы с вами проведем необычный конкурс: конкурс
«хвастунов». Чем или кем мы будем хвастаться? Сначала соседом справа
(родитель хвалит ребенка), а затем соседом слева (ребенок хвалит родителя).
Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается.
Выигрывает та пара, которая лучше всех похвалит друг друга. После того, как
упражнение будет закончено, сами участники определяют лучшую пару
хвастунов.
Анализ: кому, что понравилось больше: рассказыватьхвастаться о родителе
(ребенке) или слушать, как о нем рассказывают. Ведущий подводит
участников к тому, что надо говорить друг другу больше положительных
слов, хвалить друг друга как можно чаще.
7. Упражнение “»Зеркало».
Цель: способствовать достижению понимания на визуальном уровне в паре
«родительребенок».
Материалы: не требуются.
Содержание: родители и дети в парах повторяют движения, мимику, позу и
т.п. своего партнера.
Анализ: трудно или легко было справиться с заданием.
8. Упражнение «Семейный герб».
Цель: содействовать сплочению родителей и детей, дать им
сконцентрироваться на главном и общем, что они ценят в жизни.
Материалы: краски, кисти, стаканчики для воды. Содержание: ведущий рассказывает участникам о том, что с давних пор люди
составляют гербы своей семьи из разных символов, которые в
лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи.
Участникам в парах «родитель – ребенок» предлагается нарисовать свой герб.
Это не обязательно должно быть чтото конкретное, может быть сочетание
цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и т.д.
Анализ: все рисунки выкладываются в центр круга, на полу и ведущий
предлагает каждому рассказать про свой герб, что он символизирует.
Ведущий спрашивает участников об их чувствах во время рассказа о своем
гербе.
9. Упражнение «Я дарю тебе это сердце, потому что ...».
Цель: способствовать позитивному отношению друг к другу, развитию
чувства поддержки в паре «родительребенок».
Материалы: шаблон «сердечко», ручки.
Содержание: участники на шаблоне «сердечко» заканчивают фразу «Я дарю
тебе это сердце, потому что ...». Когда все участники будут готовы, они
должны вернуться на свои места, где и происходит процесс дарения сердечек
в паре «родительребенок». Родитель дарит ребенку сердечко, произносит
написанную на нем фразу. И наоборот.
Анализ: трудно ли было закончить фразу и произнести ее вслух; что было
труднее: дописать или произнести.
10. Упражнение «Впечатления и пожелания».
Цель: подвести итог занятия.
Материалы: не требуются.
Содержание: наша сегодняшняя встреча подходит к концу, и хотелось бы
услышать от вас, что вам сегодня больше всего понравилось, с какими
чувствами вы сегодня уйдете домой. Участники делятся своими
впечатлениями, а также желают друг другу чтонибудь приятное.
Занятие № 2 1. Упражнение «Приветствие».
Цель: приветствие друг друга и заряд положительными эмоциями.
Материалы: не требуются.
Содержание: сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга как
европейцы, японцы и африканцы. Европейцы пожимают руку, японцы
кланяются, африканцы трутся ногами.
Анализ: какие были ощущения?
2. Разогрев «Шеренга».
Цель: напомнить участникам имена друг друга, сплочение группы, закрепить
знакомство участников друг с другом.
Материалы: не требуются.
Содержание: сначала участники по кругу называют свои имена. Затем,
ведущий предлагает встать тем, чьих имен больше всего, далее встают
следующие, чьих имен чуть меньше и т.д., пока не выйдут все участники.
После этого ведущий предлагает участникам встать и построиться в шеренгу
по цвету волос, начиная с самого светлого, затем – по росту. Когда участники
только расслабятся, ведущий предлагает им задание построиться в шеренгу
по начальной букве имени, не разговаривая между собой, т.е. в полной
тишине. После того, как участники построятся, ведущий проверяет: каждый
участник, начиная с первого, говорит свое имя вслух. Участники садятся и
оформляют бейджики.
Анализ: какие были ощущения и что чувствуете сейчас?
3. Игра «Найди сходство».
Цель: выразить отношение к своей семье, осознание и принятие своего
отношения.
Материалы: мешочек с разными предметами. Содержание: каждая пара «родительребенок» по кругу достает из мешочка
(на ощупь) предмет и определяет, чем
данный предмет может напомнить его семью. Обязательно высказывается
каждый член пары, т.е. и родитель и ребенок.
Анализ: трудно ли было найти в фигурке то, что напоминает семью?
4. Игра «Прогулка с компасом».
Цель: способствовать развитию чувства доверия между родителями и детьми.
Материалы: стулья.
Содержание: в каждой паре один человек «турист» (ведомый), а второй –
«компас» (ведущий). «Турист» закрывает (или ему завязывают) глаза, а
«компас» становится сзади него и кладет ему руки на плечи. Задача «туриста»
– передвигаться по комнате (можно расставить стулья, как на полосе
препятствий), задача «компаса» – направлять его движение. Затем родители и
дети меняются местами. Каждый участник должен побывать в обеих ролях.
Анализ: участники возвращаются в круг и рассказывают о том, что пережили,
что чувствовали, в роли кого им было комфортнее.
5. Упражнение «Булавка».
Цель: способствовать достижению понимания на телесном уровне в паре
«родительребенок».
Материалы: булавки по количеству пар.
Содержание: на одежде ребенка прячется булавка и родитель должен ее
найти, ощупывая ребенка с закрытыми глазами. Затем участники меняются
местами.
Анализ: трудно ли было справиться с заданием.
6. Упражнение «Два зеркала». Цель: способствовать осознанию родителями и детьми тех моментов,
которые радуют и огорчают в общении друг с другом.
Материалы: листы с изображением двух зеркал, карандаши, фломастеры,
краски, кисти, стаканчики с водой.
Содержание: на листе изображены 2 зеркала. Представьте, что в одном из
них отражается то, что вас огорчает, когда вы общаетесь с ребенком (с мамой
или папой), а в другом – то, что вас радует. Изобразите это.
Анализ: каждый участник пары рассказывает о том изображении, о котором
хочется. Вопрос ведущего после того, как выскажутся все участники: «Узнали
ли вы чтото новое друг о друге?»
7. Игра «Фигуры».
Цель: развитие способности сотрудничать друг с другом.
Материалы: веревки, связанные в кольцо.
Содержание: каждый участник игры берется за веревку, связанную в кольцо;
задача – с закрытыми глазами, переговариваясь, построить из этой веревки
некую фигуру. Сначала ведущий дает задание построить более простую,
геометрическую фигуру: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник. Когда
участники справляются, дается задание построить более сложную,
требующую согласования внутренних образов – дерево (какое дерево:
лиственное, елку?); собаку и т.д. Более сложный вариант игры: игроки
закрывают глаза и не могут переговариваться.
Анализ: трудно ли было справиться с заданием.
8. Упражнение «Футболка с надписью».
Цель: предоставить ребенку и родителю возможность совместного решения
поставленной задачи; создать условия для определения жизненного кредо
семьи, семейных установок и семейных ценностей.
Материалы: футболки, вырезанные из листа формата А3 по количеству пар
участников, карандаши, фломастеры, краски, кисти, стаканчики с водой. Содержание: задание выполняется в парах «родительребенок». Инструкция
ведущего: «Вам предложили принять участие в семейном конкурсе «Моя
семья». Участниками команды являются члены вашей семьи. На футболках, в
которые вы будете одеты, необходимо сделать надпись, отражающую
жизненное кредо вашей семьи. Сейчас вашей семье необходимо оформить
макет футболки, т.е. изображение так, как она будет выглядеть на
соревнованиях».
Анализ: каждая семейная диада знакомит других участников со своим
макетом. Рассказывает о том, что у них получилось. Нравится ли каждому
члену пары «родительребенок» то, что у них получилось. Может быть что
то хотели изменить. Главное, чтобы оба участника пары приняли то, что у них
получилось изобразить.
9. Упражнение «Здорово, что мы вместе ...».
Цель: способствовать эмоциональному сближению детей и родителей.
Материалы: бланки с незаконченными предложениями, ручки.
Содержание: каждый участник составляет 5 предложений, адресованных
своему родителю или ребенку, которые должны начинаться такими словами:
«Здорово, что мы вместе ...». Далее каждый озвучивает на группу то, что он
написал.
Анализ: насколько легко было выполнить задание; трудно ли было закончить
предложения и произнести их вслух. Что было труднее: дописать или
произнести.
10. Рефлексия.
Цель: развитие способности сотрудничать друг с другом; выразить отношение
к своей семье, осознание и принятие своего отношения. Эмоциональное
сближение детей и родителей.
Материалы: не требуются.
Содержание: обмен впечатлениями, чувствами и мыслями о проведенных
занятиях. Дальнейшие планы и мечты.
"Эмоциональное сближение"
"Эмоциональное сближение"
"Эмоциональное сближение"
"Эмоциональное сближение"
"Эмоциональное сближение"
"Эмоциональное сближение"
"Эмоциональное сближение"
"Эмоциональное сближение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.