Эндокринная система человека

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Обобщающий урок. Обобщение помогает установить более или менее широкие связи между темами отдельных уроков, целыми разделами, понять системный характер изучаемого предмета, поднять на новый уровень мышление учащихся. На них выделяют наиболее общие и существенные понятия и законы, закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятийных систем и наиболее общие закономерности. Интеграция–это процесс и результат достижения целостности содержания образования за счет установления внутри – и междисциплинарных связей, взаимодействия между различными образовательными программами. Интегративный подход является одним из ресурсов развивающего обучения и повышения качества образовательного процесса в школе. Урок – игра – это активная форма учебного занятия, в ходе проведения которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, воссоздаются исторические картины событий с их персонажами участниками. Как правило, у школьников во время такого урока, возникает игровое состояние – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности. Биология, 8 класс. В. Н. Захаров, Н. И. Сонин. 7 тема, Эндокринная система человека (по программе 4 часа, обобщающий урок + 1 час из резерва). Тема урока: «Эндокринная система человека». Тип урока: обобщающий. Форма урока: урок-игра Условия игры: в игре принимают участие 3 команды. Каждый этап игры оценивается в определенное количество баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Оценки выставляются следующим образом: за 1 место- «5», за 2 место- «4», за 3 место- «3», а также дополнительные поощрительные оценки активно работающим детям из каждой команды (это решение принимается учащимися внутри команды). Внутри команды выбирается лидер.
Иконка файла материала 49 ..docx
Разработать фрагмент обобщающего урока по теме «Эндокринная система человека». 49. Обобщающий урок. Обобщение помогает установить более или менее широкие связи между темами отдельных уроков, целыми разделами, понять системный характер изучаемого предмета, поднять на новый уровень мышление учащихся. На них выделяют наиболее общие и существенные понятия   и   законы,   закономерности,   основные   теории   и   ведущие   идеи,   устанавливают   причинно­следственные   связи   и   отношения   между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятийных систем и наиболее общие закономерности.  Интеграция–это процесс и результат  достижения целостности содержания образования за счет установления внутри – и междисциплинарных связей, взаимодействия между различными образовательными программами. Интегративный подход является одним из ресурсов развивающего обучения и повышения качества образовательного процесса в школе. Урок – игра – это активная форма учебного занятия, в ходе проведения которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, воссоздаются исторические картины событий с их персонажами участниками. Как правило, у школьников во время такого урока, возникает игровое состояние – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности. Биология, 8 класс. В. Н. Захаров, Н. И. Сонин. 7 тема, Эндокринная система человека (по программе 4 часа, обобщающий урок + 1 час из резерва). Тема урока: «Эндокринная система человека». Тип урока: обобщающий. Форма урока: урок­игра Условия игры: в игре принимают участие 3 команды. Каждый этап игры оценивается в определенное количество баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Оценки выставляются следующим образом: за 1 место­ «5», за 2 место­ «4», за 3 место­ «3», а также дополнительные поощрительные оценки активно работающим детям из каждой команды (это решение принимается учащимися внутри команды). Внутри команды выбирается лидер. Общая часть Цель урока: Повторить и систематизировать знания по теме: «Эндокринная система человека».  Продолжить   формирование   умения   наблюдать,   узнавать   систему организма, сравнивать различные группы веществ. Воспитание ответственного и бережного отношения к человеку. Планируемые образовательные результаты: Личностные Предметные Формирование: ­выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации и интереса к учению.  ­готовности к самообразованию и самовоспитанию. ­адекватной позитивной самооценки. Формирование: ­ формировать представление детей о разнообразии железой секреции. ­ расширить знания детей о эндокринной системе. ­ закрепить знания о многообразии, особенности строения.­адекватного оценивания своих возможностей в достижении цели. ­интеллектуальных умений. ­понимания относительности мнений и подходов к решению проблем. ­основ коммуникации. Задачи: Воспитывающая Развивающая ­развивать познавательный интерес к окружающему миру путем  привлечения занимательного материала; ­развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь; ­развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся. Основные понятия, изучаемые на уроке ­формирование практических навыков и умений работы с ЭОРами  разных типов (информационный, практический,   контрольный тип электронного ресурса). ­развивать у учащихся умение анализировать и делать  выводы. ­формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни. Гуморальная регуляция, соматропин, кортикотропные гормоны Вид используемых на уроке средств ИКТ Компьютер, проектор, электронные тесты, ЭОР Организационная структура урока Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности. Цель: заинтересовать учащихся, подвести к формулировке цели урока. Форма работы: групповая. Деятельность учителя Ребята! Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме «Эндокринная система человека” и он пройдет в форме игры. Предлагаю разделиться на 3   команды:   внешней   секреции,   внутренней   секреции   и   смешанной секреции.  Определите в вашей команде роль лидера. Учитель: Перед вами карточка с вопросом, необходимо дать правильный  ответ. За правильный ответ команда получает 1 балл.  Карточка 1. Ткань Карточка 2. Орган Деятельность учащихся Учащиеся отвечают на вопрос в карточке, выдвигают свои ответы и  аргументируют.Карточка 3. Система органов 1. Ткань – это группа клеток, сходных по строению и происхождению,  выполняющих определённую функцию и соединённых между собой  межклеточным веществом.  2. Орган – это часть тела, занимающая определённое место в организме,  имеющая определённую форму, строение и выполняющая определённую  функцию.  3. Система органов – это группа анатомически связанных между собой  органов, имеющих общее происхождение, единый план строения и  выполняющих общую функцию. Рассмотрите рисунки. Напишите название систем органов и органов, их составляющих. Дыхательная система = носовая полость + гортань + трахея + бронхи +  лёгкие. Кровеносная система = сердце + сосуды. Нервная система = головной мозг + спинной мозг + нервы. Пищеварительная система = ротовая полость с её органами + глотка +  пищевод + желудок + кишечник + печень + поджелудочная железа Этап 2. Актуализация знаний. Цель: актуализация имеющихся знаний о эндокринной системе человека. Форма работы: работа в малых группах (Слайд 4) Учитель рассказывает детям о причинах болезни  эндокринной системы  человека. http://go.mail.ru/search_video?tsg=l&fr=vbm10&bahroma=l&q= %D1%8D%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BA Учащиеся смотрят видеофрагмент и отвечают на вопросы учителя.%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F+ %D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0+ %D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA %D0%B0+ %D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&d=2335799281&sig =4f20f5c1f4&s=%D0%9C%D0%BE%D0%B9+%D0%9C %D0%B8%D1%80 После просмотра видеофрагмента учитель задает вопросы. Учитель     дает   задание,   чтобы   дети   вспомнили   железы   внутренней секреции и их значение. За каждый правильный ответ  команда получает 1 балл. 1   группа:   подготовить   сообщение   о   щитовидной   железе:   строение, расположение и значение для организма. 2   группа:   подготовить   сообщение   о   поджелудочной   железе:   строение, расположение и значение для организма человека. 3  группа:   подготовить  сообщение   о  надпочечниках  человека  по  плану: строение, расположение и какова роль в организме. Существует   множество   недугов   эндокринной   системы,   которые   могут поражать самые разные ее участки и по­разному влиять на деятельность организма.   Пожалуй,   самыми   известными   заболеваниями   такого   типа стоит признать сахарный диабет и проблемы в деятельности щитовидной железы. Но кроме таких заболеваний есть и множество других проблем, представленных   заболеваниями   гипоталамо­гипофизарной   системы, надпочечников и половых желез (интеграция с историей). Учащиеся делают выводы, и отвечают на вопросы.  1   группа:   эндокринная   железа   у   позвоночных,   хранящая   йод   и вырабатывающая йодсодержащие гормоны (йодтиронины), участвующие в регуляции обмена веществ и росте отдельных клеток, а также организма в целом — тироксин (тетрайодтиронин, T4) и трийодтиронин (T3). Синтез этих   гормонов   происходит   в   эпителиальных   фолликулярных   клетках, называемых   тироцитами.   Кальцитонин,   пептидный   гормон,   также синтезируется   в   щитовидной   железе:   в   парафолликулярных   или   C­ клетках.   Он   компенсирует   износ   костей   путём   встраивания   кальция   и фосфатов   в   костную   ткань,   а   также   предотвращает   образование остеокластов,   которые   в   активированном   состоянии   могут   привести   к разрушению костной ткани, и стимулирует функциональную активность и размножение   остеобластов.   Тем   самым   участвует   в   регуляции деятельности   этих  двух   видов   образований,  именно  благодаря  гормону новая костная ткань образуется быстрее. 2 группа: Участвует в переваривании жирной (липазы совместно с желчью эмульгируют   и   расщепляют   жиры   до   жирных   кислот),   углеводистой (альфа­амилаза   поджелудочной   железы)   и   белковой   (протеазы) пищи.Выделяя   гормоны   инсулин   и   глюкагон   в   кровь,   панкреатические островки   регулируют   углеводный   обмен.   На   экспериментальных животных   установлена   связь   поражений   бета­клеток   островковподжелудочной   железы   с   развитием   сахарного   диабета,   в   терапии которого   в   настоящее   время   успешно   применяют   препараты   инсулина (продукт внутренней секреции панкреатических островков, или островков Лангерганса). 3 группа: парные эндокринные железы, расположенные над верхней частью почек   позвоночных   животных   и   человека.У   человека   расположены   в непосредственной   близости   к   верхнему   полюсу   каждой   почки.   Играют важную   роль   в   регуляции   обмена   веществ   и   в   адаптации   организма   к неблагоприятным   стрессовые условия).Надпочечники состоят из двух структур — коркового вещества и мозгового вещества, которые регулируются нервной системой.Мозговое вещество   служит   основным   источником   катехоламиновых   гормонов   в организме   —   адреналина   и   норадреналина.   Некоторые   же   из   клеток коркового вещества принадлежат к системе «гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников» и служат источником кортикостероидов. Учащиеся слушают и делают упражнения условиям   (реакция   на            Раз – подняться, потянуться,           Два – согнуться, разогнуться,           Три – в ладоши три хлопка,           Головою три кивка.           На четыре – руки шире,           Пять – руками помахать           И на место тихо встать. Капитаны команд отвечают на проблемные вопросы Этап 3. Физкультминутка Цель: повысить умственную работоспособность детей Физкультминутка “Дикие животные”:  Раз ­ подняться, подтянуться Два ­ согнуться, разогнуться Три ­ в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре ­ ноги шире. Пять ­ руками помахать Шесть ­ за стол тихонько сесть.  Этап 4. Конкурс капитанов   (Слайд 8) Учитель каждому капитану команды задает по два проблемных вопроса, и просит угадать о чем  идет речь в вопросе?За каждый правильный ответ – 2 балла Команда № 1. Агрессивность собаки возрастает, если человек ее боится. Почему? Ответ: Запах адреналина стимулирует агрессивность собаки. Команда № 2. Отчего родители  ­ перестают понимать подростка? Почему они начинают раздражать своей назойливостью, мелочной опекой?  Команда № 3. Почему   некоторые   подростки   перестают   понимать   своих   родителей   и часто неадекватно реагируют на замечания старших?  Ответ: (Одной из причин является возрастное нарушение гормонального равновесия у подростков. Одних гормонов образуется чуть больше нормы, а   других   –   чуть   меньше.   При   этом   часто   меняется   настроение, наблюдаются усиленное сердцебиение и раздражительность. Ответ:   При   правильном   воспитании   школьника   такие   небольшие нарушения гормонального равновесия не влияют на поведение подростка – он способен волевым усилием подавлять вспышки раздражительности, а назойливость   родителей   и   старших   великодушно   прощает   или воспринимает   с   юмором.   Если   у   подростка   волевые   качества, великодушие   и   ум   не   очень   развиты,   то   конфликты   с   окружающими неизбежны.Этап 5. Конкурс «Экологические группы» Работа в малых группах. (Слайд 16) Учитель:   Сейчас   каждая   команда   в   течение   5   минут   охарактеризует картинки,   и   назвать   все   известные   вам   железы.   Пользуясь   при   этом учебником и дополнительными ресурсами.  За полноту ответа каждая команда получает по 5 баллов. http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/3e1d1e7e­1a04­11dd­bd0b­ 0800200c9a66/index.htm Учащиеся готовят характеристики эндокринным железамКоманды должны выбрать из перечисленного правильный ответ. Ответ: печень Ответ:  гипофиз Ответ:  яичники А) Надпочечники тироксин Гипофиз инсулин Поджелудочная железа адреналин гормон роста Б) стимуляция синтеза белка тироксин понижение уровня глюкозы в крови адреналин усиление возбудимости нервной системы гормон роста стимуляция сердцебиения инсулин Этап 6. Первичное закрепление. Цель: закрепление полученных знаний. Форма работы: групповая. Работа в парах (взаимопроверка): ­ Что является «третьим лишним», выбор обоснуй.  Печень, гипофиз, щитовидная железа. Поджелудочная железа, надпочечники, гипофиз. Яичники, гипофиз, поджелудочная железа.  ­ «Составь пары»: А) Надпочечники тироксин Гипофиз инсулин Поджелудочная железа адреналин гормон роста Б) стимуляция синтеза белка тироксин понижение уровня глюкозы в крови адреналин усиление возбудимости нервной системы гормон роста стимуляция сердцебиения инсулин Учителем   подсчитываются   баллы   и   определяется   победитель. Выставляются оценки участникам команды. Этап 7. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: закрепление и формирование понимания пройденного материала у  каждого учащегося. Форма работы: индивидуальная http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/4e7406b6­216e­4731­a69e­ 4213756bea38/%5BBIO8_09­44%5D_%5BQS_04%5D.html Этап 8. Включение в систему знаний, повторение. Цель: показать единство частностей в изучении предмета и объединениеих в единую систему знаний. Форма работы: фронтальная. 1. Выберите из предложенных суждений правильные. 1. Гормон – это химическое вещество, выделяемое железами  внутренней секреции в кровь. 2. Инсулин – гормон, вырабатываемый поджелудочной железой. 3. Железы внутренней секреции выделяют гормоны в специальные  протоки. 4. Секрет желез внутренней секреции выделяется непрерывно. 5. Железы желудка относят к железам внутренней секреции. 6. Гипофиз – главная железа внутренней секреции. 7. Железы внешней секреции не имеют протоков. 8. Сальные железы – железы внешней секреции. 9. Половые железы относят к железам внешней секреции. 10. Гормоны – биологически активные вещества. 11. Надпочечники, гипофиз, печень относятся к железам  внутренней секреции. 12. Адреналин регулирует рост и развитие организма. Этап 9. Рефлексия учебной деятельности. Цель: самооценка собственной деятельности на уроке. Форма работы: групповая. Анализ полноты достижения поставленной цели и правильность выбора методов   ее   достижения   (цель   обучения   ­   способы   достижения   цели   ­ результат). Происходит обсуждение деятельности группы на уроке (чего удалось достичь, какие сложности возникали, причины их возникновения, что   необходимо   предпринять   в   следующий   раз   для   предотвращения сложностей   и   т.д.)   и   самоанализ   деятельности   учащихся   (наиболее трудные и наиболее интересные моменты урока, что получилось хорошо, Учащиеся отвечают на вопросы  1. Гормон – это химическое вещество, выделяемое железами  внутренней секреции в кровь.  Инсулин – гормон, вырабатываемый поджелудочной железой. 2. 3. Гипофиз – главная железа внутренней секреции. 4. Гормоны – биологически активные вещества. 5. Надпочечники, гипофиз, печень относятся к железам внутренней  секреции. . Секрет желез внутренней секреции выделяется непрерывно 6. Оценивают степень достижения цели, поставленной в начале урока. Отмечают наиболее трудные и наиболее интересные моменты урока.что не получилось или получилось с трудом). Построение теории об использовании полученных знаний в жизни. Сравнительный   анализ   и   выделение   наиболее   важной   информации, полученной на уроке (чем пополнили багаж знаний). Все молодцы, вы очень хорошо работали. Отметки за урок получают… (называя отметку, учитель дает развернутую оценку каждого учащегося, проговаривая,   что   именно   у   него   получилось   хорошо,   а   над   чем необходимо   поработать,   предлагает   пути   улучшения   по   данному направлению). Деятельность учителя Деятельность учащихся Оценивают степень достижения цели, поставленной в начале урока. Отмечают наиболее трудные и наиболее интересные моменты урока.   ­ развитие способности к самоорганизации и самоконтролю. ­   формирование   способности   к   построению   логических   размышлений, включающих причинно­следственные связи. ­ формирование способности работать с  инфомацией. Записывают задание. Слушают объяснения учителя. Задают уточняющие вопросы при недопонимании. Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить степень достижения цели.  Интересуется,   какие   моменты   урока   показались   учащимся   наиболее интересными, а какие наиболее трудными.  Проверяет   понимание   учащимися   связи   теоретических   знаний   с практикой. Предлагает проанализировать полученный объем знаний. Этап 10. Домашнее задание. Цель: закрепление и углубление знаний по теме фотосинтез. Форма работы: индивидуальная. Обязательное задание: Дополнительное: 1) используя параграф составить кроссворд «Железы внутренней секреции»; 2) составить тесты на листе формат А 4.. Учитель   озвучивает   домашнее   задание,   объясняя   его   суть   и последовательность действий при выполнении. Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности. Этап урока Схема проведения урока Время 4 минЭтап 2. Актуализация знаний. Этап 3. Физкультминутка. Этап 4. Конкурс капитанов. Этап 5. Конкурс «Экологические группы». Этап 6. Первичное закрепление. Этап 7. Самостоятельная работа с самопроверкой. Этап 8. Включение в систему знаний, повторение. Этап 8. Рефлексия учебной деятельности. Этап 9. Домашнее задание.           5 мин           3 мин 4 мин 12 мин 4 мин 10 мин 8 мин 3 мин 2 мин Анализ урока:  Интегративный подход является одним из ресурсов развивающего обучения и повышения качества образовательного процесса в школе. Урок­игра  способствует усвоению и углублению новых знаний, а также овладеванию целого комплекса важных “взрослых” умений, в первую очередь, коммуникативных, способности к восприятию, сопереживанию.