Сельская школа в России: вчера, сегодня, завтра.
Есть ли будущее у сельской школы? Этот вопрос я часто себе задаю в периоды размышлений.
Сельская школа особенная, ведь село начинается со школы. Здесь все знают друг друга в лицо, дружат семьями, и из поколения в поколение все дети села посещают одну и ту же школу. Когда все друг друга знают, обижать безнаказанно не получается, потому что либо друг, либо сосед или друг соседа. Учитель всегда знает, что происходит в семье ученика. Знает, когда чьи-то родители сидят без работы, знает, что дети не могут купить тетради и даже оплатить обеды.
Сельская школа воспитывает нравственность, духовное богатство, эрудицию. Из стен сельских школ выходят люди крепкие, сильные и настоящие.
Я живу в маленьком ауле Жако, в котором всего 420 дворов. Родилась в этом ауле, мои родители и их родители тоже с этого аула. Мама и папа – учителя в нашей школе. Я тоже пошла по их следам: после окончания педагогического университета пришла в родную школу учителем химии и биологии. За 13 лет работы сельским учителем, я ни разу не пожалела, что выбрала данную профессию. Каждый день для меня – это маленькая жизнь, наполненная радостью общения с детьми и коллегами.
С самого рождения частью моей жизни стала наша небольшая сельская школа. Вечерами родители говорили о школе, став ученицей, а затем и учителем, мои мысли и слова только о школе. Именно поэтому все изменения, происходящие в сельской школе, я пропускаю через себя. Знаю не понаслышке проблемы сельских школ в наше время, а также проблемы, которые были в прошлом.
В последнее время часто размышляю над вопросом: есть ли будущее у моей родной школы? Сегодня учителя получают вовремя зарплату (небольшую, но все же получают). Я помню времена, когда оканчивала школу и должна была поступить, нужны были деньги. А родители мои – учителя не получали заработную плату целых восемь месяцев! Это были суровые времена для сельских школ, многие из которых закрывались. Наша школа выстояла те времена, благодаря численности учащихся.
Школа: вчера и сегодня…
В чем разница?
На первый взгляд, кажется, школа процветает, меняют кровлю, окна, словом - «идет в ногу со временем». Но так ли это на самом деле? Или это – внешний блеск?
Из стен нашей маленькой школы выходили великие люди: поэты, писатели, спортсмены, юристы, ученые. И в наше время, благодаря трудолюбию сельских учителей, показатели знаний учащихся не снижаются. Школа дает глубокие знания. Наши дети отличаются воспитанностью, нравственностью и гуманностью даже после поступления в высшие учебные заведения.
Министерство образования проводит много реформ, которые должны идти во благо образованию. К примеру, школа наша оснащена компьютерами, проекторами, есть интернет, электронные журнал и дневник, учебники. Но вместе с тем, есть проблемы по снабжению школ лабораторным оборудованием, реактивами. Непосредственно, это касается моего предмета - химии. Как и любой сельский житель, я нахожу выход из положения: закупаю в аптеках, хозяйственных и сельскохозяйственных магазинах. Часто использую видеоопыты, которые учащиеся не запоминают.
Следствием этого является низкий уровень практических навыков.
Не все реформы министерства образования учитывают положения сельских школ.
К примеру, в будущем планируется переход школ на самоокупаемость, то есть школа должна сама себя обеспечить. Это говорит о том, что некоторые услуги и предметы станут платными. А в сельской местности, где нет рабочих мест и уровень жизни низкий, родители не смогут оплачивать предметы для подготовки к ЕГЭ и поступления. Через несколько десятилетий это приведет к необразованному сельскому населению, у которого нет перспективного будущего
Большинство жителей моего аула каждое утро отправляется на работу за 40-50 км и приезжают только к 7-8 часам вечера. А в школах отменили группы продленного дня, где дети начальных классов выполняли домашние задания и находились под присмотром воспитателей до возвращения родителей. Сейчас эти группы сократили и называются «Группы по присмотру детей» и функция воспитателей здесь иная. В условиях сельской школы эти вопросы очень актуальны.
Я памятью возвращаюсь во времена, когда я в 1998 году заканчивала школу. Наш выпуск был юбилейным- 30 выпуск общеобразовательной школы. Первыми выпускниками было большинство наших учителей, в число которых входил и мой отец. Они рассказывали, что в тот год их в школу поступило 99 первоклассников: 3 класса по 33 учащихся. В моем классе было всего 22 ученика.
В наши дни, работая в школе, я вижу колоссальную разницу в демографии нашего аула.
С каждым годом численность учащихся сокращается. Выпускники 9 класса уходят в средне-специальные учебные заведения, в основном, из-за ЕГЭ. Первоклассников с каждым годом становится все меньше. Сокращение их численности связано, в первую очередь, с сокращением рождаемости в ауле. Многие молодые семьи уходят из аула в город, где есть работа и перспективы развития.
В нашей школе сейчас около двухсот учеников. В классах в основном 12-14 учащихся, а в 10-11 классах 2-4 ученика.
Рассматривая данную ситуацию, я думаю: что будет с моей родной школой лет через десять-двадцать? Уйдут ли учителя из школы, перейдут ли учащиеся с их родителями в город?
В данное время нет надежды, что у сельских школ есть будущее. А каким же будет будущее России без сельских школ?
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.