Эссе «Диалог о будущем образования»
У меня в руках «Учительская газета», читаю: «Многие страны вводят образовательные стандарты для детей с учетом тех вызовов, которые им придется решать в будущем». Задумался… В будущем…
Стремительно меняется всё. Стремительно меняется образование. Интересно, а что ждет российское образование в ближайшем будущем? Какие будут нововведения? На мой взгляд, будущее образования – это смешанная реальность. И центральным понятием становится так называемая функциональная грамотность. Что же это такое? По мнению руководителя Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Галины Ковалевой: «Функционально грамотный человек – это тот, который способен постоянно использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности». Не могу не согласиться с коллегой. Да, сегодня функциональная грамотность трактуется гораздо шире. По моему мнению, современные дети должны получить не только знания и умения, но также научиться строить отношения и осознавать жизненные ценности. Согласно PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) это понятие включает читательскую, математическую, финансовую и естественно-научную грамотность, креативное мышление и глобальные навыки. Результаты исследования PISA показывают, что в России около пятой части выпускников основной школы не достигают порогового уровня функциональной грамотности. Я убежден, что к 2024 году в рамках реализации нацпроекта «Образование» («Современная школа») Россия выйдет на одну из лидерских позиций (а точнее, в первую десятку стран) по качеству общего образования во всем мире. Российская школа станет более современной, в ней обновятся образовательные программы, система оценки качества будет приведена к международным стандартам. Кроме того, в школах появятся уроки технологии на базе технопарков для детей «Кванториум» и, наконец, ликвидируют третью смену.
Будущее образование – это цифровая личность в образовательном пространстве XI века. Попробуем разобраться в этом. По мере развития человечества детство не только удлиняется, но и существенно меняется. И российские учёные сегодня об этом даже не спорят, а принимают как факт. Еще два-три десятилетия назад можно было достаточно точно описать успешного взрослого, то сегодня это сделать намного сложнее. В последнее десятилетие на первый план выходит фактор цифровой трансформации, который является одним из самых значимых макропроцессов в современном мире и влияет на будущее образование.
За последние шесть лет интенсивность использования Интернета существенно возросла как у детей, так и у родителей. Более чем в два раза увеличилось число подростков с высокой и очень высокой пользовательской активностью. Каждый второй подросток от 14 до 17 лет проводит в Сети в среднем 6 часов в день, подросток (и, для сравнения, каждый пятый взрослый) живет в смешанной реальности.
Сегодня в современном обществе и образовательных учреждениях все чаще поднимается вопрос о цифровой личности. В цифровой реальности меняется ближний круг современных детей. В рамках реализации проекта «Цифровая образовательная среда» педагоги свободно и безопасно научат обучающихся ориентироваться в цифровом пространстве. Школа будущего – это создание полностью безопасной цифровой образовательной среды. Это значит, что все общеобразовательные учреждения обеспечены доступом в интернет, на уроках применяются технологии виртуальной и дополненной реальности, а всю отчетность переведут в электронный формат.
Будущее образование – это ориентир на успех каждого ребенка. Путь к успеху у каждого свой, но главное — это путь, дорога, по которой необходимо пройти. Пройти — значит, быть в движении. Движение — значит, действие. Неслучайно существует такая мудрость: «Под лежачий камень вода не течёт». Помочь ребёнку реализовать себя поможет в будущем, созданная в школе, система дополнительного образования.
Реализуя проект «Успех каждого ребенка», школа воспитает «гармонично развитых и социально ответственных личностей». Это и образовательные программы по индивидуальным планам, и работа центров поддержки талантливых детей. Миссия «школы будущего» – научить современных школьников руководить и работать в команде. Учитель выступает не как «говорящая голова», а как модератор и консультант при выполнении школьниками технических задач. Я уверен, что каждый «учитель будущего» будет развивать функциональную грамотность на любом предмете и этапе урока, успешно проводить работу по формированию цифровой функциональной грамотности в образовательной среде.
Вечер. «Учительская газета» прочитана. Беру ежедневник директора и определяю для себя, какими характеристиками должна обладать школа будущего? Пишу:
«Школа будущего в первую очередь — это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Школа будущего — это школа для всех. В этих школах будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.
Школа будущего — это также новые учителя, которые готовы ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя — помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.
Школа будущего — это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха. Школа будущего — это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями — школами нашей мечты».
Выделяю маркером ключевые мысли.
Последним абзацем в блокноте оформляю запись:
«Будущее образования – это использование цифровых образовательных ресурсов как эффективный инструмент обучения, воспитания и развития школьников и подготовки их к жизни в цифровом обществе, именно такие задачи ставит перед нами современная жизнь в век цифровых технологий».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.