Федосеева Валентина Валериановна
учитель МБОУ «Косинская СОШ»
Эссе «Мой путь в педагогическую профессию»
«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаёшь,
и любить тех, кому преподаёшь».
Василий Осипович Ключевский
Путь в профессию определился ещё в школьные годы. Когда в 5 классе к нам пришла молодая учительница биологии Нина Ивановна. К тому же она была нашим классным руководителем и пионервожатой школы. Она была очень интересным человеком, придумывала различные дела. Вместе с нами играла, рисовала, помогала оформлять газеты. Я была редактором в классе и отвечала за оформление классного уголка и выпуск газет, она всегда умело подсказывала, как можно сделать лучше. Это была до того энергичная женщина, она, казалось, не ходила, а летала. Вместе с нами пела, танцевала. Учила выразительно читать стихи. Я была спокойной, тихой, скромной, можно даже сказать боязливой девочкой. Любила заниматься рукоделием: вышивать, вязать спицами и крючком, много читала. Особенно мне нравилось читать выразительно вслух стихи, но выйти на сцену перед всеми, а особенно перед взрослыми, мне всегда было страшно. Это она, моя любимая учительница помогла перебороть страх. Это благодаря ей я стала выступать на концертах. Дома у меня хранятся книги, которые мне дарили за мастерство исполнения стихотворений. Я просто влюбилась в учителя. Именно то, детское желание быть похожей на своего учителя и является отправной точкой пути к профессии. До сих пор я с благодарностью вспоминаю имя своей учительницы. Наш класс был для нее первым, ведь она только пришла в школу после педагогического института. Отсутствие профессионального опыта с лихвой компенсировалось молодостью, энергией и желанием «заразить» нас вирусом знаний. И в этот момент у меня появилась новая мечта – стать пионервожатой.
Мне захотелось быть похожей на неё, я сказала всем и самой себе: «Я буду пионервожатой.!!» Жаль, что с нами проработала только год, а потом уехала. На следующий год, уже в 6 классе, у нас новый классный руководитель Щапова Вера Николаевна и волей судьбы, учитель биологии. Напротив она была степенная, рассудительная. Не всегда разрешала нам хулиганить. Мы немножко даже побаивались её. Но она быстро нашла с нами общий язык, особенно с девочками. Вера Николаевна приглашала нас к себе домой по выходным, и мы все дружно стряпали печенье, а затем сидели и чаёвничали. Но я часто вспоминала нашу неугомонную Нину Ивановну. Чтоб как-то быть на неё похожей, я стала на больших переменах ходить к малышам в начальные классы, играла с ними, читала книжки. Игры мне помогала подбирать наш библиотекарь –Вялкова Юлия Ивановна, она по профессии тоже учитель. Я часто ходила к ней в библиотеку, с первого класса, как только научилась читать, помогала ей раскладывать книги, подклеивать порванные. И так до окончания 8 класса я была вожатой моих малышей.
И вот ура! Моя мечта сбылась, я поступила в Кудымкарское педагогическое училище на пионервожатую! Я буду учителем!
После окончания педучилища меня направили работать пионервожатой в Светличанскую среднюю школу. Я настроенная перевернуть жизнь в школе, с огромным чемоданом книг, появилась на пороге школы полная решимости приступить к работе. Но я проработала только 2 недели и то в августе месяце готовили школу к началу учебного года. Волей судьбы я попадаю работать в Косинский Дом пионер – методистом. И опять передо мной страх. Как мне, 19-летней девчушке, чему-то учить опытных педагогов.
Мой первый год педагогической деятельности был нелегким, наверное, из-за моей неопытности, неуверенности в своих знаниях и, отчасти, стеснительности. Ведь стоять перед опытными педагогами — это словно находиться на сцене в театре, где на тебя испытующе смотрят десятки любопытных глаз и ждут от тебя чего-то невероятного. А ты в свою очередь должен и научить, и заинтересовать. Но необыкновенное желание работать, дать новое направление позволило мне преодолеть все мои страхи и давало силы. 5 лет я проработала в Доме творчества методистом, затем директором.
Но меня тянуло в школу, мне хотелось работать с детьми. И вот я наконец-то в школе. Я работаю вожатой в Кордонской восьмилетней школе, затем в Косинской средней школе. Каких только интересных дел мы не проводили с ребятами. Какой никакой, а опыт работы в Доме пионеров мне здорово пригодился.
А с 1993 года я стала работать учителем начальных классов. И вот я в школе, я – учитель! Первые годы работы самые сложные, это только первая и в тоже время не последняя ступенька, которую нужно преодолеть. Ты учишься, как и твои дети, каждый день узнаешь что-то новое, открываешь для себя много интересного. Здесь не приходится скучать, потому что учитель – это воспитатель, педагог, скульптор, артист, друг, отец и мать. Моя работа приносит мне удовлетворение.
Несомненно, в выборе мной профессии сыграли роль и авторитет учителя и любовь к ним, иначе память не возвращала бы меня в те мгновения, когда от того, что делал учитель, в прямом смысле захватывало дух. Но понимание этого пришло не сразу, подсознательно я всегда об этом помнила. Мне никогда не забыть тех учителей, которые заложили во мне те основы учительской профессии, которые, как выяснилось позднее, помогли мне стать учителем.
И вот уже 31 год я работаю в школе. Много, да много. Но труд учителя не измеряется проработанными годами, да и невозможно измерить труд учителя никакими мерами, важно увидеть результаты своего труда и сделать работу над ошибками.
За те годы, что я работаю в школе, было многое. Иногда бывали ситуации, когда казалось, что не я воспитываю учеников, а они меня. И часто дети своим поведением подсказывали мне, что в конкретном случае никакая методика, никакой педагогический прием не помогут, нужно было что-то от души.
Я всегда понимала, что профессия учитель - одна из самых важных, трудных, интересных, творческих. А для меня это просто призвание. И никак иначе не скажешь. С первых шагов работы учителем я поняла, что это то, что я искала, ждала. Каждый раз, видя глаза своих новых учеников, я чувствую безмерную радость и необъяснимое чувство тревоги: поверят мне, поймут ли меня? Без полного доверия, понимания, любви научить и воспитать невозможно. Главное, чтобы рядом со мной они были спокойны, уверенны, видели во мне надежного друга. В этом, наверное, и есть моё назначение учителя.
Если бы меня спросили, готова ли я поменять свою работу на другую, более легкую и менее ответственную, то я ответила бы — нет, так как моя работа самая интересная, самая важная, самая благородная, вечная. Ведь как бы ни менялось общество, как бы далеко ни уходило оно в своем развитии, без учителя оно никогда не обойдется.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.