Эссе «Мониторинг качества предметных результатов и его назначение в методической деятельности учителя»
Инновационной сущностью стандартов второго поколения являются новые результаты образования, которые будут получены на основе внедрения системно-деятельностного подхода. Это не только предметные результаты, как в основном было раньше, но также метапредметные и личностные. Это значит, что, освоив основную образовательную программу НОО, младший школьник должен овладеть и УУД, которые, в свою очередь, обеспечат в дальнейшем формирование ключевых компетенций: социальной, политической, коммуникативной, общекультурной, информационной, а также способности учиться всю жизнь. Владение учебным понятием, знание того или иного способа решения задач, умение сотрудничать, ценностное отношение к собственному здоровью – всё это становится предметом целенаправленного формирования со стороны педагогов и предметом измерения и оценки. Как учителю отследить успехи обучающихся?
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки предметных умений, как и УУД, по мнению учёных, является мониторинг. Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого – либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.
Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.
Мониторинг представляет систему диагностических процедур, проводимых в различные возрастные периоды детей с целью управления качеством образования и может осуществляться в несколько этапов:
- разработка контрольно-измерительных материалов для оценки качества подготовки учащихся;
- первичная диагностика учащихся;
- повторная диагностика учащихся;
- сравнительный анализ результатов диагностики.
Учитель играет ведующую роль в проведеии мониторинга, так как именно мониторинг первого уровня обеспечивает развитие или коррекцию индивидуальных особенностей каждого ученика, его включение в учебную деятельность с учетом возможностей и способностей.
В соответствии со Стандартом, основным объектом мониторинга, его содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы,т.е. результаты, которые имеют значение для продолжения обучения на ступени среднего общего образования. Согласно требованиям Стандарта, в итоговой оценке освоения обучающимися ООП НОО выделены две составляющие:
1) результаты промежуточной аттестации, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения программы;
2) результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения основных формируемых способов действий, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Важно отметить, что образовательный мониторинг является комплексной технологией, объединяющей в себе ряд последовательных действий таких как:
- составление организационной модели проведения мониторинга;
- целеполагание и определение предмета мониторинга;
- разработка критериев оценивания;
- разработка инструментария;
- анализ и интерпретация полученных результатов.
При оценке предметных результатов на каждом этапе мониторинга используется уровневый подход в достижении планируемых результатов и соответствующий для этого инструментарий в оценке достижений. Согласно этому подходу, за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством обучающихся обязательный уровень образовательных достижений. Достижение этого уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (предметные стандартизированные письменные и устные, практические, творческие работы, проекты, наблюдение, самоанализ, самооценка и др.)
Обязательный уровень достижения
планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний.
Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных заданий, в
которых очевиден способ решения.
В повышенном уровне достижения планируемых результатов оценка
достижения осуществляется с помощью заданий, в которых нет явного указания на
способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из
изученных способов или создавать новый.
Системный подход к отслеживанию образовательных результатов позволяет:
1) выявить уровень развития предметных умений учащихся 1-4 классов и определить перспективу дальнейшей работы над данными умениями в 5 классах;
2) определить индивидуальные достижения учащихся, выявить проблемы и скорректировать работу по освоению предметных знаний и умений;
3) конструировать индивидуальные программы развития учащихся средствами учебного предмета;
4) осуществлять преемственность между начальной и основной школами в формировании и отслеживании предметных результатов;
5) координировать и согласовывать деятельность учителей разных предметов и образовательных областей в развитии и отслеживании универсальных учебных действий.
Можно сделать вывод, что системный подход к отслеживанию образовательных результатов как текущих, так итогового освоения учебных предметов 1-4 классов позволяет формировать индивидуальные образовательные достижения учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов, обеспечивать современное качество образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.