Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 14 г.Молодечно»
«Язык.ru. Нужен ли русский язык компьютерному поколению?»
Автор: Гиневская Оксана Николаевна,
ученица 11 «Б» класса
Молодечно, 2012
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
В. Шефнер
Как часто нам приходится слышать (или говорить): «Он прекрасно знает язык!». При этом обычно имеется в виду, что этот «он» хорошо говорит и пишет на каком-либо языке, именно это нам позволяет высоко оценить его знания. С другой стороны, заполняя анкеты и отвечая на вопрос «Какими иностранными языками владеете?», мы пользуемся подсказкой той же анкеты: «владею свободно», «читаю и перевожу со словарём, без словаря», «умею объясниться» и т.п. Обратите внимание, в одном случае мы употребили слово знать, в другом – владеть. Может быть, это синонимы? Во всяком случае, смысл мы как будто вкладываем один и тот же. Или можно знать язык и не владеть им? Иными словами, обеспечивает ли знание наличной системы языка, его правил возможность общения на этом языке? И наоборот, можно ли научиться говорить, зная только его словарь, не зная структуры языка? Или зная её плохо?
Так много вопросов… В настоящий момент можно добавить ещё один, не менее важный, нужен ли русский язык компьютерному поколению? Мы знаем, что русский по-прежнему остаётся языком мирового общения, одним из шести рабочих языков ООН, родным для 170 миллионов человек и 350 миллионов его понимают. На постсоветском пространстве русский стал реальным языком межгосударственного общения. Он является родным для соотечественников, проживающих в новых независимых государствах, и становится необходимым для миллионов соседей.
Родной язык – это живая связь времён. С помощью языка человек осознаёт роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка в наше время огромно. Признанное средство межнационального общения, русский язык закрепляется и как средство международного общения, входя в круг мировых языков. Эти его общественные функции подготовлены всем ходом исторического развития. Академик В.В. Виноградов говорил: «Современный русский язык представляет собой своеобразное, самобытное явление в истории мировой культуры. Происходящие в нём процессы полны исторического значения и ярко отражают творческую мощь русского народа».
Русский язык – язык великого народа, не побоюсь этих слов. Ведь в языке и через язык выявляются и познаются национальная психология, характер народа, особенности его мышления и художественного творчества, неповторимость и нерасторжимость связи каждого человека с настоящим и прошлым своей родины. «И всякий народ, - писал Н.В. Гоголь, - носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности… своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни на есть предмет, отражает в выраженьи его часть собственного своего характера».
Именно этим и следует, по-видимому, объяснять глубокую, окрашенную горделивой любовью, привязанность людей к родному языку, к материнскому слову. И в этом смысле русское чувство к своему языку не является чем-то исключительным. Для писателей и поэтов всех народов и всех времён родной язык – основа их жизненного дела, орудие их творчества. В русской художественной литературе, у русских писателей от древних времён до наших дней мы находим немало восторженных и душевных признаний в любви к русскому языку. Знаменитое стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» стало крылатым не только в силу своей афористичности и содержательности, но и потому, что оно отразило опыт, чувство, настроение не одного своего автора, но и каждого говорящего по-русски человека, всех, родившихся в России.
К.Д. Ушинский писал: «В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. В нём претворяются творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы – весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах». Разве так важно, к какому поколению принадлежит человек, компьютерному или нет? Ведь язык – это продолжение каждого человека. Не зная языка, человек не имеет ни прошлого, ни настоящего и тем более будущего, потому что в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа.
Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке в наследие потомкам. Ведь «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое». Так говорил К.Д. Ушинский и, я думаю, с этим согласится каждый думающий человек, потому что, когда исчезает народный язык, народа тоже больше нет!
Может возникнуть вопрос: почему мы, белорусы, изучаем русский язык наравне с родным, белорусским? Ответить на него достаточно просто. Ни сейчас, ни когда бы то ни было невозможно разделить три великих народа, идущих по жизни рука об руку, невозможно разделить братьев-славян никакими границами. Ведь русский без особого труда может понять речь украинца или белоруса, а белорус и украинец – русскую речь. Великие народы, создатели великих языков, находятся в самом ближайшем родстве, представляя собой одну из трёх – восточную ветвь славянских языков. В горе и в радости славяне всегда были вместе, неужели цивилизация, прогресс, интеллектуальные машины смогут заменить всё это? Нет, не смогут, потому что это наши корни, а если нет корней – нет и народа.
В стихотворении «Родной язык» Б. Слуцкий пишет:
В моей профессии – поэзии –
измена Родине немыслима.
Язык не поезд. Как ни пробуй,
С него не спрыгнешь на ходу.
Родившийся под знаком Пушкина,
в иную не поверит истину,
со всеми дохлебает хлебово,
разделит радость и беду.
Я уверена, знание русского языка во всём его богатстве необходимо каждому человеку. Правда, никто не может заставить человека говорить правильно, ярко, точно, выразительно, если он сам этого не хочет. Но помочь человеку понять, почему он должен стремиться к овладению всеми тонкостями речи, - это долг каждого, кому дорог наш язык.
А.П. Чехов утверждал: «Краткость – сестра таланта». Ну что я, слушатели, хочу Вам сказать: это высказывание – давно неоспоримый факт. И долгие рассуждения по этому поводу также не уместны. Многие уже согласны с этим, а некоторые со временем обязательно согласятся, как бы ни упирались. Чтобы лишний раз убедиться в «родственных узах» краткости и таланта, проанализируем особенности кратко изложенной информации…
Но, Вам интересно слушать нудные разговоры, доказательства, примеры, выводы, анализы? Думаю, нет. Поэтому я хочу привести маленький, но точный пример: СМСки. Да-да, вы не ослышались.
Об СМСках ходит много разговоров, и все они довольно разные. Кто-то считает, что они убивают грамотность, коверкают слова и речь в целом. Но если посмотреть с другой стороны: СМС – это тоже краткое изложение информации. Ведь согласитесь, набирая текст очередной СМСки, вы четко формулируете свою мысль, выбираете из всей информации самую важную и делаете это за минимально время! К тому же СМС не рассчитано на вводные слова, различные слова-паразиты, междометия и т.д. Отсутствие ненужных слов в речи – является признаком умения человека строить свою речь правильно и четко излагать свои мысли.
Согласитесь, что кратко излагать информацию – значит не отходить от темы сообщения, не переключать внимание слушателя на отдаленные темы, поэтому оратор уже не сможет прикрыть недочеты в своем сообщении, следовательно, он должен быть хорошо осведомлен в конкретной сфере знаний, а также быть уверен в собственных утверждениях. Талант может заключаться и в том, что человек, вместо целого набора предложений, может сказать только одно, и тем самым высказать свою точку зрения так, что никто не решиться ее оспорить.
Чтобы сделать СМСки еще короче используются «смайлики». Они состоят всего из пары символов, а сколько в них смысла! Двумя символами мы можем передать свое настроение, причем самое разное, можем дать свою оценку изложенной информации или конкретному событию, можем передать эмоции, которые мы испытываем в данный момент, и все это находясь далеко от собеседника!
Ещё Л.Н. Толстой говорил: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Писатель А.Н. Толстой справедливо считал, что «обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». А И.С. Тургенев призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…»
Когда мелеют реки и вырубаются леса, человек сооружает искусственные водоёмы, создаёт искусственные лесопосадки. Совершенно не то в языке. Искусственное в языке всегда оборачивается искусственностью, неминуемо ведёт к безжизненности, к угасанию мысли. Ни одна компьютерная программа, ни один компьютерный язык не сможет вобрать в себя богатство и неповторимость живого русского слова!
И в конце хочется привести замечательные строки из повести К.Г. Паустовского «Золотая роза»: «Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины».
Великий, могучий и славный язык!
К тебе каждый русский с детства привык.
Белорус, украинец хорошо тебя знает,
С каждым годом всё больше узнать он желает.
Учат с детства с мамой, папой,
Учат в школе, сидя за партой,
Чтобы в обществе потом
Быть понятным всем и во всём!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.