Эссе о ценности современного урока
Каждый заинтересованный в своем деле учитель задает себе вопрос: Каким должен быть современный урок? И я не исключение.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Что же значит слово «урок»? По словарю В.И. Даля – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, наука.
Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти десяток тысяч уроков. Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится фактически вся часть учебного времени.
Какие бы инновации
не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники
образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – океан знаний и
рифы противоречий.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель
всегда будет капитаном в этом плавании. Как бы ни старались уравнивать учителя
с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом
уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и
применения этих знаний.
Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности:
1.
Появились новые образовательные стандарты и на их основе — обновленные
программы и учебники. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.
2. Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет во все
школы района поставлена компьютерная техника, и педагоги активно учатся
использовать компьютер на своих уроках. Информатизация образования оказывает
значительное влияние на современный урок.
3. Организация Единого государственного экзамена предъявляет свои требования к
содержанию урока, оценке образовательных достижений школьников.
Поэтому никто не будет отрицать, что урок должен быть современным, в самом широком понимании этого слова.
Я задумываюсь над
вопросом «Что значит современный?» По — моему мнению, это и совершенно новый, и
не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.
Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще –
действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его
родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он
обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребенка к жизни в меняющемся
обществе.
Я слышу мнения о современном уроке своих коллег: «Современный урок — Демократичный. Где дети не боятся высказывать свое мнение, не боятся новшеств, урок на котором учителю и ученику комфортно».
«На современном уроке учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать».
Да, я соглашусь с их мнением. Урок должен быть творческим, способствовать самореализации школьников, востребованности их творческого потенциала. На уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать решения в нестандартной ситуации. Все эти моменты должны быть на современном уроке. Современный урок должен воспитывать Творца и Деятеля!
Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками определенной суммы знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и созидательных способностей.
Современный урок должен обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволить ребенку активно войти во взрослую жизнь.
Сегодня наиболее существенное влияние на урок оказывает новое содержание образования: вариативные образовательные программы, новое поколение учебников, рабочие тетради, разнообразные дидактические материалы позволяют делать урок более интересным, ярким, насыщенным.
Другая важная тенденция – становление различных моделей дидактических систем со своей культурой проектирования и реализации уроков.
Первую модель современного урока можно назвать традиционной – классно-урочной, и она эффективно действует в нашей стране многие десятилетия.
Модель традиционного обучения является приоритетной, основополагающей в организации и проведении современного урока. Она существенно меняется, но в основе остается классическая педагогика и методика.
Традиционный урок – основа для последующих
типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно
поколение. Более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в
традиционной форме. И реально то, что большая часть педагогов не собираются
ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо
новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в
нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда
удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно.
Так может и не стоит ничего менять?
Чтобы этот вопрос не остался риторическим, давайте задумаемся над строками
стихотворения:
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников.
Меняется и сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается.
Вторая модель современного урока связана с
внедрением различных технологий образования. Педагогические технологии как
новый феномен пришли в наше образование в начале 90-ых годов и позволили
сформировать свой понятийный аппарат:
— технологическая карта тематического и поурочного планирования;
— технологический прием;
— этап технологии;
— задача этапа и диагностика его эффективности.
Благодаря становлению этой модели
изменились формы и методы обучения школьников, они стали более активными, и
самое главное, взаимосвязанными;
— появилась культура проектирования урока с учетом его этапов, постановки задач
этих этапов и отслеживания промежуточных результатов;
— изменилась система оценивания учебных достижений школьников, разработаны
новые способы измерений;
— мы стали говорить о возможностях тиражирования эффективного опыта проведения
урока не только в виде различных методических описаний, но и универсальных
моделей (например, технологических карт).
Но
время не стоит на месте, и сегодня необходимо говорить о третьей модели
реализации современного урока – компетентностном подходе, который становится
особенно актуальным в условиях модернизации образования. В этой дидактической
модели своя проектировочная культура и свой понятийный аппарат:
— ключевые и базовые компетентности;
— опыт ребенка;
— умение решать жизненные ситуации;
— психолого-педагогическая ситуация и другие.
Сформировано научно-теоретическое понимание компетентности как способности ребенка использовать свой опыт для решения жизненных проблем и ситуаций.
Разработаны новые стандарты с ориентацией на компетентности, предприняты попытки создания некоторых образовательных программ и учебников с позиций компетентностного подхода.
Разработаны способы формирования и оценки компетентностей – «Портфолио», проекты, дневники достижений и другие.
Критерии
эффективности современного урока:
• Обучение через открытие
• Развитие личности
• Способность ученика проектировать предстоящую деятельность,
быть ее субъектом
• Демократичность, открытость
• Осознание учеником деятельности: того как, каким способом
получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были
устранены, и что чувствовал ученик при этом.
• Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к
открытию
• Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения,
будь то: задача, пример, правило или — выведенное самостоятельно
понятие.
• Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он
управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Так, что же такое
современный урок — это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие,
развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация,
интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Можно долго рассуждать
о том, каким должен быть современный урок.
Я уверена в одном: он должен быть одушевленным личностью учителя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.