Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 16"
Эссе на тему:
«Они служили времени и слову»
Работу выполнила
Бамбурова Татьяна Алексеевна,
В России нет такой семьи, которую бы обошла стороной Великая Отечественная война. Каждый год в день памяти и скорби наш народ вспоминает своих родных и близких, сражавшихся с фашизмом, чтит минутой молчания память миллионов наших сограждан, погибших в годы Великой Отечественной войны. Бесценным подарком для нашего музея «Хранители воинской славы» стала книга воспоминаний, общества «Дети, опалённые войной». Они были непосредственными свидетелями войны с фашистской Германией. Голодали, болели, страдали, несли непосильную ношу на своих хрупких плечах. Сегодня дети войны стали нашими дедушками и бабушками, и их память цепко хранит события военных лет. Государство по достоинству оценило труд детей в годы войны, наградив их медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 19411945 г.».
В музей также были переданы документы легендарной Любови
Баженовой, первой женщины-редактора газеты «Красный Север». Среди документов – рукописные воспоминания, вырезки из газет и множество грамот, одна из которых подводит итог всей трудовой деятельности Любовь Гавриловны - это награда Комитета по СМИ и полиграфии Администрации ЯНАО – Диплом Победителя в номинации «Личность, ставшая легендой».
Баженова Любовь Гавриловна родилась 25 июля в 1924 года. В Салехард попала вместе со своей семьёй в 1934 году. Салехард – город ссыльных, как и многие сибирские города. Люба Баженова – из ссыльной семьи. Учится в первой салехардской школе, влюблена в мальчика – Семёна Давыдова. Первая её публикация в газете – всего пять строк из школьного сочинения. Огорчение, конечно, большое, но такова судьба многих статей – быть сокращёнными, урезанными, перелицованными. Однажды она сама будет «резать по живому», втискивая газетный текст в рамки полосы. Но прежде Великая Отечественная война, и он – тот самый мальчик из школы – погибнет на фронте. Любовь Гавриловна помогала семьям фронтовиков, эвакуированным из блокадного Ленинграда. Её вклад в Победу был отмечен медалью «За добросовестный труд в годы Великой Отечественной войны».
В архивах телерадиокомпании «Ямал-Регион» сохранились передачи с Любовью Баженовой. Она охотно встречалась с журналистами и рассказывала о своей жизни, о работе в редакции.
– Когда началась война, почти всё взрослое население моментальнособралось около военкомата, все подали заявления, изъявили желание воевать. Был июнь. Людей усаживали на пароходы и отправляли в Омск. Там они проходили шестимесячную подготовку и уходили на фронт. Мы, школьники, организовывали комсомольско-молодёжные бригады трудового фронта. Распиловка дров своими силами для школы, для населения. После уроков шли на Шайтанку, по которой сплавляли плоты. Выковыривали их изо льда, из снега, распиливали. Летом – на сенокос, на заготовку веточного корма, на рыбодобычу. Рыбодобычей было охвачено всё население. Ловили сетями, неводами. Рыбу доставляли на комбинат. Школьники в тарном цехе сколачивали ящички, переносили.
Девушка тоже попыталась уехать на фронт. Десятый класс она окончила в сорок третьем. Весна была ранней, реки вскрылись на две недели раньше обычного. Одноклассников отправили на фронт. Девочек тоже забирали, но Любовь Севбо (девичья фамилия) не прошла по медпоказаниям: накануне ей сделали небольшую операцию на ноге. В медкомиссии как раз сидел хирург, который оперировал девушку. Он сразу сказал: отставить.
И в трудовой книжке выпускницы школы появилась первая запись: «10 июня 1943 г. Утверждена на работу заведующей сектором учёта Салехардского горкома ВЛКСМ».
– Горком тех лет – штаб, круглые сутки шла работа, а не говорильня, –вспоминала Любовь Гавриловна. – Мы снаряжали ребят на фронт, готовили рюкзаки, следили, чтобы там всё было, принимали их в комсомол, выписывали комсомольские билеты. Я сама строчила рекомендации, каждому говорила: я в тебя верю. Сотням давала рекомендации, вернулись единицы. Жаль погибших ребят.
В 1944 году Салехардский горком ВКП(б) утвердил Любовь Баженову, как активную комсомолку, уполномоченной облрадиокомитета по Ямалу. Чтобы добывать информацию со всего Советского Союза, которая тогда была доступна через сводки Совинформбюро, Люба Баженова
(ей тогда было чуть больше 20 лет)
обратилась в окружную газету «Няръяна Нгэрм». По радиоприёмнику газеты редактор Владимир Песков разрешил принимать сообщения ТАСС, которые передавались с часу ночи до пяти утра для городских и районных газет и читались диктором специально замедленным голосом. Отныне в радиопередачах стала присутствовать информация, которую больше всего ждали люди, – события на фронтах.
Так совпало, что Любовь Баженова первая приняла сводку Информбюро в ночь с восьмого на девятое мая 1945 года. В эту ночь первая полоса окружной газеты версталась заново – с сообщением о победе советских войск и капитуляции фашистской Германии.
В 1947 году Люба уехала в Тобольск, а уже в 1949 году с отличием окончила Учительский институт. Красный диплом давал ей возможность выбрать место работы в любой школе страны. Но она вернулась в свой маленький северный городок на полярном круге. Поход в окружком ознаменовался просьбой поработать хотя бы три-четыре месяца в газете, в которой, как всегда, был дефицит кадров. Так Любовь Гавриловна стала ответственным секретарём, а вскоре и заместителем главного редактора. Когда в 1962 году главного редактора газеты «Красный Север» Г.С. Дударева избрали секретарём Шурышкарского райкома КПСС, Любовь Баженову утвердили главным редактором. С огромной благодарностью она всегда вспоминала тех, кто работал с ней в то
непростое для округа время.
Она находила подход к каждому журналисту, с улыбкой рассказывала об их недостатках, например, таких, как неспособность вовремя проснуться и прийти на работу (потому как журналисты часто пишут по ночам) или излишняя любвеобильность некоторых авторов.
Когда началось бурное освоение нефтегазовых месторождений округа, начинали бить первые фонтаны из скважин, в средствах массовой информации упоминать об этом было запрещено. А хотелось! Хоть несколько строк, но донести, поделиться с читателями и радостью, и гордостью за свою страну! Но вместо хроники открытий месторождений
Западной Сибири «Красный Север» печатал лишь сводки с фронтов рыбодобычи, оленеводства и прочие традиционные для округа новости. И
только когда «Голос Америки» уверенно прохрипел в радиоприёмниках о ямальском газе, запрет был снят. Для Баженовой этобыло неприятным воспоминанием. Многое компенсировали последующие статьи, репортажи, великолепные фотографии, которые до сих пор живо показывают, как ставили вышки, бурили скважины, строили новые города.
Случались, как в работе любого журналиста, и курьёзы, к которым власть имущие относились очень серьёзно и часто с подозрением. «Советский
Союз стремится разрУшить вопросы взаимоотношений между странами соцлагеря…» – вот такая опечатка однажды притаилась в докладе
Микояна, который был опубликован в «Красном Севере». Вместо «разрушить», конечно же, было «разрешить». Подобная ошибка вполне могла стоить Баженовой должности. Дружный коллектив под руководством Любови Гавриловны часто переживал такие трудности, что казалось – очередному номеру «Красного Севера» уже не выйти в свет. Однажды, зимой 1971 года, на Салехард обрушился сильнейший ураган, из-за чего полгорода сразу же разморозилось. Редакционное здание – знаменитый «теремок» на улице Республики – и так было продуваемо со всех сторон. А тут такая катастрофа! Любовь Баженова достойно вышла из ситуации, быстренько сообразив выпросить в аэропорту Салехарда агрегат, который вырабатывал тёплый воздух. Благодаря этому газета не замёрзла и вышла в срок. С 1945 года по 1976 годы судьба Любови Гавриловны неразрывно связана с окружной газетой. После выхода на пенсию она переехала в газовую столицу округа – Новый Уренгой. В 2004 году она была удостоена звания «Легенда ямальских СМИ». Бывший редактор «КС» в последние годы жизни помогала становлению молодой городской газеты Нового Уренгоя «Правда Севера».Так новорождённая «Правда Севера» оказалась в надёжных руках «бабы Любы». Любовь Гавриловна не возглавила издание, формально она числилась сначала заведующей отделом писем, потом корреспондентом. Но её роль была намного активнее: она была наставником, учила. Ей это было в удовольствие. Но всей душой продолжала любить «Красный Север», газету, которой было отдано более трёх десятилетий жизни, не пропускала ни одного её номера, наблюдала за появлением в редакции новых имён. На одном из юбилеев окружной газеты Любовь Гавриловна перечислила имена и фамилии тех, чьи материалы всегда читала с огромным удовольствием. И для журналистов это было особой честью и большой наградой.
До последнего дня выполняла работу председателя совета ветеранов, тоже не занимая официально этот пост. С раннего утра до позднего вечера, обсуждали проблемы, проводили большую патриотическую работу со школьниками,
В конце августа 2009 года её не стало. Но с пожелтевших газетных листов всё ещё говорят с нами её публикации, хранящие уже не только события ушедшей эпохи, но и имя автора – тоже ставшего целой эпохой для «Красного Севера».Любовь Баженова обладательница многочисленых наград и 21 почётных грамот притом это те, которые сохранились до нашего времени.
Спустя два года новоуренгойский союз журналистов предложил назвать одну из улиц газовой столицы именем
легенды. Позже документы передали в Салехард. Несколько лет потребовалось на преодоление разных бюрократических препонов. Вопросом занимался лично главный редактор «Красного Севера» Алексей Снегирёв. Содействовали многие общественные организации. О необходимости увековечения памяти Баженовой заявили ямальское объединение журналистов и новоуренгойский филиал, подключились окружной Союз ветеранов Афганистана (новоуренгойское и салехардское отделения), ОбскоПолярная казачья линия. За присвоение высказались представители «Губернаторской сотни», ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Ямал – потомкам!» и регионального отделения Русского географического общества. На имя председателя городской комиссии по присвоению наименований и переименованию улиц поступило обращение от национально-культурной автономии татар «Ватан» из Салехарда. Не осталась в стороне и ассоциация женских общественных объединений «Женщины Ямала».
К 420-летию столицы «КС» подарил её улице громкое имя. Одну из строящихся улиц в Салехарде назовут в честь первой женщины-редактора на Ямале.
Человек жив, пока о нем помнят - гласит народная пословица. Любовь Гавриловна Баженова память о себе увековечила на долгие годы. Её портрет висит в нашем музее «Хранители воинской славы», среди портретов ветеранов Великой Отечественной войны. А обучающиеся школы с её портретом проходят в День
Победы в колонне
Бессмертного полка, тем самым отдавая дань светлой памяти, благодарности и огромного уважения за неоценимый вклад в достижение Победы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.