муниципальный конкурс «Учитель года - 2020»
Эссе
«Учитель года - взгляд в будущее»
Выполнила: учитель НОО МОАУ «СОШ №38 г. Орска» имени героя Советского Союза Павла Ивановича Беляева» Куликовская Татьяна Геннадьевна |
Орск, 2020 г.
Если сегодня продолжать делать то,
что делал вчера, то завтра будешь
там, где был сегодня.
Джим Рон - оратор, тренер, писатель
Будущее-начинается сегодня. Сегодняшние первоклассники будут заканчивать школу в 2030 году, каким будет это время, как изменятся технологии? Чтобы взрастить новых Пушкиных и Лермонтовых, Толстых и Достоевских, Лобачевских и Ковалевских, Гагариных и Королёвых, Чайковских и Прокофьевых учителю требуется быть не только на одной волне с детьми поколения Z, но и строить их образовательный путь уже сегодня с учётом технологических, демографических, политических вызовов времени, нужны такие компетенции, которым раньше учителя никто и никогда не учил.
Отношения в современном школьном пространстве складываются по-разному, почти ежедневно средства массовой информации сообщают о возникновении разнообразных проблемных и конфликтных ситуациях в школах страны. В компетенцию учителя необходимо ввести конфликтологическую грамотность, мастерство учителя и успешность школы будут оцениваться по умению:
- создавать «экологические ниши" для трудных, конфликтных детей;
- гасить детскую агрессию,
- всячески поощрять трудного, конфликтного ребёнка там, где он может быть сильным.
По данным Союза педиатров России, только 12,5 процента детей абсолютно здоровы. у одного ребенка может быть синдром дефицита внимания и гиперактивности, у другого - имплант в ухе, и все эти ребята могут оказаться в одном классе. Учителя должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса таких детей.
В начальных классах школы №38 обучаются дети из Германии, Турции, Таджикистана, таким образом, возникает ещё одна новая компетенция-учить детей, для которых русский язык-не родной, а учителю нужно работать не только с такими непростыми учениками- инофонами, но и с их родителями.
Василий Александрович Сухомлинский в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям» писал: «Важнейшая задача школы – воспитать человека пытливой, творческой, ищущей личностью», внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий-одна из важнейших компетенций учителя.
Мне импонирует позиция Льва Семёновича Выготского: «В основу воспитания должна быть положена деятельность ученика, а всё искусство учителя должно сводиться к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. Учитель является, с психологической точки зрения, организатором воспитывающей среды, регулятором и контролёром её взаимодействия с воспитанием. Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом». Ученические столы, стулья, учительский стол, компьютер, доска, книжный шкаф, детские поделки и рисунки… Так выглядит традиционный школьный кабинет, мой кабинет, кабинет учителя начальных классов школы №38 города Орска. Вращающиеся стулья, столы трансформеры, мультимедийные доски, зона для работы в сети Интернет, зона для лабораторных и практических работ, зона релаксации-так выглядит, в моём представлении, кабинет школы будущего.
Зелёные стены рекреаций с информационными стендами, скромные скамейки… Так выглядит школьное пространство много десятков лет: и в школе, где я училась, и в школе, где я тружусь. Создать воспитывающую среду можно оформляя пространство школы:
- учебный процесс за пределами кабинета, обучение больше не ограничивается пределами урока и кабинета, а выносится в общие пространства — рекреации, коридоры. Общее пространство должно быть приспособлено для самостоятельных занятий учащимися в любых группах- от одиночного чтения, до групповых занятий;
- свобода самовыражения и общения, ученик должен быть вовлечен в пространство, интерактивные элементы позволяют развить ощущение эмоциональной привязанности к помещению и уверенность в своих силах;
- дружелюбная коммуникация, удобная ориентация в пространстве, возможность уединиться в одиночестве, пообщаться в больших и малых группах, подвигаться, поиграть, спокойно поговорить по телефону;
- трансформируемость и мобильность.
Необходимо менять пространство урока, пространство школы, наполнить жизнь ребёнка живым и душевным общением с учителем, обладающим новыми компетенциями. Главная же компетенция педагога - учиться самому, учиться постоянно. Потому что никакие вращающиеся стулья, столы трансформеры, мультимедийные доски за учителя работу не сделают.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.