Эссе Мотивация обучающихся как одна из важнейших проблем современного образования
Оценка 4.7

Эссе Мотивация обучающихся как одна из важнейших проблем современного образования

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
история
Взрослым
24.03.2017
Эссе Мотивация обучающихся как одна из важнейших проблем современного образования
В предлагаемом эссе рассматривается проблема мотивации обучающихся средних профессиональных учреждений как одной из важнейших проблем современного образования, так как именно она ответственна за активную позицию студента в обучении и личностном развитии и способствует повышению качества образования. Эссе предлагает вниманию взгляд изнутри образовательного процесса с точки зрения преподавателя гуманитарных дисциплин. Как иллюстрация предлагается пример из личного опыта.
4-Чернышёва Л.М.-Эссе.doc.docx

 

Чернышёва Лариса Михайловна

Должность

Преподаватель истории и обществознания

Педагогический стаж

21 год

Ученая степень

нет

Отраслевые награды

Почетная грамота Министерства науки и образования РФ, 2014 г.

Ученое звание

нет

Место работы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Строгановский колледж»

Почтовый адрес

(617160) Пермский край, Очерский  р-н, п. Павловский, ул. Чернышевского, д.11

Телефон

89026366369

e-mail

Larmix71@mail.ru

Страна

Россия

 

Мотивация обучающихся как одна из важнейших проблем современного образования

Аннотация. В предлагаемом эссе рассматривается проблема мотивации обучающихся средних профессиональных учреждений как одной из важнейших проблем современного образования, так как именно она ответственна за активную позицию студента в обучении и личностном развитии и способствует повышению качества образования. Эссе предлагает вниманию взгляд изнутри образовательного процесса с точки зрения преподавателя гуманитарных дисциплин. Как иллюстрация предлагается пример из личного опыта.

Ключевые слова: мотивация обучающихся, средние профессиональные учреждения, конкурентоспособный специалист, разные подходы, педагогическая мастерская, эмоциональное переживание, воспитывающий аспект.

 

Увеличение количества изучаемых дисциплин, усложнение учебных программ, увеличение объема информации, необходимой для усвоения обучающимися, зачастую приводят к отторжению этих знаний, нежеланию трудиться для их получения, к отрицательному отношению к обучению в целом.

Сегодня в учреждения среднего профессионального образования нередко поступают подростки, имеющие преимущественно невысокий уровень обученности, низкую мотивацию учения, часто неосознанно сделавшие свой профессиональный выбор. В то же время в связи с усложнением условий современного производства, развитием новейших технологий повышаются требования работодателей к уровню подготовки по специальностям и профессиям. В сложившейся ситуации перед нами стоит непростая задача — воспитать из чаще всего слабо подготовленных, немотивированных к учению первокурсников современных конкурентоспособных специалистов [1, с.6].

 Отрицательное или безразличное отношение к учению может быть причиной низкой успеваемости или неуспеваемости студента, т. к. объем знаний, получаемых в процессе обучения в учреждениях СПО, сложно освоить при отсутствии мотивации. Кроме того, отношение к учебной деятельности определяет отношение к будущей профессии, а значит, существует риск получить неквалифицированных специалистов, не заинтересованных в качестве своей работы [1 с.7]

Но все же, я считаю, что головная боль преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения несравнима с той, что испытывают преподаватели общеобразовательных, особенно гуманитарных  дисциплин. Потому, что студенты в большинстве своем с интересом изучают профессиональные предметы, желая получить профессию или специальность. Нам же «общеобразовательникам» очень часто приходиться отвечать на вопросы типа «Зачем  мне строителю литература?» или «Зачем  мне механику история?»

Нет учения без увлечения, но нет учения и без требований. Это не противоречие – это две стороны педагогической  медали. Нельзя ориентироваться лишь на трудолюбивых, стремящихся к знаниям, творческих студентов. Наша задача – каждого студента включить в активную учебную деятельность. Главной задачей педагога становится не просто научить, а научить учиться. Доблесть преподавателя - сделать студента самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям. «Ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь» [2]

И если есть разные обучающиеся, значит должны быть и разные подходы. Многие профессии сочетает в себе преподаватель на уроке – режиссер, сценарист, актер, декоратор, психолог, воспитатель. Педагог в процессе решения проблемы формирования и развития мотивации обучающихся выступает и как исследователь, и как наставник, и как модератор, а в большей степени является консультантом, чья задача — помочь обучающимся овладеть навыками, самостоятельно ставить цели и самостоятельно их достигать.

Особенностью гуманитарных предметов является то, что темы, заявленные в учебном плане масштабны. А часов – ограниченное количество. Как можно изучить ВОВ за 4 пары или сталинские репрессии за 1 час? И я вижу свою задачу в том, чтобы учащиеся прочувствовали эпоху, задумались о причинах и последствиях. Основная цель – заинтересовать и тем самым мотивировать их к самостоятельному изучению материала. Отсюда и выбор технологий личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов к обучению.

Например, «Репрессии в СССР» - очень обширная тема. Это занятие я провожу по технологии «Педагогическая мастерская». Этап формирования новых знаний включает в себя 4-е момента:

- Индуктор – студенты окунулись в атмосферу счастья, здоровья, благополучия и могущества Советского Союза на основе просмотра ролика о стране. На этом этапе главное создать первое впечатление о стране, ощущение праздника, которое содержат кадры и песни.

- Социоконструкция  организована как работа над «кинолентой».  Смысл задания состоит в том, что для «вживания в эпоху» необходимо переключение обучащихся в кинестетическую модальность, они поработали  руками, с иллюстрациями счастливых советских людей. Здесь важен опыт  слаженной групповой работы, вынесения  самостоятельного ответственного решения.

- Социализация организована как презентация сделанной в группах «киноленты» и подобранных веселых советских песен.

- Разрыв – осознание противоречия – осуществляю с помощью демонстрации презентации о репрессиях в Прикамье, сопровождающейся декламацией «Реквиема»  Анны Ахматовой. Возникает  противоречие между первоначальным образом страны и последующим. С одной стороны – «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек», с другой  «безвинная корчилась Русь, под кровавыми сапогами и под шинами черных «марусь». Внутреннее осознание обучащимся неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, который позволяет активизировать учащихся к творческому, исследовательскому поиску ответов, работе с документами, презентации выводов. Этим создается не только мотивация данного урока, но и мотивация к самостоятельному изучению материала. Эмоциональное сопереживание, полученное во время урока усиливает воспитывающий аспект и закрепляет новые знания на уровне эмоций.

Найти рецепт учительского успеха – мечта любого педагога. Но такого рецепта не существует, потому, что у каждого он свой. Академик А.Л.Минц говорил: « Ученик, напичканный знаниями, но не  умеющий их использовать, напоминает  фаршированную рыбу, которая не может плавать» [3] Другими словами - единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность, как преподавателя, так и студента.

 

1.                 Е. И. Клычкова Мотивация к учению у обучающихся учреждений среднего профессионального образования // Образование. Карьера. Общество. 2014. №2 (41). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-k-ucheniyu-u-obuchayuschihsya-uchrezhdeniy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya

2.                 http://www.itmathrepetitor.ru/pedagogika-citaty-ob-obrazovanii/

3.                 http://litcey.ru/ekonomika/25088/index.html


 

4.                 Скачано с www.znanio.ru

Чернышёва Лариса Михайловна

Чернышёва Лариса Михайловна

В сложившейся ситуации перед нами стоит непростая задача — воспитать из чаще всего слабо подготовленных, немотивированных к учению первокурсников современных конкурентоспособных специалистов [1, с

В сложившейся ситуации перед нами стоит непростая задача — воспитать из чаще всего слабо подготовленных, немотивированных к учению первокурсников современных конкурентоспособных специалистов [1, с

Например, «Репрессии в СССР» - очень обширная тема

Например, «Репрессии в СССР» - очень обширная тема
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017