По мнению Бухвалова, началом в педагогическом творчестве является личность педагога и наличие у него творческих качеств, которые воспитываются в течение жизни. В наше время педагогическая деятельность является творческой. Поэтому педагог должен быть творческим, так как творчество в работе педагога является особым видом деятельности, направленный на создание нового продукта. Так же в данном эссе описываются главные признаки творчества. Бухвалов выделил пять уровней алгоритма педагогического творчества.
Эссе на тему Бухвалов «Алгоритм пед.творчества»
В.А. Бухвалов призвал педагогов помнить о том, что в педагогическом
творчестве началом всего является личность педагога и, прежде всего,
наличие у него творческих качеств, которые воспитываются в течение жизни.
«Стать творческой личностью по силам каждому педагогу», – отмечал
ученый.
В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность
является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творческий
педагог — это тот, кто открывает, умудряет и ободряет. Педагог, в своей
работе, создает не предмет, а личность и знания человека, который всегда
неповторим, уникален. Творчество в работе педагога – особый вид
деятельности, направленный на создание нового продукта. Творческий подход
в работе педагога – это непрерывный процесс постоянного
совершенствования. Чтобы научится использовать творческий подход, нужно
обладать потребностью творить. Необходимо и обладать творческими
качествами, а также развивать их.
Главными признаками творчества являются:
Создание нового или существенное усовершенствование известного.
Оригинальность, неповторимость продукта деятельности, её
результатов.
Взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания.
Бухвалов В. А., исследуя алгоритмы педагогического творчества, выделяет
пять его уровней: 1) создание дидактической системы из известных
инструментов ( приемов, методов, форм); 2) ... из известных элементов,
некоторые из которых используются в новых ситуациях; 3)... из известных и
изобретенных самим автором; 4) создание принципиально новой...
дидактической системы; 5) создание нового направления в дидактике».Результат 1го уровня предполагает заимствование из педагогической
литературы разработанных инструментов и включение их в собственную
дидактическую систему, и применять их уже в новой ситуации. Например,
дидактические карточки традиционно нашли свое применение при опросе
учащихся. Использование их при изучении нового материала, для домашнего
задания – творчество 2го уровня. Еще пример: групповая форма
деятельности учащихся традиционно применялась при изучении нового
материала; использование групповой организации при контроле знаний –
также творчество 2го уровня. Разработки 3го уровня – это уже
педагогические изобретения, однако их использование предполагает
изменение не всей дидактической системы, а только одной или нескольких ее
частей. Создание новой дидактической системы из известных инструментов
это 4й уровень педагогического творчества. Ее новизна заключается в более
высоком системном эффекте по сравнению с имеющимися благодаря
появлению новых связей между инструментами, новой структуры
дидактической единицы. Пятый уровень устанавливает новое направление в
дидактике. На сегодняшний день – это педагогика творчества учащихся или
сотворчество. Педагогика сотрудничества – это вершина традиционного
направления обучения, когда учитель четко указывает ученику дорогу в мир
знаний и ведет его по ней. Сотворчество – это педагогика самостоятельного
творчества и учителя, и учащихся, где основу будет составлять усвоение
учащимися методов деятельности через решение творческих задач,
составленных педагогом. Тот объем учебной информации, который сейчас
должны заучить учащиеся, будет «заучивать» ЭВМ, погружая его в свою
память, задачей же человека будет совершенствование методологии, чтобы с
ее помощью получать новые знания и, таким образом,
самосовершенствоваться. Базы знаний компьютеров избавят человека, его
мозг от ненужной информации, тем самым увеличив потенциальные
возможности для усвоения и развития методов деятельности. Таким образом,педагогика творчества – это взаимный творческий процесс, когда учитель
создает творческие задачи (отбирает их из жизненных ситуаций, а не из
учебников) и вместе с учениками решает.