Эссе на тему: «Мои педагогические находки»
Я начну свою работу не со слов: «Я выбрала профессию воспитателя…» В моем случае все немного не так, воспитателем я стала по воле судьбы. Почему я стала воспитателем? Не имея в своем роду ни одного педагога. Часто задумываюсь, с какого момента во мне проснулась огромная тяга к знаниям и к школе. В детстве целыми днями я была занята «своей школой», учила своих младших брата и сестру. Дальше стала учить ребятишек со своей улицы. После очередного так называемого занятия мама одного моего «ученика» сказала мне «спасибо». Я тогда поняла, что педагог – это очень хороший и уважаемый человек!
Ну, вот и пришло и мое время – время учений, познаний, открытий. Учиться мне нравилось, особенно точные дисциплины. В этом, конечно, есть большая заслуга моих родителей, которые с детства привили во мне огромную любовь к книге.
По окончанию школы, я поступила в педагогический колледж на факультет преподавателя начальных классов. После двух лет обучения, я решила продолжить еще один год на факультете математики.
И вот я закончила учебу, пришло время, идти работать. В школу идти работать, я чувствовала, это «не мое». И тогда я решила начать с самых азов – и стала воспитателем. И вот я работаю в детском саду «Солнышко» уже шестой год. Я чувствую работать воспитателем – это мое призвание. Ведь воспитатель – это творчество, которому присущи интуиция, вдохновение, находчивость, свобода мысли. Деятельность воспитателя не может осуществляться по шаблону, поскольку неотъемлемыми ее компонентами является оригинальность, неожиданность, умение действовать интуитивно и согласно обстоятельствам. Моя профессия немыслима без постоянного творческого поиска и саморазвития. Мой путь в педагогике – это постоянный поиск, это счастливые находки и желание поделиться педагогическим опытом с другими. Поэтому большое внимание уделяю изучению инновационных технологий, нетрадиционных форм работы и современных методов обучения и воспитания. Все свои знания, умения и навыки, весь свой талант я отдаю своим воспитанникам, и вместе с ними частичка меня остается в каждом малыше.
Главной своей задачей в работе считаю выбор наиболее эффективных методов и приемов организации дошкольников, которые позволили бы максимально использовать индивидуальные возможности каждого ребенка. Считаю, что в работе с детьми дошкольного возраста наиболее эффективным является личностно-ориентированный подход обучения, использование которого позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс.
В своей работе приоритет отдаю игровым формам, как ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста. В процессе обучения использую следующие методы и приемы:
- побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;
- проблемные и игровые обучающие ситуации;
- проблемно- поисковый метод;
- развивающие игры и упражнения;
- задания творческого типа;
- методы стимулирования и мотивации.
Сейчас мне хочется поделиться с вами мои коллеги и друзья своими педагогическими находками. Так как моя тема по самообразованию связана с ФЭМП, я буду говорить о математических наработках, которыми пользуюсь не только с обычными детьми, но и детьми с ОВЗ. Мою группу посещает ребенок с ограниченными возможностями.
Работая, с детьми-дошкольниками, я использую линейную игру «Да-нет», которая привлекает тем, что с ее помощью можно решать задачи по закреплению математических представлений (величина, длина, ширина, высота, толщина, числовой ряд), развитию ориентировки в пространстве и во времени (дни недели, месяцы, времена года).
Линейная игра «Да-нет» эффективно развивает мышление (умение сужать поле поиска, оперировать значениями признаков) и речемыслительную деятельность (умение задавать вопросы). Смысл игры заключается в том, что ведущий загадывает какой-либо объект, а игроки отгадывают его с помощью вопросов, сужающих поле поиска. В игре нельзя перечислять объекты, называть их подряд. Вопросы задаются таким образом, чтобы на них можно было ответить словом «да» или «нет».
Играть с остальными детьми эту игру было не очень-то сложно. Проблема была с ребенком, у которой нарушены зрительные рецепторы. Ей было трудно зафиксировать средний объект, а в результате правильно задать вопрос. Поэтому появилась новая идея создания нового пособия. У ленты появились дверцы для демонстрации наглядно-практического действия по сужению поля поиска. Теперь можно не загибать выбывшую часть поля поиска, а просто закрывать окошки «дверцами». Появился зрительный ориентир (метка) для фиксации найденной середины упорядоченного ряда (волшебная звезда). Метка помогает сосредоточить внимание на среднем объекте и правильно построить вопрос для сужения поля поиска. В процессе игры выстроилась определенная поэтапная последовательность.
Игровые упражнения
Величина
Материал. Карточки с разноцветными мячиками или домиками, убывающими по величине.
· Разложить домики по порядку по величине.
· Назвать все домики, которые меньше(больше) зеленого.
· Какой домик больше зеленого, но меньше оранжевого?
· Какой домик больше желтого, но меньше красного?
Ориентировка в пространстве (с геометрическими фигурами)
Дети выкладывают каждую фигуру по инструкции воспитателя и проверяют себя, сверяясь с демонстрационным пособием: желтый квадрат «живет» в четвертом домике слева; красный круг – в первом домике слева; синий треугольник – рядом с желтым квадратом справа и т.д.
Дни недели
Цветные карточки должны быть использованы в модели дней недели, в календаре природы, в уголке дежурств, т.е. дети должны быть знакомы с ними.
· Разложить по домикам-кармашкам цветные карточки-дни;
· Закрыть день недели, который наступает после понедельника (после среды, субботы). Назвать его.
· Положить звездочку на день до четверга (до вторника, до пятницы); на день недели между вторником и четвергом.
· Назвать три дня недели по порядку, которые идут после среды.
Числовой ряд
· Расставить числа (цифры) по порядку.
· Закрыть все числа, которые больше (меньше) 5.
· Положить звездочку на число, которое меньше (больше) 7 на один; на число, которое стоит между 3 и 5.
· Положить звездочку на число 6 и назвать все числа справа от 6 в убывающем порядке.
Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя, их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей. Только через действие дошкольник сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.