Эссе О духовно-нравственном воспитании школьников…
Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
13.12.2018
Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем, так или иначе, думают все. Неся ответственность за вверенных нам детей, не умаляя значимости обучения, мы должны думать и о том, какими они придут во взрослую жизнь – расчетливыми и рациональными или нравственно зрелыми личностями.
Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности. Духовно-нравственное воспитание – это ориентация на высокие нравственные ценности. Исходя из этого, содержанием духовно-нравственного воспитания должно быть: формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. В процессе воспитательной деятельности участвует весь педагогический коллектив нашей школы. Но чтобы эта деятельность была наиболее эффективна, одного усилия педагогов не достаточно. Для этого также необходимо участие родителей и социального окружения.
Эссе.doc
Сульберекова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная школаинтернат»
О духовнонравственном воспитании школьников…
Духовный …всё относимое к
душе человека, все умственные и
нравственные силы его, ум и воля.
В.И.Даль «Толковый словарь»
Нравственность – внутренние,
которыми
этические
поведения,
духовные
руководствуется человек,
нормы;
определяемые этими качествами.
правила
качества,
С.И.Ожегов,
Н.Ю.Шведова
«Толковый словарь русского языка»
Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем, так или
иначе, думают все. Неся ответственность за вверенных нам детей, не умаляя значимости
обучения, мы должны думать и о том, какими они придут во взрослую жизнь –
расчетливыми и рациональными или нравственно зрелыми личностями.
Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения
педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности. Духовно
нравственное воспитание – это ориентация на высокие нравственные ценности. Исходя из
этого, содержанием духовнонравственного воспитания должно быть: формирование
чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде,
гуманного отношения к окружающим,
бережного отношения к природе,
законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в
семейной жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и
умений в самопознании и самовоспитании. В процессе воспитательной деятельности
участвует весь педагогический коллектив нашей школы. Но чтобы эта деятельность была
наиболее эффективна, одного усилия педагогов не достаточно. Для этого также
необходимо участие родителей и социального окружения.
На сегодняшний день вопрос духовнонравственного воспитания детей является
Мы видим, как меняется интеллектуальное, духовно
одной из ключевых проблем.
нравственное состояние подрастающего поколения. И не секрет, что дети получают крайне
разное по своему качеству воспитание. Для большей части подрастающего поколения
учителем является лишь жизнь, а доступ к получению грамотного и правильного
воспитания в целях духовнонравственного становления существенно ограничен. Что происходит с нашей молодёжью? Неужели, кроме бутылки пива, пачки сигарет
и нецензурных выражений для них не существует больше ценностей? Дети развиваются на
примерах поведениях взрослого человека, так было всегда. В целом родители заняты
материальным обустройством жизни, да и в вопросах воспитания и детской психологии, в
сущности, они мало сведущи. Вот и получается, что воспитывать получается спонтанно, от
случая к случаю, по своему разумению и настроению. Воспитание постепенно приобретает
насильственнопринудительный и карательный характер.
В каждодневной жизни мы способны трезво рассчитать свои финансовые и
материальные выгоды, выискивать пути к доходам и экономии средств. Но при этом
совсем забываем о «вложениях» в грамотное воспитание ребёнка. А сколько стоят тысячи
дней, проведённых в тёплой семейной атмосфере, которая изо дня в день наполняется
радостью, гармонией, взаимопониманием? Во сколько мы оценим уютную старость,
обласканную искренней любовью, пониманием и заботой умело воспитанных детей?
Хорошо, если по стечению обстоятельств или волею судьбы ребёнку повезёт и
наставники, выводящие его в жизнь, окажутся ответственными воспитателями и
культурными людьми, на которых можно равняться и с кого можно брать пример. А если
нет? Что тогда? Кто с ранних лет подведет детскую хрупкую душу к прекрасному? Кто
научит делать добро, глубоко понимать людей и свой внутренний мир? Кто поможет
сформировать душу ребёнка невосприимчивой к различным формам безобразия и
выработать в нем отвращение к уродливым явлениям жизни?
Воспитание – многолетний, требующий терпения и знания труд. А многие ли
родители, будучи занятыми людьми, готовы и способны справиться с такой задачей?
Готовы ли они пожертвовать свободным временем и каждодневно прилагать усилия в этом
направлении?..
Ребенок появляется на свет чистым, как ангел. Он сердцем прекрасно отличает
красоту от безобразия. И вот здесьто нужно успеть воспользоваться врожденным чувством
красоты и развивать его. Все зависит от нас, родителей. Народная мудрость гласит: «Что
посеешь, то и пожнёшь»
В последние годы люди стали бояться громких слов, избегать упоминаний о таких
понятиях, как Родина, патриотизм, милосердие, национальная гордость. Оправдано ли это?
Что творится с нашими душами?
Люди замкнулись в себе, стали чёрствыми. Забыли про Бога, про заповеди божьи,
сердца стали чёрствыми. Нет никому дела до чужих проблем. Както, возвращаясь с работы домой, стала свидетелем вопиющей картины. Дети,
школьники, бросали камни в бездомного больного человека. Один камень прилетел ему в
голову, разбив лицо. Остановился он, обтирая лицо дрожащими руками. Слёзы навернулись
от такой детской жестокости? Что сделал этот несчастный человек им? Естественно, я не
смогла молча пройти и не сделать замечания. Кто воспитывает таких детей? Ответ один –
такие же бездушные родители. Далеко ходить не надо. Если взрослый человек, да
«непростой», а служащий в системе защиты, в ситуации, где требуется мобильность,
быстрое решение и помощь, посылает в «тридевятое царство», откуда заведомо
возвращаются с пустыми руками. Причем сам, являясь виновником случившегося, не
извинившись, просто сбегает, не оказав при этом помощи. Последствия случившегося
пришлось исправлять вместе с пожилой мамой. Да, «не всякий мужчина, что в штанах
ходит». А ведь это будущий отец, глава семьи. Беспокойно становится мне за
подрастающее поколение.
Многие привыкли ругать школу, педагогов: «Мол, ничему не учат, не воспитывают».
Хотя забывают, что очень многое идет из семьи, и самые первые воспитатели – это
родители. Вспомните, раньше дворянские дети получали первоначально домашнее
образование и воспитание. И ведь какие люди вырастали. И неважно, какой был век,
человек должен оставаться человеком всегда. И если взрослые в детском возрасте не
объясним ребёнку, что такое добро, милосердие, сострадание, то страшно представить
даже, как может сложиться их судьба…
Прочла совсем недавно притчу о девочке без детства и плюшевого Зайца (о тяжёлом
детстве, обиде на родителей, прощении). И ведь есть над чем задуматься.
«У каждой маленькой девочки в детстве был свой любимый плюшевый Зайка. А у Алисы
его не было. У её родителей не было денег купить ей любимую игрушку. А ещё у девочки
никогданикогда не было настоящего Детства. У других деток оно было счастливым,
весёлым, ярким, а у Алисы оно было наполнено грустью и печалью. Её мама была тяжело
больной, папа бесконечно занят. Девочке вместо игр нужно было ежедневно ухаживать за
мамой, помогать ей, в то время как отец с утра до ночи зарабатывал на кусок хлеба.
Можно сказать, что и отца у Алисы не было. Когда он приходил поздно домой, девочка уже
крепко сопела носиком в подушку, прижимая крепкокрепко к себе кусочек самодельной
игрушки, сшитой из меха...
Время летело быстро, родителей не стало. Алиса вышла замуж, и изо всех сил пыталась
дать своим детям то, чего у неё самой не было Детство. Она с мужем покупала им любые игрушки, выполняла малейшие просьбы, искренне считая, что в этом и заключается счастье
ребёнка. Алиса выросла хорошей матерью, счастливой женщиной. И только по ночам ей до
сих пор снился плюшевый Заяц, которого у неё не было в детстве. И родители, которых она
очень
что.
На своё День Рождение взрослая девочка Алиса пошла в магазин игрушек, взяв с
любила,
смотря
ни
не
на
собой своих деток и мужа. В тот день её заветная мечта с детства была исполнена – у нее
появился свой самыйсамый лучший и красивый плюшевый Зайка. Её счастью не было
предела. С тех пор Алисе больше не снился Заяц. Теперь всё чаще в её снах к ней
приходили её родители, такие родные и близкие, такие молодые и живые, что взрослой
Алисе даже показалось, что сон становится явью...
В то утро женщина пошла в цветочный магазин, чтобы купить цветы и навестить своих
родителей...»
Взрослым надо знать и помнить, что детство всегда с надеждой обращено в будущее,
как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые
показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим
во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и
страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение
мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети очень чутки и
восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать
добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно
признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы,
бережно относиться к ней.
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего
общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. И нам, взрослым,
важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей
взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших
детей.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайтека мы все
Навек объедимся.
Давайте наши души сохраним, Тогда мы на земле
И сами сохранимся…
Эссе О духовно-нравственном воспитании школьников…
Эссе О духовно-нравственном воспитании школьников…
Эссе О духовно-нравственном воспитании школьников…
Эссе О духовно-нравственном воспитании школьников…
Эссе О духовно-нравственном воспитании школьников…
Эссе О духовно-нравственном воспитании школьников…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.