Эссе "Психолог в инновационном образовательном пространстве"
Оценка 4.6
Особые потребности
docx
психологическая работа +2
Взрослым
10.02.2017
Инновационное развитие российского образования – один из приоритетов государственной политики РФ, это подтверждается в законе «Об образовании в Российской Федерации. Инновации в образовании приобретают все более масштабный характер, который сопровождается теми или иными инновационными рисками. Я глубоко убеждена в том, что психологическое благополучие и здоровье детей и взрослых – участников образовательного процесса – эта основная задача любых инноваций. А показателем эффективности и востребованности деятельности педагога-психолога является его активность в реализации всех инновационных проектах ОУ.
Эссе - психолог в инновационном образовательном пространстве.docx
"Психолог в инновационном образовательном пространстве"
Эссе
Инновационное развитие российского образования – один из приоритетов государственной
политики РФ, это подтверждается в законе «Об образовании в Российской Федерации. Инновации в
образовании приобретают все более масштабный характер, который сопровождается теми или иными инновационными рисками. Я глубоко убеждена в том, что психологическое благополучие
и здоровье детей и взрослых – участников образовательного процесса – эта основная
задача любых инноваций. А показателем эффективности и востребованности деятельности
педагогапсихолога является его активность в реализации всех инновационных проектах
ОУ.
Необходимо помнить о том, что любые инновации, вводимые в ОУ, – это
экспериментирование не просто над условиями и субъектами образования, а, прежде всего,
над живыми людьми. Значит, требует пристального внимания как
квалифицированного – педагогапсихолога, так и всех педагогических работников.
со стороны
Деятельность по психологическому сопровождению опытноэкспериментальной
деятельности в ОУ включает в себя:
психологическое просвещение по вопросам влияния инноваций на психическое развития
обучающихся;
формирование у педагогов, обучающихся и родителей мотивации участия в
инновационном процессе;
…………………………………………………………………. .
обучение детей, педагогов, родителей конкретным умениям и навыкам, обеспечивающим
повышение эффективности обучения и воспитания в условиях эксперимента,
профилактики и преодоления возможных негативных последствий инновационной
.
деятельности;
оценочный аспект результативности опытноэкспериментальной работы, анализ
результатов диагностики.
Психологическое сопровождение инновационной деятельности в ОУ включает ряд
взаимосвязанных направлений:
I. Психологическая экспертиза программ экспериментальной деятельности.
Участвуя в психологической экспертизе программы ОУ по теме « Мотивационная
среда школы: качество образования для качества жизни» работала над гипотезой:
мотивацией обуславливается целенаправленность деятельности, её организованность и
устойчивость.
II.Психологическая диагностика готовности и психологическая подготовка
педагогического коллектива к реализации инновационной деятельности.
Мне представляется разумным проводить психологическую диагностику готовности
ОУ к реализации инновационной деятельности в двух направлениях: оценка степени
возможности администрации в управлении инновационными процессами и слаженности
2 деятельности коллектива как команды, с одной стороны, и диагностика психологической
готовности педагогов к проведению инновационных изменений, с другой.
Главным фактором инновационной подготовки учителя является развитие его
индивидуального стиля деятельности на индивидуальноличностном уровне.
III. Мониторинг психологических показателей образовательной деятельности в
инновационном ОУ.
Инновационная деятельность в образовательном учреждении требует непременного
отслеживания и оценки результатов учебновоспитательной работы.
Проводя данный мониторинг, я использую общие показатели образовательного
процесса в инновационном ОУ:
1. Интеллектуальное развитие обучающихся.
Составляющими интеллектуального развития являются не только предметные
знания, умения и навыки (они составляют понятийную базу логического мышления),
сколько умственные действия, реализация которых обеспечивается протеканием основных
мыслительных операций, складывающиеся в формы и методы мыслительной деятельности.
2. Ценностные ориентации обучающихся.
Под ценностными ориентациями понимается система устремлений личности и
характер этой устремленности, а также представления об идеалах, смысле жизни и
деятельности, которые в совокупности лежат в основе активности человека. Отслеживая
динамику развития ценностных ориентаций, наблюдаю
обучающихся и их отношении к себе, к другим, к миру.
проявления в поведении
3. Психологическая комфортность обучающихся в образовательном учреждении.
Мониторинг общих психологических показателей образовательного процесса мною
осуществляется вне зависимости от содержания инновационной программы, поскольку
данные показатели являются индикатором состояния основных сфер психики ребенка в
изменяющихся условиях.
IV. Создание психологически комфортных условий в ОУ, реализующем инновационную
деятельность.
Можно выделить следующие направления работы по созданию психологически
комфортных условий в образовательном учреждении, реализующем инновационную
деятельность:
1. Психологическая оптимизация учебной деятельности.
2. Оптимизация межличностных отношений в детских, педагогических коллективах.
3 3. Оптимизация эмоциональноличностного состояния, развития обучающихся.
В рамках указанных направлений мною применяется широкой спектр психологических
технологий, методов, приемов, техник. Рассмотрим некоторые примеры:
развивающая игра «Мир фантазии» (методы: моделирование ситуации, видеоряд,
инсценирование, метод проекта);
тренинговое занятие «Я – успешный педагог» (техники: арттерапия, музыкотерапия)
V. Психологическое консультирование педагогов ОУ, реализующих инновационную
деятельность.
Для эффективного оказания психологического консультирования мною пройдены
курсы: « Психологическая этика в психологопедагогической деятельности» 2015 году.
Целью моей деятельности как консультанта является формирование единого
подхода и конструктивного отношения к административной, методической, психолого
педагогической деятельностей ОУ с учетом изменяющейся социальной ситуации при
ориентации на достижения психологопедагогической науки. В ходе такого
консультирования мною осуществляется оказание помощи тем, кто задействован в
решении и/или выполнении той или иной профессиональной задачи.
Данную консультативную
работу
я осуществляю методами просвещения,
диагностики, прогноза и целенаправленного воздействия с целью регулирования явлений
школьной жизни в условиях эксперимента.
В качестве наиболее значимой
в реализации психологического
сопровождения инновационной деятельности в образовательных учреждениях я бы
проблемы
выделила:
психологопедагогическое сопровождение обучающих в условиях введения и
реализация ФГОС;
подходы к диагностике и развитию универсальных учебных действий у учащихся
начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС;
организация образовательного процесса одаренных школьников в условиях ФГОС
ОО.
По данной проблеме были мною пройдены в 2016 г курсы повышения квалификации
в «ЮЖНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (ИУБиП)» «Психологопедагогическое сопровождение
обучающих в условиях введения и реализация ФГОС», которые я прошла в 2016 году.
Принято участие в вебинаре «Основные подходы к диагностике и развитию
универсальных учебных действий у учащихся начальной школы в соответствии с
4 требованиями ФГОС» в 2015 году, « Проектируем образовательный процесс одаренных
дошкольников и школьников в условиях ФГОС ОО» 2015 году.
В перспективе своей деятельности педагогапсихолога я вижу следующие
требования к инновационным подходам:
1) психологическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;
2) психологическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных,
воспитательных и иных программ;
3) психологическое обеспечение работы с детьми группы риска и с детьми с особыми
образовательными потребностями;
4) психологическая поддержка интеллектуального и личностного развития одаренных
детей и детей с повышенной мотивацией обучения;
5) психологическое сопровождение исследовательской деятельности обучающихся.
5
Эссе "Психолог в инновационном образовательном пространстве"
Эссе "Психолог в инновационном образовательном пространстве"
Эссе "Психолог в инновационном образовательном пространстве"
Эссе "Психолог в инновационном образовательном пространстве"
Эссе "Психолог в инновационном образовательном пространстве"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.