Педагогическое эссе учителя математики первой квалификационной категории МБОУ Гимназии № 8 Никитовой-Рехлецкой Ирины Александровны. Эссе было представлено на конкурсе Учитель года в г. Новосибирске и заняло первое место. Эссе раскрывает особенности процесса воспитания и обучения детей учителем, увлеченным своей профессией.
Н-Р Эссэ.docx
Педагогическое эссе учителя математики первой квалификационной категории
МБОУ Гимназии № 8 НикитовойРехлецкой Ирины Александровны.
Все дети в детстве строят планы по поводу своей будущей профессии. И я не
исключение. В 4 года я твердо решила стать актрисой, благо мое детство было
насыщено выступлениями на сцене. В школьные годы мои каникулы стали наполнены
спектаклями театров моего родного города – Новосибирска. В этот период своей
жизни я уже была уверена, что стану режиссеромпостановщиком, и активно
тренировалась в своей будущей профессии. А в 9 классе в моей жизни появился
учитель, который научил меня, сам того не зная, любить детей. В 11 классе я уже
понимала, что хочу стать учителем, но мне не давал покоя вопрос: «А как же мои
мечты об актерской и режиссерской деятельности?». «А разве учитель не актер и не
режиссер в своем классе и на своих уроках?» ответила на мой вопрос мама. И на
этом все сомнения отпали. Сейчас я учитель математики с 15тилетним стажем, и
могу точно сказать, что впереди еще много интересных спектаклей, которые мы
поставим с самыми неординарными артистами моими учениками.
Не секрет, что, изучая математику, ученик сталкивается с необходимостью
запоминать большое количество определений, правил, формул. И здесь очень легко
свернуть на опасную дорожку механического заучивания, «зубрежки», а это ну никак
не приведет к успешному решению задач. Как же быть в этом случае, как помочь
учащимся справиться с огромным объемом теории и при этом не потерять интереса к
математике? И ответ на этот вопрос я нахожу в своем давнем убеждении. Я не устаю
повторять и себе, и ученикам, и их родителям. Ценно лишь то, что добыто
собственными усилиями. Нельзя прийти на урок, как зрителю, послушать объяснение
учителя, и, не поучаствовав в процессе усвоения знаний, вдруг стать обладателем
всего объема представленного теоретического материала. И решать даже простейшие
задачи по изучаемой теме ученик с такими знаниями не сможет. И интерес к
предмету, безусловно, будет потерян. И это естественно. Никогда не будет являться
значимым материал, в освоении которого ученик не принял ни малейшего участия. А
вот обеспечить участие учащихся в освоении материала – это задача учителя. И
чтобы эти знания стали личным достижением и открытием учеников, я просто
открываю их вместе с учащимися заново, выступая в роли режиссера, который лишь
направляет поток размышлений учеников в нужное русло. Каждое определение мы
пытаемся сформулировать наиболее четко и емко, выслушивая предположения
учеников класса, оценивая их точность, полноту, отсутствие неоднозначности
понимания сказанного. Совместно сформулированное определение мы сравниваем с
тем, которое приведено в учебнике. С какой же радостью учащиеся обнаруживают,
что их утверждение соответствует приведенному авторами! Вот она, радость
открытия нового, того, во что вложено чтото свое.
И дальнейшее освоение материала идет уже гораздо легче. А все потому, что
уже зажегся огонек, жажда новых открытий сильнее, чем страх не освоить материал,
чтото не понять. Этот страх побежден силой приложенных усилий. И ребята
забывают, что материал, вообщето, сложный. Таким образом, в моей педагогической практике один из основных методов
работы – проблемнопоисковый. Что же еще дает ребятам такой метод работы,
кроме приобретенных знаний? Он дает им уверенность в том, что они смогут
усилиями собственной мысли решить любую задачу, которую поставит перед ними
жизнь. Ведь на уроках математики мы учим решать задачи, и проводим параллель с
задачами, которые приходится решать за пределами школьного кабинета. Ведь в
жизненных задачах, как и в математических, чтото нам дано, заранее известно, а что
то нужно найти, понять. А может это задача на доказательство? Может человек
должен доказать чтото самому себе? Как же это сделать? Да теми же методами, что
и при доказательстве теорем в геометрии: опираясь на известные аксиомы –
жизненные установки, делаем умозаключения. А может лучше воспользоваться
методом от противного? Тогда цепочка умозаключений обязательно приведет к
какомуто очевидному или явно противоречащему здравому смыслу итогу, и станет
ясно, верно начальное предположение гипотеза или нет. Так что решение задач на
уроках математики готовит пока еще ребенка к решению реальных жизненных задач.
Только внешне эти задачи различны, а основа у них одна – умение находить
причинноследственные связи, понимать, что из чего следует, какие события
взаимосвязаны между собой, а какие не имеют друг к другу никакого отношения.
В силу используемых методов работы одна из составляющих моего урока –
полилог. Такое общение, помимо решения основной образовательной задачи,
помогает наладить контакт между мной и моими учениками. Наверное, это
происходит потому, что я искренне участвую в обсуждении, ловлю каждую свежую
мысль, стараюсь выслушать каждого ученика, желающего высказаться, искренне
радуюсь их успеху. И, наверное, срабатывает цепная реакция, общая радость от
сделанного открытия передается каждому, и тем ее эффект усиливается. Так мои
ученики учатся получать удовольствие от занятий математикой. А ведь еще
Конфуций сказал: «Тот, кто знает Учение, уступает тому, кто находит в нем
удовольствие». И это действительно так. Ведь если мы выполняем какуюлибо
работу с удовольствием, да еще и в компании столь же увлеченных людей, и дело
спорится лучше, и сил на него появляется больше, да и потратить время на то, что
приносит радость и удовлетворение, не жалко.
И могу с уверенностью сказать, что вышесказанное утверждение Конфуция,
относится и к педагогической деятельности. Когда я еще только получала
педагогическое образование, одна моя знакомая учительница рассказала такую
историю. «Вчера была на открытом уроке в соседней школе. Опыта у меня хватает,
так что на таких мероприятиях пытаюсь не столько почерпнуть у молодежи
педагогические изыскания, сколько заразиться энтузиазмом». К слову сказать, меня
эта учительница была на 50 лет старше. «Так вот», продолжает она: «Вышла,
выжатая, как лимон! И методы работы учителя были замечательные, и плакаты она
использовала, и карточки детям раздавала. Вот только за весь урок ни разу не
улыбнулась, ни на одного ученика ласково не посмотрела. Тяжело, чувствовалось
напряжение. Так и хотелось ей сказать «Все хорошо, только улыбнись». Наверное,
именно тогда я поняла, почему я решила получить профессию учителя. Просто потому, что я люблю детей, мне нравиться находиться с ними вместе, обсуждать что
то, вести дискуссии, неважно, на уроке или вне его. И это любовь к детям – основа
моей деятельности, как учителя. Нет, не знание своего предмета, не владение
методами подачи информации, именно любовь. Потому как только она дает силы
осваивать новое, проводить работу над ошибками и добиваться поставленных целей.
Огромное влияние на мою педагогическую деятельность оказала Нелли
Власова. Нет, она не педагог по образованию и даже никогда не работала в школе.
Но, как часто бывает в жизни, мы находим ответы на свои вопросы там, где не
ожидаем их увидеть. А помогла она мне, когда я очередной раз пыталась найти ответ
на вопрос: «Как пробудить в детях желание учиться?» Ее ответ был прост:
«Перестаньте делать то, что вы делаете!» Отнести этот совет к какомуто методу
никак нельзя, ему нет названия в педагогике. Но я все же решила попробовать
воспользоваться этим советом, ведь вроде ничего сложного, я ничего не теряю. Как
же это оказалось непросто! Вопервых, потому что очень трудно реагировать на что
либо, не как всегда. В этот момент понимаешь, насколько действительно наши
реакции на определенные раздражители бессознательны. Ну, а вовторых, стал
понятен секрет метода, и никакой легкости он в себе не нес. Напротив, он насильно
толкал меня к дальнейшим действиям. Только если раньше я могла и не довести
поиски путей решения вопроса более действенным методом до конца, то теперь я
просто обязана была это сделать. Ведь вернуться к старому, не эффективному при
решении данного вопроса способу, я уже не имела права.
К сожалению, решение математических задач, особенно на начальном этапе
редко проходит без ошибок. То знак ученик не тот поставит, то пояснение к
действиям неточно напишет. Это, конечно, расстраивает ребят. На этом этапе просто
необходимо поддержать учащихся. На примерах из жизни великих людей, а иногда и
на собственных примерах, я показываю ребятам, что ошибки неизбежны, и их на пути
освоения нового допускают абсолютно все. И бояться ошибок не стоит. Но, в то же
время, нельзя относиться к ним пренебрежительно или вовсе не обращать на них
внимания. Ведь все рано или поздно будут осваивать какуюлибо профессию. И
только тот станет мастером своего дела, кто будет замечать такие же мелочи, какие
на данный момент встречаются в школьных математических задачах. Потому как
профессионализм – в мелочах. Зная, что мои ученики руководствуются этим
правилом, я могу быть уверена, что какую бы профессию в будущем ни выбрали мои
ученики, они станут настоящими профессионалами.
Эссе учителя математики
Эссе учителя математики
Эссе учителя математики
Эссе учителя математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.