Педагогическое эссе учителя математики первой квалификационной категории МБОУ Гимназии № 8 Никитовой-Рехлецкой Ирины Александровны. Эссе было представлено на конкурсе Учитель года в г. Новосибирске и заняло первое место. Эссе раскрывает особенности процесса воспитания и обучения детей учителем, увлеченным своей профессией.
Педагогическое эссе учителя математики первой квалификационной категории
МБОУ Гимназии № 8 НикитовойРехлецкой Ирины Александровны.
Все дети в детстве строят планы по поводу своей будущей профессии. И я не
исключение. В 4 года я твердо решила стать актрисой, благо мое детство было
насыщено выступлениями на сцене. В школьные годы мои каникулы стали наполнены
спектаклями театров моего родного города – Новосибирска. В этот период своей
жизни я уже была уверена, что стану режиссеромпостановщиком, и активно
тренировалась в своей будущей профессии. А в 9 классе в моей жизни появился
учитель, который научил меня, сам того не зная, любить детей. В 11 классе я уже
понимала, что хочу стать учителем, но мне не давал покоя вопрос: «А как же мои
мечты об актерской и режиссерской деятельности?». «А разве учитель не актер и не
режиссер в своем классе и на своих уроках?» ответила на мой вопрос мама. И на
этом все сомнения отпали. Сейчас я учитель математики с 15тилетним стажем, и
могу точно сказать, что впереди еще много интересных спектаклей, которые мы
поставим с самыми неординарными артистами моими учениками.
Не секрет, что, изучая математику, ученик сталкивается с необходимостью
запоминать большое количество определений, правил, формул. И здесь очень легко
свернуть на опасную дорожку механического заучивания, «зубрежки», а это ну никак
не приведет к успешному решению задач. Как же быть в этом случае, как помочь
учащимся справиться с огромным объемом теории и при этом не потерять интереса к
математике? И ответ на этот вопрос я нахожу в своем давнем убеждении. Я не устаю
повторять и себе, и ученикам, и их родителям. Ценно лишь то, что добыто
собственными усилиями. Нельзя прийти на урок, как зрителю, послушать объяснение
учителя, и, не поучаствовав в процессе усвоения знаний, вдруг стать обладателем
всего объема представленного теоретического материала. И решать даже простейшие
задачи по изучаемой теме ученик с такими знаниями не сможет. И интерес к
предмету, безусловно, будет потерян. И это естественно. Никогда не будет являться
значимым материал, в освоении которого ученик не принял ни малейшего участия. А
вот обеспечить участие учащихся в освоении материала – это задача учителя. И
чтобы эти знания стали личным достижением и открытием учеников, я просто
открываю их вместе с учащимися заново, выступая в роли режиссера, который лишь
направляет поток размышлений учеников в нужное русло. Каждое определение мы
пытаемся сформулировать наиболее четко и емко, выслушивая предположения
учеников класса, оценивая их точность, полноту, отсутствие неоднозначности
понимания сказанного. Совместно сформулированное определение мы сравниваем с
тем, которое приведено в учебнике. С какой же радостью учащиеся обнаруживают,
что их утверждение соответствует приведенному авторами! Вот она, радость
открытия нового, того, во что вложено чтото свое.
И дальнейшее освоение материала идет уже гораздо легче. А все потому, что
уже зажегся огонек, жажда новых открытий сильнее, чем страх не освоить материал,
чтото не понять. Этот страх побежден силой приложенных усилий. И ребята
забывают, что материал, вообщето, сложный.Таким образом, в моей педагогической практике один из основных методов
работы – проблемнопоисковый. Что же еще дает ребятам такой метод работы,
кроме приобретенных знаний? Он дает им уверенность в том, что они смогут
усилиями собственной мысли решить любую задачу, которую поставит перед ними
жизнь. Ведь на уроках математики мы учим решать задачи, и проводим параллель с
задачами, которые приходится решать за пределами школьного кабинета. Ведь в
жизненных задачах, как и в математических, чтото нам дано, заранее известно, а что
то нужно найти, понять. А может это задача на доказательство? Может человек
должен доказать чтото самому себе? Как же это сделать? Да теми же методами, что
и при доказательстве теорем в геометрии: опираясь на известные аксиомы –
жизненные установки, делаем умозаключения. А может лучше воспользоваться
методом от противного? Тогда цепочка умозаключений обязательно приведет к
какомуто очевидному или явно противоречащему здравому смыслу итогу, и станет
ясно, верно начальное предположение гипотеза или нет. Так что решение задач на
уроках математики готовит пока еще ребенка к решению реальных жизненных задач.
Только внешне эти задачи различны, а основа у них одна – умение находить
причинноследственные связи, понимать, что из чего следует, какие события
взаимосвязаны между собой, а какие не имеют друг к другу никакого отношения.
В силу используемых методов работы одна из составляющих моего урока –
полилог. Такое общение, помимо решения основной образовательной задачи,
помогает наладить контакт между мной и моими учениками. Наверное, это
происходит потому, что я искренне участвую в обсуждении, ловлю каждую свежую
мысль, стараюсь выслушать каждого ученика, желающего высказаться, искренне
радуюсь их успеху. И, наверное, срабатывает цепная реакция, общая радость от
сделанного открытия передается каждому, и тем ее эффект усиливается. Так мои
ученики учатся получать удовольствие от занятий математикой. А ведь еще
Конфуций сказал: «Тот, кто знает Учение, уступает тому, кто находит в нем
удовольствие». И это действительно так. Ведь если мы выполняем какуюлибо
работу с удовольствием, да еще и в компании столь же увлеченных людей, и дело
спорится лучше, и сил на него появляется больше, да и потратить время на то, что
приносит радость и удовлетворение, не жалко.
И могу с уверенностью сказать, что вышесказанное утверждение Конфуция,
относится и к педагогической деятельности. Когда я еще только получала
педагогическое образование, одна моя знакомая учительница рассказала такую
историю. «Вчера была на открытом уроке в соседней школе. Опыта у меня хватает,
так что на таких мероприятиях пытаюсь не столько почерпнуть у молодежи
педагогические изыскания, сколько заразиться энтузиазмом». К слову сказать, меня
эта учительница была на 50 лет старше. «Так вот», продолжает она: «Вышла,
выжатая, как лимон! И методы работы учителя были замечательные, и плакаты она
использовала, и карточки детям раздавала. Вот только за весь урок ни разу не
улыбнулась, ни на одного ученика ласково не посмотрела. Тяжело, чувствовалось
напряжение. Так и хотелось ей сказать «Все хорошо, только улыбнись». Наверное,
именно тогда я поняла, почему я решила получить профессию учителя. Простопотому, что я люблю детей, мне нравиться находиться с ними вместе, обсуждать что
то, вести дискуссии, неважно, на уроке или вне его. И это любовь к детям – основа
моей деятельности, как учителя. Нет, не знание своего предмета, не владение
методами подачи информации, именно любовь. Потому как только она дает силы
осваивать новое, проводить работу над ошибками и добиваться поставленных целей.
Огромное влияние на мою педагогическую деятельность оказала Нелли
Власова. Нет, она не педагог по образованию и даже никогда не работала в школе.
Но, как часто бывает в жизни, мы находим ответы на свои вопросы там, где не
ожидаем их увидеть. А помогла она мне, когда я очередной раз пыталась найти ответ
на вопрос: «Как пробудить в детях желание учиться?» Ее ответ был прост:
«Перестаньте делать то, что вы делаете!» Отнести этот совет к какомуто методу
никак нельзя, ему нет названия в педагогике. Но я все же решила попробовать
воспользоваться этим советом, ведь вроде ничего сложного, я ничего не теряю. Как
же это оказалось непросто! Вопервых, потому что очень трудно реагировать на что
либо, не как всегда. В этот момент понимаешь, насколько действительно наши
реакции на определенные раздражители бессознательны. Ну, а вовторых, стал
понятен секрет метода, и никакой легкости он в себе не нес. Напротив, он насильно
толкал меня к дальнейшим действиям. Только если раньше я могла и не довести
поиски путей решения вопроса более действенным методом до конца, то теперь я
просто обязана была это сделать. Ведь вернуться к старому, не эффективному при
решении данного вопроса способу, я уже не имела права.
К сожалению, решение математических задач, особенно на начальном этапе
редко проходит без ошибок. То знак ученик не тот поставит, то пояснение к
действиям неточно напишет. Это, конечно, расстраивает ребят. На этом этапе просто
необходимо поддержать учащихся. На примерах из жизни великих людей, а иногда и
на собственных примерах, я показываю ребятам, что ошибки неизбежны, и их на пути
освоения нового допускают абсолютно все. И бояться ошибок не стоит. Но, в то же
время, нельзя относиться к ним пренебрежительно или вовсе не обращать на них
внимания. Ведь все рано или поздно будут осваивать какуюлибо профессию. И
только тот станет мастером своего дела, кто будет замечать такие же мелочи, какие
на данный момент встречаются в школьных математических задачах. Потому как
профессионализм – в мелочах. Зная, что мои ученики руководствуются этим
правилом, я могу быть уверена, что какую бы профессию в будущем ни выбрали мои
ученики, они станут настоящими профессионалами.