Эссе учителя математики

  • Повышение квалификации
  • Особые потребности
  • docx
  • 01.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Педагогическое эссе учителя математики первой квалификационной категории МБОУ Гимназии № 8 Никитовой-Рехлецкой Ирины Александровны. Эссе было представлено на конкурсе Учитель года в г. Новосибирске и заняло первое место. Эссе раскрывает особенности процесса воспитания и обучения детей учителем, увлеченным своей профессией.
Иконка файла материала Н-Р Эссэ.docx
Педагогическое эссе учителя математики первой квалификационной категории МБОУ Гимназии № 8 Никитовой­Рехлецкой Ирины Александровны. Все дети в детстве строят планы по поводу своей будущей профессии. И я не исключение.   В   4   года   я   твердо   решила   стать   актрисой,   благо   мое   детство   было насыщено выступлениями на сцене. В школьные годы мои каникулы стали наполнены спектаклями театров моего родного города – Новосибирска. В этот период своей жизни   я   уже   была   уверена,   что   стану   режиссером­постановщиком,   и   активно тренировалась в своей будущей профессии. А в 9 классе в моей жизни появился учитель, который научил меня, сам того не зная, любить детей. В 11 классе я уже понимала, что хочу стать учителем, но мне не давал покоя вопрос: «А как же мои мечты об актерской и режиссерской деятельности?». «А разве учитель не актер и не режиссер в своем классе и на своих уроках?» ­ ответила на мой вопрос мама. И на этом все сомнения отпали. Сейчас я учитель математики с 15­тилетним стажем, и могу   точно   сказать,  что   впереди   еще   много   интересных   спектаклей,  которые   мы поставим с самыми неординарными артистами ­ моими учениками. Не   секрет,  что,  изучая   математику,  ученик   сталкивается  с  необходимостью запоминать большое количество определений, правил, формул. И здесь очень легко свернуть на опасную дорожку механического заучивания, «зубрежки», а это ну никак не приведет к успешному решению задач. Как же быть в этом случае, как помочь учащимся справиться с огромным объемом теории и при этом не потерять интереса к математике? И ответ на этот вопрос я нахожу в своем давнем убеждении. Я не устаю повторять   и   себе,   и   ученикам,   и   их   родителям.   Ценно   лишь   то,   что   добыто собственными усилиями. Нельзя прийти на урок, как зрителю, послушать объяснение учителя, и, не поучаствовав в процессе усвоения знаний, вдруг стать обладателем всего объема представленного теоретического материала. И решать даже простейшие задачи   по   изучаемой   теме   ученик   с   такими   знаниями   не   сможет.   И   интерес   к предмету, безусловно, будет потерян. И это естественно. Никогда не будет являться значимым материал, в освоении которого ученик не принял ни малейшего участия. А вот  обеспечить  участие учащихся  в  освоении  материала  –  это  задача  учителя.  И чтобы   эти   знания   стали   личным   достижением   и   открытием   учеников,   я   просто открываю их вместе с учащимися заново, выступая в роли режиссера, который лишь направляет поток размышлений учеников в нужное русло. Каждое определение мы пытаемся   сформулировать   наиболее   четко   и   емко,   выслушивая   предположения учеников   класса,   оценивая   их   точность,   полноту,   отсутствие   неоднозначности понимания сказанного. Совместно сформулированное определение мы сравниваем с тем, которое приведено в учебнике. С какой же радостью учащиеся обнаруживают, что   их   утверждение   соответствует   приведенному   авторами!   Вот   она,   радость открытия нового, того, во что вложено что­то свое. И дальнейшее освоение материала идет уже гораздо легче. А все потому, что уже зажегся огонек, жажда новых открытий сильнее, чем страх не освоить материал, что­то   не   понять.   Этот   страх   побежден   силой   приложенных   усилий.   И   ребята забывают, что материал, вообще­то, сложный.Таким образом, в моей педагогической практике один из основных методов работы   –   проблемно­поисковый.   Что   же   еще   дает   ребятам   такой   метод   работы, кроме   приобретенных   знаний?   Он   дает   им   уверенность   в   том,   что   они   смогут усилиями собственной мысли решить любую задачу, которую поставит перед ними жизнь. Ведь на уроках математики мы учим решать задачи, и проводим параллель с задачами,  которые   приходится   решать   за   пределами   школьного   кабинета.  Ведь   в жизненных задачах, как и в математических, что­то нам дано, заранее известно, а что­ то  нужно  найти,  понять. А  может  это  задача   на  доказательство?  Может  человек должен доказать что­то самому себе? Как же это сделать? Да теми же методами, что и   при   доказательстве   теорем   в   геометрии:   опираясь   на   известные   аксиомы   – жизненные   установки,   делаем   умозаключения.   А   может   лучше   воспользоваться методом   от   противного?   Тогда   цепочка   умозаключений   обязательно   приведет   к какому­то очевидному или явно противоречащему здравому смыслу итогу, и станет ясно, верно начальное предположение ­ гипотеза или нет. Так что решение задач на уроках математики готовит пока еще ребенка к решению реальных жизненных задач. Только   внешне   эти   задачи   различны,   а   основа   у   них   одна   –   умение   находить причинно­следственные   связи,   понимать,   что   из   чего   следует,   какие   события взаимосвязаны между собой, а какие не имеют друг к другу никакого отношения. В силу используемых методов работы одна из составляющих моего урока – полилог.   Такое   общение,   помимо   решения   основной   образовательной   задачи, помогает   наладить   контакт   между   мной   и   моими   учениками.   Наверное,   это происходит потому, что я искренне участвую в обсуждении, ловлю каждую свежую мысль,   стараюсь   выслушать   каждого   ученика,   желающего   высказаться,   искренне радуюсь   их   успеху.   И,   наверное,   срабатывает   цепная   реакция,   общая   радость   от сделанного открытия передается каждому, и тем ее эффект усиливается. Так мои ученики   учатся   получать   удовольствие   от   занятий   математикой.   А   ведь   еще Конфуций   сказал:   «Тот,   кто   знает   Учение,   уступает   тому,   кто   находит   в   нем удовольствие».   И   это   действительно   так.   Ведь   если   мы   выполняем   какую­либо работу с удовольствием, да еще и в компании столь же увлеченных людей, и дело спорится лучше, и сил на него появляется больше, да и потратить время на то, что приносит радость и удовлетворение, не жалко. И могу с уверенностью сказать, что вышесказанное утверждение Конфуция, относится     и   к   педагогической   деятельности.   Когда   я   еще   только   получала педагогическое   образование,   одна   моя   знакомая   учительница   рассказала   такую историю. «Вчера была на открытом уроке в соседней школе. Опыта у меня хватает, так   что   на   таких   мероприятиях   пытаюсь   не   столько   почерпнуть   у   молодежи педагогические изыскания, сколько заразиться энтузиазмом». К слову сказать, меня эта   учительница   была   на   50   лет   старше.   «Так   вот»,   ­   продолжает   она:   «Вышла, выжатая, как лимон! И методы работы учителя были замечательные, и плакаты она использовала,   и   карточки   детям   раздавала.   Вот   только   за   весь   урок   ни   разу   не улыбнулась, ни на одного ученика ласково не посмотрела. Тяжело, чувствовалось напряжение. Так и хотелось ей сказать «Все хорошо, только улыбнись». Наверное, именно   тогда   я   поняла,   почему   я   решила   получить   профессию   учителя.   Простопотому, что я люблю детей, мне нравиться находиться с ними вместе, обсуждать что­ то, вести дискуссии, неважно, на уроке или вне его. И это любовь к детям – основа моей   деятельности,   как   учителя.   Нет,   не   знание   своего   предмета,   не   владение методами подачи информации, именно любовь. Потому как только она дает силы осваивать новое, проводить работу над ошибками и добиваться поставленных целей. Огромное   влияние   на   мою   педагогическую   деятельность   оказала   Нелли Власова. Нет, она не педагог по образованию и даже никогда не работала в школе. Но,  как  часто  бывает в жизни, мы находим ответы  на свои  вопросы  там, где  не ожидаем их увидеть. А помогла она мне, когда я очередной раз пыталась найти ответ на   вопрос:   «Как   пробудить   в   детях   желание   учиться?»   Ее   ответ   был   прост: «Перестаньте делать то, что вы делаете!» Отнести этот совет к какому­то методу никак   нельзя,   ему   нет   названия   в   педагогике.   Но   я   все   же   решила   попробовать воспользоваться этим советом, ведь вроде ничего сложного, я ничего не теряю. Как же это оказалось непросто! Во­первых, потому что очень трудно реагировать на что­ либо,     не   как   всегда.   В   этот   момент   понимаешь,   насколько   действительно   наши реакции   на   определенные   раздражители   бессознательны.   Ну,   а   во­вторых,   стал понятен секрет метода, и никакой легкости он в себе не нес. Напротив, он насильно толкал меня к дальнейшим действиям. Только если раньше я могла и не довести поиски путей решения вопроса более действенным методом до конца, то теперь я просто обязана была это сделать. Ведь вернуться к старому, не эффективному при решении данного вопроса способу, я уже не имела права. К сожалению, решение математических задач, особенно на начальном этапе редко   проходит   без   ошибок.   То   знак   ученик   не   тот   поставит,   то   пояснение   к действиям неточно напишет. Это, конечно, расстраивает ребят. На этом этапе просто необходимо поддержать учащихся. На примерах из жизни великих людей, а иногда и на собственных примерах, я показываю ребятам, что ошибки неизбежны, и их на пути освоения нового допускают абсолютно все. И бояться ошибок не стоит. Но, в то же время, нельзя относиться к ним пренебрежительно или вовсе не обращать на них внимания.   Ведь   все   рано   или   поздно   будут   осваивать   какую­либо   профессию.   И только тот станет мастером своего дела, кто будет замечать такие же мелочи, какие на данный момент встречаются в школьных математических задачах. Потому как профессионализм   –   в   мелочах.   Зная,   что   мои   ученики   руководствуются   этим правилом, я могу быть уверена, что какую бы профессию в будущем ни выбрали мои ученики, они станут настоящими профессионалами.