21 век – Век Высоких Технологий, сделавший быт комфортным и нетрудоемким. Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, формы и методы работы, но и наши ученики, родители и, конечно, педагоги. Раньше задача учителя заключалась, в основном, в том, чтобы передать ученикам определенную сумму знаний, проверить, степень их усвоения, оценить успеваемость и качество знаний.
Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача — создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов.Конкурсное эссе
Эссе Шмаргун Г.И.doc
Эссе на тему:
«Успешный учитель успешные ученики!».
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно
любить то, что преподаешь, и любить тех, кому
преподаешь.
Ключевский В.О
21 век – Век Высоких Технологий, сделавший быт комфортным и нетрудоемким. Изменения,
происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились
не только программы, учебники, формы и методы работы, но и наши ученики, родители и, конечно,
педагоги. Раньше задача учителя заключалась, в основном, в том, чтобы передать ученикам
определенную сумму знаний, проверить, степень их усвоения, оценить успеваемость и качество
знаний.
Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача — создать
условия для развития творческих способностей, развивать у учеников
стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно
мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию
к изучению предметов.
Массовое производство компьютеров обеспечило интенсификацию
и наглядность учебного процесса. Всемирная паутина предоставляет
широкий спектр услуг: электронная почта, новости из первых уст, быстрый
доступ к любой информации. Все это, несомненно, является необходимым современному
преподавателю, от которого требуется широкий кругозор, выходящий далеко за рамки его
предмета. Динамичность жизни в 21 веке требует сжатой, но емкой подачи информации. Вот
почему преподаватель сегодня всегда “на гребне волны”. Лишь одна черта осталась неизменной:
учительвоин. Только его оружие – это не меч, как в древности, а слово. Он воин за душу ребенка.
И успех в этой борьбе зависит не только от его собственных усилий, но и от окружающей
действительности: семьи, сверстников.
Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит
от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся
научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними
учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе
изучения материала. У выпускника современной школы должны быть
сформированы готовность и способность творчески мыслить,
находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е.
выпускник должен быть конкурентоспособным.
Внося изменения в систему среднего образования, нужно удержаться
от реформирования ради реформ, чтобы не приносить в жертву какимто
посторонним соображениям здоровье учащихся и их любовь к школе. Если
бы образование реформировали непосредственно те, кто в нём работает, и
родители, которые прямо заинтересованы в конструктивных изменениях,
то тогда чтонибудь хорошее из этого и получилось бы. Никакая реформа
не будет иметь успеха если мы начнём
разбазаривать то, что уже есть, в надежде создать чтото новое. На пути к надежде не надо
разрушать реальность. А в реальности в нашей стране ещё действует хорошая система
математического образования.
Многие сейчас считают, что, отстаивая школьное математическое образование, математики
думают о своих интересах. И вовсе это не так. Как раз самые бескорыстные среди математиков
идут работать в школу, получая за свой нелёгкий труд весьма скромное материальное
вознаграждение.
Новая система оплаты труда, как нам стало понятно, ни в коей мере не направлена на
улучшение материального положения учителя. Школы разделили на категории, чем больше
учеников в школе, тем выше оклад, а что, в других школах меньше работать будут? Может уроков
меньше проведут? Сейчас в обществе культивируется образ «не хорошего» учителя: он и ругает, и чегото требует, и «не входит в положение». Но никто не имеет представления о том, как работает
учитель.
Перед уроками и после ежедневные дополнительные занятия с теми,
кто хочет чтонибудь повторить или исправить отметку. Потом уроки,
проверка тетрадей, затем дополнительные занятия с неуспевающими. Домой
приходишь 2 часа и более написание конспектов на следующий день. Сейчас
элективные курсы ввели в 9 классе, это не совсем уроки, это требует другой
подготовки.
Если новая система оплаты прижмёт и так не очень большой отряд
оставшихся учителей – энтузиастов, то кто их заменит? Где очередь из желающих работать в
школе?
Достаточно много критических соображений возникает и в связи со школьными учебниками.
Конечно, никто не должен ограничивать творчество создателей учебной книги. Но к списку
Федерального комплекта учебников стоило бы подойти более требовательно. Всё приводит к тому,
что сохраняется ориентация на старые проверенные временем учебники.
Видя все эти сложности, учителя математики не должны
самоустраняться от их преодоления. Нельзя ожидать, что ктото вместо
нас отстоит математическое образование. Но в борьбе за него нужно и
самим подстраиваться под меняющийся мир.
Важным и чрезвычайно тонким моментом учебновоспитательного
процесса, как для учителя, так и для ученика является контроль знаний.
Контроль – составная часть процесса обучения и обеспечивает учителю получение информации о
ходе познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, а ученикам – получение
информации о своих успехах.
Математические диктанты – хорошо известная форма контроля
знаний. И я её применяю в своей деятельности. Я сама, или при помощи
проектора, задаю детям вопросы, а они записывают под номерами краткие
на них ответы. Как правило, ребятам трудно воспринимать задания на
слух. Но со временем они овладевают и этим навыком. А ценность такого
умения неоспорима. Иногда слуховому восприятию нужно помочь. Для этого одновременно с
чтением задания делаю запись или чертёж на доске. Прежде чем перейти к объяснению нового
материала, целесообразно убедиться, что предыдущая порция знаний учащимися усвоена.
Традиционная методика рекомендует в этом месте педагогического процесса организовать опрос
учащихся. Считаю, что опрос, как форма проверки знаний, неэффективен, и прежде всего потому,
что для большей части учащихся ответ одноклассника у доски или с места вовсе не помогает
повторить ранее изученное.
В последнее время среди учителей часто наблюдается явление, которое раньше называли
натаскиванием по учебнику. Иначе говоря, чаще слали работать по принципу: «Делай вот так!
Делай по образцу!» Это приводит к тому, что, встречаясь с новым заданием, большинство учащихся
начинают искать аналогичное задание в качестве шаблона. А ведь математическая деятельность,
как и любая другая, должна начинаться с мотивации, которая даёт возможность увидеть причины,
побуждающие поступать так, а не иначе, помогает нащупать пути решения, способствует
облегчению поставленной задачи. Я своим ученикам говорю такие слова Д. Пойа «…если вы хотите
научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте
их!».
Современные условия жизни требуют от учащегося
самостоятельности в принятии решений, приобретении знаний и
творческого подхода в их применении. Основы этого закладываются
школьным образованием. Между тем традиционная система
образования исключает ученика из процесса контроля за своими
учебными достижениями – учитель, управляя деятельностью ученика, берёт на себя все функции
контроля. Та методика, которой я пользуюсь, позволяет включить учащегося в процесс контроля за
своими учебными достижениями на каждом этапе обучения. А если ученик умеет анализировать
свои результаты, то повышается качество знаний. Главная задача состоит не в том, чтобы дать
успешности обучения экспертную оценку, а чтобы стимулировать ученика к самоанализу своих
знаний, умений и навыков, к осмыслению и принятию решений для дальнейшего продвижения в учёбе. Для этого на уроках я использую технологические карты. При работе с технологическими
картами ребята придерживаются следующего порядка: ознакомление с критериями знаний и
умений по изучаемой теме;
выбор уровня сложности заданий;
самооценка знаний;
выполнение заданий;
экспертная оценка учителя;
самоанализ;
итоговый результат.
На уроке, предшествующем работе с технологической
картой, нужно повторить контролируемый учебный материал.
После чего учащиеся выставляют самооценку. Оценивая себя,
ребята задумываются над уровнем своих знаний по изучаемой
теме. А после выставления экспертной оценки учащиеся
проводят самоанализ. Иногда в качестве домашнего задания я
даю ребятам сделать рефлексию. Вот один из вариантов:
Что делал правильно?
Что делал неправильно? Почему?
Что было легко сделать? Почему?
Сколько раз двигался наугад и менял свои ошибочные действия на другие? Что помогло
исправиться?
Учителя нередко задают вопрос: «Зачем тратить время на исследовательскую работу, если
часы на изучение предмета и так сокращаются, а программа при этом уплотняется и расширяется?»
У каждого учителя увлекающегося исследовательской деятельностью, наверняка есть свой ответ на
этот вопрос. Мне кажется, что именно данный вид деятельности в наибольшей степени
способствует формированию и развитию личности ребёнка. Успех обеспечивается правильной
организацией работы с учётом возможностей учеников. Овладение необходимыми навыками
должно происходить поэтапно.
Практические и лабораторные работы играют заметную роль, поскольку часто ослабленные
дети хорошо запоминают только то, над чем потрудились их руки. Если ученик чтото рисовал,
чертил, закрашивал, вырезал, то это чтото само по себе становится опорой для его памяти.
ИКТ является неотъемлемой частью сферы образования.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики
заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к
изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении
всего урока. Использование ИКТ является эффективным методом
обучения и таким методическим приёмом, который активизирует
мысль школьников, стимулирует их к самостоятельному
приобретению знаний.
В своей работе я стараюсь изжить устаревший взгляд на самостоятельную работу, как на
работу, связанную исключительно с закреплением, повторением изученного и с контролем над
усвоением. Стараюсь использовать разнообразные виды самостоятельной работы для активизации
учебной деятельности учащихся, воспитания у них активности, самостоятельности мышления,
умения применять знания в процессе обучения.
По характеру учебной самостоятельной деятельности можно
выделить 4 уровня. Первый уровень простейшая воспроизводящая
самостоятельность. Этот уровень проявляется при выполнении
простого воспроизведения имеющихся знаний. Второй уровень
проявляется в умении из нескольких правил выбрать одно и
использовать в решении. На данном уровне учащийся показывает
умение производить мыслительные операции, такие как сравнение,
анализ. Третий уровень – частично – поисковый. На этом уровне
проявляется умение из имеющихся правил формировать обобщённые способы для решения более
широкого гласа задач. В деятельности ученика на этом уровне значительное место занимает
контроль результатов. Четвёртый уровень – творческая самостоятельность. Этот вид
самостоятельности
кружках,факультативах,олимпиадах.
проявляется
чаще
на Одинаково проводимые самостоятельные работы снижают интерес, замедляют скорость
выполнения.
Важную роль в развитии ученика играют предметные олимпиады. Они способствуют
выявлению наиболее одарённых детей.
Важно всегда помнить, что любая олимпиада – это праздник, радостное событие, которое должно
стать для школьников и нас учителей стимулом для напряжённой работы в течение всего года.
В работе каждого учителя есть трудная,
классным руководителем.
нагрузкой к своей преподавательской деятельности,
самой главной.
руководителя,
структурным звеном в школе является класс.
но очень важная миссия быть
Одни учителя считают эту работу дополнительной
другие называют ее
как бы ни была трудна работа классного
основным
Я считаю,
несомненно,
поскольку
нужна
она
детям,
Чтобы процесс воспитания проходил
успешно,
безболезненно для ребёнка, вокруг него должна быть создана
такая атмосфера, где ребенку будет также хорошо и уютно,
как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться
настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно
приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог
школы, почувствовал, что в школе его ждут.
Одной из важных задач для меня является воспитание
жизнестойкой, жизнеспособной
личности.
Поэтому считаю,
основной смысл воспитательной работы – подготовить своих
учеников к будущей самостоятельной жизни. Выработать у них
стойкие жизненные позиции,
здоровую,
конкурентоспособную личность. Я считаю, что формирование такой
личности возможно лишь в том случае если в ребенка вложены
основные принципы духовнонравственного воспитания.
сформировать
Чтобы идти в ногу со временем, я стараюсь участвовать во
всевозможных мероприятиях и конкурсах, являюсь членом методического объединения в районе.
В 2010, 2012, 2013 и 2014 годах участвовала во всероссийском конкурсе учителей физики,
математики, химии и биологии, где стала лауреатом в номинации «МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ», в 2011
году участвовала в конкурсе лучших педагогических работников краевых государственных и
муниципальных образовательных учреждений на получение денежного поощрения Администрации
края и вновь стала лауреатом в номинации «МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ», в 2013 году
участвовала в конкурсе «Педагогическое мастерство», участник открытого Всероссийского
конкурса «Лучшая методическая разработка 2012»; участник краевого конкурса «Мой выбор –
Регион 22» (2013г.); участник открытого Всероссийского творческого дистанционного конкурса
Эссе с международным участием «Новаторство» (2013г.); участник Общероссийского конкурса
«Творчество, талант, успех» номинация: «Мои педагогические достижения» (2014г.). Делегат
второго съезда «Ассоциации молодых специалистов» в Алтайском крае (2013 г.). А так же вместе с
родителями, сестрой и братом участвовали и заняли призовое место в районном и краевом
конкурсе «Семья созвездие талантов». Мои ученики постоянно принимают участие в конкурсах,
олимпиадах, различных мероприятиях школьного, районного, краевого и всероссийского уровня. И
показывают хорошие результаты. В 2010 учебном году одна из моих учениц шестого класса
Павлова Инна заняла
I место в районе и I место в крае в «Молодёжном чемпионате по
математике», и получила диплом федерального победителя III степени, в 2011 году ученик
седьмого класса Курбаков Семён получил диплом федерального победителя II степени в
«Молодёжном чемпионате по математике» и занял 5 место в крае по Кенгуру, а ученица восьмого
класса Малахова Ульяна заняла III место в районной олимпиаде по химии, в 2012 году Коваленко
Павел, Курбаков Семён и Еремеев Вадим заняли призовые места в «Молодёжном чемпионате по
математике». В 2010 году прошла курсы в АКИПРО по теме: «Реализация компетентностного
подхода в современной школе» в объёме 72 часов. «Развитие информационной компетентности
педагогов общеобразовательных учреждений в условиях введения ФГОС ООО», АКИПКРО, 12
часов, 2013г., «Эффективная работа преподавателя», Национальный открытый университет «Интуит», 72 часа, 2014г., «Введение в практическое тестирование» Национальный открытый
университет «Интуит», 72 часа, 2014г.
И в заключении хочется сказать словами Пирогова Н.И:
«Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им
сообщается изучаемое. Самые обыкновенные и ежедневные предметы, хорошо и искусно
внушенные ребенку, для него в сто крат полезнее в будущем, чем высокие истины, худо
уложенные и нисколько не приноровленные к его понятиям».
Эссе "Успешный учитель - успешный ученик"
Эссе "Успешный учитель - успешный ученик"
Эссе "Успешный учитель - успешный ученик"
Эссе "Успешный учитель - успешный ученик"
Эссе "Успешный учитель - успешный ученик"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.