Помазкова Любовь Миновна
Учитель географии МОУ «Школа №3» им. Н. Островского, г. Черемхово, Иркутской области.
Взаимосвязь традиций и новаций в географическом образовании
Урок – «клетка» педагогического процесса.
В нём, как солнце в капле воды, отражаются
все его стороны. Если не вся, то значительная
часть педагогики концентрируется в уроке.
М.Н. Скаткин.
«Когда я был молод, и моё воображение не знало границ, я мечтал изменить мир.
Когда я повзрослел и стал мудрее, я понял, что мир изменить не смогу. И тогда я решил умерить свои желания и сосредоточиться на собственной стране. Но и в стране мне ничего не удалось изменить.
На закате дней я из последних сил попытался изменить хотя бы что-нибудь в своей семье, изменить самых близких мне людей, но увы, и они меня обманули.
И вот, лёжа на смертном одре, я наконец-то понял (в первый раз в своей жизни), что если бы я изменился сам, тогда, возможно, следуя моему примеру, изменилась моя семья, и с её поддержкой и одобрением я мог бы изменить к лучшему мою страну, и, кто знает, может быть, и весь мир»
Из этой притчи я для себя сделала вывод, что особенно сейчас в свете перехода на новые образовательные стандарты нам необходимо в первую очередь измениться самим, изменить свои взгляды на построение урока, на выбор методов и форм. Произошли изменение как в содержательной части комплексного подхода к изучению территории, гуманитарной и экологической составляющих. Так и в методологической части произошел переход к новым педагогическим технологиям, освоению деятельностного и компетентностного подходов. В числе обязательных источников географической информации теперь присутствуют ресурсы Интернета.
В программе по географии в свете требований стандартов второго поколения справедливо отмечается, что в системе основного образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарного научного знания.
Много лет назад перед учебным годом, да и перед каждым уроком в мыслях прокручивалось как лучше провести урок, какие выбрать формы проведения, как меня встретят ученики, что я им скажу. Прошли годы, но и теперь перед каждым уроком меня посещают такие же мысли. И чем больше я узнаю, тем кажется, что я многого ещё не знаю.
Стремление к познанию – это творчество учителя, его оригинальные идеи и поиск, поиск чего-то нового с одной только целью зажечь «огонёк» познания в сердцах детей, чтобы впоследствии он перерос в пламя желаний узнавать больше и глубже, двигаться, вперёд преодолевая преграды. «Есть желание, есть тысячи возможностей. Нет желания, есть тысячи причин». Эти слова можно отнести как ученикам, так и к учителям. И поэтому самое главное, чтобы было желание измениться самим и тогда всё получиться. И самое главное организовать интересный урок;
- используя активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
- организовать самостоятельный поиск путей и вариантов решения поставленной учебной задачи. Одним словом, включить детей в продуктивную творческую деятельность.
Просто: видеть необычное в обычном, отходить от стандартных методов решения, находить оригинальные идеи, придумывать новое, т.е. подходить к решению любой задачи творчески.
Действительно, задача учителя сделать подачу знаний на уроке привлекательной для ребенка, так как урок — это процесс саморазвития, самосовершенствования и главное найти (и не бояться ошибиться) выход, применяя его на себя.
Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.