"Эстрадная поэзия". Обращение. Междометие.
Оценка 4.8

"Эстрадная поэзия". Обращение. Междометие.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература +1
10 кл—11 кл
13.03.2019
"Эстрадная поэзия". Обращение. Междометие.
Разработка урока русского языка и литературы на тему "Эстрадная поэзия". Обращение. Междометие. Урок предназначен для учащихся 10-11 классов, а также для студентов 1 курса. Цель урока: доказать существование преемственности между русской поэзией разных эпох; выявить относительность и подвижность границ литературных направлений.
2 урок.docx
Урок 9.   «Эстрадная поэзия». Обращение. Междометие. Цель   урока:  доказать   существование   преемственности   между   русской   поэзией   разных эпох, выявить относительность и подвижность границ литературных направлений; углубить представления учащихся о романтическом мировосприятии и романтической образности; доказать   органическую   взаимосвязь   жанра   авторской   песни   с   эпохой   его   расцвета   – «оттепелью» 50­х – 60­х гг XX века. Задачи урока: ­   повторить   важнейшие   элементы   романтизма   как   мировосприятия   и   романтической эстетики   (обостренное   чувство   идеала,   противопоставление   идеала   действительности, одинокий   и   страдающий   романтический   герой,   повышенная   авторская   субъективность, принцип недосказанности и сотворчества, ирония, метафоричность и т.д.); ­ отметить связь романтической культуры с кризисными эпохами истории; ­ обнаружить черты романтизма в текстах авторских песен; ­   сосредоточить   внимание   учащихся   на   ключевых   романтических   образах   современной песенной поэзии (дорога, мечта, ночь и т.д.). ХОД УРОКА: I . Эпиграф На отраженье в зеркале смотрю почти панически, Но в памяти слабеющей покоятся, светлы, Мои шестидесятые, где свет в Политехническом, Мои шестидесятые, где буйствуют «битлы». В. Егоров I. Орг. момент.  II. Ассоциации к слову «КОНФЛИКТ» Слово преподавателя. Конфликт лиризма и гражданственности поэзии, возникший еще в XIX веке, получает свое продолжение в русской поэзии 50­х – 60­х годов XX века: поэзия разделяется на «тихую» и «эстрадную». Правда и искренность – два важнейших творческих импульса в литературе «оттепели». Они   привнесли   в   поэзию   антитоталитарный   пафос   и   реабилитировали   частную   жизнь человека. «Эстрадная» поэзия стала зеркалом «шестидесятых». III.  Работа по основной теме урока Повторение 1. Расскажите о романтизме как литературном направлении.  2. Где и когда он возник? Каковы его основные черты? 3. Назовите важнейшие элементы романтического мировосприятия и романтической эстетики. 4. Как романтическая культура связана с кризисными эпохами истории? 5. Какие поэты собирались в Политехническом институте в начале XX века? Можно ли   говорить   о   некой   преемственности,   существующей   между   символистами   и «эстрадниками»? 2) Беседа ­ Как вы думаете, какие исторические события и социальные перемены, происходившие в стране с середины 50­х годов, могли повлиять на литературный процесс? ­ Каким было состояние литературы в преддверии XX съезда КПСС? ­ Используя материалы, подготовленные дома, расскажите об «оттепели» в литературе. Расскажите   о   группе   «Мы   –   молодые».   Кто   в   нее   входил?   Почему   при   определенном различии идейных и эстетических установок общей для всей литературной группы была ориентация   на   духовную   свободу   личности,   размышления   о   праве   свободного   выбора, «праве на себя»? ­ Почему поэзию группы «Мы – молодые» называют «эстрадной» поэзией? IV.  Работа с текстами произведений Работа в группах (4 ­5 человек) Задания для 1­ой группы – стихотворения Б. Окуджавы «Молитва» и «Песенка о комсомольской богине». Молитва ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет, Господи, дай же ты каждому, чего у него нет: мудрому дай голову, трусливому дай коня, дай счастливому денег… И не забудь про меня. Пока Земля еще вертится – Господи, твоя                             Я знаю: ты все умеешь, я верую в мудрость твою, как верит солдат убитый, что он проживает в раю, как верит каждое ухо тихим речам твоим, как веруем и мы сами, не ведая, что творим! Господи мой Боже, зеленоглазый мой! Пока Земля еще вертится, и это ей странно самой, пока ей еще хватает времени и огня, дай же ты всем понемногу… И не забудь про меня. Песенка о комсомольской богине ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Я смотрю на фотокарточку: две косички, строгий взгляд, и мальчишеская курточка, и друзья кругом стоят. За окном все дождик тенькает: там ненастье во дворе. Но привычно пальцы тонкие прикоснулись к кобуре. Вот скоро дом она покинет, вот скоро вспыхнет гром кругом, но комсомольская богиня… Ах, это, братцы, о другом! На углу у старой булочной, там, где лето пыль метет, в синей маечке­футболочке комсомолочка идет. А ее коса острижена в парикмахерской лежит. Лишь одно колечко рыжее на виске ее дрожит. И никаких богов в помине, лишь только дела гром кругом, но комсомольская богиня… Ах, это, братцы, о другом! Задание № 1. Выразительно прочитайте стихотворения. Задание № 2. Найдите в приведенных стихотворениях элементы романтической эстетики и романтического мировосприятия, выделите черты, присущие «эстрадной» поэзии. Задание   для   2­ой   группы   –   стихотворения   А.   Вознесенского   «Баллада   точки», «Параболическая баллада». Параболическая баллада ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Судьба, как ракета, летит по параболе. Обычно – во мраке и реже – по радуге. Жил огненно­рыжий художник Гоген, Богема, а в прошлом – торговый агент. Чтоб в Лувр королевский попасть из Монмартра, Он дал кругаля через Яву с Суматрой! Унесся, забыв сумасшествие денег, Кудахтанье жен, духоту академий. Он преодолел тяготенье земное. Жрецы гоготали за кружкой пивною: «Прямая – короче, парабола – круче, Не лучше ль скопировать райские кущи?» А он уносился ракетой ревущей Сквозь ветер, срывающий фалды и уши. И в Лувр он попал не сквозь главный порог – Параболой гневно пробив потолок! Идут к своим правдам, по­разному храбро, Червяк – через щель, человек – по параболе. Жила­была девочка рядом в квартале. Мы с нею учились, зачеты сдавали. Куда ж я уехал? и черт меня нес Меж грузных тбилисских двусмысленных звезд! Прости мне дурацкую эту параболу. Простывшие плечики в черном парадном… О, как ты звенела во мраке Вселенной Упруго и прямо – как прутик антенны! А я все лечу, приземляясь по ним – Земным и озябшим твоим позывным. Как трудно дается нам эта парабола! Сметая каноны, прогнозы, параграфы, Несутся искусство, любовь и история – По параболической траектории! В Сибирь уезжает он нынешней ночью. А может быть, все же прямая – короче? Баллада точки ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ «Баллада? О точке? О смертной пилюле? Балда! Вы забыли о пушкинской пуле! Что ветры свистали, как в дыры кларнета, В пробитые головы лучших поэтов. Стрелою пронзив самодурство и свинство, К потомкам неслась траектория свиста! И не было точки. А было – начало. Мы в землю уходим, как в двери вокзала. И точка тоннеля, как дуло, черна… В бессмертье она? Иль в безвестность она? Нет смерти. Нет точки. Есть путь нулевой – Вторая проекция той же прямой. В природе по смете отсутствует точка. Мы будем бессмертны. И это – точно! Задание № 1. Выразительно прочитайте стихотворения. Задание № 2. Найдите в текстах стихотворений элементы «эстрадной» поэзии, отметьте черты романтизма и романтической эстетики. Что сближает поэзию А. Вознесенского с творчеством поэтов «серебряного века»? Задание   для   3­ей   группы:   стихотворения   В.   С.   Высоцкого   «Мосты   сгорели, углубились броды…» и «Лирическая». Владимир Высоцкий ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Мосты сгорели, углубились броды, И тесно – видим только черепа, И перекрыты выходы и входы, И путь один – туда, куда толпа. И парами коней, привыкших к цугу, Наглядно доказав, как тесен мир, Толпа идет по замкнутому кругу – И круг велик, и сбит ориентир. Течет под дождь попавшая палитра, Врываются галопы в полонез, Нет запахов, цветов, тонов и ритмов, И кислород из воздуха исчез. Ничье безумье или вдохновенье Круговращенье это не прервет. Но есть ли это – вечное движенье, Тот самый бесконечный путь вперед? Лирическая ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Здесь лапы у елей дрожат на весу, Здесь птицы щебечут тревожно. Живешь в заколдованном диком лесу, Откуда уйти невозможно. Пусть черемухи сохнут бельем на ветру, Пусть дождем опадают сирени… Все равно я отсюда тебя заберу Во дворец, где играют свирели. Твой мир колдунами на тысячи лет Укрыт от меня и от света. И думаешь ты, что прекраснее нет, Чем лес заколдованный этот. Пусть на листьях не будет росы поутру, Пусть луна с небом пасмурным в ссоре, ­ Все равно я отсюда тебя заберу В светлый терем с балконом на море. В какой день недели, в котором часу Ты выйдешь ко мне осторожно? Когда я тебя на руках унесу Туда, где найти невозможно? Украду, если кража тебе по душе, ­ Зря ли я столько сил разбазарил? Соглашайся хотя бы на рай в шалаше, Если терем с дворцом кто­то занял! Задание № 1. Выразительно прочитайте стихотворения. Задание № 2. Найдите в текстах стихотворений элементы романтической поэзии, отметьте признаки «эстрадности» и авторской песни. Задание   для   4­ой   группы:   стихотворения   Е.   Евтушенко   «Со   мною   вот   что происходит…», «Людей неинтересных в мире нет…». Людей неинтересных в мире нет …. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как истории планет. У каждой все особое, свое, и нет планет, похожих на нее. А если кто­то незаметно жил и с этой незаметностью дружил, он интересен был среди людей самой неинтересностью своей. У каждого – свой тайный личный мир. Есть в этом мире самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час, но это все неведомо для нас. И если умирает человек, с ним умирает первый его снег, и первый поцелуй, и первый бой… Все это забирает он с собой. Да, остаются книги и мосты, машины и художников холсты, да, многому остаться суждено, но что­то ведь уходит все равно! Таков закон безжалостной игры. Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных. А что мы знали, в сущности, о них? Что знаем мы про братьев, про друзей, Что знаем о единственной своей? И про отца родного своего, мы, зная все, не знаем ничего. Уходят люди… Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять от этой невозвратности кричать. Со мной вот что происходит ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит, а ходят в мелкой суете разнообразные не те. И он не с теми ходит где­то и тоже понимает это, и наш раздор необъясним, и оба мучимся мы с ним. Со мною вот что происходит: совсем не та ко мне приходит, мне руки на плечи кладет и у другой меня крадет. А той – скажите, ради бога, Кому на плечи руки класть? Та, у которой я украден, в отместку тоже станет красть. Не сразу этим же ответит, а будет жить с собой в борьбе и неосознанно наметит кого­то дальнего себе. О, сколько нервных и недужных, ненужных связей, дружб ненужных! Куда от этого я денусь?! О, кто­нибудь, приди, нарушь чужих людей соединенность и разобщенность близких душ! Задание № 1. Выразительно прочитайте стихотворения. Задание   №   2.  Найдите   в   текстах   стихотворений   элементы   романтической   эстетики   и романтического   мировосприятия.   Выделите   признаки   «эстрадной»   поэзии   в стихотворениях.   С   творчеством   какого   из   поэтов   «серебряного   века»   можно   сравнить поэзию Е. Евтушенко? V. Закрепление новой темы:  Задание № 1. Составление т. Синквейна  Задание № 2.  «МЕЖДОМЕТИЯ» Задание для 1­ой группы: Расставьте знаки препинания, подчеркните междометия, объясните их значение. О погляди как та звезда горит горит и потухает Чу там вдали неожиданно слышится тонко взывающий рог. Ах как хорошо мы научились говорить. Ах как плохо мы научились слушать. Эй откликнись кто идет? Увы печальна и бледна похвал не слушает она. Чу где­то высоко в небе послышался негромкий, протяжный звук. Псари кричат Ахти ребята вор! Ах злые языки страшнее пистолета. Эх как бы надо учить тебя! Но/о/о погоняет извозчик лошадь Задание для 2­ой группы: Подчеркните предложение, в котором нет междометия. А) Ага! Попался! Б) Саня? Господи! Да неужели? В) «А ну, ­ крикнул старшина, ­ успокойтесь, гражданин Курочкин!» Г) Это мне помогло. Задание   для   3­ой   группы:  Подчеркните предложения,   в   которых   употребляются междометия. А) Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! Я предан вам душой. Б) Ах! – где те острова, где растет трын­трава густо. В) Ох, нет, нет! – закричала Настенька, и слезинки заблистали на глазах ее. Г) Тогда, в Ефремове, вошла в меня бунинская Россия и завладела мной надолго. Задание   для   4­ой   группы:  Подчеркните предложения,   в   которых   употребляются междометия, образованные от самостоятельных частей речи. А) Ну зачем было подчеркивать, что Иван живет так далеко? Б) Как это было давно, боже мой! В) – Во дает! – крикнул гражданин в кепочке. Г) ­  Ну да, совершенно верно, ­ сказал секретарь. VI.  Рефлексия Сегодня я узнал об «Эстрадной поэзии»… О нем  в дальнейшем хочу узнать… Интересной была мысль о… VII. Комментирование и выставление оценок   Домашнее   задание:  подготовить   сообщения   о   жизни   и   творчестве   О.О. VIII. Сулейменова; чтение стихотворений поэта, написанных в 50­е – 60­е годы XX века.

"Эстрадная поэзия". Обращение. Междометие.

"Эстрадная поэзия". Обращение. Междометие.

"Эстрадная поэзия". Обращение. Междометие.

"Эстрадная поэзия". Обращение. Междометие.

"Эстрадная поэзия". Обращение. Междометие.

"Эстрадная поэзия". Обращение. Междометие.

"Эстрадная поэзия". Обращение. Междометие.

"Эстрадная поэзия". Обращение. Междометие.

"Эстрадная поэзия". Обращение. Междометие.

"Эстрадная поэзия". Обращение. Междометие.

"Эстрадная поэзия". Обращение. Междометие.

"Эстрадная поэзия". Обращение. Междометие.

"Эстрадная поэзия". Обращение. Междометие.

"Эстрадная поэзия". Обращение. Междометие.

"Эстрадная поэзия". Обращение. Междометие.

"Эстрадная поэзия". Обращение. Междометие.

"Эстрадная поэзия". Обращение. Междометие.

"Эстрадная поэзия". Обращение. Междометие.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2019