"Эстрадная поэзия". Обращение. Междометие.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока русского языка и литературы на тему "Эстрадная поэзия". Обращение. Междометие. Урок предназначен для учащихся 10-11 классов, а также для студентов 1 курса. Цель урока: доказать существование преемственности между русской поэзией разных эпох; выявить относительность и подвижность границ литературных направлений.
Иконка файла материала 2 урок.docx
Урок 9.   «Эстрадная поэзия». Обращение. Междометие. Цель   урока:  доказать   существование   преемственности   между   русской   поэзией   разных эпох, выявить относительность и подвижность границ литературных направлений; углубить представления учащихся о романтическом мировосприятии и романтической образности; доказать   органическую   взаимосвязь   жанра   авторской   песни   с   эпохой   его   расцвета   – «оттепелью» 50­х – 60­х гг XX века. Задачи урока: ­   повторить   важнейшие   элементы   романтизма   как   мировосприятия   и   романтической эстетики   (обостренное   чувство   идеала,   противопоставление   идеала   действительности, одинокий   и   страдающий   романтический   герой,   повышенная   авторская   субъективность, принцип недосказанности и сотворчества, ирония, метафоричность и т.д.); ­ отметить связь романтической культуры с кризисными эпохами истории; ­ обнаружить черты романтизма в текстах авторских песен; ­   сосредоточить   внимание   учащихся   на   ключевых   романтических   образах   современной песенной поэзии (дорога, мечта, ночь и т.д.). ХОД УРОКА: I . Эпиграф На отраженье в зеркале смотрю почти панически, Но в памяти слабеющей покоятся, светлы, Мои шестидесятые, где свет в Политехническом, Мои шестидесятые, где буйствуют «битлы». В. Егоров I. Орг. момент.  II. Ассоциации к слову «КОНФЛИКТ» Слово преподавателя. Конфликт лиризма и гражданственности поэзии, возникший еще в XIX веке, получает свое продолжение в русской поэзии 50­х – 60­х годов XX века: поэзия разделяется на «тихую» и «эстрадную». Правда и искренность – два важнейших творческих импульса в литературе «оттепели». Они   привнесли   в   поэзию   антитоталитарный   пафос   и   реабилитировали   частную   жизнь человека. «Эстрадная» поэзия стала зеркалом «шестидесятых». III.  Работа по основной теме урока Повторение 1. Расскажите о романтизме как литературном направлении.  2. Где и когда он возник? Каковы его основные черты? 3. Назовите важнейшие элементы романтического мировосприятия и романтической эстетики. 4. Как романтическая культура связана с кризисными эпохами истории? 5. Какие поэты собирались в Политехническом институте в начале XX века? Можно ли   говорить   о   некой   преемственности,   существующей   между   символистами   и «эстрадниками»? 2) Беседа ­ Как вы думаете, какие исторические события и социальные перемены, происходившие в стране с середины 50­х годов, могли повлиять на литературный процесс? ­ Каким было состояние литературы в преддверии XX съезда КПСС?­ Используя материалы, подготовленные дома, расскажите об «оттепели» в литературе. Расскажите   о   группе   «Мы   –   молодые».   Кто   в   нее   входил?   Почему   при   определенном различии идейных и эстетических установок общей для всей литературной группы была ориентация   на   духовную   свободу   личности,   размышления   о   праве   свободного   выбора, «праве на себя»? ­ Почему поэзию группы «Мы – молодые» называют «эстрадной» поэзией? IV.  Работа с текстами произведений Работа в группах (4 ­5 человек) Задания для 1­ой группы – стихотворения Б. Окуджавы «Молитва» и «Песенка о комсомольской богине». Молитва ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет, Господи, дай же ты каждому, чего у него нет: мудрому дай голову, трусливому дай коня, дай счастливому денег… И не забудь про меня. Пока Земля еще вертится – Господи, твоя                             Я знаю: ты все умеешь, я верую в мудрость твою, как верит солдат убитый, что он проживает в раю, как верит каждое ухо тихим речам твоим, как веруем и мы сами, не ведая, что творим! Господи мой Боже, зеленоглазый мой! Пока Земля еще вертится, и это ей странно самой, пока ей еще хватает времени и огня, дай же ты всем понемногу… И не забудь про меня. Песенка о комсомольской богине ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Я смотрю на фотокарточку: две косички, строгий взгляд, и мальчишеская курточка,и друзья кругом стоят. За окном все дождик тенькает: там ненастье во дворе. Но привычно пальцы тонкие прикоснулись к кобуре. Вот скоро дом она покинет, вот скоро вспыхнет гром кругом, но комсомольская богиня… Ах, это, братцы, о другом! На углу у старой булочной, там, где лето пыль метет, в синей маечке­футболочке комсомолочка идет. А ее коса острижена в парикмахерской лежит. Лишь одно колечко рыжее на виске ее дрожит. И никаких богов в помине, лишь только дела гром кругом, но комсомольская богиня… Ах, это, братцы, о другом! Задание № 1. Выразительно прочитайте стихотворения. Задание № 2. Найдите в приведенных стихотворениях элементы романтической эстетики и романтического мировосприятия, выделите черты, присущие «эстрадной» поэзии. Задание   для   2­ой   группы   –   стихотворения   А.   Вознесенского   «Баллада   точки», «Параболическая баллада». Параболическая баллада ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Судьба, как ракета, летит по параболе. Обычно – во мраке и реже – по радуге. Жил огненно­рыжий художник Гоген, Богема, а в прошлом – торговый агент. Чтоб в Лувр королевский попасть из Монмартра, Он дал кругаля через Яву с Суматрой! Унесся, забыв сумасшествие денег, Кудахтанье жен, духоту академий.Он преодолел тяготенье земное. Жрецы гоготали за кружкой пивною: «Прямая – короче, парабола – круче, Не лучше ль скопировать райские кущи?» А он уносился ракетой ревущей Сквозь ветер, срывающий фалды и уши. И в Лувр он попал не сквозь главный порог – Параболой гневно пробив потолок! Идут к своим правдам, по­разному храбро, Червяк – через щель, человек – по параболе. Жила­была девочка рядом в квартале. Мы с нею учились, зачеты сдавали. Куда ж я уехал? и черт меня нес Меж грузных тбилисских двусмысленных звезд! Прости мне дурацкую эту параболу. Простывшие плечики в черном парадном… О, как ты звенела во мраке Вселенной Упруго и прямо – как прутик антенны! А я все лечу, приземляясь по ним – Земным и озябшим твоим позывным. Как трудно дается нам эта парабола! Сметая каноны, прогнозы, параграфы, Несутся искусство, любовь и история – По параболической траектории! В Сибирь уезжает он нынешней ночью. А может быть, все же прямая – короче? Баллада точки ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ «Баллада? О точке? О смертной пилюле? Балда! Вы забыли о пушкинской пуле! Что ветры свистали, как в дыры кларнета, В пробитые головы лучших поэтов. Стрелою пронзив самодурство и свинство,К потомкам неслась траектория свиста! И не было точки. А было – начало. Мы в землю уходим, как в двери вокзала. И точка тоннеля, как дуло, черна… В бессмертье она? Иль в безвестность она? Нет смерти. Нет точки. Есть путь нулевой – Вторая проекция той же прямой. В природе по смете отсутствует точка. Мы будем бессмертны. И это – точно! Задание № 1. Выразительно прочитайте стихотворения. Задание № 2. Найдите в текстах стихотворений элементы «эстрадной» поэзии, отметьте черты романтизма и романтической эстетики. Что сближает поэзию А. Вознесенского с творчеством поэтов «серебряного века»? Задание   для   3­ей   группы:   стихотворения   В.   С.   Высоцкого   «Мосты   сгорели, углубились броды…» и «Лирическая». Владимир Высоцкий ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Мосты сгорели, углубились броды, И тесно – видим только черепа, И перекрыты выходы и входы, И путь один – туда, куда толпа. И парами коней, привыкших к цугу, Наглядно доказав, как тесен мир, Толпа идет по замкнутому кругу – И круг велик, и сбит ориентир. Течет под дождь попавшая палитра, Врываются галопы в полонез, Нет запахов, цветов, тонов и ритмов, И кислород из воздуха исчез. Ничье безумье или вдохновенье Круговращенье это не прервет. Но есть ли это – вечное движенье, Тот самый бесконечный путь вперед? Лирическая ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Здесь лапы у елей дрожат на весу,Здесь птицы щебечут тревожно. Живешь в заколдованном диком лесу, Откуда уйти невозможно. Пусть черемухи сохнут бельем на ветру, Пусть дождем опадают сирени… Все равно я отсюда тебя заберу Во дворец, где играют свирели. Твой мир колдунами на тысячи лет Укрыт от меня и от света. И думаешь ты, что прекраснее нет, Чем лес заколдованный этот. Пусть на листьях не будет росы поутру, Пусть луна с небом пасмурным в ссоре, ­ Все равно я отсюда тебя заберу В светлый терем с балконом на море. В какой день недели, в котором часу Ты выйдешь ко мне осторожно? Когда я тебя на руках унесу Туда, где найти невозможно? Украду, если кража тебе по душе, ­ Зря ли я столько сил разбазарил? Соглашайся хотя бы на рай в шалаше, Если терем с дворцом кто­то занял! Задание № 1. Выразительно прочитайте стихотворения. Задание № 2. Найдите в текстах стихотворений элементы романтической поэзии, отметьте признаки «эстрадности» и авторской песни. Задание   для   4­ой   группы:   стихотворения   Е.   Евтушенко   «Со   мною   вот   что происходит…», «Людей неинтересных в мире нет…». Людей неинтересных в мире нет …. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как истории планет. У каждой все особое, свое, и нет планет, похожих на нее. А если кто­то незаметно жил и с этой незаметностью дружил, он интересен был среди людей самой неинтересностью своей.У каждого – свой тайный личный мир. Есть в этом мире самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час, но это все неведомо для нас. И если умирает человек, с ним умирает первый его снег, и первый поцелуй, и первый бой… Все это забирает он с собой. Да, остаются книги и мосты, машины и художников холсты, да, многому остаться суждено, но что­то ведь уходит все равно! Таков закон безжалостной игры. Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных. А что мы знали, в сущности, о них? Что знаем мы про братьев, про друзей, Что знаем о единственной своей? И про отца родного своего, мы, зная все, не знаем ничего. Уходят люди… Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять от этой невозвратности кричать. Со мной вот что происходит ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит, а ходят в мелкой суете разнообразные не те. И он не с теми ходит где­то и тоже понимает это, и наш раздор необъясним, и оба мучимся мы с ним. Со мною вот что происходит: совсем не та ко мне приходит, мне руки на плечи кладет и у другой меня крадет.А той – скажите, ради бога, Кому на плечи руки класть? Та, у которой я украден, в отместку тоже станет красть. Не сразу этим же ответит, а будет жить с собой в борьбе и неосознанно наметит кого­то дальнего себе. О, сколько нервных и недужных, ненужных связей, дружб ненужных! Куда от этого я денусь?! О, кто­нибудь, приди, нарушь чужих людей соединенность и разобщенность близких душ! Задание № 1. Выразительно прочитайте стихотворения. Задание   №   2.  Найдите   в   текстах   стихотворений   элементы   романтической   эстетики   и романтического   мировосприятия.   Выделите   признаки   «эстрадной»   поэзии   в стихотворениях.   С   творчеством   какого   из   поэтов   «серебряного   века»   можно   сравнить поэзию Е. Евтушенко? V. Закрепление новой темы:  Задание № 1. Составление т. Синквейна  Задание № 2.  «МЕЖДОМЕТИЯ» Задание для 1­ой группы: Расставьте знаки препинания, подчеркните междометия, объясните их значение. О погляди как та звезда горит горит и потухает Чу там вдали неожиданно слышится тонко взывающий рог. Ах как хорошо мы научились говорить. Ах как плохо мы научились слушать. Эй откликнись кто идет? Увы печальна и бледна похвал не слушает она. Чу где­то высоко в небе послышался негромкий, протяжный звук. Псари кричат Ахти ребята вор! Ах злые языки страшнее пистолета. Эх как бы надо учить тебя! Но/о/о погоняет извозчик лошадь Задание для 2­ой группы: Подчеркните предложение, в котором нет междометия. А) Ага! Попался!Б) Саня? Господи! Да неужели? В) «А ну, ­ крикнул старшина, ­ успокойтесь, гражданин Курочкин!» Г) Это мне помогло. Задание   для   3­ой   группы:  Подчеркните предложения,   в   которых   употребляются междометия. А) Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! Я предан вам душой. Б) Ах! – где те острова, где растет трын­трава густо. В) Ох, нет, нет! – закричала Настенька, и слезинки заблистали на глазах ее. Г) Тогда, в Ефремове, вошла в меня бунинская Россия и завладела мной надолго. Задание   для   4­ой   группы:  Подчеркните предложения,   в   которых   употребляются междометия, образованные от самостоятельных частей речи. А) Ну зачем было подчеркивать, что Иван живет так далеко? Б) Как это было давно, боже мой! В) – Во дает! – крикнул гражданин в кепочке. Г) ­  Ну да, совершенно верно, ­ сказал секретарь. VI.  Рефлексия Сегодня я узнал об «Эстрадной поэзии»… О нем  в дальнейшем хочу узнать… Интересной была мысль о… VII. Комментирование и выставление оценок   Домашнее   задание:  подготовить   сообщения   о   жизни   и   творчестве   О.О. VIII. Сулейменова; чтение стихотворений поэта, написанных в 50­е – 60­е годы XX века.