«Этапы инновационного образовательного процесса.
Педагогически технологии в обучении английскому языку»
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Инновационная модель обучения значительно отличается от традиционной модели обучения, но обобщая их, выделяются общие исследовательские процедуры. К этапам инновационного образовательного процесса относятся:
- этап авторской (личной или коллективной разработки проектного предложения или концепции по созданию и внедрению образовательной новации). Этот этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества, этот этап можно назвать этапом открытия, которое является результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований;
- проектирование (эскизное, затем детальное), или этап изобретения, то есть создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт-образец;
- конструирование, уточнение учебно-экономических параметров, перспектив рынка. Это этап нововведения, на котором находит практическое применение полученное новшество, его доработка. Этот этап завершается получением устойчивого эффекта от новшества. Затем начинается самостоятельное существование новшества, инновационный процесс переходит в следующую стадию, которая наступает лишь при условии восприимчивости к новшеству:
- создание и апробация опытной модели новшества. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, распространении новшества в новые сферы;
- технологизация (комплект технологий, обоснование методов). Распространение новшеств требует решения специальных задач, включающих: издание необходимых учебных средств и дидактических материалов, доведение информации о новшестве до потенциальных потребителей, создание учебных программ для подготовки учителей, оказание консультативной помощи образовательным учреждениям;
- этап экспериментальной проверки. Распространение новшества может идти успешно или не так, как хотелось бы тем, кто его продвигает в практику. Поэтому должен осуществляться анализ хода распространения новшества, должны выявляться факторы, мешающие этому, и реализоваться меры по их устранению;
- этап первого серийного использования образовательной новации. Этот этап инновационного процесса проходит в образовательных учреждениях. Найденные новшества, информация о которых поступает из каких-либо источников, должны пройти внутреннюю экспертизу. Далеко не всегда новшества пригодные в одном учреждении могут быть использованы в другом.
Педагогическая технология представляет собой инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этaпность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом из них, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическая технология предусматривает точное инструментальное управление педагогическим процессом и гарантированное достижение поставленных целей. Педагогическая технология основывается на научной основе и передовом практическом опыте, кроме того, она базируется на теориях психодидaктики, кибернетики, управления и менеджмента.
В обучении английскому языку широко использую различные формы и виды педагогических технологий в зависимости от уровня подготовки и индивидуальных способностей обучающихся. К таким технологиям можно отнести:
- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - технология современного проектного обучения, дистанционная проектная деятельность, мультимедийные презентации, фильмы и песни на английском языке с субтитрами и без них, игровые технологии, тестовые технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология обучение в сотрудничестве;
- здоровье сберегающие технологии;
- технология моделирования ситуаций и ролевые игры;
- технология индивидуального и дифференцированного обучения и многие другие
современные педагогические технологии.
Приведу пример технологии моделирования ситуаций и ролевые игры (развития диалогической речи обучающихся на занятиях по английскому языку):
Задания для развития у обучающихся диалогической речи могут быть разнообразными: с использованием подстановочных таблиц, образцов, просмотром видеосюжетов и выполнением заданий к ним, творческие задания с включением деловых игр и театральных постановок. Главным для разработки таких заданий должно быть максимальное вовлечение обучающихся в процесс говорения, повторения, правильного произношения, отработки навыков диалогической речи.
Задание. Тема: «Ways of inviting people to go to…». С помощью таблицы, которая проецируется на экран один из студентов выбирает предложение из колонки А, и приглашает собеседника в кино, театр, ресторан, кафе, на футбольный матч и т.д. Другой студент выбирает из колонки B фразу и соглашается с собеседником. Затем студенты меняются ролями.
Предполагается, что студенты обладают определёнными навыками диалогической речи, изучили лексические единицы по теме и усвоили предложенные грамматические структуры.
A 1) Let’s to the theatre…. (cinema, café, restaurant, museum football match …etc.) 2) How about going to the….? 3) Why not go to the….? 4) Shall we go to the…? 5) Would you like to go to…?
|
B a) With pleasure. b) Why not. c) I am all for it. d) I’d love to. e) Sounds great. f) That’s a good idea |
Подобные задания нравятся обучающимся, они носят творческий характер: предлагается реальная ситуация, которая может иметь место в жизни. На начальном этапе подстановочные таблицы снимают определённый «барьер» и неуверенность у студентов. Есть выбор из предложенных вариантов, что вызывает определённый интерес к развитию дельнейшей ситуации.
Преподаватель выступает в роли режиссёра, может сам вступать в диалог со студентами, предлагая новые возможные варианты вопросов и ответов, следит за правильным произношением, правильностью интонации, построением грамматических конструкций. Далее можно расширить задание. Таблица закрывается, преподаватель озвучивает вопросы на русском языке, а студенты переводят их на английский язык и наоборот, с английского языка на русский язык.
Example: Teacher: - «Давайте сходим на футбольный матч в воскресенье» - Student A: - “Let’s go to the football match on Sunday”. Teacher: - «Как насчёт того, чтобы встретиться у кинотеатра? » - Student B: - “How about meeting at the cinema?” – Teacher: - «Почему бы не сходить в музей на выходные? » - Student C: - “Why not go to the museum at the weekend?” … и так далее по аналогии. Завершить задание можно просмотром аутентичных диалогов носителями языка и повторением лексических единиц, фраз, грамматических конструкций, - для дальнейшего пересказа диалогов в парах, моделируя различные реальные жизненные ситуации.
В современных условиях необходим переход от традиционного преподавания к модели учебного процесса, ориентированной на активную роль обучающихся. Преподаватель должен построить урок так, чтобы обучающиеся, в атмосфере сотрудничества смогли приобретать знания и умения, необходимые для дальнейшего изучения иностранного языка, как с преподавателем, так и самостоятельно, совершенствуя навыки говорения, грамматики, аудирования, чтения и письма, двигаясь к главной цели – свободному и непринужденному общению на иностранном языке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.