Этапы внедрения ИКТ на пути движения в информационное общество
Оценка 4.8

Этапы внедрения ИКТ на пути движения в информационное общество

Оценка 4.8
Научные работы
docx
преподавание
9 кл
30.08.2020
Этапы внедрения ИКТ на пути движения в информационное общество
знанио статья.docx

Этапы внедрения ИКТ на пути движения в информационное общество
Сегодня человечество вступило в качественно новый этап своего развития – эпоху формирования глобального общества знаний. Это понятие является производным от появившегося в Японии в конце 60-х годов прошлого тысячелетия термина «информационное общество». Он очень быстро завоевал популярность, благодаря чему решение проблем, связанных с формированием основ информационного общества, а затем и общества знаний, стало важнейшей целью различных профессиональных ассоциаций и сообществ, государственных и предпринимательских структур, национальных и международных организаций.
Ключевым фактором структурных изменений в обществе является информатизация – процесс проникновения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), компьютерной техники и телекоммуникаций во все сферы человеческой деятельности. Вместе с тем, использование ИКТ в качестве средства производства оказывает определяющее влияние на структуру занятости населения, которое все больше вовлекается в процессы генерации, накопления, хранения, поиска, обработки, распределения и использования информации и знаний. Таким образом, основными субъекта ми технологического взаимодействия в информационную эпоху становятся люди – обладатели, создатели и потребители знаний. Именно поэтому важнейшей характеристикой глобального общества знаний является наличие и реализация принципа первичности человеческого фактора, так как основным носителем, генератором и одновременно потребителем знаний является человек.
По мнению Н. В. Бордовской, создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется ря-дом факторов.
1. Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социаль-ного опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
2. Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и об-разования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.
3. В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традицион-ной системы образования в свете требований современного индустри-ального общества.
Важность и необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения отме-чаются международными экспертами, которые говорят о том, что новые тех-нологии должны способствовать созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи. ИКТ затрагивают все названные сферы, но, пожалуй, наиболее силь-ное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как открыва-ют возможности совершенно новых методов преподавания и обучения.
Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы дея-тельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традицион-ной системы образования, но и первым шагом к формированию информаци-онного общества.
Главным фактором, определяющим важность и целесообразность ре-формирования сложившейся системы образования, включая и российскую, является необходимость ответа на те основные вызовы, которые сделал чело-вечеству XXI век:
необходимость перехода общества к новой стратегии развития на основе знаний и высокоэффективных информационно-телекоммуникационных технологий;
фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех способ-ностей и качеств личности, которые формируются образованием;
возможность успешного развития общества только в опоре на подлинную образованность и эффективное использование ИКТ;
теснейшая связь между уровнем благосостояния нации, нацио-нальной безопасностью государства и состоянием образования, применением ИКТ.
А. Г. Тихобаев полагает, что основными направлениями формирования перспективной системы образования, которые имеют принципиально важное значение для России, находящейся на этапе сложных экономических преобра-зований, являются следующие:
повышение качества образования путем его фундаментализации, информирования обучаемого о современных достижениях науки в большем объеме и с большей скоростью;
обеспечение нацеленности обучения на новые технологии ИО и, в первую очередь, на ИКТ;
обеспечение большей доступности образования для всех групп населения;
повышение творческого начала в образовании.
Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволи-ли повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воз-действия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вы-числительной техникой.
По мнению многих специалистов новые информационные образова-тельные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. Внедрение компьютера в сферу образова-ния стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования. Важную роль на этом этапе играли коммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевиде-ние, космические коммуникации, которые в основном применялись при управлении процессом обучения и системах дополнительного обучения.
Новым этапом глобальной технологизации передовых стран стало по-явление современных телекоммуникационных сетей и их конвергенция с ин-формационными технологиями, то есть появление ИКТ. Они стали основой для создания инфосферы, так как объединение компьютерных систем и гло-бальных телекоммуникационных сетей сделало возможным создание и разви-тие планетарной инфраструктуры, связывающей все человечество.
Примером успешной реализации ИКТ стало появление интернета – гло-бальной компьютерной сети с ее практически неограниченными возможно-стями сбора и хранения информации, передачи ее индивидуально каждому пользователю.
Интернет быстро нашел применение в науке, образовании, связи, сред-ствах массовой информации, включая телевидение, в рекламе, торговле, а также в других сферах деятельности человека. Первые шаги по внедрению интернета в систему образования показали его огромные возможности для ее развития. Вместе с тем, они же выявили трудности, которые требуется пре-одолеть для повсеместного применения Сети в образовательных учреждени-ях. Это значительно большая стоимость организации обучения по сравнению с традиционными технологиями, что связано с необходимостью использова-ния большого количества технических (компьютеры, модемы и т.п.), про-граммных (поддержка технологий обучения) средств, а также с подготовкой дополнительных организационно-методических пособий (специальные ин-струкции учащимся и преподавателям и др.), новых учебников и учебных по-собий и т.п.
Следует отметить, что современный этап применения интернета в обра-зовании, особенно в России, является экспериментальным. Идет процесс накопления опыта, ищутся пути повышения качества обучения и новых форм использования ИКТ в различных образовательных процессах. Трудности освоения ИКТ в образовании возникают из-за отсутствия не только методиче-ской базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ИКТ для образования, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий.
Сложность внедрения современных ИКТ определяется и тем, что тра-диционная практика их разработки и внедрения основывается на идеологии создания и применения информационных и телекоммуникационных систем в совершенно иных сферах: связи, военно-промышленном комплексе, в авиации и космонавтике. Адаптацию ИКТ к конкретной сфере применения здесь осу-ществляют специалисты конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, имеющие большой опыт разработки подобной техники и, следо-вательно, хорошо понимающие назначение систем и условия их эксплуата-ции.
Как отмечает А. И. Яковлев, в современном образовании таких специа-лизированных научно-исследовательских структур нет, они только начинают создаваться. По этой причине возникает «разрыв» между возможностями об-разовательных технологий и их реальным применением. Этот разрыв часто усиливается тем, что основная масса школьных учителей и преподавателей гуманитарных вузов не владеет современными знаниями, необходимыми для эффективного применения ИКТ.
Ситуация осложняется и тем, что информационные технологии быстро обновляются: появляются новые, более эффективные и сложные, основанные на искусственном интеллекте, виртуальной реальности, геоинформационных системах и т.п. Выходом из создавшегося противоречия может стать интегра-ция технологий, то есть такое их объединение, которое позволит преподава-телю использовать на уроках и лекциях понятные ему сертифицированные и адаптированные к процессу обучения технические средства. Интеграция ИКТ и образовательных технологий должна стать новым этапом их более эффек-тивного внедрения в систему российского образования.
Таким образом, на пути движения России к ИО и внедрения ИКТ в об-разование в можно выделить три этапа:
начальный, связанный с индивидуальным использованием компь-ютеров, в основном, для организации системы образования, ее админи-стративного управления и хранении информации о процессе управле-ния;
современный, связанный с созданием компьютерных систем, ин-тернета и конвергенцией информационных и телекоммуникационных технологий;
будущий, основанный на интеграции новых ИКТ с образователь-ными технологиями (ОТ).
Процесс разработки новых технологий образования на основе интегра-ции ИКТ и ОТ уже идет в ряде фирм, активно выступающих на рынке образо-вательных услуг.
Актуальность и важность для создания системы образования информа-ционного общества разработки комплекса соответствующих образовательных средств на основе интеграции ИКТ и ОТ делает необходимым проведение всестороннего исследования этого процесса и рассмотрение его с системных позиций.


 

Этапы внедрения ИКТ на пути движения в информационное общество

Этапы внедрения ИКТ на пути движения в информационное общество

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и об-разования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и об-разования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям

XXI век: необходимость перехода общества к новой стратегии развития на основе знаний и высокоэффективных информационно-телекоммуникационных технологий; фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех способ-ностей и качеств…

XXI век: необходимость перехода общества к новой стратегии развития на основе знаний и высокоэффективных информационно-телекоммуникационных технологий; фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех способ-ностей и качеств…

Важную роль на этом этапе играли коммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевиде-ние, космические коммуникации, которые в основном применялись при управлении процессом обучения и системах дополнительного…

Важную роль на этом этапе играли коммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевиде-ние, космические коммуникации, которые в основном применялись при управлении процессом обучения и системах дополнительного…

России, является экспериментальным

России, является экспериментальным

Выходом из создавшегося противоречия может стать интегра-ция технологий, то есть такое их объединение, которое позволит преподава-телю использовать на уроках и лекциях понятные ему сертифицированные и…

Выходом из создавшегося противоречия может стать интегра-ция технологий, то есть такое их объединение, которое позволит преподава-телю использовать на уроках и лекциях понятные ему сертифицированные и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2020