В данной работе дано краткое описание этапов развития навыка орфографической зоркости у учащихся начальных классов. Первые основы грамотного письма .закладывается на этапе обучения грамоте. очень часто учащиеся знают правило, могут привести примеры и вставить пропущенные буквы, но при свободной записи мыслей допускают ошибки... Ученики не замечают "ошибкоопасных" мест. Поэтому необходимо сформировать навык орфографической зоркости. А начинать эту работу нужно заблаговременно, до изучения основных орфографических правил.
Этапы развития орфографической зоркости.docx
Тема: «Этапы развития орфографической зоркости»
В русском языке выделяют две группы правил письменной передачи
звучащей речи:
графические правила: система принятых письменных знаков (букв и их
использование), нарушение этих норм ведет к графическим ошибкам, при
котором меняется звуковой облик слова;
орфографические правила, несоблюдение которых ведет нарушению
норм письменной речи, не влияющие на произношение (ошибку нельзя
обнаружить на слух, её можно только увидеть).
При существенном различии графических и орфографических ошибок у
них есть общее следствие: они мешают восприятию письменного сообщения,
т.к. затрудняют его понимание.
Правильное письмо это минимально необходимое условие письменного
общения. Обучение графически и орфографически верному письму занимает
значительное место в школьном курсе русского языка.
Составной частью орфографической работы является изучение
орфографических правил.
В чем же должна состоять работа по формированию орфографической
зоркости и как проводиться? «Орфографическая слепота», неумение
обнаруживать «ошибкоопасные» места
одна из важнейших причин
орфографических ошибок. Не замечая мест, где требуется применение
правил, учащиеся, даже зная правило, не обращаются к ним и пишут наугад.
Орфографическая зоркость умение замечать орфограммы, т.е. случаи
при письме, где при едином произношении возможен выбор написания;
применительно к буквенным орфограммам это умение предполагает
способность обнаруживать при письме звуки в слабой позиции.
Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы
необходимо: вопервых, на самых ранних этапах обучения обеспечить
разграничение понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них
всего комплекса фонетических умений; вовторых, познакомить учащихся с
признаками наиболее частотных орфограмм; в – третьих, систематически
тренировать в нахождении орфограмм.
Подавляющее число орфограмм составляют орфограммы слабых
позиций, связанные с обозначением звуков буквами, а среди них самыми
частотными являются:
безударные гласные в разных частях слова положение без ударения;
парные по глухости – звонкости согласные, находящиеся на конце слов
и перед всеми другими согласными, кроме непарных звонких.
Поэтому ведущей целью фонетической работы является формирование
умения слышать звучащее слово, а именно:
выделить отдельные звуки и определить их характер: гласный или
согласный, гласный ударный или безударный, согласный твердый или мягкий (при этом парный или непарный по мягкости твердости), звонкий или глухой,
парный по глухости – звонкости или непарный;
устанавливать последовательность звуков;
ориентироваться в звуках «соседях»;
проводить полный звуковой анализ слов.
Работа по развитию орфографической зоркости состоит из нескольких
этапов.
1. Слушаем, ставим ударение
выделяем слова из речи (в предложении, которое начинаем писать с большой
буквы и в конце ставим точку рисуем схему предложения),
делим слова на части – слоги (хлопаем в ладоши на каждый слог, а в схеме
делим на части)
ма ма ра бо та
ставим ударение
слоги состоят из звуков, звуки бывают гласные и согласные (слушаем и
рисуем звучки)
2. Читаем и пишем, не пропуская букв.
рисуем звуковую схему слова ;
рассказываем слово по схеме: СУП –слог слияние СУ, замочек П;
читаем слово по схеме;
пишем слово сами;
ребенок читает, расчеркивая слово показывает примыкание, слияние,
замочек);
пишет с комментированием;
пишет под диктовку.
3. Разбираем слова по составу.
Каждая часть слова подчиняется своим правилам, поэтому необходимо
научить разбирать слова по составу по плану:
находим окончание и основу (изменить существительное по числам и
падежам, прилагательное – по родам, числам и падежам, глаголы в
зависимости от времени – по родам, числам и лицам);
находим корень (подбираем однокоренные слова);
находим приставку; находим суффикс.
Теперь ребенок может объяснить опасное место в слове до того, как в
нем будет сделана ошибка, это основа всей дальнейшей работы.
4. Пять гласных.
Знакомство с безударными гласными А, О, Е, И, Я. До того, как ребенок
напишет слово, он должен поставить в нем ударение и определить, в какой
части слова остались безударными гласные А, О, Е, И, Я. В зависимости от
того, с какими правилами уже знаком ребенок, он будет действовать
следующим образом:
а) безударная гласная в приставке, ребенок записывает и выделяет её.
б) безударная гласная в корне проверяем, если возможно; если
непроверяемая в знакомом слове, записывает по памяти, если в незнакомом
списывает и запоминает написание, либо записывает под четкую диктовку
гласной; в слове ставится ударение, а безударная гласная подчеркивается.
в) безударная гласная в суффиксе – знакомый суффикс записывает и
выделяет, незнакомый четко продиктовывается, ребенок записывает и
выделяет.
г) на месте безударного окончания ребенок рисует пустую рамочку
(безударную гласную определяем по алгоритму в пункте 7).
На данном этапе ребенок должен понять, что нельзя писать безударные
гласные А, О, Е, И, Я, не объяснив их правописание по алгоритму
5. Парные согласные.
В корне есть две орфограммы, которые нам дают согласные. В русском
языке есть шесть пар согласных по глухостизвонкости бп, вф, гк, дт, жш,
зс. В слабой позиции в корне в конце слова или перед глухой согласной
парный согласный приглушается, поэтому требует проверки по сильной
позиции, т.е. подобрать однокоренное или изменить слово так, чтобы после
этой буквы стояла гласная буква.
Дуб дубы.
6. Опасные суффиксы.
а) Перед «опасными» суффиксом К встречается парная по глухости
звонкости согласная, требующая проверки путем изменения слова или
подбора однокоренного слова так, чтобы после парной согласной стояла
гласная или сонорная.
УКАЗКА – УКАЗАТЬ
б) Перед «опасными» суффиксом Н встречается сама коварная из
четырех корневых орфограмм – непроизносимая согласная или сочетание СН. Если безударные и парные можно услышать, то здесь вообще ничего не
слышно. Проверить можно заменив суффикс Н на безобидные суффикс ЕН.
ВКУСНЫЙВКУСЕН
в) третий опасный суффикс Л суффикс глаголов прошедшего времени.
Перед суффиксом Л пишется тот же суффикс, что и перед ТЬ в
неопределенной форме глаголов.
БЕГАЛ БЕЖАТЬ
г) СЯ постфикс или возвратная частица «сумашедший» суффикс,
который всегда живет после окончаний. Чтобы узнать, что пишется перед СЯ
– Т или ТЬ задаем к глаголу вопрос.
Что делаеТ? Что СделаеТ? играеТся, научиТся
Что делаТЬ? Что СделаТЬ? играТЬся, научиТЬся
7. Семь гласных в окончаниях.
Чтобы правильно написать безударное окончание какого – либо слова,
нужно определить, к какой части речи оно относится.
Имя существительное:
в единственном числе определяется склонение и падеж; во множественном
числе – только падеж:
по таблице определяем окончание.
Имя прилагательное:
окончание определяется вопросами от имен существительных.
Глагол:
определяем время глагола;
по таблице определяем окончание.
8. Где писать Ъ?
Твердый знак – буква очень «привередливая». Она «живет» только на
конце приставок, которая оканчивается на согласный перед корнем,
начинающимся с гласных Е, Ё, Ю, Я.
Ребенок, умеющий хорошо разбирать слово по составу не пропустит
этого опасного места.
Пишу слово «РАЗЪЕЗД»:
пишу слог раз, приставка заканчивается на согласную З, корень начинается с
гласной Е, пишу Ъ, выделяю приставку, подчеркиваю гласную.
РАЗЪЕЗД 9. Шипящие и ц.
Знакомство с «неуживчивым характером» шипящих и Ц начинается с
первого года обучения в школе. Орфограммы ЖИШИ, ЧАЩА, ЧУЩУ.
Ни одна гласная буква не может спокойно встать после шипящих и Ц. а уж с Ь
у них вообще сложные отношения, т.к. буквы Ч и Щ обозначаю только мягкие
звуки, поэтому, какую гласную не напиши, они всегда будут звучать мягко. А
вот буквы Ж, Ш и Ц обозначают только твердые звуки, их ни одна из гласных
не смягчит, поэтому место гласных после шипящих очень часто несет в себе
опасность. Поэтому принято за правило:
«ЧАЩА пиши с буквой А»;
«ЧУЩУ пиши с буквой У»;
«ЖИШИ пиши с буквой И».
Правописание Ь после шипящих это проблема и для взрослых.
Пишется без Ь
ЧК, ЧН,ЩН,НЧ,НЩ;
имя существительное мужского рода 2 склонения (врач, лещ);
имя существительное женского рода во множественном числе в родительном
падеже (много туч, мимо дач);
имя прилагательное мужского рода (могуч, хорош);
во всех наречиях, кроме прочь, наотмашь.
Пишется с Ь:
имя существительное женского рода 3 склонения (ночь, молодежь);
глаголы в неопределенной форме (беречь, извлечь);
глаголы во втором лице единственном числе (гуляешь, смеешься).
Литература: 1. Т.В.Шклярова «Как научить Вашего ребенка писать без ошибок» М.:
издательство «Грамотей», 2001г. 24с.
2. М.С. Соловейчик, О.О.Харченко «Современные подходы к обучению
орфографии в начальных классах» Лекции14. М.: Педагогический
университет «Первое сентября», 2006г.
Этапы развития орфографической зоркости
Этапы развития орфографической зоркости
Этапы развития орфографической зоркости
Этапы развития орфографической зоркости
Этапы развития орфографической зоркости
Этапы развития орфографической зоркости
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.