Этаяпы и методы работы над качеством вокально-хорового исполнения в хоре мальчиков
Оценка 4.8

Этаяпы и методы работы над качеством вокально-хорового исполнения в хоре мальчиков

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
музыка
22.11.2020
Этаяпы и методы работы над качеством вокально-хорового исполнения в хоре мальчиков
Работа с хоровым коллективом мальчиков - начинающими хористами процесс интересный и эмоционально насыщенный. Успешный результат зависит от многих факторов - верно выбранные методики, верно выбранная тактика общения, репертуар, повышенная требовательность к себе как к хормейстеру и т.д.
Этапы и методы работы над качеством вокально-хорового исполнения в хоре мальчиков.docx

ЭТАПЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

НАД КАЧЕСТВОМ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО ИСПОЛНЕНИЯ В ХОРЕ МАЛЬЧИКОВ

«Хор мальчиков - это специфический творческий организм, очень сложный, что требует от руководителя хора особого подхода и к организаторской, и к учебной, и к воспитательной работе в коллективе» (Г. Струве).

В Детской школе искусств № 1 города Сатка с 1 октября 2015 года начал учебную деятельность и творческую работу хор мальчиков «Жаворонок».

Очень важен начальный этап приобщения мальчиков к хору, у нас это начиналось совершенно обыкновенно, с сентября мальчики ходили в группы с девочками, начиная постигать вокально-хоровые навыки, а в октябре были переведены в отдельный коллектив

Работа с мальчиками - начинающими хористами процесс интересный и эмоционально насыщенный. Успешный результат зависит от многих факторов - верно выбранные методики, верно выбранная тактика общения, репертуар, повышенная требовательность к себе как к хормейстеру и т.д.

Пройдя определенный период становления, мальчики приобрели привычку к занятиям, научившись трудиться и получать от этого удовольствие и удовлетворение. Внутри коллектива у мальчиков между собой доброжелательное общение, уже с огромной теплотой и преданностью они относятся к своему хору. Посещаемость в хоре – высокая.

С первых же уроков мальчики приучались к свободному, ненапряженному положению корпуса, головы, рук, ног. Ребятам разъяснялась, что певческая установка ведет к быстрой утомляемости голоса и организма в целом. На репетиции при пении сидя для всех хористов правило – «Спинка прямая, ноги в пол». При пении стоя нужно стоять прямо, сохраняя спокойное положение грудной клетки, не горбиться, выражение лица во время пения должно быть естественным, приветливым, спокойным. Певческая установка приучает к красивой осанке, необходимой не только при пении, но и в повседневной жизни каждого человека.

Безусловно, основа правильного пения - правильное дыхание. Одной из главных задач на пути к овладению вокальным искусством является выработка правильного спокойного и свободного дыхания, но об этом далее, т.к. приоритетным в работе над певческим голосообразованием начинающих хористов считаю фонопедический метод развития голоса. В своей хоровой практике использую развивающие голосовые игры, которые включают в себя тренажный комплекс: дыхания, дикции, координации, артикуляции, силы звука и т.д. Такие игры способствуют повышению интереса хориста к занятиям и предполагает вариативное исполнение упражнений в зависимости от индивидуальных физиологических и природных особенностей ребёнка.

Применяя фонопедический метод развития, адаптирую его под голосовые особенности и физиологические возможности голосового аппарата мальчиков.

Не смотря на то, что в голосовых играх мы издаём природные звуки, у детей происходит улучшение музыкального слуха, голоса, чувства ритма и координации. Дети начинают чисто интонировать в примарной зоне, овладевают работой голоса в фальцетном режиме.

Первый этап работы - интонационно-фонетические упражнения, например с большим удовольствием и интересом мы рассказываем русскую народную сказку «Репка»:

Посадил дед репку – максимальная артикуляция слов.

Выросла репка - артикулируем и утрируем букву «р».

v БоооЛЬША я, преБОЛЬШАя.

Слова учителя - Пошёл дед тянуть репку, тянет, потянет…..

v ууууууУУУУУХ (3 раза) – выполняя голосовое упражнение, дети имитируют  движение.

Слова учителя - Вытянуть не может. Пришлось деду на помощь позвать бабку, бабка старенькая идёт и шлёпает тапочками….

v ШшшлёП, v ШшшлёП, v ШшшлёП внимание на короткий вдох и на заключительную глухую согласную П. Выполняя голосовое упражнение, дети имитируют движение.

Слова учителя - Пришла бабка. Встали они с дедом друг за другом…

v ДеДка за Репку, БаБка за ДеДку – произносим чеканя и спотыкаясь на согласных буквах.

Слова учителя - Тянут, потянут репку….

v ууууууУУУУУХ (3 раза) – выполняя голосовое упражнение, дети имитируют  движение.

Слова учителя - Вытянуть не могут, позвали на помощь внучку. Внучка любит кататься на маленьком велосипедике по горкам и пригоркам….

            v рррррРРРР рррррРРРР - внимание упражнение выполняется на одном дыхании, можно увеличивать, либо уменьшать цепочку, в зависимости от возможности детей.

Слова учителя - Приехала внучка, встали они друг за другом Дед, бабка, внучка…

v ДеДка за Репку, БаБка за ДеДку, ВнуЧка за БаБку – произносим чеканя и спотыкаясь на согласных буквах.

Слова учителя - Тянут, потянут репку….

v ууууууУУУУУХ (3 раза) – выполняя голосовое упражнение, дети имитируют  движение.

Слова учителя - Вытянуть не могут, надо звать на помощь жучку. Жучка любит уходить далеко в лес и там гулять. Позовём жучку…

v ааааааУУУУУ ууууууууууу – обращаем внимание на длинное дыхание и на интонацию, исполняем интервал м7.

Слова учителя – Прибежала жучка, встали они друг за другом Дед, бабка, внучка, жучка…

v ДеДка за Репку, БаБка за ДеДку, ВнуЧка за БаБку, ЖуЧка за ВнуЧку – произносим чеканя и спотыкаясь на согласных буквах.

Слова учителя - Тянут, потянут репку….

v ууууууУУУУУХ (3 раза) – выполняя голосовое упражнение, дети имитируют  движение.

Слова учителя - Вытянуть не могут, Жучка предложила позвать на помощь кошку. Кошка ступая на свои мягкие лапки и мурлыкает….

v МууууРРРРР, v МууууРРРРР, v МууууРРРРР – обращаем внимание на мягкое произношение слова МУ, и хорошо вибрируем букву Р.

Слова учителя – Пришла кошка, встали они друг за другом Дед, бабка, внучка, жучка, кошка…

v ДеДка за Репку, БаБка за ДеДку, ВнуЧка за БаБку, ЖуЧка за ВнуЧку, КоШка за ЖуЧку – произносим чеканя и спотыкаясь на согласных буквах.

Слова учителя - Тянут, потянут репку….

v ууууууУУУУУХ (3 раза) – выполняя голосовое упражнение, дети имитируют  движение.

Слова учителя - Вытянуть не могут, пришлось звать на помощь мышку. Мышка какая?

Дети – маленькая.

Слова учителя – голосок у мышки какой?

Дети – тоненький.

Слова учителя – в каком регистре звучит голосок мышки?

Дети – в высоком.

Начинаем сравнивать регистры изображая мышку.

Слова учителя – Мышка прибежала, встали они друг за другом Дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка…

v ДеДка за Репку, БаБка за ДеДку, ВнуЧка за БаБку, ЖуЧка за ВнуЧку, КоШка за ЖуЧку, МыШка за КоШку – произносим чеканя и спотыкаясь на согласных буквах.

Слова учителя - Тянут, потянут репку….

v ууууууУУУУУХ (3 раза) – выполняя голосовое упражнение, дети имитируют  движение.

Слова учителя – вытянули репку!

Условные обозначения, используемые в упражнении:

v – бесшумный вдох.

а, у – строчная буква, нефальцетный режим.

А, У, Р – заглавная буква, фальцетный режим.

нисходящая интонация.

восходящая интонация.

Вариативность использования интонационно - фонетических упражнений позволяет значительно разнообразить занятия и повысить интерес детей к процессу развития голоса, умению управлять своим голосом и правильно формировать звук.

Второй этап – артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

В артикуляционную гимнастику включаю комплексы упражнений В.В. Емельянова и О. Кацер, которые не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка. Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, они проводятся в игровой форме и содержат элементы несложного самомассажа:

Работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

С губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

 «Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);

«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);

 «Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);

«Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы);

«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);

«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);

«Чистим зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);

«Обиделись, улыбнулись» (обидеться вывернув губу, улыбнуться,).

 «Пони»  Цокаем языком, открывая рот вертикально и горизонтально (10 – 30 сек)

«Лошадка»  Цокаем языком, открывая рот только вертикально, громко и медленно (10-30 сек.).

«Пузырьки на луже» (глухое смыкание губ 10-30 сек.) 

«Лягушка» (звонкое смыкание губ 10-30 сек).

Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Для выработки хорошей дикции использую ряд упражнений-скороговорок, т.к. дикция, четкое, осмысленное произношение текста, связанное с пониманием содержания произведения, всегда должно быть в поле зрения дирижера, чтобы обратить внимание ребят на текст, приходиться шутить, делая вид, что послышались другие слова, не имеющие к данному тексту никакого отношения. Шутка оживляет ребят, и они с особым старанием произносят то или иное слово.

«Варвара варила варенье, ворчала и приговаривала»

«Жили были жук, жучок – старичок и добрячок».

Третий этап - процесс обучения певческому дыханию. У детей формируются понятия «с дыханием взять ноту», «поём на дыхании», дети начинают осознанно владеть артикуляцией. Сегодня мы владеем многочисленными упражнениями, приемами дыхательной гимнастики. Разные виды дыхания отрабатывается целым рядом заданий. Изначально дети должны понять, как правильно брать дыхание, расширяя нижние ребра. Благодаря простым и незамысловатым дыхательным упражнениям по системе А.Н. Стрельниковой можно развить и укрепить всю дыхательную систему ребёнка. В работе над дыханием, применяю следующие управжнения:

 «Ладошки» И.П.- встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делать короткий, шумный активный вдох носом и одновременно сжимать в кулачки ладошки, затем активный выдох, кулачки разжать.

На первом этапе выдох бывает произвольным, поскольку все внимание сосредоточено на правильности - вдоха.

Упражнение «Проколотый мяч» - тренировка выдоха на согласных звуках «с», «ж», «з». Упражнение выполняется стоя (8-10 раз). Нажимая двумя руками на воображаемый проколотый мяч, выпускаем из него воздух. Делаем медленный глубокий вдох – затем медленно выдыхаем воздух со звуком [с-с-с], постепенно сводя ладони.

Короткий вдох через нос и равномерный выдох на звук «с» и «з» - полуулыбка, язык упирается в нижние зубы.

Выдох на звук «ж» - губы вытянуты. Звучание таинственное, низкое и резонирующее в груди. Для проверки приложить ладонь к груди и почувствуйте вибрацию.

Овладевая приемами хорового дыхания, параллельно начинаем работу над приемами звукообразования, которые тесно переплетается с работой над дикцией, артикуляцией, фразировкой. Четкая артикуляция, ясная дикция и выразительная фразировка окрашивают звучание хора в нужные тона, очищают хоровой строй, укрепляют ансамбль, ведут к высоко художественному исполнению.

Опыт показывает, что использование определённых этапов с комплексом методов и фонопедических упражнений значительно повышает уровень певческих навыков и исполнительской культуры в хоре мальчиков.


 

Скачано с www.znanio.ru

ЭТАПЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД КАЧЕСТВОМ

ЭТАПЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД КАЧЕСТВОМ

Применяя фонопедический метод развития, адаптирую его под голосовые особенности и физиологические возможности голосового аппарата мальчиков

Применяя фонопедический метод развития, адаптирую его под голосовые особенности и физиологические возможности голосового аппарата мальчиков

ДеДка за Репку, БаБка за ДеДку,

ДеДка за Репку, БаБка за ДеДку,

Дети – в высоком. Начинаем сравнивать регистры изображая мышку

Дети – в высоком. Начинаем сравнивать регистры изображая мышку

Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку); «Язычок, покажись!» (покусать кончик языка); «Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности); «Губки…

Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку); «Язычок, покажись!» (покусать кончик языка); «Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности); «Губки…

Ладошки» И.П.- встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить

Ладошки» И.П.- встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2020