Этическая беседа с родителями «Воспитание без насилия»
Цели и задачи:
- Сделать проблему насилия в семейном воспитании
актуальной и побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле
взаимоотношений со своими детьми.
- Убедить родителей во вреде насилия над детьми.
- Договориться о путях, средствах и приемах
построения ненасильственных взаимоотношений с детьми
в семье.
Ход беседы
-Рано или поздно, каждый родитель сталкивается с необходимостью наказания ребенка. Но в большинстве случаев выбирают физическое наказание, но ведь жестокое наказание не воспитывает ребенка, а лишь заставляет поступать по-другому.
В такой ситуации наказание должно помочь осознать, что плохо, а что хорошо, это избавит от чувства вины и научит правильному поведению.
-Психологи предъявляют к наказанию определённые
требования, но прежде чем с ними познакомиться, давайте сами предположим, что
это могут быть за требования. (размышляют, высказывают свои предположения)
Вот какие рекомендации по поводу наказания даёт врач, психолог, писатель Владимир Леви:
1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.
2 . Если есть сомнения "наказывать или "не наказывать", не наказывайте. Никакой "профилактики" на всякий случай.
3. Наказание не за счёт любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды, никогда не отнимайте подаренного Вами или кем бы то, ни было - никогда.
4. Наказан - прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова.
5. Наказание должно быть без унижения. Что бы ни было, какая ни была вина, наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество Вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребёнок считает, что Вы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону.
6. Ребёнок не должен бояться наказания. Он должен осознавать справедливость наказания.
7. Нельзя ставить ребёнка в угол. По исследованиям учёных, в углах скапливается негативная энергия. Если ребёнка поставить в угол - происходит утечка энергии из организма.
8. Лучшее наказание, - вынужденное безделье. Нельзя наказывать работой - прививается отвращение к труду. Не наказывают чтением, уроками.
Вы должны знать:
• дети, которых в детстве били, обычно становятся или робкими, тревожными, всего боящимися, или злыми и агрессивными;
• к физическим воздействиям привыкают так же, как к крику или стоянию в углу - это перестаёт действовать в воспитательных целях;
• родители, применяющие физическую силу, становятся жестокими , временами безжалостными, карающими. Вряд ли это поможет хорошим отношениям в семье.
Если вы применили «порку» при экстренной ситуации, то должны показать ребёнку, что вы любите его. Любить, ценить, уважать детей-огромное дело нашей с вами жизни. «Прививайте» деткам жизнерадостность, любознательность, желание заниматься творчеством в любых направлениях, умение заботиться о старших, о братьях наших меньших. Ведь мы растим личности, которым дальше продолжать семейные традиции, самим строить счастливую семью и благополучие в обществе.
3
этап. Кульминационный момент - наивысшее эмоциональное и интеллектуальное
напряжение.
-На кануне собрания, дети отвечали на
вопросы анкеты.
Анкета детей:
1. Приходилось ли тебе убегать из дома?
2. К тебе применяли физическое наказание?
3. Считаешь ли ты физическое наказание жестоким обращением
над личностью?
4. За что тебя чаще всего наказывают?
5. Как ты считаешь, всегда ли тебя наказывают
справедливо?
6. Какие чувства у тебя возникают, когда на тебя
кричат, ругают, унижают, оскорбляют?
-Мы получили вот какие результаты. (Оглашение
результатов анкетирования)
Думаю, каждый для себя сейчас сделает вывод.
4 этап. Нравственный выбор.
-Сейчас я предлагаю вам познакомиться с
несколькими ситуациями для того, чтобы проанализировать их и ответить на
вопросы.
1 ситуация. Родители с пренебрежением относятся к 8-летнему сыну, если он начинает
высказывать свое мнение во время семейного разговора. Они постоянно повторяют
ему: «Ты еще мал, чтобы советовать», «Ничего еще не понимаешь в жизни»,
«Замолчи и не встревай» и т.д. Сын очень обижается после таких слов и молча,
уходит в свою комнату.
Учитель: В чем вы видите ошибку
родителей? Чем впоследствии может обернуться такое поведение родителей?
2 ситуация. Наводя порядок в комнате своего 10-летнего сына, мать выбрасывает
многие его вещи, которые, по ее мнению, являются бесполезными и ненужными.
Когда мальчик начинает противиться ее действиям, в ответ сыплются обидные
слова. Мама считает, что она отвечает за порядок в доме и имеет право поступать
так.
Правильно ли поступает мама?
Какие права ребенка нарушаются в этом случае?
3 ситуация. Мальчик часто приносит из школы замечания в дневнике о том, что дерется
с одноклассниками. Родители начинают бить ребенка за это.
Учитель: Чем вызваны постоянные
драки мальчика? Каким поступкам родителей он подражает? Как должны поступать
мамы и папы в подобной ситуации?
5
этап. Развязка.
-Итак, уважаемые родители, каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от того,
каковы отношения в семье между её членами. В каждой семье есть проблемы и это
неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть
проблему – это сделать шаг к её решению. И не следует откладывать её решение на
более поздний период. Одно из основных условий
полноценного развития ребенка - психологическая защищенность, т. е. осознание
того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Необходимо научиться слушать и
чувствовать ребенка, ведь именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание.
6
этап. Рефлексия.
-Правильно ли вы строили взаимоотношения с
вашими детьми?
Увидели ли вы свои ошибки или нашли
подтверждения правильности своих поступков?
Изменилось ли ваше отношение к наказаниям?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.