Тема: «Урок хороших манер»
Вид занятия: этическая беседа
Разработала: Трофименко Ирина Георгиевна
Цель:
углубление, упрочнение нравственных понятий: этика, этикет, афронты,
тактичность толерантность;
обобщение и закрепление знаний по данной теме,
формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Оборудование: презентация, видеофрагменты, цитаты великих, карточки с
диалогами, анкета, выставка книг по теме, словатермины
Литература:
Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своей цели. –
1.
Воронеж, 1991
2.
3.
Браим М. Н. Этика делового общения. – Минск, 1996
Дебольский М. Психология делового общения. – М., 1991
"Основы этических знаний" под ред. профессора М.Н. Росенко. Изд.
4.
"Лань", 1998г.
Сухарев В. А. Быть деловым человеком. – Симферополь, 1996
Подготовительный этап
5.
I.
определяется тема и цель беседы, а так же усвоение определенных норм,
понятий, которые должны уяснить учащиеся; те практические выводы,
которые будут сделаны.
подборка фактического материала, где рассказывается, как нужно
поступать, что нужно делать.
продумываются вопросы беседы.
подготовка учащихся к беседе:
заранее объявляется тема беседы, указывается литература, готовятся
ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры,
определяются индивидуальные и групповые задания. II. Проведение беседы
1.Вводное слово
Начать нашу беседу, я хотела бы словами мудрого Демокрита, который
еще до открытия носового платка, сказал: «Вежливыми люди бывают не
столько от природы , сколько от продолжительных упражнений”. А
обозначает эта мудрость то, что нельзя быть вежливым и любезным на
свидании – и невежливым дома или в школе. Никогда не научится целовать
руку любимого, человек, который, сидя в трамвае , не замечает, что рядом с
ним стоит женщина.
Как говорят англичане: “Настоящий джентльмен это тот, который и
наедине кладет сахар щипчиками”. Одним из самых вежливых людей до сих
пор считают бывшего американского президента Авраама Линкольна. И как
удивился когдато английский посол США, увидев президента, который
чистил свои туфли.
Господин президент, ошарашено сказал он,
Вы сами себе чистите обувь?
Конечно, ответил Линкольн, а вы кому?
2. Углубление, упрочнение нравственных понятий
«Как себя вести в той или иной ситуации?» этот вопрос рано или поздно
задает себе каждый человек по тому или иному поводу. Используй правила
этикета, вспомни об этике можно услышать в ответ. А что такое этика? Что
такое культура поведения? Кто такой воспитанный человек? Это понятие
появилось очень давно и дошло до нас через века, поэтому, оно имеет очень
большое значение в наше время.
А сможете ли вы дать ответ на эти вопросы?
Что ж такое этикет?
Ктото знает, ктото нет.
Это ПРАВИЛА такие ПОВЕДЕНИЯ, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил ЭТИКЕТ,
И дурных привычек нет!
Этика – это совокупность правил поведения в обществе.
Культура поведения – это неотъемлемая часть культуры общества.
Сейчас воспитанный человек редкость в нашей повседневной жизни,
особенно среди молодежи, которая стремится только к внешней
привлекательности. И всетаки такие люди имеются, и они желанные члены
любой компании.
Чехов говорил: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и
душа, и мысли… Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что
кружиться голова от восторга, но душа и мысли – Боже мой! В красивой
оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими
белилами».
Чехов абсолютно был прав, он как будто писал про сегодняшнюю ситуацию.
Действительно, морально и духовно сильная личность это очень большая
редкость. С самого детства родители должны воспитывать в человеке чувство
патриотизма, любви к близким и, естественно, правилам хорошего тона.
3.Манеры, жесты, телодвижения
Сама природа указывает нам нужное положение тела и возможные
движения. Походка и всякие другие движения указывают на нравственное
развитие. Прежде всего, стоит обратить внимание на умение держать руки на
месте, и воспитанный человек никогда не позволить себе держать руки в
карманах, тем более кусать ногти. Также и ноги во время разговора не
расставляют широко и не сближают их совсем плотно друг к другу. Сидя, не ставят ногу на ногу и не трясут ею. Находясь в обществе, не следует быть
рассеянным и невнимательным к окружающим. Поскольку каждый ваш жест
может нести информацию для собеседника.
Сейчас мы посмотрим с вами небольшой фрагмент из психологической
передачи «Язык жестов» как распознать ложь по мимике и жестам.
Постарайтесь запомнить некоторые из них.
Итак, покажите жесты, которые больше всего привлекли ваше внимание.
Скажите, а какие жесты чаще всего применяет учителя в своей работе?
Каждому народу, каждой социальной группе свойственна своя манера
приветствия. Например, на Востоке характерной чертой приветствия
является наклон корпуса с одновременным выбрасыванием руки вперед.
Европейцы, приветствуя, обычно слегка приподнимают левой рукой шляпу и
отдают легкий поклон головой.
4. Походка, осанка, дурные привычки
Красивая походка, осанка, изящные жесты украшают как мужчину, так и
женщину. В исключительных случаях тем, что мы называем грациозностью,
человек наделен от природы. Чаще эти качества приобретаются ценой
немалых усилий. Их воспитанию помогают занятия спортом, ритмикой,
балетом. Все это чрезвычайно полезно девочкам и молодым девушкам, об
этом стоит помнить родителям. Следует учиться красиво ходить, держаться
прямо. И никогда не стоять на расставленных ногах!
Я давала вам задание подобрать свод правил: «Не следует и почему»
1.
Молодежь часто не знает, «что делать с руками». Девушку, правда, в
таких случаях спасает сумка, за которую можно «уцепиться», а вот юноша
лишен этого полезного реквизита. Вроде бы самый естественный выход
поместить руки в карманах. Возможно ли это с точки зрения хорошего тона?
В крайнем случае, допустимо держать одну руку в кармане пиджака, но лучше
время от времени ее оттуда извлекать. В карман брюк можно опустить руку только затем, чтобы достать необходимое. О том, чтобы держать обе руки в
карманах брюк, не может быть речи! Этого не следует делать даже в
присутствии своих ровесников незачем привыкать!
2.
Нехорошо «стрелять» суставами на пальцах или щелкать ими;
постоянно чтолибо «мурлыкать» (эта привычка особенно надоедает
сослуживцам, не говоря уже о домашних);
Разговаривая, старайтесь не пожимать плечами. Иногда люди даже не
3.
сознают того, насколько подобный жест может показаться обидным для
собеседника;
4.
Не следует заканчивать свое высказывание взрывами смеха. Это
проявление нервозности производит отрицательное впечатление, не говоря о
буйном веселье после собственного анекдота. Есть люди, которые после
каждой произнесенной ими фразы похихикивают ни с того, ни с сего.
Понаблюдайте за собой, если такое случается, старайтесь отвыкать.
Невежливо, а потому и некрасиво: показывать пальцем, особенно на
5.
человека, разрезать страницы журнала или книги расческой; смачивать палец
слюной, листая страницы; использовать ноготь мизинца в качестве
зубочистки; чистить ботинки о штанину брюк;
Часто поглядывать на часы при разговоре с гостем, с женщиной, во
6.
время торжественного заседания, за столом президиума; подтягивать брюки;
женщине через платье подтягивать чулки;
7.
Хлопать дверью. Дверь всегда следует закрывать «мягко», даже если мы
очень торопимся. Неважно, какая это дверь: на работе, дома, в магазине, в
машине. В ссоре хлопанье дверью не аргумент, а недостойный агрессивный
выпад.
Давайте поиграем в игру «Крокодил», в которой с помощью мимики и
пантомимики вы попробуете показать различные чувства и эмоции.
«Я ужасно зол на тебя»
«Я очень счастлив» «Мне страшно»
5. Казусные ситуации и афронты
Каждый находящийся в обществе человек не застрахован от казусных
ситуаций невольных ошибок. Вот несколько классических казусов:
познакомиться с кемто вторично; опрокинуть рюмку с вином;
поинтересоваться у соседа по столу: «Вы не знаете, кто эта болтливая
блондинка?» и получить ответ: «Это моя жена»; проявляя чуткость,
спросить у знакомого: «Как себя чувствует ваша супруга?» и услышать в
ответ: «Уже год как умерла» или «Мы давно разошлись». Чрезвычайная
неприятность: по ошибке вытереть нос салфеткой; рассказать внимательным
слушателям неудачный анекдот. Подобные обстоятельства надолго могут
оставить в памяти неприятный осадок. Однако совершенно напрасно мучить
себя такого рода воспоминаниями. Ну что ж, случилось и прошло. Нет
человека, воспитанного самым идеальным образом, у которого на совести не
было бы чеголибо подобного. В таких случаях короткое «Простите», как
правило, решает проблему.
Совсем иное дело «афронты» действия преднамеренные и сознательные,
то есть сознательное нарушение правил вежливости, когда одно лицо не
только не старается скрыть своей неприязни к другому, а, наоборот,
стремится ее подчеркнуть. Надо ли говорить о том, что в этом случае вы не
только публично представляете в невыгодном свете самого себя, но и помимо
своей воли можете обидеть других.
Среди подобных весьма решительно проявляемых форм неприязни можно
перечислить следующие:
•
•
•
демонстративно не подать комулибо руки;
наделить своего противника вслух оскорбительным эпитетом;
отослать по обратному адресу письмо или подарок; в неуважительном тоне отозваться о комлибо из близких своего
•
собеседника.
Подобные шаги могут привести к полному прекращению знакомства.
Сейчас вы посмотрите ералаш, выпуск которого называется «Давайте друг
другу говорить комплименты».
Искрение ли комплименты прозвучали в видеоролике? Почему?
Как мы можем назвать данные формы похвалы? Что такое афронты?
А что такое комплимент?
6. Комплименты
Комплимент это особая форма похвалы, выражение одобрения,
восхищения внешним видом человека, его манерами, удачно сказанным
словом. Облеченный в вежливую форму, он всегда доставляет удовольствие
в каждом из нас есть хоть немного себялюбия и тщеславия. Комплименты
составляют немаловажное подспорье для создания приятного настроения в
обществе. Комплимент должен быть легким, игривым, простым, естественным
и, главное, правдивым. Если говорить комплименты нечасто и притом умно и
тонко, они придают беседе желаемую грациозность. Наоборот, когда в
комплиментах слышатся подготовка, претензия или напыщенность, то они
становятся смешными и пошлыми.
Я бы хотела вас познакомить с некоторыми рекомендациями как следует
произносить комплименты и как на них правильно реагировать.
В какой манере следует произносить комплимент?
•
Уверенным тоном, но доброжелательно, с улыбкой.
•
•
•
•
•
Избегайте дешевых театральных эффектов, излишней восторженности.
Мимика, жесты должны соответствовать словам.
В комплименте не может быть даже намека на иронию.
Избегайте штампов.
Ценятся только те комплименты, которые сказаны вовремя и к месту. Не делайте комплиментов мимоходом, между делом.
•
Как правильно реагировать на искренний комплимент?
•
•
С достоинством и благодарностью.
Слова благодарности нужно высказать искренно, не ограничиваясь
дежурным «спасибо».
•
Воздержитесь одергивать льстящего. Ограничьтесь словами вежливой
благодарности.
•
Комментарии и вопросы (даже в ответ на комплименты двусмысленные,
неуместные) лучше оставить при себе.
•
Принимая комплимент, не возражайте. Не умаляйте своих достоинств.
Если восхитились вашим внешним видом, неуместно в ответ говорить о
•
своем плохом самочувствии.
8.Игра «Комплимент»
Давайте каждый из вас попробует сказать комплимент своему соседу по
парте придерживаясь данных рекомендаций, ну а вы в свою очередь
отреагируйте на комплимент.
9.Стили общения, манера общения.
Каждый день мы с вами общаемся с различными людьми. И то каким
образом мы общаемся, показывает насколько вы воспитаны и владеете
манерой и стилем общения. Что же такое « стиль общения»? Это сочетание
привычных, прочно усвоенных человеком способов (навыков) общения с
другими людьми.
Можно назвать несколько стилей общения: дружеский, деловой,
отстраненный, подавляющий. Давайте поподробнее рассмотрим каждый из
этих стилей.
Дружеское общение непринужденное, раскованное, откровенное.
Собеседники чувствуют себя свободно, спокойно, открыто выражают свои
чувства. Дружеский стиль общения помогает передать свои чувства, переживания. Вопрос: Какие чувства и эмоции испытывают собеседники?
(Радость, удовольствие, спокойствие)
Деловое общение — это общение людей, которые объединены общим
делом: вместе работают, учатся. Деловой стиль общения помогает достичь
успеха в делах, сообща решить ту или иную проблему. Вопрос: Где можно
встретить деловой стиль общения? (В офисе, на деловых переговорах,
начальникподчиненный, учительученик).
Отстраненный стиль общения используется там, где люди никак не связаны
по жизни, и нет надобности раскрывать себя в общении. Такой стиль общения
мы используем, когда, например, спрашиваем прохожего на улице, который
час. Вопрос: Опираясь на картинку, скажите, где еще можно встретить
отстраненный стиль общения? (Продавецпокупатель, в парикмахерской, в
ресторане).
Подавляющий стиль общения используется, когда одному хочется
подавить волю другого человека — заставить его чтото сделать или
отказаться от своих планов. Вопрос: Какие чувства и эмоции испытывает
человек, с которым общаются в подавляющем стиле? (Отрицательные эмоции:
обида, злость, неприязнь).
Хочу обратить ваше внимание, что в зависимости от ситуации люди
используют различные стили общения, чередуют их. Умеет общаться тот, кто
владеет разными стилями общения и свободно переходит от одного к
другому. Важно понимать, когда и какой стиль общения уместен.
Давайте выполним задание. Сейчас двое ребят выйдут к доске, прочитают
диалог, а все остальные внимательно выслушают их и затем ответят на вопрос,
какой стиль общения использует каждый из участников диалога.
Диалог 1.
Подскажите, пожалуйста, как пройти в библиотеку! Дойдете до конца улицы, повернете направо и увидите трехэтажное здание
библиотеки.
А на автобусе я смогу туда добраться?
Да, вам нужен третий номер.
Спасибо! (отстраненный стиль общения)
Диалог 2.
Привет! Ты не хочешь пойти со мной в кино?
Чтото не очень хочется.
А почему? Настроение плохое? Давай сходим, заодно развеселишься!
Ну, хорошо, уговорил (дружеский стиль общения)
Диалог 3.
Почему ты не вымыл посуду?
Я опаздываю на тренировку.
Я тебе еще раз повторяю, пока ты не закончишь уборку, я тебя никуда не
пущу!
(подавляющий стиль общения)
Диалог 4.
Я считаю, что в данном уравнении необходимо применить именно это
правило.
Это совершенно правильно! Наконецто мы нашли верное решение.
Может быть, теперь мы сможем отдохнуть и сходить погулять?
Я рад, что ты предложил это, потому что я очень люблю прогулки!
(деловой, дружеский стили общения)
Вопрос: как вы думаете, каким стилем общения должен владеть человек,
который умеет общаться? (Умеет общаться тот, кто владеет разными стилями
общения и свободно переходит от одного к другому)
Резервное задание: Теперь мы перейдем к следующему заданию. Разбиваемся на 4 команды.
Каждой будет выдана карточка с примером стиля общения, участники
должны придумать ситуацию, в которой этот стиль уместен, описать мимику,
жесты участников общения и чувства, которые они вызывают. Зачитываются
ответы. Время выполнения задания 5 минут.
Рассмотрим понятие «манера общения». Это такое сочетание навыков
общения, которое передает определенное внутреннее состояние человека.
Как мы видим из схемы, манера общения проявляется в некоторых его
особенностях:
в тоне общения (взволнованный, спокойный, властный);
в поведении (то, как человек себя ведет в общении: сдержанный,
беспокойный, напористый);
в том, как человек чувствует себя в общении (уверенно, неуверенно,
доверчиво, настороженно);
в словах, которые использует человек для выражения своих мыслей и чувств.
Манеры общения разнообразны. Назовем некоторые, наиболее часто
встречающиеся в жизни: уверенная, неуверенная, грубая, безучастная.
Уверенная. Тон общения: спокойный. Слова, которые использует человек,
точно ясно выражают его мысли и чувства. При такой манере общения
используются и «волшебные слова» вежливости — «Спасибо», «Пожалуйста».
Они выражают спокойное, уважительное отношение к собеседнику. Поза
человека выражает спокойствие.
Неуверенная. Тон общения: взволнованный. Поведение — суетливо
беспокойное. Слова общения показывают, что человек сомневается в том, что
говорит, даже если на самом деле он прав: «Может быть...», «Не знаю,
наверно...». Поза — вялая, спина сутуловатая, плечи повернуты вперед.
Грубая. Тон общения — не терпящий возражений. Поведение — резкое,
напористое. В словах — обвинение или оскорбление другого человека, Поза угрожающая — «руки в боки», голова наклонена вперед, взгляд тяжелый,
исподлобья.
Безучастная. Тон общения: невыразительный, в словах мало определенности
— «С одной стороны.., с другой стороны». Жесты невыразительные, вялые.
Взгляд «витающий в облаках» или направленный на собеседника, но не
сфокусированный на нем. Поза выражает спокойствие и одновременно
отстраненность — туловище наклонено назад, в сторону от собеседника.
А теперь давайте посмотрим следующие видеофрагменты и определим
манеру общения главных героев.
Вопрос: какая манера общения является наиболее универсальной, то есть
подходит «на все случаи жизни»? (Уверенная).
Анкета: „Приятно ли с вами общаться”.
Если человек общителен, то это далеко не значит, что с ним приятно
разговаривать. Есть люди, которые своей общительностью надоедают
буквально с первых минут разговора.
1. Вы любите больше слушать или говорить?
2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомыми людьми?
3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?
4. Любите ли вы давать советы?
5. Если тема разговора вам ене интересна, скажете ли вы об этом
собеседнику?
6. Раздражаетесь ли вы когда вас не слушают?
7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу?
8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли вы её развивать?
9. Вы любите быть в центре внимания?
10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно
прочными знаниями?
11. Вы хороший оратор? Если вы ответили на 1,2,3,6,7,8,9,10,11 „ДА”, можете зачислить по одному
балу за каждый совпавший ответ.
13 балла: трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянишь ни слова,
то ли настолько общительны, что вас страются избегать, но факт остаётся
фактом, общаться с вами далеко не всегда приятно, но всегда крайне тяжело.
49 баллов: вы может и не слишком общительный человек, но почти всегда
внимательный и приятный собеседник, хотя можете быть и весьма
рассеянными, когда не в духе, но вы требуете в такие минуты особого
внимания к вашей персоне от окружающих.
911 баллов: вы наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли
друзья могут без вас обойтись.
III. Подведение итогов:
Какие понятия вы узнали или повторили сегодня?
Как влияет знания манер поведения в современной жизни?
Какие правила или предостережения вам запомнились больше всего?
Что особенного в наших жестах, мимике, позе, телодвижениях?
Что такое афронты? Как вы думаете, следует ли ими пользоваться в
нашей жизни? Почему?
Какие стили общения вы запомнили? А манеры общения?
Что вам понравилось в нашей беседе больше всего? Почему?
Этическая беседа: «Урок хороших манер»
Этическая беседа: «Урок хороших манер»
Этическая беседа: «Урок хороших манер»
Этическая беседа: «Урок хороших манер»
Этическая беседа: «Урок хороших манер»
Этическая беседа: «Урок хороших манер»
Этическая беседа: «Урок хороших манер»
Этическая беседа: «Урок хороших манер»
Этическая беседа: «Урок хороших манер»
Этическая беседа: «Урок хороших манер»
Этическая беседа: «Урок хороших манер»
Этическая беседа: «Урок хороших манер»
Этическая беседа: «Урок хороших манер»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.