«Правила сетевого общения».
Этический практикум
Цель:
· обучающая: создать условия для усвоения правил этикета для формирования навыков общения в сети Интернет, работы с электронной почтой, повышение уровня информационной культуры
· развивающая: создать условия для формирования умения оперировать словами, точно выражать свои мысли
· воспитательная: содействовать повышению уровня культуры общения
Ход практикума
1. Организационный момент.
2. Устная работа.
Ответить на вопросы:
1. Что такое Интернет?
2. Что такое гиперпространство?
3. Какие социальные сети вам знакомы
3. Актуализация знаний.
- Что такое общение? Вспомните его виды. Средства.
- Как можно общаться с помощью компьютера? Какие существуют средства общения в сети Интернет?
Учитель: Приходилось ли вам сталкиваться с непорядочным поведением в сети Интернет? Приведите примеры:
а) нетерпимости б) навязывания своих убеждений в) экстремизма
4. Объяснение нового материала.
Учитель: Хотя Интернет - специфическая среда для общения, в ней существуют определённые правила вежливости, которые получили название "сетевой этикет".
Учитель: Правила сетевого этикета широко обсуждаются в Интернете, но, к сожалению, культура общения остаётся на низком уровне. В сети нередко можно наблюдать грубость, речевую агрессию, нетерпимость к чужим мнениям.
Учитель: Если мы общаемся с незнакомыми людьми, то возникает ситуация разговора с виртуальными личностями. человек может изменить свой статус, скрывать возраст, пол, преувеличивать силу, красоту.
А также почти безнаказанно проявлять агрессивные черты характера, которые он вынужден подавлять в повседневной жизни.
Учитель: Приходилось ли вам быть в подобных ситуациях? Как вы себя в них вели?
Учитель: Для того, чтобы избежать отрицательных последствий общения в Интернете следует придерживаться определённых правил:
· Если вы обращаетесь к кому-либо с просьбой, не забудьте сказать «пожалуйста». В то же время, если кто-то помогает вам, никогда не вредно сказать «спасибо». Хотя это может показаться банальным, вы будете удивлены тем, какое количество людей являются образцами вежливости в реальной жизни и словно забывают о своих манерах в переписке по e-mail.
· Не ждите, что вам ответят немедленно. Тот факт, что вы в течение десяти минут не получили ответа на свой вопрос, вовсе не означает, что адресат вас игнорирует.
· Помните, что не существует надежной почтовой системы. Неразумно помещать очень личную информацию в электронное письмо, если только вы не собираетесь его зашифровать с помощью надежной программы шифрования. Помните об адресате. Вы не единственный человек, который пострадает в случае, если деликатное сообщение попадет в плохие руки.
· Включайте в свое письмо полную информацию по теме, особенно, если рассчитываете на квалифицированный ответ. Например, если вы посылаете сообщение «Программа электронных таблиц не работает» в службу технической поддержки компании «Lotus», консультант вряд ли сможет вам помочь - ему для этого просто не хватит для этого информации. Вам нужно включить детальное описание проблемы, не забывая указать версию программы, которой вы пользуетесь.
Учитель: Рассмотрим подробнее неформальный кодекс поведения в сети Интернет.
Сетевой этикет регулирует:
· правила обмена сообщениями по электронной почте;
· стилистику сетевой коммуникации при коллективных обсуждениях;
· общие правила написания публикуемых текстов в сети;
Учитель: Приходилось ли вам пользоваться электронной почтой? Каких правил вы придерживались при написании электронного письма?
Учитель: При переписке по электронной почте каждый пользователь должен помнить о некоторых правилах:
· Приветствуйте собеседника в начале письма и прощайтесь в конце.
· По электронной почте можно обращаться к незнакомым людям, но при условии, что адрес был опубликован его владельцем.
· Пишите кратко, грамотно и аккуратно.
· Отвечать на сообщение, необходимо цитировать его наиболее существенные места.
· Удобно, когда письма пользователя заканчиваются краткой "подписью", автоматически добавляемой к каждому сообщению, отправляемому пользователем, однако эта подпись не должна быть длиннее четырёх-пяти строк. Очень важно указать в подписи своё имя-отчество полностью, чтобы получателю было удобно обращаться к Вам.
Например:
С уважением, Петров Вася,
Тел: 854269
E-mail: vasya@mail.ru
· В переписке личного характера можно придерживаться разговорного стиля.
· Не следует переправлять чьё-то личное сообщение другим людям или в телеконференцию без предварительного согласия его автора.
· Если вы заняты и не можете быстро ответить на поступившее сообщение, отправьте пару строк с подтверждением получения и обещанием ответить при первой возможности.
· Если сообщение поступило от незнакомого лица, следует понять, основано оно или нет. В первом случае - ответить в течение трёх дней. Во втором - не отвечать.
· Текст письма нужно структурировать по смыслу, абзацы отделять пустой строкой.
· Если вы отправляете заархивированный файл, поинтересуйтесь заранее, сможет ли получатель письма его распаковать (т.е. имеет ли он на своём компьютере нужную программу-архиватор).
· Строка текста должна ограничиваться 60-70 символами, справа без выравнивания.
· Нежелательно посылать письма большого объёма - около одного мегабайта, поскольку пользователь, работающий с бесплатными почтовыми ящиками, может такое сообщение не прочитать из-за ограничений на объём входящей корреспонденции.
· К незнакомым людям можно обращаться с просьбами о консультации, с вежливыми предложениями и пожеланиями, не претендуя на получение ответа.
· Неполучение ответа следует рассматривать как нежелательность или невозможность установления контакта и повторять не следует.
· При обращении к незнакомы людям следует воздерживаться от просьб, вызывающих необходимость использовать других средств связи, отличных от электронной почты.
· Если в письмо вложен файл, то в тексте письма обязательно должно быть указано, что приложено и зачем.
Учитель: Рассмотрим теперь правила сетевого этикета действуют в асинхронных конференциях.
• Будьте предельно вежливы
• Отправлять сообщения на телеконференцию нужно только по теме конференции
• Не писать в сообщении на телеконференцию ничего такого, чего вы не написали бы на открытой почтовой открытке
• Перед тем, как написать на телеконференцию, подумайте, а будет ли ваше сообщение интересно другим
• Необходимо помнить, что сообщения, направляемые на телеконференцию, рассматриваются как публикации, и на них распространяются авторские права
• Не используйте телеконференцию для переписки с одним человеком
• Для отправки своего первого письма на телеконференцию внимательно прочитайте все сообщения, уже опубликованные в ней, чтобы разобраться, кто и о чём здесь именно говорит
• Не задавайте частных вопросов (о поле, возрасте, работе и пр.)
Учитель: При общении в синхронном режиме, т.е. в чате, аудио или видеоконференции, действуют несколько иные правила сетевого этикета. Это самый "экстремальный" вид общения в сети, самый приближенный к личному прямому диалогу. Скорость обмена информацией в этом случае очень высока, а поскольку участник сетевого диалога вынужден акцентировать своё внимание, как на самом диалоге, так и на используемых технических и программных средствах, это общение даётся ему очень нелегко - человек быстро устаёт от высокого темпа общения и необходимости действовать строго по правилам. Вместе с тем , если общение в асинхронном режиме пускать на самотёк, или не обращать внимание на правила, то подобное общение очень быстро превратится в хаос, эффективность же диалога будет минимальной. Как вы думаете, каких правил следует придерживаться, например при общении по "аське" или в ВКонтакте? Правила, которые помогут вам в синхронном режиме.
• (Золотое правило) Никогда не пишите в конференции то, что вы не сказали бы человеку в лицо при личной встрече. Никогда не говорите то, что вы не хотели бы услышать от других в свой адрес.
• Не используйте нецензурные выражения.
• Будьте политкорректны – не затрагивайте вопросы, касающиеся вероисповедания, пола, возраста, национальности и т.п. ваших партнёров по диалогу.
• Не переполняйте экран, в котором происходит чат, своими сообщениями – дайте возможность высказаться и другим.
• Не пытайтесь быть тем, кем вы на самом деле не являетесь.
• Не задавайте вопросы, ответы на которые могут потребовать личную информацию о других людях.
• Не пишите ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ (так как это эквивалентно крику, истерике или разговору «на повышенных тонах»).
• Не переусердствуйте со смайликами.
Учитель: В правилах было упоминание о смайликах. Для чего их используют?
Учитель: Верно, для придания эмоциональности и демонстрации своего настроения во время общения.
5. Закрепление материала практикума.
Учитель: Подведём итоги сегодняшнего разговора и попробуем сформулировать основные правила общения в сети.
Необдуманные слова
Порою жизнь нас
встряхивает круто,
И мы спокойствия теряем нить,
И резко, сгоряча, грубим кому-то,
Так просто, чтобы нагрубить...
Мы с лёгкостью любимых обижаем,
Лишь потому, что настроенья - ноль,
И так выходит, что не замечая,
Мучительную причиняем боль...
Слова - как воробьи - их не поймаешь,
А ранят - точно в сердце туча стрел,
И если что-то ты сказать решаешь,
Подумай, чтобы завтра не жалел.
Ведь брошенное - не подумав - слово
Однажды может сделать много бед,
И от такой непрошенной обиды
В душе останется глубокий след.
Конечно, время постепенно лечит,
Плохое помогая нам забыть,
Но чтоб друг другу души не калечить,
ПОДУМАЙ..., прежде чем
заговорить.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.