Этика: азбука добра Программа дополнительного образования
Оценка 4.8

Этика: азбука добра Программа дополнительного образования

Оценка 4.8
Образовательные программы +1
doc
Междисциплинарный 6
Взрослым
10.10.2021
Этика: азбука добра Программа дополнительного образования
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно- зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
2013-2014,2014-2015,2015-2016 кружок Азбука добра.doc

МБОУ «Ломоносовская средняя школа имени М.В.Ломоносова»

 

 

 

Утверждаю:

Зам. Директора по УВР

_____________  (ФИО)

  «__»________________ года

 

 

 

 

Этика: азбука добра

Программа дополнительного образования

Для детей 1-4 классов.

Срок реализации – 3 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                            Автор:

                                                                                            Степаненко Татьяна Владимировна,  

                                                                                            учитель начальных классов, высшая

                                                                                            квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   с. Ломоносово

                                                         2013 год

                         Пояснительная записка.

 

 Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно- зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

   Целью программы  формирование у детей  нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

  Общая задача – стремиться к достижению оптимального сочетания традиционного и творческого элементов в развитии нравственного сознания и поведения.

 Содержание программы направлено на воспитание:

  • культуры мышления («способность морального суждения», умение пользоваться этическим знанием, определять добро, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации);
  • культуры чувств (способность к переживанию, сопереживанию, сочувствию);
  • культуры общения и поведения (конкретный образ осуществления в моральной практике помыслов и чувств, степень их превращения в повседневную норму поступка с соблюдением этикета).

Общая характеристика кружка.  Нравственное  развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «ОРКСЕ»), так и во внеурочной деятельности в форме кружка «Этика: азбука добра».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно- воспитательном процессе. Он направлен прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения,  его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

- личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

- стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

- развивающие нравственное сознание;

- активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.

             

              

 

 Данный кружок разработан для учащихся 1 – 4 классов. Рассчитан на 3-годичное изучение,  102 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу. В большинстве своём они содержат элементы тренинга. Занятия, связанные с выездом за пределы села, с выходом за пределы класса, школы, проводятся в совокупности, т.е. 1 раз в две недели  от 2 до 4 часов.

 

 

 

 

  Форма занятий:

  Содержание кружка ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной  художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально- образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно- значимого поведения.

 

Место кружка в учебном плане:

  Кружок «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа в год, 1 ч. Занятий в неделю. Общее количество часов – 102 часа.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка:

  В процессе освоения материалов кружка ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям,  эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания школьника.

 Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

 Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие эмоционального восприятия.

  Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?»)

 Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщения, классификации по родовидовым  признакам, установление аналогий и причинно- следственных связей) в материалах кружка содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по  разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

 В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права кажого иметь свою;  выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное отношение  других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа. Например: «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

 Использование художественной литературы и работа в библиотеке  помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве  с целью решения информацонных и коммуникативных задач. И к окончанию курса учащиеся полностью умеют ориентироваться  в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

 

Программа состоит из 4 сквозных блоков.

 

 1 блок: «Речевая культура», так как человек – постоянно мыслящее существо, а любая мысль, даже не высказанная вслух, выражается словом.

 

Универсальные учебные действия:

- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;

-оценивать свои действия во время уроков, дежурств;

-использовать доброжелательный тон в общении;

-оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах

 

 2 блок: «Культура внешнего вида» («В человеке должно быть всё прекрасно…»).

 

Универсальные учебные действия:

- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

-оценивать внешний вид человека;

 

 3 блок: «Культура общения» (главная человеческая потребность – это потребность в другом человеке).

Универсальные учебные действия:

- использовать в речи слова вежливости;

-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

-высказывать предположение о последствиях недобрых поступков ( в реальной жизни, героев произведений);

-создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

-описывать сюжетную картинку (серию);

-оценивать адекватную ситуацию и предотвращать конфликты;

-самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

 

 

 4 блок: «Культура поведения» (поведение определяется тем, что я собой представляю: знания, чувства, отношение  к миру, к себе).

Универсальные учебные действия:

- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

-оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

 

 Ожидаемые результаты :

Дети узнают:

  • о значимости этики в жизни человека;
  • об одежде, моде; умении выбирать свой костюм;
  • об отношении к внутреннему состоянию другого человека;
  • об умении использования невербальных средств общения;
  • о самоуважении и уверенности в своих силах;
  • о правилах поведения и потребности соблюдения этикета как проявления уважительного отношения к людям – творцам театрального искусства;

 

 Дети научатся:

  • иметь вкус  к красивой и правильной речи;
  • рассказывать и слушать;
  • уважительному отношению к своему имени и именам близких людей;
  • любить место (село), где живут;
  • анализировать художественные тексты с точки зрения нравственных проблем;
  • видеть в человеке, прежде всего, положительные черты;
  • созерцанию, наблюдению, анализу;
  • следить за чистотой своего лица;
  • создавать хорошее настроение себе и окружающим людям;
  • быть культурным, принимая гостей или находясь в гостях.

 

 

Планирование составлено на основе программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под редакцией Н.Ф.Виноградовой.-М.:Вентана Граф, 2011.

 

 

 

Первый год обучения.

Тематическое планирование учебного материала.

 

                               

                 Тема                      занятия

Кол –

во

часов

Теоретичес

кие

занятия

Практичес

кие

занятия

 

1 блок: «Речевая культура» (8 часов)

 

 

 

1.

Этика. Этикет речи.

30мин

30мин.

      -

2.

 «Волшебные» вежливые слова.

30мин

  15 мин

  15 мин.

3.

«Ты» и «Вы».

1 ч.

30 мин.

  30 мин.

4.

Наши имена.

1 ч.

30 мин

 30 мин

5.

Портрет семьи.

1 ч.

 30 мин.

30 мин.

6.

«Слово – великое дело».

1 ч.

30 мин

  30 мин

7.

 «Красота, Вдохновение, Радость и Тайна» или Законы мироздания и человеческой жизни.

30мин

 30мин

 -

8.

Моё село – часть природы и культурная среда. Экскурсия.

30мин

30мин

  -

9.

Доброе слово. Круглый стол.

1 ч.

 30 мин.

 30 мин.

10.

Праздник красивых слов. (с чаепитием).

1 ч.

 -

  1 ч.

 

2 блок: «Культура внешнего вида»

( 10 час)

 

 

 

1.

Женственные девочки и мужественные мальчики

 1 ч.

 1 ч.

  -

2.

Быть не может красоты без мыла, щётки и воды (кожа и уход за ней).

 1 ч.

 30 мин.

  30 мин.

3.

Волосы, причёска, образ (конкурс причёсок).

 1 ч.

 30 мин.

  30 мин.

4.

Одежда, костюм, мода (в гости к швее).

1 ч.

 -

  1 ч.

5.

Мода, стиль, вкус.

30мин

   30мин

 -

6.

Мода на Руси. Экскурсия в музей.

30мин

 -

  30мин

7.

Тайна обоняния. Духи.

 1 ч.

 30 мин.

  30 мин.

8.

Только о девочках (с девочками).

30мин

  30мин

  -

9.

Только о мальчиках ( с мальчиками).

30мин

30мин

  -

10.

Народный костюм. Русский костюм.

1 ч.

 1 ч.

  -

11.

Мой гардероб.

1 ч.

 30 мин.

30 мин.

12.

Немного о банях. Как и когда  люди начали мыться? (Урок - кино).

 1 ч.

 30 мин

30 мин

 

3 блок: «Культура общения» (6 часов).

 

 

 

1.

Общение.

30мин

30мин

 

2.

Общение и настроение.

30мин

 

30 мин

3.

Слова и жесты.

1 ч.

30 мин

30 мин

4.

Мимика и жесты.

1 ч.

30 мин.

30 мин.

5.

Жесты (тренинг).

1 ч.

-

1 ч.

6.

Час интересных (весёлых) историй.

1 ч.

 -

1 ч.

7.

Музыкальная сказка.

1 ч.

-

1 ч.

 

4 блок: «Культура поведения» (10 час)

 

 

 

1.

Театр.

1 ч.

1 ч.

-

2.

Кто- кто в «теремочке» живёт?

1 ч.

1 ч.

-

3.

Я –гость театра. Я – зритель.

1 ч.

1 ч.

-

4.

Идём в театр.

1 ч.

-

1 ч.

5.

Правила поведения на уроке и перемене.

 1 ч.

-

 1ч.

6.

Как быть прилежным и старательным.

 1 ч.

30 мин

30 мин

7.

Как мы видим друг друга (игры).

1ч.

30мин.

30 мин

8.

Мы на улице.

1 ч.

30 мин

30 мин

9

Культура поведения (её составные компоненты).

1 ч.

1 ч.

-

10.

Ура! Праздник!

1 ч.

30 мин

30 мин

 

Итого:

34 ч.

18ч 15 м.

15ч 45м.

 

 

 

Второй год обучения.

Тематическое планирование материала.

 

                               

                  Тема                      занятия

Кол –

во

часов

Теоретичес

кие

занятия

Практичес

кие

занятия

 

1 блок: «Речевая культура» (8 час)

 

 

 

1.

Что изменилось за год.

1 ч.

  30 мин.

  30 мин.

2.

Как ты «растёшь».

1ч.

 30мин

    30мин

3.

Взаимоотношения в семье.

 1ч.

 30 мин.

30 мин.

4.

Как ты познаёшь мир.

 1ч.

 30 мин.

30 мин.

5.

Твои поступки.

1 ч.

30мин

30мин

6.

Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей.

 1 ч.

 1 ч.

  -

7.

Музей – культурная среда моего села. Экскурсия.

 1 ч.

  -

  1 ч.

8

Моя тайна в природе.

 1 ч.

 1 ч.

  -

 

2 блок: «Культура внешнего вида»

 (8 часов.)

 

 

 

1.

Что ты знаешь о себе.

 1 ч.

   30 мин.

  30 мин.

 2.

Театр моды.

 1 ч.

  30 мин.

30 мин.

3.

Мой стиль, моя причёска.

 1 ч.

 30 мин.

30мин.

4.

Предметы личной гигиены.

 1 ч.

 30 мин.

30мин.

5.

Первая косметика.

 1ч.

 30 мин.

30 мин.

6.

Паримся, лечимся, отдыхаем.

1 ч.

 30мин

30мин

7.

Всё о венике.

 1 ч.

 30 мин.

30 мин.

8.

А после баньки.

 1 ч.

 30 мин.

30 мин.

 

3 блок: «Культура общения».(8 часов)

 

 

 

1.

Твоё настроение

1 ч.

 30 мин.

 30 мин.

2.

Твои чувства.

1ч.

 30 мин.

30 мин.

3.

Такой незнакомый «Я».

 1 ч.

 30 мин.

 30 мин.

4.

Общение по телефону.

 1 ч.

30 мин.

.30мин.

6.

Умение владеть собой.

 1 ч.

 30 мин.

30 мин.

7.

Что вы знаете друг о друге?

 1 ч.

 30 мин.

30мин.

9.

Как научиться жить дружно.

1 ч.

 30 мин.

30мин.

10.

Мы смеёмся.

 1 ч.

30 мин.

30 мин.

 

4 блок: «Культура поведения» ( 10 час).

 

 

 

1.

Наши праздники.

30мин

30мин

  -

2.

Этикет за столом.

1 ч.

30мин

.30 мин.

2.

Красивый и вкусный стол.

 1 ч.

 30мин

30мин

3.

Умение вести себя в игре.

2 ч.

30 мин.

1ч.30 мин.

4.

Уважение к труду людей всех профессий.

 1ч.

30мин

 30мин

5.

Единство внешней (мысли, чувства) и  внутренней (внешний вид, поведение, поступки )  культуры, составляющих истинную культуру человека.

 1 ч.

 30мин

30мин

6.

Обстоятельства в жизни человека и способность человека быть выше обстоятельств.

 1 ч.

30 мин.

30мин.

7.

Самовоспитание.

30мин

30мин

 

8.

Турнир вежливости.

 1 ч.

-

 1 ч.

9.

Конкурс знатоков

 1ч.

 30мин

30мин

 

Итого:

34 ч.

17час.

17час.

 

 

Третий год обучения.

Тематическое планирование материала.

 

                                  

                         Тема                      занятия

Кол –

во

часов

Теоретичес

кие

занятия

Практичес

кие

занятия

 

1 блок: «Речевая культура»( 8 часов).

 

 

 

1.

Человеческое богатство.

 1 ч.

   30мин

    30мин

2.

Доброе имя.

 1 ч.

  1 ч.

   -

3.

Доброе слово.

 1 ч.

30мин

 30мин

4.

Сила духа.

 1 ч.

  30 мин.

 30 мин.

5.

Добрые люди.

 1 ч.

  30мин

 30мин

6.

Заповеди родного края (проектно- исследовательская деятельность).

 1ч.

30 мин.

  30 мин.

7.

Что такое интонация.

 1 ч.

 30 мин.

 . 30 мин.

8.

Правда и ложь (формирование нравственных качеств- честности и справедливости).

1 ч.

30мин.

30мин.

 

2 блок: «Культура внешнего вида»

 (5 часов).

 

 

 

1.

Красота и добро.

 1 ч.

  30 мин.

  30 мин.

2

Свойства цвета.

 1 ч.

 30 мин.

30мин.

3

Моё старое платье.

 1 ч.

30мин

30мин

4

Конкурс знатоков.

 1ч.

 -

 1 ч.

5

Вредные привычки (бережное отношение к своему здоровью).

 1 ч.

30мин

30мин

 

3 блок: «Культура общения» (11 часов.)

 

 

 

1.

Как понять друг друга без слов

 1ч.

 30мин

30мин

2.

Умеешь ли ты дружить. Никакое общение между людьми не имеет ценности без дружбы.

1 ч.

30 мин.

30 мин.

3.

Скажи, кто твой друг? (Ищи товарища лучше себя, а не хуже; нет друга – так ищи, а нашёл – так береги.).

1 ч.

30мин

30мин

4.

От одного слова – да навек ссора (конфликт, его причины; поведение в конфликте).

30мин

30мин

-

5.

Язык держи, а сердце в кулаки сожми (способы выхода из конфликта и предотвращение его).

30мин

30мин

-

6.

Говори, да не спорь, а хоть спорь, да не вздорь (от спора к диалогу).

1 ч.

 30мин.

30мин.

7

Какой у тебя характер? Как воспитать характер?

 1ч.

30мин.

30мин.

8

Жадность и жадины.

 1 ч.

 1ч.

-

9.

Вежливый отказ.

 1ч.

 1ч.

-

10.

Зависть (воспитание положительных качеств характера).

 1ч.

30мин

 30мин

11

Взаимопонимание.

1 ч.

 -

 1ч.

12.

Правила общения с окружающими.

1 ч.

 30 мин.

 30мин.

 

4 блок: «Культура поведения» (10 час).

 

 

 

 

1.

В мире мудрых мыслей.

 1 ч.

 30 мин.

30мин.

2.

Правила поведения в библиотеке (экскурсия).

 1 ч.

30 мин.

30мин.

3.

Правила поведения в столовой (игра – практикум).

 1 ч.

 30мин

30мин

4.

Приглашаем в гости.

1 ч.

30мин

.30мин

5.

Собираемся в гости (игра – путешествие).

1 ч.

 30мин

 30мин

6.

Внимание на дорогах.

1 ч.

30мин

30мин

7.

Ответственность.

1 ч.

-

1 ч.

8.

Правила приличия в житейских ситуациях.

1 ч.

 30 мин.

30мин.

9.

Рыцарский турнир (привитие потребности культурного поведения).

1 ч.

 -

1 ч.

10.

Конкурс знатоков.

1 ч.

 30мин

 30мин

 

Итого:

34 ч.

17 ч.

17 ч.

 

 

 

   Содержание дополнительной образовательной программы.

 

Первый год обучения.

 

1 блок. Речевая культура.

Я- человек. Человек – это прежде всего , способность проявления любви к родным, друзьям, к природе, занятиям (интересы). Любовь как способность жить интересно, разнообразно и как сила, соединяющая всех людей (во имя жизни).

  Этика  - наука, изучающая  законы, по которым человек живёт, строит свои отношения с окружающим миром, организует своё поведение.

  Этикет речи- правила речи, значимость которых в сохранении хороших взаимоотношений между людьми. Правила говорящего: проявление доброжелательности, вежливости, скромности, соблюдение последовательности в изложении, стиля, тона речи, умение выбрать тему, использовать все средства общении (слова, мимику, жесты).

 Правила слушающего: доброжелательность, терпеливость, умение вступать в диалог, владение мимикой, жестами как проявление интереса, согласия или несогласия.

 Имена. Происхождение имён: что они означают. Производные от полного имени.

 Ты и Вы. Правила обращения в различных ситуациях. Волшебные – вежливые слова: здравствуйте. Благодарю, спасибо, пожалуйста, извините. Этимологическое значение некоторых слов. Особенности использования в древности этих слов у разных народов.

 Село – часть природы, место проживания человека и его культурная среда. Этимологическое значение слов «город», «село». Особенности строительства русских городов и сёл.

 Природа для Человека – место Красоты, Вдохновения, Радости и Тайны.

 

2 блок. Культура внешнего вида.

Взгляд, улыбка, причёска, грация как самые важные элементы в первичном восприятии лица и внешнего облика в целом.

 Улыбка – свидетельство хорошего настроения и дружелюбия, она вызывает доверие, поднимает настроение и всегда делает человека красивым. Грация – особое свойство движений человека: лёгкость, изящество, пластичность, ловкость.

 Проявление женственности и мужественности как главное отличие женщин и мужчин.

 Правила красоты: чаще улыбаться, быть доброжелательным к людям; естественным (нет ничего хуже, чем кривляние, притворство, грубость, позёрство); быть скромным (т.е. не выпячивать себя, но в то же время не быть небрежным к себе); чистоплотным.

 Кожа – зеркало здоровья нашего организма. Функции кожи и уход за ней.

 Волосы, их назначение, особенности роста и уход. Причёска. Создание индивидуального образа.

 Одежда, её проявление и назначение. Костюм – сочетание видов одежды. Исторические изменения костюма в сравнении с современным. Законы, помогающие одеваться красиво: одежда должна быть удобной, модной, современной; необходимо грамотно сочетать цвета, соблюдать этикет в одежде – костюм должен соответствовать выбранному занятию, делу.

 Мода – смена форм и образцов одежды.

 Девочки и мальчики. Их характерные природные и психические особенности.

 

 3 блок. Культура общения.

 Общение- процесс взаимодействия людей, в ходе которого происходит взаимное обогащение информацией. Мыслями, чувствами, рождение нового качества «мы», развитие нравственных взаимоотношений. Интерес к личности – главное условие развития общения. Настроение – устойчивое эмоциональное состояние человека, его значимость в жизни человека, в частности, в общении. Характер настроения: мажорный и минорный. Способы создания мажорного настроения.

 Средства общения: слова, жесты, мимика и пантомимика. Роль этих выразительных средств в передаче настроения, характера, образа в целом.

 Юмор как средство создания хорошего настроения (анекдот, рассказ, частушка).

 

 4 блок. Культура поведения.

 Театр – сценический вид искусства. История театрального искусства. Русские народные Городские праздники, увеселения и зрелища (площадные и балаганные представления). Современное здание театра: фойе., гардероб, зрительный зал, сцена, партер, амфитеатр, балкон, цеха, грим – уборная, буфет…

 Спектакль – основное театральное действо,  коллективное творчество людей разных профессий: драматурга, режиссёра, актёра, художника, бутафора, костюмера…

 Гость театра- зритель. Культура зрителя: знание репертуара театра (афиша);  увыбор спектакля; название, жанр, автор – драматург, режиссёр, актёрский состав;  подготовка к посещению театра: настроение, костюм, причёска, цветы; знание и соблюдение театрального этикета.

 

 Второй год обучения.

 1 блок. Речевая культура.

  Образ «Я» через 10 лет ( Я –реальное и Я -желаемое). Я – член семьи. Семья как союз самых близких, родных людей на земле. Сходство внешнее и внутреннее (общие интересы, черты характера). Индивидуальное своеобразие: внешность и характеристика личностных черт.

 Достопримечательности родного села. Парки, скверы - «идеальная культура, культура, в которой облагороженная природа идеально слита с человеком». Любимые уголки.

 Музей – культурная среда моего села. Памятники культуры.

 Природа и Человек – как две культуры, каждая из которых живёт по своим правилам, законам. Взаимодействие двух культур возможно только по законам Красоты и Доброты. Способность воспринимать и относиться к природе как к живому существу – основа нравственного совершенствования человека, основа обретения гармонии в жизни.

 

 2 блок. Культура внешнего вида.

 Вкус – соблюдение меры в моделировании костюма, выборе цвета, стиля, учёт индивидуальных особенностей.

 Причёска – форма, придаваемая волосам стрижкой, расчёсыванием, завивкой. Стиль определяется типом волос (нормальные, жирные, сухие), состоянием волос  (здоровые, поражённые), природой волос (прямые, вьющиеся, тонкие), формой лица (овальная, квадратная, треугольная, трапециевидная, круглая). Определение формы своего лица и, соответственно, типа причёски.

 Гигиена ( с греч. – «здоровый») – совокупность профилактических мер с целью сохранения и укрепления здоровья. Соблюдение правильного питания, выполнение физических упражнений – залог здорового и красивого внешнего вида, бодрого  самочувствия, проявление уважительного отношения к себе.  

 Водные процедуры: умывание, обтирание, душ, ванна, баня, плавание. Влияние их на кровообращение, мышечную систему, дыхание, обмен веществ, остроту зрения, нервную систему. Баня – мощное восстановительное, профилактическое, закаливающее средство.

 

 3 блок. Культура общения.

«Кто я такой?»  Создание образа «Я»: имя, возраст, пол, национальность, член семьи (дочь, сестра, внучка), особенности в одежде, любимые вещи (игрушки, велосипед, компьютер, книги…), друзья (один, несколько, много), любимые блюда, любимые и нелюбимые учебные предметы, интересы, увлечения, желания, мечты, цель (если есть), черты характера ( какие помогают, какие мешают в отношениях с другими людьми, в труде).

 Тайна моего «Я» или то, что другие не замечают во мне, мои желания.

Одноклассники, друзья – интересные, добрые, красивые люди.

 Интервью – форма общения и способ познания другого человека.

 Доброе мнение – опора в жизни, в достижении цели, в трудную минуту.

 Расслабление – способ создания хорошего самочувствия (снятие усталости, обретение мажорного настроения).

 Шутка – остроумное замечание, сказанное по- доброму. Запретные темы: несчастье, болезнь, физические недостатки, имя. Шутка в свой адрес – способ развития собственного чувства юмора.

 

4 блок. Культура поведения.

Праздники – любимые дни в моей жизни, часть культуры нашего народа, дни радости и торжества в честь или память кого (чего) – нибудь.

 Прадники: государственные – День Победы, День Независимости, профессиональные  и др.; народные – Масленица и др.; Религиозные – Рождество, Крещение, Пасха и др.

 Возрождение национальных традиций. Традиции – сохранение и передача опыта от поколения к поколению. Традиции: семейные – день рождения, Новый год, совершеннолетие, свадьба, день памяти; школьные – День Знаний, юбилей школы, выпускной вечер, праздник песни и др.;  классные – день именинников, окончание учебного года, новогодняя экскурсия в лес, праздник мам, пап и др.

 Культура гостя в пословицах и поговорках. Необходимые качества: пунктуальность, скромность, вежливость, тактичность, жизнерадостность. Этикет гостя: ответить на приглашение (поблагодарить), уметь выбрать подарок (требования к нему) и преподнести его, соблюдать правила поведения за столом, чувствовать время, уметь прощаться. Правила поведения за столом с точки зрения гигиены, целесообразности, взаимного уважения.

 

 Третий год обучения.

1 блок. Речевая культура.

 Любовь и Добро. Богатство человека, помогающее ему совершать добрые дела и оставаться человеком в сложных жизненных ситуациях: семья, родители, родные, друзья; «добрая память»- способность помнить хорошее; «доброе имя»- «первая драгоценность души» (Шекспир) – это память о добрых делах делах, это теплота, нежность, любовь родителей и их гордость за своего ребёнка.

Доброе слово – «этикетные», «вежливые» слова, выражающие доброе отношение к людям.

 Добрые люди. Добрые люди на Руси – Ульяна Осорьина, Ф.М.Ртищев – люди глубочайшей преданности высшим, духовным идеалам, служившие народу.

 Заповедный край – «это не край запретов, это край, где мы познаём заповеди любви, дружбы, веселья, встречаемся с Ломоносовым, с тем, что он нам завещал. Край, который хранит память,- личную или народную, - это край, который открывает нам мудрые заповеди старины, тысячелетнего опыта красоты и нравственных сил».

 

2 блок. Культура внешнего вида.

 Добро- объективное моральное качество (значение)поступка, нравственная цель поведения (мотив поступка), добродетель (доброта) – моральное качество личности.

 Красота – совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху. Прекрасное – «одухотворённость» предмета, явления; самое широкое положительное общественное значение явления, то, что воплощает красоту, соответствует её идеалу. Взаимодействие Добра и Красоты.

 Идеал красоты, его историческое развитие (идеал – некий образец совершенства, норма, цель, воплощение желаемого).

18 век – появление моды в России.

 Значение цвета в природе и одежде человека. Свойства цвета: сочетается с другими цветами, регулирует температуру тела, отражается на лице, создаёт настроение.

 

 3 блок. Культура общения.

 Общение и Дружба – ценности человеческой жизни. Дружба – добровольный союз людей, нравственная потребность. Приятель, товарищ, товарищеские отношения. Основа отношений в дружбе – симпатия, устойчивая личностная привязанность, единство взглядов, и т. д.

 Образ «Я - друг». Программа самовоспитания.

 Образ «Мой друг», «Наша дружба».

 Конфликт –столкновение мнений, взглядов, интересов, серьёзное разногласие.

 

 4 блок. Культура поведения.

Улица – это ряды домов и пространство между ними для прохода и проезда; это мысли о нас. Правила поведения на улице.

Правила дорожного движения. Знание их, применение знаний о ПДД.

Транспорт – средство передвижения ,«дома на колёсах». Виды транспорта.

Культура поведения – организация поведения, соответствующая принятым нормам. Нравственно- культурный (воспитанный) человек – это человек, который умеет мыслить нравственными категориями, на нравственных позициях строит свои отношения, организует своё поведение в соответствии с принятыми словами – способный видеть добро, мыслить, относиться и поступать по – доброму.

 

Литература:

 

1.       Бабкина И., Иванова Т.Д. Честность -прежде всего! // Педсовет №8, 2005 г.

2.       Безруких М.М.,Макеева А.Г.,Филиппова Т.А. Все цвета,кроме чёрного. – М.: «Вентана - Граф». 2002 г.

3.       Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. –М.: Просвещение, 1982 г.

4.       Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. –М,: Детская литература, 1979 г.

5.       Васильева – Гангус Л. Азбука вежливости. – М.:Педагогика, 1982 г.

6.       Времена года: Православный календарь. – Пермь: Урал – Пресс, 1991 г.

7.       Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов.- Ростов- на- Дону: «Феникс», 2004 г.

8.       Киладзе Н.В., Катаева Е.И. Воспитание детского коллектива. 4 класс: программа, родительские собрания, классные часы, коллективные творческие дела. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

9.       Кирей Н.В. Плохо девочкой мне жить…, Баландина Е.В. Школа этикета, или Вы пришли в театр. // Педсовет. №11, 2007 г.

10.   Кулаева Т.А.Жить без улыбки – просто ошибка. // Педсовет. №1, 2005 г.

11.   Маяревская Ю.Н. УРОК ВЕСЁЛОГО ЭТИКЕТА., Ильина О.Л. Меня зовут… // Педсовет. №5. 2007 г.

12.   Мир детей и подростков.// Почтовая газета. №11 (38)2008 г.

13.   Панкова Л.М. «У порога семейной жизни».- М.: «Просвещение», 1991 г.

14.   Педсовет. Газета для учителей начальных классов. – М.: «АО «Принт -экспресс». №5,1996; №7,1996 г.; №10, 1996 г.; №3, 2001 г.

15.   Педсовет. Газета для учителей начальных классов. –М.: «ГУП «ИПК «Московская правда» №11, 2006 г.; №2, 2008 г.

16.   Полетавкина Л.Г. Вечер «Будьте добрыми и человечными!» Педсовет. №3, 2005 г.

17.   Полтавская И.Б. В царстве вежливости и доброты. // Педсовет. Газета для учителей начальных классов. – М.: ГУП «ИПК «Московская правда», №12, 2005 г.

18.   Почемучка. – М.:Педагогика, 1993 г.

19.   «Стильные девочки» Мир детей и подростков. // Почтовая газета. №16 (43 2008 г.)

20.   Тайна имени. – Харьков: Горсинг, 1995 г.

21.   Ходынкина И.В. Анекдотические сценки. Улыбайтесь чаще. // Педсовет. №12, 2007 г.

22.   Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1975 г.

23.   Энциклопедия для джентльменов. – СПб.: Динамит «Золотой век», 1995 г.

24.   Энциклопедия для маленьких принцесс. – СПб.: Динамит «Золотой век», 1995 г.

 

 Методические рекомендации:

  • Соблюдение последовательности решения задач;
  • Специфическая форма познания связей с жизнью (проживание содержания). Для этого нужны игровые элементы: характер беседы, формы показа и т.д.;
  • Сравнение – основной путь активизации мышления;
  • Деловые игры на занятиях – один из активных путей создания атмосферы сотворчества, сотрудничества педагога и ученика.

 


МБОУ «Ломоносовская средняя школа имени

МБОУ «Ломоносовская средняя школа имени

Пояснительная записка. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно- зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам…

Пояснительная записка. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно- зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам…

Форма занятий: Содержание кружка ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной художественной литературой

Форма занятий: Содержание кружка ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной художественной литературой

Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информацонных и коммуникативных задач

Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информацонных и коммуникативных задач

Дети научатся: иметь вкус к красивой и правильной речи; рассказывать и слушать; уважительному отношению к своему имени и именам близких людей; любить место (село), где…

Дети научатся: иметь вкус к красивой и правильной речи; рассказывать и слушать; уважительному отношению к своему имени и именам близких людей; любить место (село), где…

Мода на Руси. Экскурсия в музей

Мода на Руси. Экскурсия в музей

Что ты знаешь о себе. 1 ч

Что ты знаешь о себе. 1 ч

Что такое интонация. 1 ч

Что такое интонация. 1 ч

Первый год обучения. 1 блок

Первый год обучения. 1 блок

Средства общения: слова, жесты, мимика и пантомимика

Средства общения: слова, жесты, мимика и пантомимика

Тайна моего «Я» или то, что другие не замечают во мне, мои желания

Тайна моего «Я» или то, что другие не замечают во мне, мои желания

Идеал красоты, его историческое развитие (идеал – некий образец совершенства, норма, цель, воплощение желаемого)

Идеал красоты, его историческое развитие (идеал – некий образец совершенства, норма, цель, воплощение желаемого)

Почемучка. – М.:Педагогика, . 2

Почемучка. – М.:Педагогика, . 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2021