Автор: Рябова Анна Сергеевна
Заречный
2021
Содержание
Введение 3
1 Этика взаимоотношений с детьми, их родителями и коллегами 4
2 Правила общения и взаимодействия с детьми, их родителями и коллегами 10
Заключение 12
Список использованных источников 13
Введение
Этика вожатого - это профессиональная этика, выступающая как средство формирования личности самого вожатого и как педагогический фактор, обеспечивающий влияние на детей, формирование их морали, воздействие личным примером.
Педагогическая этика очень специфична, в ней большое количество особых вопросов, закономерностей, принципов, требующих специальной разработки, особой теории.
Другой частью педагогической этики является ее прикладная сторона, определение правил, заповедей, выработка особого кодекса чести вожатого, разного рода памяток, указывающих пути и формы поведения вожатого по отношению к детям, к коллегам по работе, к родителям.
Этой частью педагогическая этика примыкает и сливается с повседневной жизнью, решением возникающих ситуаций, проявлением личности вожатого у всех на виду.
Актуальность работы заключается в том, что педагог должен понимать роль и значение этики, правил общения во взаимодействии с детьми, их родителями и коллегами.
Цель: изучить особенности этики и правил общения с детьми, их родителями и коллегами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить этику взаимоотношений с детьми, их родителями и коллегами;
- рассмотреть правила общения и взаимодействия с детьми, их родителями и коллегами.
Объект исследования – этика и правила общения.
Предмет исследования – роль этики и правил общения во взаимодействии с детьми, их родителями и коллегами.
1 Этика взаимоотношений с детьми, их родителями и коллегами
Этика общения с родителями
В отношении с посетителями, родителями детей нужно проявлять максимум такта, предупредительности, сердечности. При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями, — это обязательная этико-педагогическая норма. Всегда защищать интересы детства, детей в семье.
Надо сдержанно и вежливо выслушать замечания родителей, если они излагаются не в оскорбительной форме. Разъяснить, объяснить, в чем они ошибаются, учесть верные замечания, согласиться с ними, поблагодарить за совет. Никогда не унижать бестактными замечаниями, репликами, оценками личное достоинство родителей.
Если замечания высказываются грубо — не продолжать разговор, предложить обратиться к начальнику лагеря. Все разговоры подобного рода с родителями никогда не вести в присутствии детей.
Жаловаться на ребят начальству или родителям – проявление непрофессионализма. Жаловаться (то есть, по сути, ябедничать, доносить) родителям - значит провоцировать их на разбирательство с ребенком.
Этика общения со старшими по должности
Этика быта вожатых, воспитателей в лагере складывается из таких элементов, как костюм, личная гигиена, жилище, бытовой труд, питание, формы отдыха, личные симпатии и привязанности, бытовые взаимоотношения между воспитателями, вожатыми, администрацией лагеря, соблюдение общих норм культуры поведения.
Как относиться к старшим по должности и к своим обязанностям?
Отношение к старшему по должности должно быть, как и к другим людям, — уважительное, вежливое. Беспрекословное выполнение всех законных требований руководителя не должно восприниматься подчиненным как унижение. В то же время каждому человеку присуще чувство собственного достоинства. Без серьезных на то оснований невыполнение подчиненным требований старшего по должности товарища этически недопустимы
В лице директора программы вожатый видит свою ближайшую администрацию, выполняет его требования, относится с уважением как к лицам, старшим по должности. В необходимых случаях обращается сначала к начальнику дружины, а в случае неразрешенного вопроса — к директору.
Работая с детским коллективом, ты учишься критически осмысливать и переосмысливать свой теоретический багаж, опыт коллег, оценивать каждый шаг своей воспитательной деятельности. Вожатый несет личную ответственность за качество подготовки к очередному рабочему дню, за каждое проведенное дело, за воспитательную работу с детьми.
Каждый вожатый обязан иметь четкий календарный план всей проводимой им работы с детьми, вести свой рабочий дневник.
Вожатый строго соблюдает внутренний распорядок жизни лагеря, беспрекословно выполняет общие внутренние правила и обязанности, бережно хранит традиции лагеря, принимает активное участие в их развитии.
Этика отношений с коллегами-вожатыми
Всегда помните, что вы - единый коллектив. При детях, учащихся любого возраста даже самая идеальная форма критики воспитателя, вожатого, практиканта, директора, начальника лагеря считается полностью исключенной. Место критики — лишь вожатский коллектив или разговор наедине, смотря по обстоятельствам. Исключения возможны только в чрезвычайных обстоятельствах.
В случаях беды, горя у одного из членов коллектива - единственно моральным является сочувствие, моральная и посильная практическая поддержка его в трудные минуты жизни.
Скромность во всем, никаких грубых бытовых «сцен» и конфликтов старших дети не должны наблюдать.
Этика взаимоотношений со старшими по должности. Здесь всегда возникает вопрос у вожатых: как быть, если начальник лагеря, старший вожатый окажутся малокультурными людьми? Общая установка здесь ясна: отношение к старшему по должности должно быть, как и к другим людям - уважительное, вежливое, беспрекословное выполнение всех законных требований руководителя не должно восприниматься подчиненным как унижение. В то же время каждому человеку присуще чувство собственного достоинства. Отношение подчиненного по службе не должно носить оттенка подобострастия вышестоящему должностному лицу, но также недопустимы и грубость, развязность. Без серьезных на то оснований невыполнение подчиненным требований старшего по должности товарища этически недопустимы. Если же деловые и этические качества руководителя низки, единственно принципиальной является постановка вопроса о снижении его по должности. Речь может идти лишь о критике, а не унижении человеческого достоинства. При детях любого возраста даже самая идеальная форма критики воспитателя, вожатого, практиканта, директора, начальника лагеря считается полностью исключенной. Место критики - лишь педагогический коллектив или разговор наедине, смотря по обстоятельствам. Исключения, возможны только в чрезвычайных обстоятельствах.
Взаимоотношения с коллегами.
В общении с коллегами вожатому надо помнить о том, что напряженность во взаимоотношениях часто возникает из-за несоблюдения педагогического такта. Общаясь друг с другом, следите за тоном общения к коллегам, помните о культуре ведения спора. Если конфликт все-таки разгорелся, попытайтесь достойно из этого выйти.
Для этого:
· Умей слушать не только себя, но и участника спора;
· Попытайтесь выяснить, что вас разъединяет;
· Установите общие точки зрения;
· Вновь проанализируете содержание конфликта, желая понять позицию партнера;
· Найдите общие точки зрения.
Немаловажным моментом в работе являются взаимоотношения с напарником. Что ни говорите, в профессиональной работе вожатого нет ничего лучше хорошего напарника (напарницы). На всю смену вы можете быть полностью уверены в успехе вашего общего нелегкого дела. Вас будут понимать с полуслова и подхватывать все ваши начинания. В свою очередь, вы с радостью будете отвечать тем же.
Ведь напарник – это ваш единомышленник. При этом неважно, знаете ли вы друг друга уже давно или познакомились только в лагере, лишь бы человек оказался хорошим товарищем, верным другом и классным Вожатым.
Следует оговорить перспективы жизнедеятельности отряда, в котором предстоит работать, прийти к общему мнению. Это важно сделать заранее, до заезда детей, так как в ходе смены времени практически не будет, а возникшие трения сразу увидят воспитанники. Это происшествие может расколоть отряд на части, вылиться в конфликт между педагогами и в результате свести всю работу на «нет».
Для повышения своей педагогической работы вы можете постараться разделить обязанности. Например, сегодня вы отвечаете за подъем и проведение зарядки, а завтра ваш напарник. Только такое разделение полномочий совсем не говорит о том, что вы или ваш напарник сами не встаете с утра и не участвуете в зарядке. Эффективность педагогической работы в этом случае скоро упадет, а не повысится. Здесь речь идет о роли «ведущего и ответственного» за какое-то дело, в организации и проведении которого вам помогает ваш коллега, а вы ему.
Соблюдение этических норм и отношения с родителями воспитанников.
Никогда не следует жаловаться родителям на ребенка, обвинять их в его проступках. Надо сдержанно и вежливо выслушать замечания родителей, если они излагаются не в оскорбительной форме. Разъяснить, объяснить, в чем они ошибаются, учесть верные замечания, согласиться с ними, поблагодарить за совет. Следует тактично высказать свои наблюдения, пожелания.
Если замечания высказываются грубо - не продолжать разговор, предложить обратиться к начальнику лагеря. Все разговоры подобного рода с родителями никогда не вести в присутствии детей.
Никогда не унижать бестактными замечаниями, репликами, оценками личного достоинства родителей. Всегда защищать интересы детства, детей в семье.
При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями, — это обязательная этико-педагогическая норма.
Как произвести первое впечатление!
Вожатый, восемнадцать ему или тридцать восемь – это значение не имеет, должен уметь выглядеть красиво, элегантно, эстетически выразительно, обаятельно. Вожатый, общаясь с ребятами все 24 часа в сутки, воспитывает их своей прической, гримом, походкой, мимикой, голосом, одеждой, всем, из чего складывается дар обаяния.
Особенно при первой встреча чрезвычайно важно буквально одним штрихом создать у ребят положительное впечатление. Можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас.
· Ваш внешний вид;
· Выражение вашего лица;
· Ваши запахи;
· Тембр вашего голоса;
· Ваша жестикуляция.
Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом. То успех «положительно первого впечатления» вам обеспечен. Не стоит забывать, что вожатый воздействует на ребят прежде всего своим внешним видом. Дети любят красивых вожатых. Не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорным. Не стоит встречать детей в спортивных трусах, с сигаретой в зубах, в грязной майке или неглаженной рубашке, в тапочках на босу ногу и с сальными волосами.
Форма одежды вожатого должна соответствовать педагогической ситуации. Для утра и линейки – одна, для турпохода – другая, для работы – третья. Вожатая в юбке на спортплощадке также противоестественно, как и вожатая в спортивных штанах на торжественной линейке. Вожатый в плавках на пляже – это явление закономерно, на территории лагеря – явление вульгарное.
Внешний облик вожатого кроме простого опрятного костюма, определяют подтянутость, собранность движений, естественность манер, доброжелательность, приветливое выражение лица, внимание ко всем и каждому ребенку отдельно. Угрюмое, раздраженное и тем более «отсутствующее» выражение лица вожатого недопустимы при первой встречи детей, да и в последующей работе с ними. Найдите в арсенале своих эмоциональных картинок мягкую доброжелательную улыбку, она наиболее подойдет вам для общения с ребятами и коллегами.
Записная книжка, авторучка, карандаш – обязательны в «вожатском портфеле».
Голос, тон, дикция вожатого очень важны в его работе. Раздраженный тон вожатого, кричащего на детей, бессознательно, инстинктивно воспринимается ими как оскорбление. И почти автоматической формой самозащиты воспитанников в этом случае является невосприятие его слов. Вожатый, вызывающий у воспитанника страх криком или грозным молчанием, пренебрежительным взглядом или угрозой, тотчас перестает быть воспитателем. Между вожатым и воспитанником поселяется чувство страха последнего перед первым. Страх создает психологический барьер, который или искажает воспитательный процесс, или вовсе разрушает его.
Голос, тон, даже дикция должны соответствовать этической норме отношений с воспитанниками, отражать нравственную культуру вожатого.
2 Правила общения и взаимодействия с детьми, их родителями и коллегами
Уважайте людей.
Умейте говорить не только о том, что волнует Вас, но и том, что волнует вашего собеседника. Запоминайте имена всех, с кем приходиться общаться. Старайтесь чаще хвалить, одобрять своего собеседника.
Будьте смелыми и решительными.
Входящие в компетенцию педагога вопросы должны решаться им самостоятельно. Нерешенные проблем угнетают психику, делают человека неуравновешенным, раздражительным.
Чаще улыбайтесь.
Улыбка при встрече говорит о том, что Вы рады человеку, предстоящему общению. Чаще шутите сами. Шутка сближает людей, повышает эффективность совместных дел.
Не нервничайте.
Педагог не должен нервничать, раздражаться. Раздраженный человек теряет много энергии. А если привыкнешь видеть в людях только хорошее, невольно начнешь черпать позитивную энергию.
Критикуйте умело.
До того, как осудит коллег, родителя, ребенка, выслушайте их объяснение до конца. Возможно, этого будет достаточно для разрешения возникших вопросов. Не забывайте, что все, делавшееся раньше, можно сделать еще лучше.
Будьте принципиальны.
Будьте твердыми в серьезных вопросах, уступайте в мелочах. Не обладая твердостью и в то же время человечностью, Вы никогда не завоюете высокого авторитета.
Не будьте упрямы.
Не бойтесь извиниться перед ребенком, родителем, если Вы не правы. Тот, кто находит объективные причины своих неудач, редко бывает хорошим специалистом.
Будьте добрым.
Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков. Помните, что свои неудачи мы чаще всего преувеличиваем.
Пользуйтесь эффективным стилем управления.
Универсального стиля управления для воспитания и обучения разных людей не существует. Более приемлемым считается стиль управления в духе уважения, исключения недоверия друг к другу.
Благодарите за совет.
Когда дают совет, следует поблагодарить того, кто его дал, а уже потом решать, следовать ему или нет. Совсем не обязательно говорить об этом советчику, иначе в следующий раз он может отказать в помощи, хотя вы будете в ней нуждаться.
Нельзя высмеивать личность человека.
Можно посмеяться лишь над отдельной чертой характера. В дискуссии необходимо отречься от личных симпатий и антипатий.
Заключение
В отношении с посетителями, родителями детей нужно проявлять максимум такта, предупредительности, сердечности. При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями, — это обязательная этико-педагогическая норма. Всегда защищать интересы детства, детей в семье.
Умейте говорить не только о том, что волнует Вас, но и том, что волнует вашего собеседника. Запоминайте имена всех, с кем приходиться общаться. Старайтесь чаще хвалить, одобрять своего собеседника.
Входящие в компетенцию педагога вопросы должны решаться им самостоятельно. Нерешенные проблем угнетают психику, делают человека неуравновешенным, раздражительным.
Улыбка при встрече говорит о том, что Вы рады человеку, предстоящему общению. Чаще шутите сами. Шутка сближает людей, повышает эффективность совместных дел.
Педагог не должен нервничать, раздражаться. Раздраженный человек теряет много энергии. А если привыкнешь видеть в людях только хорошее, невольно начнешь черпать позитивную энергию.
Список использованных источников
1 Афанасьев, С. П. Что делать с детьми в загородном лагере? / С. Афанасьев, С. Коморин, А. Тимонин. — М. : МЦ «Вариант», 2002. — 224 с.
2 Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. — Ярославль : Академия развития, 2003. — 256 с.
3 Белогуров, А. Летний лагерь как среда социализации / А. Белогуров // Народное образование. — 2009. — № 3. — С. 15—16.
4 Газман, О. С. Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работы Всероссийского п/л «Орленок» / О. С. Газман, В. Ф. Матвеев. — М. : Педагогика, 1982. — 96 с.
5 Голев, А. Г. Методика организации летнего отдыха детей и подростков : учеб.-метод, пособие / А. Г. Голев, Е. В. Давыдова. — Пятигорск : ПГЛУ, 2011. — 217 с.
6 Кричевский, Р. Л. Если вы — руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М. : Дело, 1998. — 382 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.