Этимология как один из способов словообразования.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Этимология как один из способов словообразования.Урок с использованием упражнения группировки слов в сочетании с коллизией. Данный тип упражнения позволяет учителю создать универсальные уроки – повторения, которые можно включать в систему уроков независимо от программной темы и выявить пробелы изученного ранее материала, а через коллизию ввести материал новой темы, связанный с разделами фонетики, орфоэпии, словообразования, лексики, морфологии и т.д. В данном случае решается несколько проблем: 1. Учащийся в ситуации успеха (какая бы группировка не получилась, ребенок прав). 2. Учитель может включить в систему данного повторения любой материал. 3. Учащиеся сами делают выводы по материалу новой темы, а значит, мыслят, рассуждают и т.д. 4. Могут быть решены межпредметные связи.
Иконка файла материала работа.docx
Этимология как один из способов словообразования.                      Цели:   с помощью  методов: группировки  слов,  коллизии – повторить  знания   частей речи (сущ., прил., глаг., нареч.);  орфография в корне, приставке;  омонимы, омофоны, многознач. и однознач. слова; способы словообразования  (приставка, суффикс, сложение); познакомить с этипологией некоторых слов;  показать, что знание лексического значения слова (знание морфол.) играет важную роль в орфографической и словообразовательном анализе слова. Сравнить  явления русского языка с понятиями в музыке, живописи.                 Оборудование:                                                                                    Сл.   Ожегова;   рисунки,   отображающие   методы   абстракционизма   и   реализма; музыкальные произведения: Моцарт «Маленькая ночная серенада»  (классическое произведение) (симфония движения).                                   Пасифик   –   231            и   Онеггер   А. Гаплология от греч. Haplos +logos (простой+слово) Сращение Полисемия Полифония Абстракционизм реализм Оформление доски Задание:   сгруппируйте   данные слова   по   любому   принципу, выполните их морфемный анализ. Бл…зорукий, в…здушный, фокус, чере…чур,   курносый,   пр…стой, шив…рот, х…ровод, и…ч…ртить На обороте доски: Близорукий (близко) Воздушный (воздух) Фокус Курносый Шиворот   (ворот) Чересчур Исчертить  (чертить)  Хоровод   (хор) Простой  (просто – прил.) Простой   (сущ.) Ход урока: I. Орг. момент. II. Тема урока: 1. Работа в группах. В распоряжении каждой группы только словарь Ожегова. ­ На какие группы вы разбили слова? Помог ли вам словарь? I   группа   учащихся   представляет   группировку   слов   по   морфологическому признаку. Словарь помог определить часть речи слова «простой» (коллизия) ­ А почему нельзя было сразу определить часть речи? (Значение данного слова понятно только в контексте Н­р:  простой (сущ.) техники           Простой (прилаг.) пример Сущест. Прилаг. Фокус Простой Шиворот Хоровод Близорукий Курносый Простой Воздушный Глагол Исчертить Наречие Чересчур 1II группа распределяет слова по орфографическому принципу (Коллизия – слово «простой»)         ­Какие трудности возникли? Помог ли словарь? (Да. Словарь помог определить часть речи слова простой, таким образом иы нашли часть слова, в которой находится орфограмма. Если прилагательное, то в корне, а если существительное, то в приставке.) А) Орфограмма Остальные слова Фокус Курносый Нет орфограммы Орфограммы Б) Нет орфограммы Фокус курносый В корне Близорукий, простой   (прил.), шиворот,   хоровод, исчертить, воздушный В приставке Чересчур, простой   (сущ.), исчертить ­ А теперь проверим морфемный разбор слов (открываем оборот доски). ­ Какие вопросы возникли, а может разрешились? (Коллизия: фокус, курносый, шиворот). ­ Обратимся к этимологии слов «курносый, шиворот» и выясним, что у этих слов основа непроизводная, когда есть слова «нос, ворот». ( Попутно разбирается слово «близорукий») ­ также интересно происхождение омонимов фокус1, 2.          Вывод: Знание   этимологии   слова   помогает   правильно   произвести орфографический   и   морфемный   анализ   слова,   узнать   об   исторических однокоренных словах, что облегчает их правописание.         III   группа   с   учетом   этимологического   анализа,   представляет   группировку слов по их способу образования. Приставка Чересчур Простой (сущ.) Исчертить Суффикс Воздушный Сложение Близорукий Хоровод IV группа распределила слова по лексическому принципу. Омонимы Фокус1, 2 Омоформы Простой1, 2 Многозначные Фокус1, 2 Простой1 (прил.) Близорукий Шиворот Исчертить Слова с непроизводной основой Фокус Курносый Простой (прил.) Шиворот Однозначные Простой2 (сущ.) Чересчур Курносый Хоровод 2. Давайте   сравним   некоторые   явления   русского   языка   с   понятиями   музыки, 2живописи.         Учащимся   представлены   иллюстрации   художников   абстракционизма   и реализма                                                 Омонимичны                 абстракционизм                                        реализм                                  ­ различные ассоциации от восприятия (многозначность)                 ­ произведения изобразительного искусства (синонимы)         Подобный анализ проводится на уровне музыкальных произведении й:         Моцарт «Маленькая ночная серенада» (классическое произведение)         Онеггер А. Пасифик­231 Симфония движения.         Вывод: Мы   можем   говорить   о   многообразии   впечатлений   зрительных, слуховых и языковых, которые объединяются схожими явлениями и понятиями, например таким, как полисемия (многозначность), омонимия, синонимия. И мы можем   только   восхищаться   недосягаемости,   неисчерпаемости,   величию окружающего нас мира, который дает тот поток ассоциаций, который находит свое воплощение в изобразительном искусстве, музыке, языке. 3