«Этнический, языковой и религиозный состав населения России» урок географии в 8 классе

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый урок, географии в 8 классе, с использованием принципов личностно-ориентированного обучения, проводится по теме «Этнический, языковой и религиозный состав населения России». Согласно модели урока в центре образовательного процесса оказывается ученик, как субъект познания, носитель субъективного опыта
Иконка файла материала Технологическая карта урока.docx

Технологическая карта урока

Этап урока

Время

Цель

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые образовательные результаты

предметные

УУД

познавательные, регулятивные

коммуникативные

личностные

1.Самоопределение к деятельности

 

1 мин

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

 

– Посмотрите на экран(прочитайте стихотворение) Слайд 1

Живут в России разные

 Народы с давних пор.

 Одним тайга по нраву,

 Другим – степной простор.

 У каждого народа

 Язык свой и наряд.

 Один черкеску носит,

 Другой надел халат.

 Один – рыбак с рожденья,

 Другой – оленевод,

 Один кумыс готовит,

 Другой готовит мед.

 Одним милее осень,

 Другим милей весна.

 А Родина Россия,

 У нас у всех одна.

 

Оценка подготовленности рабочего места, мобилизация внимания.

 

 

Р – самостоятельная организация учебного места

К– умение сотрудничать с учителем и одноклассниками

учебно-познавательный интерес,

самоопределение, самосознание.

2.Актуализация знаний

 

2 мин

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

– Какую тему в течении нескольких уроков мы изучаем?
– С какими новыми терминами, понятиями в этой теме мы уже знакомы?

Посмотрите на экран слайд 2
ЭТНОС
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ
АССИМИЛЯЦИЯ
КОРЕННОЙ (ТИТУЛЬНЫЙ, СТАТУСНЫЙ ) НАРОД
ПАТРИОТИЗМ
НАЦИОНАЛИЗМ

Что обозначают эти слова? В ваших раздаточных материалах на столах есть словарь урока, прочитайте (Приложение 1). Ответьте, с чем связаны все эти понятия? Как, на основе данных слов, сформулировать тему нашего урока?

 

 

 

Отвечают на вопросы, выделяют главное.

Вспоминают и анализируют имеющиеся знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выход на тему урока.

 

 

 

П – умение применять ранее полученные знания

Р–умение ставить и принимать цель учебной деятельности, планировать пути достижения

К–умение сотрудничать с учителем, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зр

учебно-познавательный интерес,

самоопределение, самосознание.

3.Постановка учебной задачи

 

1 мин

Формулирование темы урока

Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока. Слайд 3

Цель: приобретение знаний о этническом, национальном и религиозном составе России.

Для реализации цели необходимо выполнить задачи.

 

Какие задачи мы поставим на уроке.

  1. Узнать какие языковые семьи проживают на территории России: выяснить процентное соотношение народов России; определить районы компактного проживания.

Сегодня на уроке мы рассмотрим этносы России, классификацию народов по принадлежности к языковым семьям; районы их проживания: познакомимся с особенностями культуры и быта, традициями и религиями этих народов;

Формулируют тему урока, пытаются сформулировать вопросы, на которые будут искать ответ.

 

Р-

 

Формирование познавательных интересов и мотивов; личностное развитие обучающихся.

 

4.«Открытие» учащимися новых знаний

 

 

Цель.

Построение нового способа действия и формирование умения применять его  как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

 

Наша Родина велика – необозримы, разнообразны и прекрасны ее просторы, но как вы думаете,  каково самое главное богатство нашего государства?самое прекрасное – это наш народ, люди, проживающие рядом с нами.
Работать мы будем следующим образом:
Сегодня Вы являетесь студентами историко-географического факультета университета в Сиднее. Вас отправляют  в командировку сроком на 1 год в города Российской Федерации с целью изучения культуры народов России. Какие предварительные знания о народах России Вам пригодятся для более глубокого изучения языковых групп (действуем по алгоритму)
Каждая группа, получила  задание: исследовать одну языковую семью (
Приложение 2).
По мере вашего выступления мы получим представление о каждой языковой семье, народах России.. (
Приложение 3)  
По переписи населения 2010 года в России выделено более 160 народов. И поэтому вопрос о национальном составе в полиэтническом обществе очень актуален и нынешнее федеративное устройство государства связано с историей России

– Каждый народ отличается укладом жизни, обычаями, трудовыми навыками, но самый устойчивый отличительный признак народа – его язык – важнейшее средство общения людей.
По сходству языков народы объединяются в языковые группы, родственные группы в языковые семьи.
Языки всех народов России равноправны, но языком межнационального общения является русский язык (это один из пяти официальных языков ООН).

Я предлагаю познакомиться с народами нашей страны. Кто живет рядом с нами?
– Приглашаю ребят первой группы к доске, остальные ребята слушают и ведут краткую запись в таблицу в раздаточном материале. Таким образом составляется логический опорный конспект урока в виде таблицы. (
Приложение 3) (Ребята из групп выступают по очереди у доски: рассказ ребят, показ на карте района проживания характеризуемого народа России, оформление на доске своей части опорно-логической таблицы "Панорама народов России", показ слайдов национальных костюмов и других достопримечательностей.)

 

Составляют алгоритм действий. Готовятся  к выступлению

 

П – преобразовывание информации из одного вида в другую Выбор средств реализации цели и применение их на практике

Контроль процесса и результатов своей деятельности.

Оценивание достигнутых результатов определять степень успешности выполнения работы

 

учебно-познавательный интерес,

- самоопределение, самосознание.

5.Обобщение и закрепление знаний.

 

 

Посмотрите на доску, какая панорама народов у нас получилась! Конечно, это только небольшая часть, но достаточная, чтобы понять, как многонациональна наша родина Россия! Национальный состав населения Республики Алтай алтайцы – 30,6, русские – 57,4, казахи – 6,0, теленгиты – 1,2, тубалары – 0,8, кумандинцы – 0,5, челканцы – 0,4, шорцы – 0,1, другие национальности - 3,0. На 1 января 2010 года численность

Майма 85,3 русские;8,2 алтайцы; 6,5 другие национальности

Обращаю внимание на последнюю строку таблицы. 
Путем коллективного решения по каждому столбцу делают выводы, выделяют проблемы и записывают его в строку таблицы. Например, по столбцу «группы и крупнейшие народы» делаем

 вывод

о многонациональности, из-за которой могут возникнуть проблемы этнических конфликтов.

21 республика, 4 автономных округа, 1автономная область Выделение титульной нации
мировые религии:

христианство(православие),ислам, буддизм; традиционные религии народов севера Конфессиональные конфликты

сохранение самобытности каждого народа

Отсутствие диалога культур

В путях решений красной строкой звучат слова – ТОЛЕРАНТНОСТЬ, УВАЖЕНИЕ. Чтобы жить в многонациональной стране, нужно воспитывать в себе эти качества. 

 

 

 

 

Путем коллективного решения по каждому столбцу делают выводы, выделяют проблемы и записывают его в строку таблицы.

 

К – умение делать выводы

Р – оценивание достигнутых результатов

определять степень успешности выполнения работы

 

развитие эмоционально – ценностного отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования

 

6. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

 

 

Цель.

тренировать способность к применению нового знания

А теперь проверим, как вы уяснили новый материал.

 

.

 

Р – умение следовать цели в деятельности по плану

П – преобразовывание информации из одного вида в другую

личностное развитие обучающихся

Рефлексия

 

 

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Ребята мы выполнили все поставленные задачи в начале урока? Значит достигли цели урока?

Где могут пригодиться знания в жизни?

Работа в листах самооценки. (ПРИЛОЖЕНИЕ №4)

 

Соотносят цель и результат учебной деятельности

Фиксируют степень соответствия.

Намечают  цели дальнейшей деятельности

 

К – умение сотрудничать с учителем, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения

Л – формирование познавательных интересов и мотивов

личностное развитие обучающихся устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

Р – выбор средств реализации цели и применение их на практике;  умение контролировать своё время и управлять им

П- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

выстраивание логической цепочки рассуждения;

рефлексия способов и условий действий.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д/З

 

 

У вас сегодня на дом 3 задания, слушайте внимательно, оно дифференцированное по выбору:

Дать письменный ответ  на вопрос (на выбор): 

 1. Когда Вы впервые задумались о своей национальной принадлежности? С чем это связано?

2. Согласны ли Вы с тем, что в государственном устройстве России важную роль должна играть национально-культурная, а не территориальная автономия? Свою точку зрения обоснуйте.

3.  Сообщение по национальным особенностям (быт, культура, национальная кухня, национальный костюм и т. п.) какого-либо из народов России.

 

Записывают ДЗ, слушают рекомендации учителя.

 

Р – слуховое и визуальное восприятие информации

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru